Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#760
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:
Наработки по однокомпонентному двигателю замкнутой схемы С5.71 на гидразине были у КБХМ в рамках проекта посадочного модуля 5М-1.
Александр Хороших пишет:
Интересная идея  :)  Я так догадываюсь,что ЖРД должен был включать в себя ГГ с твёрдым катализатором, турбину, насос+арматуру и регуляторы. А выхлоп турбины был соединён с соплом.
Верно?
Salo пишет:
В рамках спекулятивных догадок примерно так.  8)  
Кстати, использовался не чистый гидразин, а АГ - гидразин с добавкой 3-5% NH3.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Johannes

«Вперед, на Марс!»

Salo

ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьДорога на космодром
 Год: 1980
 Автор: Арлазоров М.С.
 Жанр: Биография
 Издательство: М.: Политиздат
 Серия: Герои Советской Родины
 Язык: Русский
 Формат: PDF
 Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
 Интерактивное оглавление: Да
 Количество страниц: 152, илл.
 Описание: Это первая книга об А. М. Исаеве, Герое Социалистического Труда, замечательном космическом конструкторе. Его жизнь похожа на увлекательный роман: угольная шахта, стройки первой пятилетки, проект первого советского ракетного истребителя, сотрудничество с С. П. Королевым по освоению космоса.
 Тормозная установка А. М. Исаева гасила скорость космических кораблей, приближавшихся к Земле, ему принадлежит честь первого запуска ракетного двигателя в невесомости, ракета с его двигателем доставила на Землю лунный грунт и т. д.
 Книга написана писателем М. Арлазоровым. Oнa рассчитана на массового читателя.
 Примеры страниц
 [свернуть]

 
 Оглавление
 1. Восхождение 5
 2. Крылья 69
 3. Вершина 108
 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4564134
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

http://www.gazetakoroleva.ru/?arhivyear=2013&month=11&number=2013120&st=163
ЦитироватьСегодня 105 лет со дня рождения А.М. Исаева

КБ Химмаш имени Исаева на улице Богомолова

Уже почти год, как генеральным директором КБ химического машиностроения им. А.М. Исаева — филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» работает И.Г. Панин. Одновременно он является заместителем генерального директора ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Накануне 105-летия со дня рождения основателя КБ Химмаш Алексея Михайловича Исаева мы поговорили с И.Г. ПАНИНЫМ о жизни и делах родного предприятия.

    — Прежде всего, хочу поздравить коллектив КБ и в особенности тех сотрудников, которые лично знали Алексея Михайловича, со 105-летием со дня его рождения. После смерти Исаева прошло более 42 лет. За эти годы руководителями предприятия были четыре человека. Наиболее вспоминаемым является Владислав Николаевич Богомолов, которому пришлось продолжить дело Исаева практически, доводя до серийного производства те изделия, выпуск которых был начат при Алексее Михайловиче. Многие из этих изделий до сих пор находятся в эксплуатации.
    Таким образом, я — пятый руководитель предприятия после Исаева. Я родом из Вереи, что в Орехово-Зуевском районе Подмосковья. Отец был строителем, мать — учительницей. После окончания школы поступил в МАТИ — Московский авиационно-технологический институт им. К.Э. Циолковского. Получил квалификацию инженера-механика по специальности «технология производства двигателей летательных аппаратов».

    — Наши читатели должны знать, что космическими предприятиями руководят лучшие выпускники лучших вузов. Об этом надо знать и студентам...
 
    — Кстати, о студентах. В этом году, будучи уже в статусе генерального директора, я был приглашён на День первокурсника в родной институт. Выступил перед ребятами: рассказал о себе, учёбе, о славном МАТИ, о нашем предприятии, и порекомендовал подумать заранее о трудоустройстве в КБ Химмаш. И на своём личном примере напомнил студентам о главной задаче — учиться только «на отлично», потому что вся жизнь и работа человека — это самая большая школа... На нашем предприятии студенты, начиная с 4-го курса, проходят производственную и преддипломную практику, готовят материалы для дипломных проектов. И уже в то время мы готовы принять их на работу. Но и тем, кто в молодости не определился с выбором профессии, дорога к большим делам не заказана. Например, А.М. Исаев был натурой ищущей и мятущейся. Себя он «нашёл» в тридцать пять лет... Но уж после этого с пути не сворачивал...

    — Игорь Геннадьевич, я не ошибся, назвав КБ Химмаш вашим родным предприятием?

    — Но это так и есть. КБ химического машиностроения — это именно родное для меня предприятие. Ведь сразу после окончания МАТИ в 1985 году я поступил сюда на работу — был принят на должность инженера-технолога в механосборочный цех №104. О нём я могу говорить долго и подробно. В первые же месяцы я буквально влюбился — в свою работу, в это замечательное предприятие, где духом товарищества пронизаны все сферы.

    — Вы говорили о цехе №104. Что он собой представляет?

    — Наш механосборочный цех — одно из самых горячих мест в опытном производстве. Там настолько сложная, напряжённая и ответственная работа, что у инженера-технолога буквально земля горит под ногами. Я сразу почувствовал: это то, что мне нужно. Это место, где жизнь бурлит, где идут активные производственные процессы, и я оказался в самой их гуще. Ощутил себя пусть небольшой, но необходимой деталью живого механизма. Прекрасно помню первый самостоятельно разработанный мной технологический процесс для изготовления клина смесительной головки. И какой восторг я испытал, когда увидел, что токарь изготовил эту деталь. Это было чувство причастности к труду всего нашего коллектива — цеха, опытного производства, знаменитого предприятия. Там были замечательные профессионалы, от рабочего и мастера до начальника цеха. Приходилось иметь дело с представителями всех рабочих специальностей — с отделом главного технолога, главного металлурга, отделом неметаллических и композиционных материалов... И каждый готов был поделиться своими знаниями, своим опытом. Ведь трудовой коллектив — это также педагог и воспитатель! Вот это — школа для молодого специалиста! Именно здесь я приобрёл основную базу для дальнейшей работы.
    В мае 2003 года был назначен заместителем начальника опытного производства — начальником производственно-диспетчерского отдела, а через год переведён на должность начальника опытного производства. С ноября 2005 года работал заместителем генерального директора по производству. А 1 ноября 2012 года стал заместителем генерального директора ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» — генеральным директором КБ Химмаш им. А.М. Исаева — филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Такая вот служебная лестница.

    — Но качества лидера в вашем характере вырабатывались не только на производстве?
 
    — Я со школьных лет занимался общественной работой, в институте избирался комсоргом, потом старостой группы... И здесь, в КБ Химмаш, уже через год был избран комсоргом. Мне нравилась работа с коллективом сверстников, интересно было общаться с младшими и старшими товарищами. Мне вообще интересны люди — наши труженики, творцы таких замечательных вещей. Каждый человек интересен по-своему, в каждом — своя «изюминка», но тем интереснее трудовой коллектив, который складывается из таких ярких индивидуальностей — я могу назвать имена, но вы и сами некоторых давно знаете.
 
    — Так получилось, что о КБ химического машиностроения давно не было публикаций в местной прессе. Вы не могли бы напомнить читателям об исторических корнях предприятия, о том, «откуда есть пошла» знаменитая исаевская фирма?

    — Фактически наша история начинается с 21 июня 1943 года, когда на авиационном заводе №293 в конструкторском бюро В.Ф. Болховитинова было образовано подразделение, задачей которого стала разработка жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Его возглавил тогда уже опытный конструктор в области самолётостроения А.М. Исаев, будущий главный конструктор жидкостных ракетных двигателей, один из основоположников ракетного двигателестроения.
    Когда А.М. Исаев и А.Я. Березняк начали лётную отработку самолёта на тяге своего ракетного двигателя, они с коллегами удивлялись, какого «зверя» взращивают. Тогдашний их ЖРД, по нашим современным меркам не столь мощный, своим выхлопом вырыл в грунте настоящую канаву. Образовавшийся лоток решили забетонировать. Но этот двигатель струёй выхлопных газов уносил прочь и бетон. Под впечатлением от этого эффекта А.М. Исаев стал разрабатывать термобур. Результатами работы этого бура служат огромные каменные глыбы, доставленные позже на территорию предприятия. Они до сих пор украшают рельеф двора некоторых отделов.
    О деятельности А.М. Исаева и его товарищей написано много. Они работали в глубоком тылу, куда не только не доносился грохот орудий, но не долетали даже вражеские самолёты, однако уже поднимался в воздух реактивный самолёт БИ-2 (Березняк — Исаев). И едва на фронтах положение начало складываться в нашу пользу, из действующей армии были отозваны бойцы, которые ещё до начала войны проявили себя как исследователи, конструкторы, руководители. А всего через год после Победы, 13 мая 1946 года, был образован НИИ-88, в состав которого через два года вошло подразделение А.М. Исаева как отдел. Позже в институте были созданы два ОКБ по отработке ЖРД — ОКБ-2 (главный конструктор А.М. Исаев) и ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д. Севрук). В 1958 году они были объединены в ОКБ-2 во главе с А.М. Исаевым. Со временем, после выделения из НИИ-88, ОКБ получило наименование Конструкторского бюро химического машиностроения. Сейчас это — КБ Химмаш имени А.М. Исаева.

    — Хотя все знают, что КБ Химмаш занимается двигателями космических ракет, дальше это знание не распространяется...

    — За всю историю существования нашего КБ направление его деятельности не менялось. Это разработка проектов ЖРД, конструкторской документации (КД), автономная отработка агрегатов и узлов двигателей на наземных гидравлических, пневматических, вибрационных стендах, отработка конструкции на огневых наземных стендах, впоследствии — в составе лётных объектов, передача КД на серийный завод. Далее идёт сопровождение изготовления и эксплуатации своей продукции. Так что КБ Химмаш получает о своём детище информацию за весь жизненный цикл.
 
    — Можно ли немного подробнее рассказать, для каких изделий ракетно-космической техники создаются ваши двигатели?

    — Жидкостные ракетные двигатели и жидкостные ракетные двигательные установки, двигатели малой тяги (до 100–250 кгс) создаются для пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, орбитальных комплексов, Международной космической станции, космических кораблей «Союз-ТМ», «Прогресс», космических аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли и других космических аппаратов, запускаемых для исследования ближнего и дальнего космоса. Двигатели малой тяги используются для стабилизации положения космического аппарата в космосе, для причаливания и прочих манёвров — короче говоря, в качестве двигателей управления космическими аппаратами.
    В КБ Химмаш разработаны и изготавливаются маршевые жидкостные ракетные двигатели для разгонных блоков «Бриз-М», «Бриз-КМ», «Фрегат», «Фрегат СБ». Разработаны ЖРД и жидкостные двигательные установки для ракетных комплексов специального назначения, кислородно-водородные двигатели тягой 7,5 и 10,5 тс.
    Кстати, наш кислородно-водородный двигатель КВД1 в составе разгонного блока индийской ракеты-носителя ЖСЛВ обеспечил успешное выполнение четырёх полётов в 2001–2007 годах. А на базе двигателя КВД1 создан первый экспериментальный ЖРД, использующий в качестве горючего сжиженный природный газ с содержанием метана до 98 процентов.
    Кроме того, у нас ведутся разработка, изготовление и испытание управляющих ЖРД малой тяги на однокомпонентном топливе — гидразине. Эти двигатели предназначены для двигательных установок разгонных блоков «Фрегат» и «Фрегат СБ», которые выводят в ближний и дальний космос аппараты для исследования космического пространства и планет.
    Мы разрабатываем, изготавливаем и испытываем также и ЖРД малой тяги на двухкомпонентном топливе. Завершены работы по созданию двигателя с ниобиевой камерой тягой 2,5 кгс для использования в программе МКС, а также в космических аппаратах разработки ЦСКБ «Прогресс». Разработан ряд перспективных ЖРД тягой 5, 10, 20, от 40 до 60 кгс с конкурентно-способными характеристиками.

    — Интересная идея — замена водорода метаном... Этим ведь решаются две проблемы — и экологическая, и экономическая?

    — Да, как известно, в конце прошлого века перед конструкторами встала задача создания ЖРД на экологически чистых дешёвых компонентах топлива при максимально возможном использовании конструкторского, материального, технологического и производственного заделов. Наши специалисты пришли к выводу, что одним из путей решения такой задачи — создания пока экспериментального двигателя на топливе «жидкий кислород — метан» — может быть использование материальной части кислородно-водородного ЖРД.
    Работы начались ещё в 1994 году, однако из-за недостаточного финансирования растянулись на долгие годы. Для начала стали решать задачу на базе двигателя средней размерности, а именно — путём замены жидкого водорода на сжиженный природный газ применительно к кислородно-водородному двигателю КВД1 тягой 7,5 тс. В 1996 году были проведены автономные испытания газогенератора двигателя, в 1997-м — испытания рулевого блока. Тогда же приступили к огневым испытаниям полноразмерного двигателя с тягой 7,5 тс на компонентах «жидкий кислород + сжиженный природный газ».
    Первое огневое испытание двигателя было проведено 22 августа 1997 года на стенде НИИ ХМ (в настоящее время НИЦ РКП). Двигатель отработал заданное время, замечаний по состоянию материальной части не было. Результаты испытания подтвердили принципиальную возможность использования сжиженного природного газа в качестве горючего в агрегатах кислородно-водородного двигателя.

    — У вас ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы?

    — Разумеется. Это работы по модернизации, обеспечению производства и испытаний ЖРД, созданных на нашем предприятии, используемых в ступенях ракет-носителей различного класса и назначения. Разворачиваются работы по проектированию и созданию системы преобразования энергии для транспортного энергетического модуля. Ведётся производство изделий конверсионной тематики (для мясоперерабатывающей и молочной промышленности, медицины, топливно-энергетического комплекса и товаров народного потребления).

    — Кто ваши основные заказчики?

    — Организациями, выдававшими технические задания на разработку ЖРД, являются и РКК «Энергия», и НПО имени С.А. Лавочкина, и ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка, а также ЦСКБ «Прогресс» (Самара). По ТЗ некоторых из этих организаций в КБ Химмаш уже разработаны ЖРД. По другим ТЗ их разработка ведётся и в настоящее время. Сотрудничество КБ Химмаш с РКК «Энергия» ознаменовано созданием тормозной двигательной установки, на тяге которой совершил «мягкую» посадку первый человек Земли, побывавший в космосе, — Юрий Гагарин. Особенно давно КБ Химмаш сотрудничает с ОАО «ГРЦ Макеева» (город Миасс на Урале). А ЖРД на кислородно-водородном топливе для Индии разработано по ТЗ Центра Хруничева.
    В настоящее время в КБ Химмаш по ТЗ Центра Келдыша ведётся разработка составной части транспортного энергетического модуля (ТЭМ) — системы преобразования тепловой энергии ядерного реактора в энергию электрического тока. В этой работе прослеживается «жеэрдийная» специфика, хотя появился новый элемент — компрессор. В отличие от короткой работы ЖРД (несколько сотен или тысяч секунд) система преобразования энергии для ТЭМа должна функционировать годы. С НПО им. С.А. Лавочкина продолжаются работы по созданию ЖРД для систем, разрабатываемых с целью исследования Луны, Марса, его спутников и пр.

    — Ранее вы упомянули опытное производство предприятия. Ведутся ли там какие-либо работы, кроме изготовления опытных образцов?

    — Опытное производство КБ Химмаш расширило свои возможности вплоть до серийного изготовления ЖРД для разгонных блоков. Это маршевые двигатели для РБ «Фрегат» (всех модификаций), «Бриз-КМ» (ракета-носитель «Рокот»), «Бриз-М» (ракета-носитель «Протон-М»).

    — Кстати, о «Протоне»... Насколько, по вашему мнению, обоснованы негативные высказывания в СМИ об этом знаменитом носителе. Они создают впечатление, будто «Протон» — чуть ли не самая аварийная ракета...

    — Эти обвинения... Судите сами. Мимо сознания широкой публики прошло то обстоятельство, что за всю историю существования «Протона-М» было всего две аварии. Ракета в целом запускалась с 2001 года 74 раза и имела всего два аварийных пуска, включая нынешний 2 июля 2013 года. «Протон-М» — это модернизация ракеты «Протон-К», на счету которой значительно больший список аварий. Так утверждал Ю.Н. Коптев, руководитель группы независимых экспертов — первый глава Роскосмоса. А после недавнего успешного запуска получается всего две неудачи из 75 пусков.

    — Однако вернёмся к вашему предприятию. Сохраняются ли у вас традиции, заложенные первым руководителем КБХМ А.М. Исаевым?

    — Для нас это очень важно — следовать традициям, заложенным А.М. Исаевым и продолженным сменившим его В.Н. Богомоловым. Прежде всего, людей здесь оценивают по таким качествам, как профессионализм, отношение к порученному делу и коллективизм. Люди, отвечающие этим критериям, и составляют силовой каркас нашего коллектива. В числе этих традиций — и отношение старших коллег к молодым специалистам, и атмосфера сопричастности к большим делам, которые совершаются в цехах и отделах предприятия... Это всё и составляет исаевский дух, исаевские традиции. Мы с гордостью носим имя великого конструктора, одного из создателей ракетно-ядерного щита, который позволяет хранить мирное небо, — и не только над Россией...

Беседовал Николай ДОРОЖКИН
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#765
Завьялов В.С. о метане и не только:
 "Космический тупик"
http://zavjalov.okis.ru/kosmicheskij-tupik.html

Наряду с прочим вот такая фраза:
ЦитироватьНа мой взгляд целесообразно показать "ЦСКБ-Прогресс" разработки КБХМ по метановым двигателям тягой 7,5 и 40 т., выполненных по замкнутой схеме с восстановительным ГГ. Ознакомить с результатами испытаний двигателя С5.86 и пригласить представителей на предстоящее испытание.
 Указать, что по проверенной схеме КБХМ может в ограниченный срок может разработать ДУ или двигатель разгонного блока метанового РН необходимой тяги с высокими энергомассовыми характеристиками.
О 40-тонном двигателе слышу впервые. А испытания С5.86 в этом году видимо проводились, но тогда вопрос: было ли АВД и по какой причине? Судя по отсутствию победных реляций - было.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Штуцер

#767
ЦитироватьЗавьялов пишет:
Затем двигатель дорабатывался /не затрагивая основных агрегатов/ под поставочный экземпляр под индексом 11Д442 для ТКС. Изготавливалась партия из трех двигателей, один из которых отбирался ВП на КВИ. КВИ проводилось на 150 включений с общим временем работы свыше 3000 секунд. Приходилось часто бывать в Филях. У меня сложились хорошие отношения с Алхименковым Э.Г. /вед. конструктор - нач бригады/, Брун Е.М. /нач. конструкторского сектора/. Нач. отдела был Миркин Н.Н., а его замом Наумов, который вместе с Лурье учился в МАИ.
Небольшое уточнение.
В то время начальником бригады был Кругерский М.С., а Брун был ведущим конструктором по ДУ ТКС.
Позже Брун стал начальником сектора, Наумов - начальником отдела, а Николай Николаевич Миркин - начальником комплекса двигательных установок.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

C-300

#768
Я так понял, что на ебае кто-то выставлял ЖРД от маршевой ступени Гайдлайна (С-75): http://bangshift.com/ebay-find-2/ebay-find-another-wild-russian-liquid-propellant-rocket-for-sale-50000hp/

И ещё фотки: http://bangshift.com/ebay-find-2/ebay-find-a-soviet-liquid-propellant-rocket-engine-that-would-be-fun-to-use-until-we-killed-ourselves-with-it/

Дмитрий В.

#769
"неформат"
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Искандер

#770
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Геноцид против пенсионеров в Украине: http://www.odnako.org/blogs/ukrainskie-vlasti-uzhe-v-marte-mogut-umenshit-pensii-na-50/
Дмитрий, Вы не в ту тему написали. )))
Кроме того сайт провакационно-лживый. На самом деле речь идет о проекте снижении пенсий работающим пенсионерам на 50%, но не меньше минимальной.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Дмитрий В.

ЦитироватьИскандер пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Геноцид против пенсионеров в Украине: http://www.odnako.org/blogs/ukrainskie-vlasti-uzhe-v-marte-mogut-umenshit-pensii-na-50/
Дмитрий, Вы не в ту тему написали. )))
Кроме того сайт провакационно-лживый. На самом деле речь идет о проекте снижении пенсий работающим пенсионерам на 50%, но не меньше минимальной.
Ошибся темой, пардон.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

DonPMitchell

Big auction of American and Soviet space objects in New York City.  It includes an S2.720 engine.

Space Auction

Salo, do you think this is an S2.720? 

Never send a human to do a machine's job. -- Agent Smith

DonPMitchell

You can change the last character of the link from "1" to "5" to get all the pictures.
Never send a human to do a machine's job. -- Agent Smith

Salo

ЦитироватьDonPMitchell пишет:

Salo, do you think this is an S2.720?
Yes, it is.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьDonPMitchell пишет:

You can change the last character of the link from "1" to "5" to get all the pictures.
Thanks a lot!:)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#778
Разработка двигательной установки системы ориентации разгонных блоков на экологически чистых компонентах топлива

КБ химического машиностроения им. А.М. Исаева филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева":
Валерий Юрьевич Пиунов, заместитель генерального конструктора
Владимир Иванович Морозов, главный специалист
Михаил Владимирович Мальцев, инженер-конструктор

http://engine.aviaport.ru/issues/91/pics/pg28.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ МАЛОЙ ТЯГИ РАЗРАБОТКИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО ХИМИЧЕСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ИМ. А.М. ИСАЕВА

http://engine.aviaport.ru/issues/92/pics/pg24.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"