Перспективные двигательные установки для движения по Марсу

Автор Quoondо, 01.11.2014 14:38:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Quoondо

Я дико извиняюсь, может поместил пост не в тот раздел, но хотелось бы поговорить о перспективных двигательных установках для марсоходов. Может конечно не совсем по теме. но ИМХО в будущем нельзя ведь только рассчитывать на использования солнечной энергии и РИТЭГов для движения по поверхности Марса (да и других отдаленных планет). Я так понимаю накладываются много ограничений по температуре, погоде, и сроке деятельности такой системы. Я не профии и вряд ли могу предложить что-то новое, но  мне подумалось, что можно разработать какие-нибудь новые системы для движения по планете. Поправьте если не прав, но что если использовать какие-либо другие двигатели? - например тот же ДВС. Правда вопрос остается где топливо брать и как поведет ДВС в марсианской атмосфере, но все-таки наверно есть смысл разработать двигательную установку на углеводородном сырье,которая будет оптимизирована для работы в марсианской атмосфере?
Или может что-то другое? :oops:

нейромантик

1. Монотопливные ДВС. К примеру, на чём-то подобном перекиси водорода, распадающемся с выделением теплоты, под действием катализатора. 
2. Сжатые газы, к примеру отверждённый СО2.
3. Паровые машины. С внешним притоком тепла, скажем от изотопных источников тепла и холодильником.
4. "Традиционные" двутопливные ДВС. Топливо - как углеводороды, так и амины. Если существуют местные источники воды, то синтез их не является чем-то сколь-нибудь сложным. Окислитель - сжатый кислород, перекись водорода.
5. Электродвигатели постоянного тока, с аккумуляторными батареями, подпиткой от солнечных батарей, с топливными элементами. Вероятнее всего - гибрид из всех трёх вариантов, где топливный элемент - аварийный источник энергии.

Принципиальных отличий Марсианских условий от Земных два:
1. Очень низкое давление;
2. Неитральная атмосфера.
Возьмите учебник Теплотехники, подставьте данные марсианской атмосферы, и всё станет ясно.
Моя наглая самореклама:

art-of-blacksmith.ru

Quoondо

Ну блин, спасибо. Но сразу возникает целая куча дополнительных вопросов. ну давление у нас как на высоте 30 км. и что это принципиально для двигателя ДВС? И что означает нейтральная атмосфера?

Про монотопливные ДВС понял, а как с самим топливом? - с земли везти дорого, а на самом Марсе добывать наверное нет.
Паровые машины - хм :oops:  звучит заманчиво но от куда внешний приток тепла брать?
А что с традиционными ДВС по п. 4? Воды на Марсе до жопы, главное ее переработать, но для этого нужна инфраструктура. А вот какой КПД будет у таких двигателях было бы интересно узнать. Правда с окислителем возникают проблемы на месте.

C-300

ЦитироватьQuoondо пишет:
ну давление у нас как на высоте 30 км. и что это принципиально для двигателя ДВС?
Вам же сказали взять учебник по термодинамике.
Возможен бОльший перепад давления, а значит, достигается больший КПД.

Quoondо

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьQuoondо пишет:
ну давление у нас как на высоте 30 км. и что это принципиально для двигателя ДВС?
Вам же сказали взять учебник по термодинамике.
Возможен бОльший перепад давления, а значит, достигается больший КПД.
Так это вообще шикарно если больший КПД.

pkl

Шикарно то шикарно, а как будет работать вся эта механика в марсианских условиях?

Изобретать ничего не надо, решение давно найдено: электромобиль с питанием от солнечных батарей /+аккумулятор/ либо РИТЭГов. Решение не только давно найдено, но и многократно испытано в условиях реального Марса.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Quoondо

Ну, предположим что это так. Согласен. Если рассматривать развитие с точки зрения создания инфраструктуры, ИМХО при высоком КПД ДВС он наверное поэффективней РИТЭГов раз в 5 будет. Основной вопрос остается только в поисках топлива для подобных устройств.

Бука

Оптимальна газотурбинная установка. Топливо алюминиевая пудра, окислитель - забортный углекислый газ.

См книгу "Пилотируемая экспедиция на Марс", стр 228. Ссылка есть на форуме.
Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.

Дмитрий Инфан

Цитироватьнейромантик пишет:
3. Паровые машины. С внешним притоком тепла, скажем от изотопных источников тепла и холодильником.
Лучше двигатель Стирлинга.

C-300

#9
Квондо, у меня есть книжка с описанием проекта марсианской экспедиции от РК Энергия. Так вот там вездеход именно с двигателем внутреннего сгорания. Нада?
П. С. посмотрел - оказывается, ошибся. Предполагается газотурбинная установка.

pkl

ЦитироватьQuoondо пишет:
Ну, предположим что это так. Согласен. Если рассматривать развитие с точки зрения создания инфраструктуры, ИМХО при высоком КПД ДВС он наверное поэффективней РИТЭГов раз в 5 будет. Основной вопрос остается только в поисках топлива для подобных устройств.
Недостаток ДВС, равно как и ГТУ, что им постоянно требуется подача топлива. А в условиях Марса - ещё и окислителя. В отличие от РИТЭГа, который, будучи снаряженным ещё на Земле, способен непрерывно выдавать энергию хоть 30 - 40 лет. Это его преимущество в условиях красной планеты перечёркивает все преимущества ДВС, ГТУ, ЭХГ и проч. Как вариант предлагаю внимательнее присмотреться к электромобилю, подзаряжаемому от солнечных батарей - как показала практика, на Марсе это очень даже действенное решение.

Только сейчас пришла в голову мысль: а ведь и в случае с РИТЭГом возможна такая же схема - ровер ночью, когда экипаж спит, заряжает аккумуляторы, а днём катается. Энергопитание Куриосити, кстати, так же организовано - у него РИТЭГ питает аппарат не напрямую, а через аккумулятор. А если вместо классического РИТЭГа использовать с преобразователями Стирлинга, то и к.п.д. будет приемлемым.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Quoondо

Александр Хороших. да книгу я бы почитал..нада)) очень интересно..


pkl я только не понимаю, почему окислителем не может служить сама марсианская атмосфера? - много углекислого газа? а если использовать не углеводороды а амины?- может тогда проще

ИМХО, возможно ошибочное мнение или я постарел, но как-то нет доверия РИТЭГам так как привык ездить на машине.. все-таки классический двигатель или ГТУ надежней и привычней. основной вопрос при его использование на Марсе - это где взять топливо для обычного движка на самом Марсе.

pkl

В этом то все и дело! Где взять топливо!? Т.е. придется везти с собой еще и топливопроизводящую установку. РИТЭГ полностью автономен. И электромобиль с аккумулятором и РИТЭГом может использоваться также на Луне, Каллисто... много где.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Quoondо

Цитироватьpkl пишет:
В этом то все и дело! Где взять топливо!? Т.е. придется везти с собой еще и топливопроизводящую установку. РИТЭГ полностью автономен. И электромобиль с аккумулятором и РИТЭГом может использоваться также на Луне, Каллисто... много где.
Да это все понятно.. но если предположить, что топливо можно прям на месте добывать? - понятно что инфраструктуру необходимо строить и это все затратно, но если да же так, то насколько это перспективно?

pkl

Ну вот РИТЭГ с преобразователем Стирлинга + аккумулятор очень перспективно: базовую модель можно один раз создать и отработать на Луне и затем использовать хоть на Марсе, хоть на Каллисто, хоть где. Все остальное - бесперспективно, потому что придется создавать специализированные аппараты, приспособленные к местным условиям, отрабатывать, тратить деньги и время. Переучивать экипажи.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Quoondо

А если предположить что добывать топливо на Марсе, что именно там можно достать?

Бука

Хм, мое сообщение что, не видимо?

Топливо для марсоходов Al, окислитель СО2, все можно добыть на месте.
Земля слишком маленькая и хрупкая корзина, чтобы человечество держало в ней все свои яйца.  
Роберт Энсон Хайнлайн.

Quoondо

ЦитироватьБука пишет:
Хм, мое сообщение что, не видимо?

Топливо для марсоходов Al, окислитель СО2, все можно добыть на месте.
Так это шикарно.. Лучше не придумаешь.. В чем проблема тогда?

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Quoondо

Цитироватьpkl пишет:
А сами как считаете?  ;)
В добыче полезных ископаемых на Марсе или доставке топлива с Земли  8)
Но даже если так то не считаю, что это ужасно, так как можно попробовать организовать его добычу на Марсе в отдаленной перспективе.