Роль Челомея в космонавтике

Автор AlexCherny, 03.08.2009 12:45:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Garixon

из "Истории развития отечественной пилотируемой космонавтики"
 

user4

#481
Насколько горжусь достижениями советской космонавтики, настолько многие действия руководства в этом направлении вызывают вопросы. Особенно видно на примере решений руководства по работам Челомея. Дали разрабатывать ТКС, потом, когда уже всё было готово, свернули, из-за того, что топливо токсичное. Вопрос, зачем вообще было начинать? Нельзя было насчёт топлива заранее решить?

Сделали постановление об исследовании Луны, Челомей в 1964 сделал проект корабля для облёта. Всем понравилось, но решили свернуть, потому что хотели облетать будущим "Союзом". Потом выяснилось, что "Союзом" не успеваем, стали срочно облегчать "Союз", и приспосабливать корабль ОКБ-1 к ракете ОКБ-52. И ничего не успели и свернули. Вопрос, нельзя было заранее дать ОКБ-52 Челомея разрабатывать свой корабль, чтобы первыми облететь Луну?

Известна история, как Челомей делал станцию, а эту станцию отобрали и дали другому ОКБ.

Также история с Н-1 и РН "Энергия". Делали Н-1, потом свернули. Делали РН "Энергия", сделали два успешных запуска, свернули. Очень много работы уходило никуда.

TAU

Цитироватьuser4 пишет:
видно на примере решений руководства по работам Челомея
Встречал в мемуарах весьма неоднозначные мнения по поводу личности Челомея...

user4

#483
ЦитироватьTAU пишет:
Встречал в мемуарах весьма неоднозначные мнения по поводу личности Челомея...

А что там было неоднозначного?

Штуцер

Цитироватьuser4 пишет:
Также история с Н-1 и РН "Энергия". Делали Н-1, потом свернули. Делали РН "Энергия", сделали два успешных запуска, свернули. Очень много работы уходило никуда.
Все, что Вы перечислили, дошло до металла. Уже не в никуда.
В то же время, объем работ в никуда Вы даже не представляете.  ;)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

TAU

Цитироватьuser4 пишет: 
А что там было неоднозначного?
Читайте
Еще вроде встречал про его противодействие внедрению РГЧ ИН как концепции в свое время.

Вообще же - великие свершения человек сделал. А мог - еще больше. 

Garixon

#486
доселе невиданный широкими массами рисунок ЛК-1
 

luft67

ЦитироватьGarixon пишет:
доселе невиданный широкими массами рисунок ЛК-1
Боюсь соврать, но сей рисунок был лет десять назад в Популярной Механике.

Дмитрий В.

Цитироватьluft67 пишет:
ЦитироватьGarixon пишет:
доселе невиданный широкими массами рисунок ЛК-1
Боюсь соврать, но сей рисунок был лет десять назад в Популярной Механике.
Это?
http://www.popmech.ru/technologies/9236-lunnye-alternativy-sssr-mog-pobedit/
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Garixon

Цитироватьluft67 пишет:
ЦитироватьGarixon пишет:
доселе невиданный широкими массами рисунок ЛК-1
Боюсь соврать, но сей рисунок был лет десять назад в Популярной Механике.
ну да, один и тот же рисунок: "Оружие и технологии России. Энциклопедия. 21 век.
 
и "Популярная механика" №7, 2009 г.
 

Ну, не совсем один и тот же. В детстве надо было играть в игру "Найди десять отличий". Навскидку сразу видно, что в нижнем рисунке ВА не разрезан. За то там в нижнем топливном баке вытеснительный мешок появился. Ну и прочее по мелочам. Так что рисунки вполне дополняют друг друга...
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса


Garixon

Цитироватьaaaa пишет:
Цветной.

откуда? есть ещё? :)

aaaa

Это из музея в Калуге.
Там много всяких плакатиков появилось. Кто не был лет десять, рекомендую посетить.

>>> есть еще?
Вроде нет. Еще немножко по ЛК-700 было, но менее подробно.

Garixon

Цитироватьaaaa пишет:
Это из музея в Калуге.
Там много всяких плакатиков появилось. Кто не был лет десять, рекомендую посетить.

>>> есть еще?
Вроде нет. Еще немножко по ЛК-700 было, но менее подробно.
поделитесь надеюсь :)  я вот думаю что надо в архивы лезть за более подробными рисунками, схемами и т.д.



Штуцер

ЦитироватьАлександр Шлядинский пишет:
За то там в нижнем топливном баке вытеснительный мешок появился.
Не думаю что мешок - порождение команды Челомея. Такой мешок в баке сложной конфигурации только увеличит остатки незабора. Это либо более поздняя дорисовка, либо не вытеснительный мешок.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Магадан Магадан

Карапь на лыжах, а если камни? Уровень дипломного проекта, максимум. Уже делается проект в Подлипках, нет Челомею надо свое придумать, и очень хочется в историю рядом с Королевым, или выше. Мелкие страстишки пронырливость перед Хрущевым, придворный.

Garixon

НАШ «АЛМАЗ»

Цитировать15 декабря 1976 года, 40 лет назад, со стартовой площадки 81 на 5 НИИП Министерства обороны (ныне космодром «Байконур») ракетой-носителем «Протон» на круговую орбиту были выведены два возвращаемых аппарата (ВА) в составе летно-весового изделия (ЛВИ) 8ЛБ72, так начиналась полномасштабная летная отработка ВА, входящего в состав тяжелого транспортного корабля снабжения (ТКС) ракетно-космического комплекса «Алмаз».
 Летным испытаниям предшествовали долгие годы стендовой отработки агрегатов и систем ВА, которая завершалась испытаниями изделий (серии 005, 007) для отработки системы аварийного спасения в реальных условиях при имитации аварии на старте на космодроме «Байконур».
 Напомню, что ВА предназначался для выведения на орбиту и спуска экипажа из 3-х человек.
 Для получения опытных данных по параметрам выведения РН, обеспечения функционирования штатной системы отделения ВА от ТКС было разработано летно-весовое изделие (ЛВИ), габаритно-весовые и инерционные характеристики которого соответствовали ТКС. В ЛВИ два ВА располагались тандемом, при этом верхний ВА был оснащен штатной аварийной двигательной установкой и аппаратурным отсеком.
 Выведение ВА на орбиту проводилось РН «Протон» как штатным средством выведения ТКС. Для первого пуска использовались два ВА серии 009: 009А – (верхнее) и 009 – (нижнее).
 Комплектация ВА в основном соответствовала штатной, за исключением пультов и кресел космонавтов, на местах которых устанавливались рамы с аппаратурой телеметрических и траекторных измерений, программно-временными устройствами для задания режимов и выдачи отдельных команд в орбитальном полете после отделения от ЛВИ и автоматической системой подрыва (АПО) на случай движения ВА по нерасчетной траектории.
 Изготовление ВА проводилось на заводе имени М.В. Хруничева, электрические испытания и подготовка ВА к отправке на полигон были организованы в НПО машиностроения, в КИЦ (ныне цех 21-82).
 В конце июля изделия были отправлены на полигон, где в сооружении 92-2 на площадке 92, на площадях подготовки ОПС и ТКС были организованы рабочие места для подготовки двух ВА и ЛВИ.
 Подготовка ЛВИ-1 на полигоне состояла из нескольких этапов. На технических позициях проводились этапы автономной подготовки ВА и ЛВИ.
 В основе этапа автономной подготовки ВА была заложена технология подготовки изделий серии 005. Однако потребовались дополнительные усилия для обеспечения и выполнения новых работ по заправке жидкостями и сжатыми газами систем терморегулирования, системы регулирования давления (СРД), заправке двигательной установки (ДУ) ВА компонентами ракетного топлива на заправочной станции после комплексных электрических испытаний собранного ВА.
 После окончания автономных испытаний проводились сборка ЛВИ с установкой и раскреплением ВА в конструкции ЛВИ и комплексные электроиспытания.
 Завершались работы на технической позиции (ТП) стыковкой ЛВИ с РН и последующей пристыковкой двигательной аварийной установки (АДУ) к верхнему ВА. После установки РН на стартовое устройство проводились электрические проверки ВА и РН, заправка РН. В день запуска была осуществлена предстартовая подготовка систем ВА и РН, пуск.
 Запуск РН с ВА проходил в районе 4 часов утра с целью обеспечения приземления ВА в расчетную точку с наступлением в той местности рассвета.
 После выведения на круговую орбиту ВА отделялись, продолжали полет с ориентацией оптического прибора на Землю. Совершив один виток (приблизительно 90 минут) вокруг Земли по заложенной программе по командам бортовой автоматики, оба КА были развернуты для выдачи тормозного импульса (ТИ), после которого начался этап схода с орбиты, управляемый (баллистический) полет, сброс носового отсека с ДУ ВА, задействование парашютной системы, приземление с задействованием системы «мягкой посадки», отстрел рамы с парашютами и тормозным двигателем системы «мягкой посадки».
 Председателем Государственной комиссии по летным испытаниям ВА был летчик-космонавт СССР (космонавт 2) Герой Советского Союза, генерал-лейтенант Герман Титов.
 Первый запуск ЛВИ состоялся 15 декабря 1976 года. Космическим аппаратам были присвоены наименования: «Космос-881» (009/А), «Космос-881» (009).
 В расчетной зоне выдачи ТИ находился корабельный измерительный пункт для приема телеметрической и траекторной информации. Все бортовые системы обоих ВА работали штатно, однако из-за некорректной установки на скорость разворота ВА по тангажу для выдачи ТИ, реализовался режим баллистического спуска. Оба ВА приземлились в бескрайней заснеженной казахстанской степи и находились в вертикальном положении, рама с парашютами была отстрелена. ВА 009А из-за повышенных разбросов характеристик тормозной двигательной установки (ТДУ) вышел на 232 км из расчетной зоны приземления.
 В места приземления ВА прибыли группы поиска, в которых, кроме расчетов Поисково-спасательной службы ВВС СССР, находились команды технического обслуживания (КТО) и поисково-эвакуационных работ, состоящие из сотрудников нашего предприятия.
  Основные работы на месте посадки ВА – это установка аппарата в вертикальное положение (если он лежит на боку), открытие входного люка, отключение электрического питания от бортовых батарей, изъятие изотопного датчика системы мягкой посадки, подцепка тросов вертолета к такелажным узлам ВА. Обслуживание ВА на месте посадки проводилось командами технического обслуживания и поисково-эвакуационных работ, которые возглавляли И. Осокин и Ю. Човгун и в составе которых были Е. Аслезов, С. Белоусов, В. Абраменко, Б. Разумов, В. Меркулов и другие специалисты.
 Ни ветер, ни мороз не смогли сорвать работы этих служб, оба ВА были доставлены на завод.
 Работами по подготовке ВА в целом руководил главный ведущий конструктор Б. Шехирев. От нашего предприятия в первом пуске принимали участие: Г. Арапов, И. Баранова, В. Барков, Е. Безрук, И. Бондаренко, А. Горлашкин, С. Давыдов, В. Демьянов, Р. Зелененко, С. Кириченко, И. Ключинский, Г. Кудрявцев, В. Кудряшов, Н. Леванов, В. Логинов, Б. Ломовцев, К. Малов, В. Мясников, В. Подмазо, Л. Ребарбар, В. Родин, И. Сивкин, В. Суворкин, Г. Усманов, Ю. Уткин, В. Фролов, Н. Федотова, И. Чуличкин, Е. Яшин и другие сотрудники.
 В последующие шесть лет было выполнено семь запусков ВА, из них три в составе ТКС. Еще один ВА успешно отделился при аварии РН на 54-й секунде при запуске ЛВИ-2.
 Программа летной отработки в беспилотных полетах была полностью выполнена. Были подтверждены высокие летно-технические характеристики ВА, а также доказана возможность неоднократного применения корпуса отсека экипажа после восстановления его теплозащиты и надежность конструкции переходного люка-лаза в ТКС, расположенного в днище ВА, в том числе при его открытии и закрытии на орбите.
 Необходимо отметить тот факт, что выведение одной РН двух ВА стало существенно новым этапом в отработке космических систем и позволяло одновременно получать дублированные опытные данные по работе систем идентичных КА в одних и тех же условиях полета, как при нормальном, так и при аварийном исходе, а также сокращать сроки проведения летных испытаний.
 
 На снимках: 1. ВА-2.
 2. ЛВИ пристыковано к РН «Протон».
 3. Группа поиска осматривает ВА после посадки.
 
 Леонид ШЕЛЕПИН,
 заместитель технического руководителя по электрическим испытаниям ВА – заместитель начальника отдела 32 (1975-1981 гг.)
 Фото из архива предприятия
 P.S. Материал подготовлен по информации, предоставленной непосредственными участниками описанных событий.