15 мая - знаменательная дата в истории космонавтики

Автор Corvus, 15.05.2007 13:16:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Corvus

Сегодня отмечается сразу два юбилея, связанных с историей развития ракетно-космической техники.
50 лет назад, 15 мая 1957 года, на новом полигоне №5 Министерства Обороны СССР в Казахстане (ныне космодром Байконур) состоялся первый запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ("семёрки"). И хотя ракета потерпела аварию и упала в 3197 км от старта, пролетев около половины расчётного пути, это был большой успех - первый в мире запуск ракеты подобного класса. Уже осенью (4 октября 1957 года) ракета этого типа (несколько доработанная)вывела на космическую орбиту первый искусственный спутник Земли, что стало общемировой сенсацией и торжеством советского научно-технического комплекса. В последующие годы ракета Р-7 стала основой для целого семейства ракет-носителей: "Восток", "Молния", "Союз" различных модификаций. За 50 лет произведено более 1700 запусков ракет семейства (из них удачных 97%) - это самый массовый в мире и самый надёжный носитель. С 1958 года все ракеты семейства Р-7 производит самарское предприятие "ЦСКБ-Прогресс".

Сегодня в эксплуатации находятся ракеты-носители "Союз-У" и "Союз-ФГ", которыми доставляют космонавтов и грузы на Международную Космическую Станцию, а также выводят на низкие орбиты автоматические космические аппараты. Для запуска на высокоэллиптические и солнечно-синхронные орбиты используется ракета-носитель "Молния-М". Запуск ракет-носителей серий "Союз" и "Молния-М" производится с космодромов Плесецк и Байконур. В настоящее время ведется разработка 3-х ступенчатой ракеты-носителя "Союз-2", которая заменит ракеты-носители серии "Союз" и ракету-носитель "Молния-М". Для обеспечения запусков коммерческих полезных грузов с космодрома Куру (Французская Гвиана) будет использоваться ракета-носитель "Союз-СТК" — адаптированная модификация ракеты-носителя "Союз-2".

Второй юбилей - это 20-летие первого запуска ракеты-носителя тяжёлого класса "Энергия", состоявшегося на космодроме Байконур 15 мая 1987 года. Тогдашним жителям Ленинска (ныне Байконур) довелось быть очевидцами этого исторического события, которому предшествовала в течение нескольких лет огромная работа космодрома и сотен предприятий по всему СССР. По степени ликования и всеобщей радости этот день можно сравнить с запуском первого спутника и полётом Юрия Гагарина. Весь город высыпал на улицы (несмотря на поздний вечер), многие взобрались на крыши домов. После того как ракета успешно ушла на орбиту, началось весобщее ликование, люди на улицах обнимались, смеялись, плакали, пили шампанское. Говорят, что то же самое было и в бункере, где находилась Госкомиссия (включая множество высокопоставленных лиц из Москвы). К сожалению, пуск ракеты состоялся лишь дважды (второй - в ноябре 1988 года с многоразовым космическим кораблём "Буран"), а в 1991 году распался Советский Союз, и вскоре программа "Энергия-Буран" была закрыта. Блоки третьего и четвёртого экземляров ракеты "Энергия" хранились вместе с летавшим в космос кораблём "Буран" в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома Байконур и были уничтожены 12 мая 2002 года при обрушении крыши корпуса.

Дмитрий В.

Ну, и третий юбилей, напрямую связанный с историенй ракетной техники - 15 мая 1942 года в поселке Билимбай состоялся первый полет ракетного самолета БИ-1, управляемый летчиком-испытателем Бахчиванджи.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Liss

И плюс к тому -- 15.05.1958, Объект Д, и 15.05.1960 -- первый корабль-спутник. Но главный сегодняшний праздник -- День рождения "семерки".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации


Кузьмин Сергей

С праздником! С днем рождения "Семерки". Специально готовил к дате небольшую табличку с пусками первых Р-7 с 1957 по 1961 год. и вот адрес страницы http://kuzminsv1973.narod.ru/photoalbum.html (GIF файл) и http://kuzminsv1973.narod.ru/table1.html (HTML таблица, медленно грузится).
Очень хотелось бы чтобы нашлись замечания по таблице. Хотело-бы довести ее до максимального совершенства. Пишите на Kuzmich30@yandex.ru - буду вносить поправки.
Таблица в GIF формате есть и по другому доступному адресу:
http://img517.imageshack.us/img517/3906/1111101rc0.th.gif
Перспектива есть во всем!

vjick

(облизываясь) - Ням, ням...

А дальше будет?

Leroy

Только что в новостном телесюжете 1 канала, посвященном 20-летию первого полета "Энергии", прозвучало: <<...конструкторы говорят, что всего за 5-6 лет можно возродить "Энергию"... >> :shock: Опять?  :twisted:

А.Коваленко

ЦитироватьТолько что в новостном телесюжете 1 канала, посвященном 20-летию первого полета "Энергии", прозвучало: <<...конструкторы говорят, что всего за 5-6 лет можно возродить "Энергию"... >> :shock: Опять?  :twisted:
Увы, это попытка выдать желаемое за действительное... :-(

Anatoly Zak

ЦитироватьС праздником! С днем рождения "Семерки". Специально готовил к дате небольшую табличку с пусками первых Р-7 с 1957 по 1961 год. и вот адрес страницы http://kuzminsv1973.narod.ru/photoalbum.html (GIF файл) и http://kuzminsv1973.narod.ru/table1.html (HTML таблица, медленно грузится).
Очень хотелось бы чтобы нашлись замечания по таблице. Хотело-бы довести ее до максимального совершенства. Пишите на Kuzmich30@yandex.ru - буду вносить поправки.
Таблица в GIF формате есть и по другому доступному адресу:
http://img517.imageshack.us/img517/3906/1111101rc0.th.gif

Сергей:

Замечательная таблица. Я обратил внимание, что время пусков совпадает с тем что приведено в книге Герчика "Незабываемый Байконур", однако в формате местного, а не Московского времени. Это точно Московское?

Моя страничка о Р-7:

http://www.russianspaceweb.com/r7.html

Leroy

ЦитироватьУвы, это попытка выдать желаемое за действительное... :-(
Кто бы сомневался...  :?

Pit

ЦитироватьМоя страничка о Р-7:

http://www.russianspaceweb.com/r7.html

С праздником! В Самаре страничка про семёрку есть и выглядит так-

http://cosmopark.ru/r7/r71.htm

Кузьмин Сергей

Уважаемый Anatoly Zak, приношу извинение за то, что не могу сейчас точно сказать какое время я использовал (Местное или Московское). Скорее всего в книге Гречика "Незабываемый Байконур" указано точное время. Как я понимаю надо считать, что это время Московское, а не местное. Я то брал данные из разных источников и мог ошибиться!!!, таблицу торопился сделать к 15 маю. Книгу Герчика я в руках еще не держал, не сумел купить. Постараюсь внести  изменения и поправки когда точно найду с чем сравнить. Если будет у Вас возможность, то переделайте мою табличу как хотите и разместите у себя на сайте. Я не против. Ворчать не буду.
P.S. Добавил ваши страницы в избранное уважаемый Anatoly Zak
( http://www.russianspaceweb.com/r7.html ).
( http://cosmopark.ru/r7/r71.htm )
Перспектива есть во всем!

Anatoly Zak

ЦитироватьУважаемый Anatoly Zak, приношу извинение за то, что не могу сейчас точно сказать какое время я использовал (Местное или Московское). Скорее всего в книге Гречика "Незабываемый Байконур" указано точное время. Как я понимаю надо считать, что это время Московское, а не местное. Я то брал данные из разных источников и мог ошибиться!!!, таблицу торопился сделать к 15 маю. Книгу Герчика я в руках еще не держал, не сумел купить. Постараюсь внести  изменения и поправки когда точно найду с чем сравнить. Если будет у Вас возможность, то переделайте мою табличу как хотите и разместите у себя на сайте. Я не против. Ворчать не буду.
P.S. Добавил ваши страницы в избранное уважаемый Anatoly Zak
( http://www.russianspaceweb.com/r7.html ).
( http://cosmopark.ru/r7/r71.htm )

Уважаемый Сергей:

Я склоняюсь к тому что время все же Московское, как у вас.  Я пересмотрел хронологию в книге Герчика, где часто приводятся только цифры, однако в случае важнейших событий прямо сказано: Московское время.
Первый пуск Р-7 15 мая 1957 в 19:00, которые согласно официальной истории РКК Энергия являются Московским временем. Еще раз огромное спасибо за проведенную работу и прекрасный архив фотографий.

Кузьмин Сергей

Уважаемый Anatoly Zak, я не понял о каких фотографиях вы говорите в предыдущем сообщении? На моем сайте их практически нет. Сделал всего три станицы о ракете Р-7 все о стартах с 1957 по 1961 . См. адрес страницы: http://kuzminsv1973.narod.ru/photoalbum.html (GIF файл) и http://kuzminsv1973.narod.ru/table1.html (HTML таблица, медленно грузится).
P.S. Я не смогу ближайшее время что-либо редактировать на своих станицах, т.к. на домашнем компе капитально рухнул винчестер. Буду с рабочего комьютера лазить в сеть, но сайт делать дальше пока не смогу.
Перспектива есть во всем!

Anatoly Zak

Цитироватья не понял о каких фотографиях вы говорите

Сергей:

Я имел ввиду вот эту ссылку:
 
http://cosmopark.ru/r7/r71.htm

Раньше не видел.

an3

К юбилею запуска Р-7 американцы тоже написали статью
http://www.inosmi.ru/stories/07/02/23/3505/234561.html
ЦитироватьИстория о двух ракетах. . . со счастливым концом ("MSNBC", США)
Джеймс Оберг (James Oberg), 17 мая 2007
Сюжет: Владимир Путин и 'звездные войны'


В России в один день отмечаются сразу два события. Одно из них привело мир на грань космической войны. Другое - не дало войне начаться

В этом году космической эре человечества исполняется пятьдесят лет. В минувший вторник отмечается сразу две юбилейные даты, обозначившие два этапа мировой 'космической гонки'.

Пятнадцатого мая 1957 года русские впервые запустили свою космическую ракету 'Р-7', конструкция которой стала, и до сей поры остается, основой российской системы вывода грузов и людей на орбиту. Полет той, самой первой, ракеты длился всего минуту или около того - образец взорвался в воздухе, - но уже через несколько месяцев Москва официально начала космическую эру, 4 октября триумфально запустив на 'Р-7' свой Sputnik.

Партнеры
 
 
Вторая дата, которую мы отмечаем во вторник - двадцатилетний юбилей другого советского запуска, закончившегося, к счастью, неудачей. Если бы он удался, планета вполне могла пойти по прямой траектории к гонке космических вооружений, чем полностью дезавуировала бы все то, чего добилось человечество, осваивая космос - как в научном, так и в дипломатическом, и в культурном отношении.

С первым запуском ракеты 'Р-7' в мире стартовала гонка, благодаря которой стало возможным самое крупное в мировой истории перековывание мечей на орала. Создание и совершенствование оружия войны - советских межконтинентальных баллистических ракет 'Р-7' и американских Atlas и Titan - оплачивалось из кармана военных, но, к счастью, так и не было использовано во зло. Вскоре эти ракеты плавно превратились в ракеты-носители, работающие в интересах освоения космоса.

Могло, правда, быть и по-другому. Собственно, еще немного - и все действительно было бы по-другому. В свой первый полет советская суперракета 'Энергия', запущенная 15 мая 1987 года, несла совершенно секретный военный груз под названием 'Скиф-ДМ'.

Имя аппарату было выбрано соответствующее: это название древних племен жестоких кочевников, живших когда-то в степях Евразии. Этот спутник должен был стать первым ударом советских 'звездных войн'. Советский Союз всерьез намеревался приступить к развертыванию боевых ракет и лазеров класса 'космос-космос' прежде американцев. А если бы прототип успешно достиг орбиты и приступил к программе предварительных испытаний, Соединенные Штаты наверняка узнали бы его истинное назначение, и тогда с политической точки зрения уже невозможно было бы избежать жесткого и полномасштабного ответа.

О том запуске и по сей день известно совсем немного. У 'Энергии' все было хорошо, и всем казалось, что на следующий год можно уже готовить новую ракету для вывода на орбиту челнока 'Буран' в автоматическом режиме. Однако в стотонном черном цилиндре, который эта ракета должна была вывести на орбиту, неожиданно дала сбой программа управления - что за сбой, никто не знал. В результате последнюю часть своей траектории аппарат прошел по неверному курсу, а над Тихим океаном взорвался и пропал.

Второй попытки не было. Реформаторское правительство советского лидера Михаила Горбачева испытывало все большую нужду в финансах и в конце концов отменило все запуски по программе 'звездных войн'.

Взрыв 'Скифа-ДМ' стал самым удачным провалом в космической истории человечества. Вместе с обломками 'Скифа' разлетелись в пыль страхи, омрачавшие последние годы 'холодной войны', когда казалось, что катастрофы уже не избежать. Взрыв ракеты 'Р-7' тридцатилетней давности был лишь временным препятствием, которое было доблестно преодолено, и новые ракеты проложили человеку путь на орбиту, на Луну и на соседние планеты. И оба эти события случились в один и тот же день - пятнадцатого мая.

Полет 'Семерки'

В России о космических полетах мечтали задолго до 1957 года - мечтали столь же упоенно, как и в Америке, и в Западной Европе, и вообще везде, где живут люди, способные к полету воображения. Однако воплотить эту мечту в металл смог лишь один из всех мечтателей мира - Сергей Королев, и даже его мечта стала явью лишь с седьмой попытки. Предыдущие шесть были посвящены созданию военных ракет, мощность которых с каждой попыткой становилась больше и больше.

Модель 'Р-7' ('Р' - это первая буква русского слова "raketa") назвали разговорным словом "semyorka," происходящим от "sem" - русского "seven". Финансируя работу над ней, Москва стремилась создать оружие, способное во время ядерной войны одним ударом убить миллионы американцев. Но у Королева, вся жизнь которого была посвящена космосу, явно были другие планы -свою седьмую ракету он создал такой, что с точки зрения космических полетов она была поистине бесценной, но в качестве оружия, как оказалось, имела столько недостатков, что, сделав в очень небольшом количестве, ее вскоре заменили новым поколением ракет, созданных другими заводами.

'Семерка' не была похожа ни на что 'ракетное', до чего к тому времени додумалось человечество. Она не была ни длинной, ни тонкой; у нее не было оперения; и ступени не ставились, как было принято, одна на другую. Честно говоря, больше всего 'семерка' напоминала пучок толстых стеблей спаржи. Вокруг самого длинного из этих 'стеблей', в середине, разместили четыре независимых ускорителя, в сечении сопла одинаковых с центральным, но ближе к его вершине заострявшихся и сходивших на нет.

При такой конструкции тяга ракеты достигала наивысшего значения как раз тогда, когда она была больше всего необходима - на старте, когда ракета наиболее тяжела и движется с наименьшей скоростью. А после старта, выходя на большую высоту, набирая скорость и теряя вес, ракета могла дополнительно отбрасывать не только пустые топливные баки, но и уже ненужные двигатели.

Так называемую 'связку' ракетных двигателей на 'семерке' применили впервые в мире - а уже через несколько лет подобная конструкция появилась и на американской ракете Titan 3. Именно на основе связок созданы ракеты Delta, Atlas и даже космический челнок, а также все ныне существующие европейские, японские и китайские тяжелые космические носители.

При этом 'Р-7' конструкции Королева была не просто ракетой с параллельно-разнесенной первой ступенью - 'разнесенным' был и ее двигатель. Когда конструкторы убедились, что единую камеру сгорания достаточной мощности им построить не удастся, Королев просто сказал им сделать двигатель, в котором была бы всего одна насосная система, но целых четыре сопла. Это еще одно нововведение, выдерживающее испытание временем до сих пор.

Конструкция оказалась столь успешной, что еще полвека ее лишь модифицировали и оттачивали. Ракету-носитель 'Союз-2-1Б' - очередное ее воплощение - ввели в строй всего год назад. После того, как во Французской Гвиане достроят стартовую площадку для 'Союза', Южная Америка станет третьим континентом, с которого запустят эту ракету. А завод-производитель 'Союзов' в городе Самаре, что на реке Волге, наверняка обеспечен работой еще на несколько десятилетий вперед.

Дарт Вейдерович почти нанес ответный удар

'Скиф-ДМ' за всю свою историю совершил всего один космический полет. Однако если бы он удался, этого оказалось бы достаточно, чтобы перевесить все сотни мирных запусков, записанных на заслуженный счет 'Семерки'.

На всех официальных фотографиях, распространенных после успешного запуска советской суперракеты 'Энергия' 15 мая 1987 года, носитель показывают только с одной стороны: на снимках видны главный двигатель и связка из двух пар дополнительных жидкотопливных ускорителей. Одна такая фотография есть и у меня в кабинете - на огромном календаре с подписью: "To Space with Peace" ('В космос с миром').

Однако через некоторое время в прессу начали просачиваться другие фотографии, на которых было видно, что с другого бока к ракете прикреплен огромный черный цилиндр. Советский Союз тогда разъяснил, что это - всего лишь массогабаритная модель перспективного космического корабля, что никакого оборудования на ней нет, и что ракета несет ее только для того, чтобы приблизить испытание к реальным условиям на траекторию подъема - то есть что на орбиту выводить никто вообще ничего не собирается.

Первые подозрения относительно этого аппарата на Западе стали появляться только через несколько лет, когда одна за другой стали выходить ранее закрытые фотографии - сначала это была объявленная Горбачевым 'гласность', а затем не стало и самого Советского Союза. В секретных кабинетах Пентагона вспомнили и о том, что, когда 'модель' снова вошла в атмосферу над юго-восточной частью Тихого океана, она взорвалась - и, по словам специалистов, 'такого яркого инфракрасного пятна от одного объекта американские спутники еще никогда не фиксировали'. Ходили слухи о том, что наблюдать за стартом приехал сам Горбачев - и что о военном назначении груза ему сказали только тогда, когда ракета была уже готова к запуску. Однако, что и правильно, окончательно точки над 'i' расставил российский историк - независимый специалист по истории космоса из Москвы.

Константин Ланстратов, собрав все отрывочные данные, кое-как просочившиеся от военных, поехал на тот завод, где делали черный цилиндр. Работа, которую он опубликовал по результатам своих изысканий, опубликована по-русски на одном из частных российских интернет-сайтов. На английский ее перевел крупнейший американский специалист по российской космической отрасли Асиф Сиддики (Asif Siddiqi), и сегодня, наконец, эта многостраничная статья сдана на публикацию в ежеквартальный журнал по истории космоса Quest, где она выйдет в двух номерах подряд.

Орбитальные боевые станции

Ланстратов детально и дотошно описывает, как собирали этот аппарат, составляя его из частей двух орбитальных боевых станций, которые в то время уже разрабатывались. Одна из них, 'Скиф', должна была нести лазер на углекислом газе; другая, 'Каскад', - боеголовки ударного действия.

Системы наведения, стабилизации и питания установили внутри фюзеляжа от 'Бурана'. Туда же поместили устройство выброса мишеней для натурных испытаний. В передней части установили специальный космический модуль для маневрирования в космосе - и все это разрабатывалось еще с конца 70-х годов. Специально для обслуживания оружейных платформ, размещенных в космосе, задумывался флот космических челноков.

Из работы Ланстратова становится ясно, что лазер еще не был готов, поэтому на первый полет его решили не ставить. Орбитальное испытание было намечено провести через год-два. Но не менее ясно Лантратов говорит и о том, что все советские лидеры вплоть до Горбачева прекрасно знали, что аппарат предполагается использовать в качестве космического оружия. Активно обсуждалось лишь то, какие испытания можно проводить, не рискуя быть замеченными американскими следящими системами. Главной задачей тогда ставилось успеть провести как можно больше испытаний до того, как настоящее назначение аппарата станет известно - чтобы советские дипломаты тем временем могли спокойно продолжать ругать американцев за незаконный, аморальный и опасный проект их 'звездных войн'.

Срочно требуются космические воины

Глядя на те времена сегодня, мы понимаем, что планы советского руководства 'проскочить мышью' мимо американских спутников были несбыточны и непродуманны. С самого начала было бы совершенно ясно, что аппарат подозрителен, и Америка наверняка сразу же чем-нибудь ответила бы. Столь явное и лицемерное 'космическое вероломство' Советского Союза безнадежно дискредитировало бы как самого Горбачева, так и его программу примирения и реформ. В результате на вопрос о необходимости разработки космического оружия на Западе был бы дан - неважно, правильный или неправильный - утвердительный ответ. Космическая станция Freedom превратилась бы не в международную космическую станцию, а в Fort Freedom. Марс на долгие годы вперед стал бы не символом стремления человека к другим планетам, а остался бы классическим богом войны.

В этой истории с первых дней вызывал подозрение один вопрос: а была ли ошибка системы управления, после которой аппарат начал падать, случайностью? Не был ли это сигнал на самоуничтожение, целью которого было избежать международного скандала? Однако в своей статье Ланстратов, окунувшийся в такие информационные глубины, где до него никто не бывал, прямо и аргументированно пишет, что ошибка действительно была ошибкой и возникла в результате того, что управляющую программу недостаточно долго испытывали, поскольку от конструкторов требовалось закончить проект гораздо быстрее, чем было необходимо для любого нормального космического исследования. Так что советская власть с самого начала намеревалась запустить аппарат, а потом лгать всем вокруг, что он мирный.

Однако как их намерениям не суждено было сбыться, так и весь их режим вскоре рухнул. Та сетевая структура международного космического сотрудничества, которая сложилась сегодня в мире, своим рождением в большой степени обязана тому неудачному, к счастью, запуску. Вот один из невообразимых поворотов космической судьбы: сегодня тот самый двигательный агрегат, с которым в атмосферу врезался 'Скиф', превращен в базовый модуль Международной космической станции (на сайтах НАСА, кстати, о его происхождении ничего не говорится). Сегодня в этом модуле сменяют друг друга международные космические экипажи, а Марс стал для человечества очередным далеким горизонтом, а не символом пропасти.

Джеймс Оберг - аналитик NBC News, специалист по космосу. В течение 22 лет работал в Космическом центре имени Джонсона (Johnson Space Center) НАСА оператором Центра управления полетами и конструктором космических аппаратов. Эксперт по советской и российской космической политике. Автор книги 'Звезды на орбитах: изнанка американо-российского космического альянса' ("Star-Crossed Orbits: Inside the U.S.-Russian Space Alliance")
 

Vitali J.

И "наш ответ Чемберлену"(с)
http://www.rian.ru/technology/cosmos/20070515/65517954.html

ЦитироватьСверхтяжелые ракеты-носители будут востребованы в ближайшем будущем

КОРОЛЕВ (Московская область), 15 мая - РИА Новости. Ракеты-носители сверхтяжелого класса типа "Энергия", подобные выводившим на орбиту советский челнок "Буран" и не имеющие аналогов в мире, обязательно будут востребованы в ближайшем будущем, считает глава РКК Энергия Николай Севастьянов.

"Пройдет еще несколько лет, и сверхтяжелые ракеты-носители, работающие на экологически чистых компонентах топлива, обязательно потребуются для вывода на орбиту крупных промышленных объектов, а также могут быть использованы в реализации лунной и марсианской программ", - сказал он журналистам в день 20-летия первого запуска ракеты.

По словам Севастьянова, при определенной политической воле и необходимых средствах РКК Энергия, обладающая необходимым производственным потенциалом, сможет реализовать подобный проект.

Первый запуск сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия", аналогов которой в мировом ракетостроении нет и на сегодняшний день, состоялся 15 мая 1987 года с космодрома Байконур. Стартовая масса "Энергии" составляла 2400 тонн. Масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту, составляла 100 тонн.

"Энергия" работала на жидком кислороде и керосине. Центральный ракетный блок - на жидком кислороде и жидком водороде. Длина ракеты составляла 59 метров, максимальный поперечный размер - 16 метров.

Проект ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Энергия" - это составная часть отечественной многоразовой космической системы "Энергия - Буран".

Второй запуск " Энергии" состоялся 15 ноября 1988 году - уже с многоразовым орбитальным челноком" Буран" в беспилотном варианте, что выгодно отличало его от проекта пилотируемых американских шаттлов, управлять которыми обязательно должны астронавты. Задачи этого пуска были полностью выполнены, но работы по ракете-носителю и челнокам Буран" не получили развития в связи с распадом СССР и последовавшим изменением приоритетов государства.

"Успешный запуск ракеты этого типа наглядно продемонстрировал, что в СССР создано универсальное средство доставки на околоземную орбиту сверхтяжелых грузов массой до 100 тонн", - сказал Севастьянов, выступая перед руководителями этого проекта, собравшимся в РКК Энергия.