УР-530

Автор Salo, 11.08.2007 20:50:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

ЦитироватьНу статью я читал, а почему то никоим образом не вспомнилось, так
статья про несколько иное... Там про УР-100 (на вонючке к тому ж)
нихт :D , т.е. ничего. И ес-но картинку я  не
сопостовлял с УР-100, тем более, там и нагрузеой ,,Алмаз,, прописано :wink:



а тут вместо 6-и все 24... мини Н-1 в первоначале... (по кол-ву)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьДа, от Н1 что-то есть... :?

Кстати, предусматривалось что-то типа КОРДа.
А зачем? Ведь РД-0233-0234 на УР-100Н на карданном подвесе стоят.

Вот только непонятно как их собирались форсировать до 60тс у Земли?
Где-то на 30%. Фактически новый двигатель.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Petrovich

Ага, спасибо за поднятую тему и перекинутые сообщения :) ,
Тогда тема как то прошла мимо меня...
ЦитироватьНет, ошибся, ЛКС все-таки под обычный "Протон" создавался.

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Schwalbe

Цитировать
ЦитироватьДа, от Н1 что-то есть... :?

Кстати, предусматривалось что-то типа КОРДа.
А зачем? Ведь РД-0233-0234 на УР-100Н на карданном подвесе стоят.

Вот только непонятно как их собирались форсировать до 60тс у Земли?
Где-то на 30%. Фактически новый двигатель.

Имеется в виду возможность отключения аварийного двигателя.

Поскольку заявлялась совместимость со стартом Протона, вряд ли в на центре были двигатели. Там должны были быть электрические разъемы.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Schwalbe

Но в целом почерк ГКНПЦ вполне узнаваем.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Salo

Поскольку на УР-530 планировалось использовать УВТ отклонением основных КС в карданном подвесе, то при отключении одного или нескольких двигателей дисбаланс тяги легко парировать отклонением остальных камер. Двигателей было 24. Стояли на шести боковушках по четыре штуки. Они форсировались до 60 тс у Земли.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

AceIce

Вопрос близкий к обсуждаемой теме. "Агат-1", который создавался для ОПС "Алмаз", думали ли как нибудь пристроить на обычные спутники-фоторазведчики после закрытия программы?
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Vladimir

Хочу дополнить материалом, близким к этой теме. В начале 70-х годов для запуска АМС планировалось создать модернизированную "пятисотку" с форсированием двигателей 1-й ступени и увеличенной на 100 тонн заправкой первой же ступени. Такая ракета, получившая индекс 11К88, должна была выводить на низкую орбиту ПН 23 тонны. Однако дальше бумаги этот проект не пошел, так как для проекта 5М этого было все равно маловато.

Salo

Сорокатонника не хватало и для пилотируемого облёта Луны и для Марса. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьСороркатонника не хватало и для пилотируемого облёта Луны и для Марса.
Что сорокатонника не хватает для облёта Марса, я охотно верю, но вот Луны... Как же Л-1?

Salo

Лететь без БО и садиться без запасного парашюта Вы считаете нормальной схемой?  Что-то никто не рискнул дать добро на этот полёт. :roll:
Сорокатонник позволил бы обеспечить выход на орбиту Луны с возвратом на Землю.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьСпасибо, правда уже и сам нашел :wink:
И кроме топика посвященного УР-530 еще в
воспоминаниях секретаря ЦК КПСС Я.П. Рябова

ЦитироватьД. Ф. (как мы его обычно называли между собой) был мастер интриг и сталкивания людей, делая это вполне незаметно. Но шила в мешке не утаишь. Оборонщики уже отлично знали: если Д. Ф. на кого-либо обозлился, тому надо уходить или подстраиваться под него. Однако были и строптивые руководители, которых Устинов недолюбливал, но все равно терпел, так как они были хорошими организаторами, талантливыми творческими людьми. Среди них можно назвать: Славского, Афанасьева, Челомея, Огаркова, Шокина, Сербина и многих других.
Избавиться, зажать или ущемить строптивого - это, к сожалению, в нашей действительности практиковалось постоянно. "Невиновен, но за строптивость наказан". Это, как правило, наносило ущерб большому делу. И примеров в моей многолетней практике было немало. Один из них - многомиллиардный проект по созданию МКС-"Бурана".


Устинов всячески проталкивал этот проект, так как его вел фаворит Д. Ф. руководитель НПО "Энергия" академик Глушко. Эта программа мало чем отличалась от американской программы по созданию "Шаттла". Более реальной, дешевой и быстрой в реализации была программа малой МКС, предложенная генеральным конструктором ЦКБ "Машиностроение" академиком Челомеем. Эта система (УР-530) значительно проще систем "Шаттл" и "Буран". Она более маневренная, а дешевизна ее состоит в том, что носитель компонуется и создается из отработанных ракет УР-500 ("Протон") и УР-100М. Она включала пилотируемый возвращающийся корабль (самолет) весом 18-20 тонн, 2-3 астронавта и определенный вес доставки в космос полезного груза для различных научных и иных целей. Это была реальная программа, но против нее категорически возражал Устинов, доводя вопрос до конфликта с Челомеем. Между тем, УР-530 имела широкую поддержку в научных, военных и промышленных кругах, ее одобряли в ЦК КПСС, Академии наук СССР, поддерживало Министерство общего машиностроения.


По этому поводу вспоминаю мой разговор с президентом Академии наук Александровым 30 июня 1978 года. Александров говорил: "Академия наук поддержала Челомея по созданию системы МКС на базе УР-530. Мы советовались с Келдышем, он одобрил. Но как только я дал добро на продолжение работ по созданию этой МКС, на меня, как звери, как борзые собаки, набросились Устинов, Смирнов и Глушко". Я успокоил Александрова, сказав, что напишу поручение ВПК, Министерству общего машиностроения и Минобороны на разработку челомеевской системы.


Поручение из ЦК было направлено. Челомей осуществил ряд экспериментов, даже произвел несколько опытных пусков на орбиту возвращаемых макетов. Но, к сожалению, этой перспективной космической программе не удалось сбыться. Причин здесь несколько. Во-первых, всячески препятствовал этому Д. Ф. Во-вторых, вскоре, не без участия Устинова, меня направили "на укрепление Госплана", а Афанасьева с Министерства общего машиностроения направили руководить гражданским машиностроением. В-третьих, спустя какое-то время внезапно скончался Челомей. И в-четвертых, уже серьезно больной Брежнев не мог противостоять Д. Ф., хотя и поддерживал Челомея на встрече с ним.


http://www.inesnet.ru/magazine/mag_archive/free/2000_01/ryabov.htm
и еще в мемуарах Кулага Евгений Сергеевич
Работает в КБ «Салют» ГКНПЦ им. М. В. Хруничева с первых дней его образования в 1951 году. Прошел путь от конструктора до руководителя отделения по разработке конструкции корпусов ракет и космических кораблей.

Доктор технических наук, главный научный сотрудник «Заслуженный конструктор России», «Ветеран космонавтики России».
http://eskulaga.narod.ru/otto.htm
ЦитироватьВот тогда Челомей и предложил установить на ракету «Протон», а она шла под шифром УР-500, три «тридцатки» и тем самым существенно поднять грузоподъемность «пятисотки». Так получилась ракета с шифром УР-530. На нее у нас на Филях был разработан эскизный проект, который составил что-то около 30-ти томов. Один том был посвящен экологии. Он был разработан нами по нашей инициативе.

Мне виделись тогда в области экологии ракет задачи безопасной эксплуатации ракеты при ее нахождении на старте, в полете и при падении отработавших ступеней. Некоторые основные из них следующие.

Первое. Отработанные ступени «Протона», как и всех других ракет, падают с невырабатываемыми остатками топлива. При их падении топливо из баков разливается и просачивается в грунт, загрязняя его и грунтовые подпочвенные воды. Нужно было разработать специальные конструктивные меры для полного удаления в полете невырабатываемых остатков топлива из баков с тем, чтобы ступени падали сухими. Этот комплекс мероприятий, вводимых в конструкцию ракеты мы тогда определили термином «детоксикация ракеты», который прижился и фигурирует теперь как официальный термин в ракетной технике. Он был принят мною в результате конкурса, который я объявил в отделе на определение этого термина, наиболее полно отражающего сущность мероприятия. С этим термином победил наш Воинов.

Второе. Нужно было разработать более совершенные методы нейтрализации баков после нахождения в них топлива с тем, чтобы максимально полно удалить из пор металла остатки топлива, а также чтобы в отходящих продуктах после нейтрализации выводящиеся остатки топлива были бы минимально токсичными.

Третье. Необходимо было разработать принципиально новые методы переработки и уничтожения гептила, поскольку нигде в промышленности он больше не используется, а его произведено и накоплено тысячи тонн.

Четвертое. Необходимо было изучить состав продуктов сгорания, оценить количество этих продуктов после сгорания топлива за один полет и общую их массу с тем, чтобы определиться со степенью опасности этих выбросов для озонного слоя Земли.

По всей этой тематике, которую мы сами сформулировали, мы провели обширные исследования, а конструкторы разработали конструктивные мероприятия по осуществлению детоксикации ракет на жидких топливах. Результаты этих исследований и конструктивных разработок составили содержание нашего тома эскизного проекта ракеты УР-530, который мы так и озаглавили «Детоксикация ракеты». Этим томом мы впервые в ракетной технике ввели экологическую проблематику, сформулировали ее содержание и наметили пути решения.

Челомей высоко оценил эти работы и они послужили частичному восстановлению наших отношений. Но полного сотрудничества еще тогда не установилось, как бывало прежде. Вместе с тем, меня посылали докладывать об этой работе в ЦК КПСС, министерство и в ряд НИИ, поскольку экологическая тематика еще только формулировалась и везде ее оценивали должным образом. Проект УР-530 «рассматривали» на всех уровнях очень долго и, в конце концов, «зарубили» и не дали его реализовать. К тому времени у меня восстановились на почве детоксикации нормальные деловые отношения с Челомеем и при одном из посещений его, после обмена мнениями о проекте УР-530, он начал меня успокаивать, чтобы я не расстраивался из-за того, что завалили проект УР-530. Как будто я был главный конструктор этого проекта. А я действительно переживал из-за этого. Ведь мы так много нового вложили в этот проект и не только в области детоксикации. Мероприятия по детоксикации ракеты, разработанные тогда, начинают реализовываться только сейчас, спустя 25 лет в проекте модернизации «Протона», который мы наконец-то начали осуществлять. В течение десятилетий нам не давали осуществить его модернизацию. Особенно этого требовала система управления, приборы которой были разработаны на старой элементной базе. Эти элементы были давно сняты с производства и для изготовления приборов для «Протона» приходилось сохранять небольшой объем изготовления этих устаревших элементов. Пока государство занималось экономикой, это еще как-то решалось. А при диком рынке это стало просто невыносимым. Эти монополисты устаревшей техники выжимали бешенные деньги за изготовление старья, но деваться некуда. Вот только тогда нам разрешило, а вернее, заключило Российское космическое агентство (РКА) договор на модификацию «Протона» на современном техническом уровне. Не давали нам его модернизировать из-за разрабатывавшейся ракеты-гиганта «Энергия». Когда стало ясно, что ее некуда девать и она никому не нужна такая, на которую затратили несколько миллиардов рублей, вот только тогда поняли, что без модифицированного «Протона» нашей космонавтике в будущем делать будет нечего.

Поэтому наш «Протон» послужит еще долго. И мне приятно, что в статье «35 лет РН «Протон» в журнале «Новости космонавтики» № 1/2 за 1998 год упомянута и моя фамилия в числе тех, кто «на проектном этапе принял непосредственное участие в определении технических параметров ракеты». В проект ее пневмогидросистемы было перенесено все то, что мы наработали в области ампулизации ракеты УР-100, исключив сварные заключительные стыки. Вместо них мы разработали специальные, так называемые, двухбарьерные уплотнения разъемных соединений. Они ни разу не потекли ни на одной ракете, в отличие от разъемных соединений КБ «Южное», из-за которых была выброшена их первая тяжелая ракета.

В настоящее время Российское космическое агентство выдало нам задание на разработку ракеты-носителя «Ангара». Это средняя ракета между «Протоном» и «Энергией». Но если бы нам в свое время дали возможность осуществить проект УР-530, то не нужно было бы разрабатывать утопическую «Энергию». И боевые ракеты СС-19, снятые с боевого дежурства, мы только сейчас начинаем модифицировать в ракету-носитель малого класса «Рокот» для запуска мелких спутников. Все это делается с задержкой на четверть века. Насколько далеко смотрел Челомей! Сколько загублено его прекрасных идей из-за его  характера. Благодаря своей нетерпимости и чрезмерной переоценке своих возможностей он приобрел удивительную способность превращать своих друзей и единомышленников в своих врагов. Их набралось столько у него на всех уровнях, что все они вместе так и не дали ему развернуться в космосе в полную силу. Но он и в таких условиях сделал немало.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

David Lee Rickman

From Ivan Evteev's Опережая Время (Ahead of His Time)

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАКЕТА
УР-530


    Быстрое развитие ракетно-космической техники уже к началу 70-х годов дало возможность приступить к выполнению таких задач по освоению космического пространства, осуществление которых ранее не представлялось возможным.

    Сюда входили такие проблемы, как выведение спутников на стационарные орбиты, полеты космических кораблей к Марсу и Венере, запуск на околоземные орбиты ракетопланов и др.

    Осуществление всех этих задач упиралось в создание сверхмощных носителей, способных доставлять по назначению полезные нагрузки большого веса.

    Отчетливо представляя себе важность решения этих проблем. Генеральный конструктор В,Н, Челомей провел тщательный всесторонний анализ требуемых полезных нагрузок, обеспечивающих выполнение вышеперечисленных задач. В результате этого анализа Генеральный конструктор пришел к заключению, что потребные веса полезных нагрузок находились в пределах 30-40 тонн.

    Именно эти соображения легли в основу проектирования универсальной всеазимутальной ракеты-носителя УР-530.

    Надо сказать, что разработка такого носителя была сложной технической проблемой. Если вспомнить, что в недалеком прошлом,-какие-нибудь 10-15 лет назад, проблемой было создание таких ракет-носителей как УР-500 со стартовым весом 542 н и весом полезной нагрузки 8,3 н и УР-500К со стартовым весом 698 т и весом полезной нагрузки около 20 т, то станет понятным, какие технические трудности предстояло преодолеть конструкторскому коллективу для создания ракеты-носителя со стартовым весом, превышающим 1000 т, и весом полезной нагрузки более 30 т.

    Для разработки в короткие сроки такой мощной ракеты-носителя Генеральный конструктор широко использовал принцип преемственности хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации элементов конструкции, двигательных установок, систем управления, а также системы эксплуатации предшествующих изделий, разработанных под его руководством.

    Разработка эскизного проекта ракеты-носителя УР-530 началось в 1977г. Эта ракета разрабатывалась на базе ракет УР-500К (8К82К) и 15А30 со стартовым весом порядка 1200 т для выведения на околоземную орбиту с наклонением 51,6 (Н=200 км) космических объектов весом до 36 т, предназначенных для решения принципиально новых военных, народнохозяйственных и науных задач.

    Имевшиеся в то время в нашей стране носители не обеспечивали выведения подобных объектов на требуемые орбиты. Помимо всего ракета УР-530 должна была позволить решать также и такие задачи военного и народнохозяйственного характера, которые могли быть противопоставлены американской программе, основанной на ис-пользовании ракетно-космических систем «Спейс-Шаттл».

    Народнохозяйственные задачи предполагалось решать дальнейшим развитием системы «Алмаз» для разведки полезных ископаемых, гидрологической и метеорологической служб сельского, рыбного и других отраслей народного хозяйства страны и созданием стационарных спутников для непосредственного телевещания, глобальной связи и других целей.

    Выведение всех этих объектов на орбиту обеспечивалось ракетой-носителем УР-530. Военные задачи при необходимости также решались дапьнейшим развитием той же системы «Алмаз» за счет использования носителя по выведению орбитальных станций на орбиты с разными наклонениями, включая синхронно-солнечные орбиты (ССО).

    Следует также упомянуть о возможности применения УР-530 в качестве носителя для различных схем ракетопланов, разработка которых интенсивно велась в конструкторском коллективе под ру-ководством В.Н.Челомея в 1975-76 годах. В этом варианте использо-вания мощной ракеты-носителя УР-530 предусматривалось как од-норазовое применение 1 ступени, так и многократное ее применение с выведением полезного груза до 30 т. на околоземную орбиту с наклонением 97 с высотой Н= 200 км.

    Эту прогрессивную идею В.Н.Челомей решил впервые осуществить на ракете УР-530.

    Проектными работами по созданию РН УР-530 руководил В.К.Карраск. Большой вклад в разработку РН УР-530 внесли — Г.Д.Дермичев, М.К.Мишетьян, Э.П.Гнетов. Проектированием дви-гательных установок (ДУ) занимался Д.А.Полухин, с группой раз-работчиков: Ю.В.Аленичев — вопросами проектирования по размещению ДУ на РН, В.В.Караулов-ДУ, Л.С.Наумов - ДУ и ПГС, В.А. Гордеев — ПГС (пневмо-гидравлические системы), О.Д.Никитин испытания ДУ, гидродинамическими вопросами занимался М.С.Кузюкин. Систему управления отрабатывал О.С.Малышев, системой разделения В.А.Чебкасов, приводами Д.В.Будников,системами заправки В.И.Зубарев, Вопросы систем наземного комплекса решали Б.Г.Мирошниченко, В.В.Терещенко, С.М.Савинов, И.И.Корнеев. В разработке ракетного комплекса принимали участие В.АВыродов, А.П.Волков, М.С.Фурлетова, ААШматкова, Е.А.Музыченко, В.А. Хатулев, А.А.Афанасьев, Н.Н.Миркин, А.П.Гнева-шев, П.С.Невернов, О.К.Сидоркин, Д.И.Тумаркин, Н.В.Крайнева и многие другие.

    Ведущим по проекту был назначен М.К.Мишетьян.

    Энергетические характеристики УР-530 позволяли резко расширить возможности использования тяжелых космических аппаратов для изучения околоземного пространства и планет солнечной системы в плане решения научных задач.

    Важным обстоятельством в. разработке ракеты являлось то, что применяя ускорители, системы и агрегаты хорошо освоенных ракет УР-500К и 15А30 и опираясь на существующую мощную производ-ственную базу этих ракет, а также использование существующих стартовых комплексов ракет УР-500К, оснащенных всем необходимым технологическим и пусковым оборудованием, можно было уверенно разрабатывать ракету УР-530 с минимальными затратами и в предельно сжатые сроки. Высокая надежность ракеты УР-530 гарантировалась использованием хорошо отработанных ускорителей 1 ступени ракеты 15А30, ускорителей второй ступени ракеты УР-500К и системой управления (СУ) на базе системы управления ракеты 15А30 с незначительными доработками.

    При этом компоновка 1 ступени обеспечивала возможность резервирования двигателей, что позволяло достигнуть более высокую, чем у ракеты УР-500К, надежность двигательной установки 1 ступени.

    Конструктивно ракета-носитель УР-530 разрабатывалась как двух-ступенчатая с несущими топливными баками, с поперечным делением ступеней (тандемная схема).

    Использование блоков, конструктивно подобных блокам ракет УР-500К и 15А30, позволило обеспечить достаточно высокое весовое совершенство ракеты УР-530. Членение ракеты было выполнено с учетом конструктивных и технологических требований изготовления и сборки. Предусматривалась возможность поблочной перевозки ракеты железнодорожным транспортом. Габариты ракеты, расположение агрегатов, требующих подхода, и зоны обслуживания обеспечивали удобную ее эксплуатацию.

    Ускоритель 1 ступени был выполнен по пакетной схеме и состоял из центрального блока, вокруг которого были симметрично расположены 6 боковых автономных блоков, аналогичных блокам ускорителя 1 ступени ракеты 15А30 с увеличенной емкостью баков.

    На каждом боковом блоке было установлено по 4 двигателя 15Д95 разработки КБХА МОМ под руководством Главного конструктора С.А.Косберга, серийно изготовленных для ракеты 15А30.

    Ускоритель второй ступени по конструкции был аналогичен ускорителю второй ступени УР-500К, но отличался от прототипа наличием приборного отсека и увеличенной емкостью баков. На ускорителе второй ступени были установлены 3 автономных двигателя 8Д411К и один _ 8Д412К разработки КБХА МОМ.

    Двигатели 15Д95 и 8Д411 (8Д412К), применяемые на ракете УР-530, прошли полный объем стендовых испытаний и этап летных испытаний в составе серийно изготавливаемых ракет 15А30 (двигатели 15Д95) и УР-500К / двигатели 8Д411К и 8Д412К). Эти двигатели к моменту проектирования УР-530 были хорошо освоены в серийном производстве и показали высокие энергетические характеристики и надежную работу в процессе эксплуатации.

    Следует отметить, что в связи с реальной перспективой форсирования двигателей 1 ступени, в эскизном проекте УР-530 был разработан также вариант ракеты-носителя с увеличенным стартовым весом.

    Система управления УР-530 разрабатывалась на базе бортового цифрового вычислительного комплекса с использованием опыта проектирования, успешно проведенных летных испытаний и высокой надежности системы управления ракеты 15А30, которая СУ находится в настоящее время на уровне современных образцов отечественной и зарубежной техники.

    Система управления обеспечивала решение следующих основных задач:

    • высокую точность выведения объектов в заданном диапазоне орбит:

    • программное управление работой Ду с обеспечением выполнения задаче при отказе одного или двух двигателей ускорителя 1 ступени;

    • управление отделением ускорителя 1 ступени;

    • управление сходом ускорителя второй ступени с орбиты с целью обеспечения падения его в заданный район;

    • в процессе полета обеспечивала выдачу управляющих команд:

      а) исполнительным приводам систем стабилизации и регулирования кажущейскоростью;

      б) пироэлементам ДУ носителя системы разделения его ступеней и отделения головного блока (ГБ);

    в) в систему безопасности носителя и электроавтоматики ГБ.

    В процессе предстартовой подготовки пуска и полета, а также при дистанционных автоматических проверках системы управления совместно с комплексом телеметрических согласующих устройств выдавала в систему телеметрического контроля параметры, характеризующие работу элементов СУ.

    К вышесказанному надо добавить, что система управления заправкой и выработкой топлива создавалась но базе систем, отработанных в составе ракет УР-500К и 15А30, что обеспечивало большую преемственность этой системы в производстве и эксплуатации.

    Заметим, что ракета-носитель УР-530 обеспечивала выведение космических объектов (КО) на околоземные (Н = 180 + 250 км) орбиты с различными наклонениями к плоскости экватора, в том числе и на синхронно-солнечную орбиту (ССО). Выведение КО на околоземные орбиты могло быть реализовано либо непосредственным выведением, либо с окончанием активного участка на высоте меньше заданной последующим доразгоном относительно небольшим импульсом.

    При выведении КО на орбиты с различными наклонениями пре-дусматривалась возможность разворота плоскости траектории по ази-муту на участке полета второй ступени, что позволяло резко ограничить количество полей падения ускорителя 1 ступени.

    Эта важная проблема впервые была осуществлена на ракете УР-530. При этом циклограмма полета, схема разделения ступеней и аэродинамическая стабилизация 1 ступени обеспечивали сведение к минимуму потребные размеры полей падения для ускорителя 1 ступени. Эти мероприятия обеспечивали возможность пуска ракеты УР-530 по любому азимуту и позволяли расширить диапазон наклонения орбиты КО, выводимого ракетой-носителем УР-530. Выведение КО на высокие околоземные орбиты и на орбиту стационарного спутника Земли или разгон для полета к Луне, Марсу и другим планетам обеспечивалось применением в составе носителя дополнительной разгонной ступени с различными компонентами топлива. Особо хочется остановиться на мероприятиях по детоксикации топлива.

    Впервые в практике ракетостроения для ракеты-носителя УР-530 был разработан комплекс мероприятий, полностью исключающий загрязнение окружающей среды токсичными компонентами топлива. Выполнение этих мероприятий предусматривалось на всех этапах эк-сплуатации. На этапе наземной эксплуатации отсутствие загрязнение окружающей среды в пределах полигона обеспечивались:

    • полной герметизацией (ампулизацией) топливных систем, ис-пользуемых на боевых ракетах разработки ЦКБМ в течение целого ряда лет;

    • продувкой соединений перед их расстыковкой, исключающей возможность пролива компонентов топлива;

    • широким использованием на стартовом комплексе устройств для поглощения или дожигания паров компонентов топлива во время выброса их при дренаже из наземных емкостей;

    • исключением выбросов топлива в атмосферу из дренажных клапанов бортовых емкостей.

    На активном участке полета продукты сгорания компонентов АТ + НДМГ в ЖРД (азотная кислота и несимметричный диметилгид-разин) не содержат в своем составе токсичных составляющих, подобно образующимся при сгорании твердотопливных зарядов.

    Предусматривалась закольцовка баков трубопроводами увеличен-ного диаметра, что способствовало более полной выработке компо-нентов топлива в баках. Выброс токсичных составляющих газогене-раторных газов наддува баков полностью исключается выбором настройки предохранительных клапанов.

    На этапе пассивного полета в конструкции ступеней ракеты предусматривалось использование устройств для полного удаления из баков остатков НДМГ и практически полное удаление АТ.

    Для удаления и нейтрализации остатков токсичных компонентов топлива использовалась система дожигания, обеспечивающая выброс за пределами плотных слоев атмосферы продуктов сгораня.

    Следует подчеркнуть, что мероприятия по детоксикации УР-530 соответствовали принятым международным соглашениям по исключению загрязнения окружающей среды и являлись прогрессивным шагом по сравнению с зарубежными техническими решениями в области детоксикации и ракетостроении.

    И это безусловно являлось большой заслугой руководителя раз-работки УР-530 — Генерального конструктора В.Н.Челомея.

    Следует также отметить, что с точки зрения удобства эксплуатации ракеты-носителя УР-530 в ее конструкции был воплощен весь положительный опыт эксплуатации предыдущих изделий разработки ИКБМ.

    Все коммуникации ракеты, включая заправочно-дренажные, задействуемте к началу старта, были подведены к торцу хвостового отсека центрального блока ускорителя 1 ступени. Стыковка этих коммуникаций с коммуникациями наземного комплекса осуществлялась дистанционно, расстыковка - автоматически, ходом самой ракеты.

    Все основные технологические операции заправки предусмат-ривалось автоматизировать.

    Пуски УР-530 предполагались со стартовой позиции уже суще-ствующего комплекса 8П822К с минимальными доработками.

    Немаловажным обстоятельством являлось то, что доставка ракеты к стартовому комплексу могла осуществляться поблочно всеми видами транспорта.

    Работа по проектированию ракеты-носителя УР-530 была завершена в 1977 году.

    В заключение можно отметить, что хотя проект ракеты УР-530 и не был осуществлен в металле в силу независящих от Генерального конструктора обстоятельств, работа над ее созданием явилась важным этапом в деятельности конструкторского коллектива, руководимого академиком В.Н.Челомеем.

Дмитрий В.

Thank you, David!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

m-s Gelezniak

ЦитироватьАга, спасибо за поднятую тему и перекинутые сообщения :) ,
Тогда тема как то прошла мимо меня...
ЦитироватьНет, ошибся, ЛКС все-таки под обычный "Протон" создавался.

Полноразмерный макет ЛКСа:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...