Украинский космос

Автор Salo, 14.06.2007 11:52:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олег Шляпин

ЦитироватьSalo пишет:
Вы сослались на него, Вам и искать.
Даже не собираюсь этого делать

Echidna

Понял, спасибо :)

anik

"Южмаш" просит руководство Украины определиться: нужно ли государству ракетное производство
http://interfax.com.ua/news/political/266221.html

Трудовой коллектив ГП "Южный машиностроительный завод им. А.Макарова" ("ЮМЗ", Днепропетровск) просит руководство государства принять неотложные меры по обеспечению предприятия государственным заказом на производство ракетной техники.
Как отмечается в распространенном пресс-службой "ЮМЗ" открытом обращении трудового коллектива к президенту, Верховной Раде, правительству, СНБО и органам власти Днепропетровской области, ракетостроители констатируют: в связи с разрывом традиционной кооперации с РФ по производству ракетной техники, а также недостаточной загрузкой мощностей в рамках реализуемых международных проектов, сохранение на "ЮМЗ", а следовательно и в Украине, ракетного производства, как такового, в силу его специфики, возможно лишь при обеспечении профильного госзаказа.
Инициированные "ЮМЗ" варианты решения задачи по загрузке профильных мощностей включают, в том числе, реализацию проекта создания и производства ракеты-носителя (РН) легкого класса двойного назначения. Реализация проекта, имеющего хорошие экспортные коммерческие перспективы, не требует создания специальной наземной инфраструктуры: запуск легкой РН может быть обеспечен с автомобильного или корабельного носителя, отмечают ракетостроители.
Как ожидается, ракетное производство может быть загружено также в рамках гособоронзаказа (ГОЗ): соответствующее поручение было озвучено главой государства Петром Порошенко по итогам посещения предприятия осенью 2014 года, уточняют на ЮМЗ. "Прошло уже более чем полгода, а госзаказа до сих пор нет", - констатируется в обращении.
Как уточняют на "ЮМЗ", содержание ракетостроительных мощностей с уникальной масштабной научно-производственной инфраструктурой и персоналом требует существенных затрат, и при отсутствии госзаказа является "неподъемной ношей" для "Южмаша". На предприятии подтверждают: перепрофилирование "Южмаша" на производство продукции гражданского машиностроения возможно. "Усилия по диверсификации через налаживание программы импортозамещения для предприятий энергосектора дают уверенность в этом. Необходимо только принять решение об отказе от производства ракет, отдавая отчет, что это решение необратимо", - подчеркивается в обращении.
"Государство должно честно и публично сказать: нужны Украине ракеты: космические, боевые, двойного назначения, или нет. И сделать это осознанно и взвешенно. В случае позитивного решения - незамедлительно обеспечить "Южмаш" госзаказом на производство ракетной техники. В случае негативного - дать "добро" на ликвидацию производственных мощностей ракетостроения", - подчеркивают ракетостроители.
Авторы обращения высказывают опасение, что дальнейшее "заговаривание" проблемы на различных уровнях повлечет не только утрату возможности "ЮМЗ" производить ракетную технику, но может спровоцировать социальную дестабилизацию: с декабря 2014 года около 40% мощностей "ЮМЗ" находится в состоянии вынужденного простоя, которое уже продлено до июня.
При этом ракетостроители напоминают: обладающий полным замкнутым циклом производства ракетной техники, от двигателей до ракет-носителей и космических аппаратов, "ЮМЗ" определяет статус Украины как космического государства.
"Именно существование "Южмаша" дает нашему государству возможность самостоятельного производства самого эффективного на сегодняшний день неядерного средства сдерживания: оперативно-тактических ракетных комплексов", - подчеркивается в обращении.
ГП "Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова" - одно из ключевых предприятий ракетно-космической промышленности Украины, известный в мире производитель ракетоносителей и спутников гражданского, научного и военного назначения. В связи с разрывом традиционной кооперации в условиях российской агрессии, объемы производства ракетно-космической техники в 2014 году по договорам с РФ сократилась в сравнении с 2013 годом - в 17 раз.
В настоящее время ЮМЗ отрабатывает программу диверсификации производства, формируемая в настоящее время программа загрузки мощностей на 2015 год оценивается в более 2,8 млрд грн. В марте ЮМЗ заключил соглашение о долгосрочном производственно-техническом сотрудничестве с НАЭК "Энергоатом". Как планируется, значимую часть загрузки ЮМЗ должен составить ГОЗ.

Veganin

А что за ОТРК самостоятельно производится на Украине (Южмаше)? "Сапсан"? Так уже объявили, что если дадут миллиарды гривен, то опытные образцы будут только в 2018 (и даже это не факт). ОКР еще не завершен. И зачем винить российских агрессоров в сокращении в 17 раз объема производства, если есть проверенные демократией партнеры и новые братья украинцев  - США, Европа, Китай?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Iva

#1444
Цитировать"Южмаш" просит руководство Украины определиться: нужно ли государству ракетное производство
Руководство Украины уже давным-давно определилось с этим вопросом!
Просто, забыло сказать об этом ЮМЗ!
А сами они, почему-то не догадываются...
Кстати, вопрос можно смело поставить шире: нужно ли Украине машиностроение, вообще?
И на этот вопрос есть однозначный ответ - нет!
- Достаточно кукурузы, рапса, подсолнечника.
Забыл добавить сою...

Veganin

Конкуренты никому никогда не нужны. Высосут самые интересные наработки и разработки и помогут умереть. А виновата будет Россия.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Salo

Турчинов не исключил проведения консультаций по установке ПРО на Украине
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1981166
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Veganin

ЦитироватьSalo пишет:
Турчинов не исключил проведения консультаций по установке ПРО на Украине
 http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1981166
"Съест-то он съест, да кто ж ему даст"
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Salo

Вашингтонский обком. 8)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Veganin

А Кремль - против.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

pkl

ЦитироватьVeganin пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
Турчинов не исключил проведения консультаций по установке ПРО на Украине
 http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1981166
"Съест-то он съест, да кто ж ему даст"
Именно ради этого весь этот сыр-бор полтора года назад и начался!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

anik

Правительство Украины разорвет соглашение о ВТС с Россией
http://www.interfax.ru/world/442708

Москва. 20 мая. INTERFAX.RU - Правительство Украины на заседании в среду примет решение о прекращении действия соглашения о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с Россией, заключенном 26 мая 1993 года, заявил премьер Арсений Яценюк.
"Кабмин принимает решение о прекращении действия соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Россией", - сказал Яценюк в среду на заседании правительства.
"Государство - агрессор, незаконно оккупировало Крым, осуществило военную агрессию на территорию Донецкой и Луганской областей, представляет опасность для безопасности и территориальной целостности, поэтому соглашение разрывается Кабинетом министров Украины", - добавил Яценюк.

Salo

http://www.dua.com.ua/all/nauka-i-tekhnika/item/1468-zberezhemo-ukrajinu-kosmichnoyu-derzhavoyu.html
Гугль перевод:
ЦитироватьПятница, 15 Мая 2015 12:42
Сохраним Украину космической державой

Наше досье: Олег Уруский родился 13 апреля 1963 года в Черткове на Тернопольщине. В отечественной ракетно-космической отрасли он не новичок: после окончания в 1985 году Киевского высшего инженерного авиационного военного училища и последующей офицерской службы в Вооруженных Силах Олег Семенович, с 1992 по 1996, работал в Национальном космическом агентстве Украины - сначала начальником отдела, а впоследствии возглавлял одно из управлений НКАУ. В дальнейшем он занимал ответственные должности в различных структурах Украины, в частности - в аппарате Совета национальной безопасности и обороны, Государственной комиссии по вопросам оборонно-промышленного комплекса, Секретариате Кабинета Министров, Министерстве промышленной политики, профессором Национального аэрокосмического университета «Харьковский авиационный институт» и т.п., а с марта 2014 по январь 2015 года был заместителем генерального директора государственного концерна «Укроборонпром». Олег Уруский - доктор технических наук, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники.


Прошло чуть больше, чем три месяца с тех пор, как председателем Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) был назначен Олег Уруский. Первым эксклюзивным интервью, на которое Олег Семенович согласился на должности руководителя ГКАУ, стала его подробная и всесторонняя, откровенная беседа с корреспондентом «Демократической Украины».

- Наверное, Вы, Олег Семенович, уже основательно ознакомились с делами области, которой в Украине занимается Государственное космическое агентство. Оцените, пожалуйста, её нынешнее состояние и главные проблемы.

- Ситуация в отечественной ракетно-космической отрасли сейчас характеризуется несколькими факторами. С одной стороны, поскольку она является составляющей общего экономического комплекса Украины, не может избежать всех тех проблем, которые переживает экономика страны. С другой - за те более 23 лет, прошедших после обретения Украиной независимости, нашему государству, к сожалению, все же не удалось завершить необходимые процессы реформирования собственной ракетно-космической отрасли, и поэтому она продолжала определенной степени оставаться такой, какой была в течение нескольких десятилетий, когда была одной из составляющих ракетно-космического комплекса той великой космической державы, которой был бывший СССР. Поэтому-то после того, как Советский Союз распался, ориентация отрасли имела определенный перекос в сторону соседнего государства - России.
Сейчас перед нами предстал вызов: что же делать, когда сотрудничество Украины с Российской Федерацией в сфере создания, производства и эксплуатации ракетно-космической техники, мягко говоря, существенно уменьшилось. За прошлый, в 2014 год украинские предприятия не получили из России ни одного заказа на поставку туда наших ракет-носителей и космических аппаратов.
Председатель Государственного космического агентства Украины Олег УруськийРосиянамы также остановлено и реализацию международных программ «Морской старт» и «Наземный старт», среди участников которых - украинские государственные предприятия - конструкторское бюро «Южное» (разработчик ракет-носителей из семейства «Зенит») и производственное объединение «Южный машиностроительный завод» (изготовитель этих ракет).
Проект, связанный с использованием международной российско-украинского-казахстанской компанией «Космотрас» конверсионных ракет-носителей «Днепр» (которые являются мирной модификацией прежних стратегических межконтинентальных баллистических ракет Р-36М2 «Воевода» или SS-18 «Сатана», как их именуют на Западе, которые постепенно снимаются с боевого дежурства в Российской Федерации, продолжает свое функционирование (в частности, очередным примером стал осуществлен 26 марта 2015 с базы «Ясный», что в Оренбургской области РФ, успешный пуск «Днепра» с южнокорейским космическим аппаратом) . Хотя порой из России поступают «сигналы» о том, что и эту программу - по ракет-носителей «Днепр» - должно быть остановлено.
Поэтому нынешняя ситуация для нас очень непростой. К тому же практически все предприятия украинской ракетно-космической отрасли остались тем или иным образом нереформированными, а их структура - с точки зрения потребности настоящего - есть неоптимальной и не отвечает современным требованиям. Поэтому есть необходимость в существенном реформировании их и в серьезной реструктуризации всей нашей ракетно-космической отрасли. В первую очередь, это ее флагмана - производственного объединения «Южный машиностроительный завод» имени А. Макарова, что в Днепропетровске.

- Там, насколько известно, в последнее время сложилось неслыханное ранее на этом предприятии критическое положение, связанное с временной остановкой производства и существенной задолженности по заработной плате работникам. Как, на ваш взгляд, можно и нужно выходить из этой затруднительной ситуации?

- Стоит напомнить, что на производственном объединении «Южный машиностроительный завод», которое когда-то насчитывало более 50 000 работников, сейчас осталось лишь около 7,5 тысячи (при тех же, как и прежде, площадях цехов и производственных мощностях). Почти полное отсутствие заказов со стороны РФ (ранее они составляли весьма значительную долю продукции «Южмаша») и некоторые другие негативные факторы привели к тому, что этот завод в 2014-м сократил объемы производства более чем на 28% и объемы реализации - на 26% , а в 2015-м длительное время находился в состоянии простоя. Были допущены и немалую (до восьми месяцев) задолженность по зарплате.
Поэтому и Кабинета Министров, и Государственному космическому агентству, в систему управления которого принадлежит «Южмаш», пришлось в течение последних месяцев принимать кардинальные меры, направленные на выведение этого предприятия из сложной ситуации, в которой оно оказалось. Этому помогло принятое правительством решение о перераспределении средств в рамках выполнения контракта по программе по «Циклона-4»: Кабмин согласился с тем, чтобы имеющиеся по этому проекту остатки средств пошли непосредственно на строительство новых ракет-носителей, чтобы загрузить «Южмаш» работой. В результате уже удалось практически погасить долги по заработной плате работникам «Южмаша».
А еще мы стараемся осуществить диверсификацию продукции «Южмаша». В частности, проведены переговоры показали возможность сотрудничества этого производственного объединения с НАК «Энергоатом» - и между ними подписано соглашение о сотрудничестве. Поэтому надеемся, что, если все пойдет так, как ожидается, то 25-30% производственных заказов «Южмаша» сможет обеспечивать НАК «Энергоатом».
Сейчас продолжаются переговоры о возможности производства на «Южмаше» оборудования для нужд НАК «Нафтогаз» - и по этому вопросу уже создана рабочая группа специалистов для подготовки конкретных предложений.
Еще одно важное направление, на который мы рассчитываем, - государственный оборонный заказ. По этому поводу есть поручение Президента Украины и Премьер-министра по привлечению «Южмаша» к выполнению работ оборонной направленности.
Конечно, определенную роль в ассортименте продукции «Южмаша» играет и выпуск тракторов, троллейбусов и некоторой другой техники наземного назначения.
Что касается дальнейших перспектив, то я считаю, такие производства «Южмаша», как тракторное и троллейбусное, целесообразно было бы выделить в отдельные структуры. Само же ПО «Южный машиностроительный завод» должен снова стать современным ракетно-космическим предприятием. А в будущем, не исключено, в сочетании этого завода с КБ «Южное» должен появиться объединенный Украинский ракетно-космический центр «Южный».
Продолжая эту тему, отмечу, что в проблемах, с которыми столкнулся «Южмаш», он, к сожалению, не единичный в отечественной ракетно-космической отрасли. Трудности, хотя и несколько меньшей остроты, переживают и некоторые другие наши предприятия. Так, по итогам 2014 было зафиксировано существенное падение объемов производства и реализации продукции на объединениях «Коммунар», что в Харькове, и «Киевприбор».
«Киевприбор» и «Коммунар» является наиболее экспортозависимой от России, поскольку они поставляют свою продукцию как комплектующее оборудование для таких российских ракет-носителей, как «Союзы», «Протоны» и другие. Подчеркиваю, что там, где речь идет о поставках украинской продукции для мирных космических программ, заказ из России для упомянутых наших предприятий еще остаются, как и по выполнению ими заказов для деятельности Международной космической станции (МКС), которая работает на околоземной орбите, и для коммерческих пусков. Конечно, все это - с обязательным получением украинскими производителями необходимых разрешений от Госэкспортконтроля и от Совета национальной безопасности и обороны (во исполнение соответствующего указа Президента Украины).

- В чем же заключаются изменения в отрасли, которые сейчас предлагает руководство ГКАУ?

- Учитывая все рассмотренные факторы, основное направление выхода из нынешней сложной ситуации, в которой оказалась украинская ракетно-космическая отрасль, мы видим в глубинном реформировании. В частности, ГКАУ согласовало перевода всех предприятий отрасли из списка номер 1 (те, что вообще запрещено к приватизации) в список номер 2 (в нем - предприятия, хотя и не подлежат приватизации, но могут быть преобразованы в государственные акционерные компании, то есть корпоратизированные ). Надеемся, что народные депутаты Украины поддержат эти наши предложения.
Следующим шагом должно стать создание в ракетно-космической отрасли различных вертикально и горизонтально интегрированных структур. Но все это будет делаться только после того, как будет осуществлен реструктуризацию и реформирование каждого отдельного предприятия.
В дальнейшем, когда станет понятно, какие интегрированные структуры образовались и насколько они будут иметь общие интересы и общие проекты, наступит время для перехода предприятий отрасли к следующему этапу их реформирования - приватизации, когда мы сможем предлагать к продаже определенные доли пакетов акций, принадлежащих государству, чтобы привлечь дополнительные инвестиции. На мой взгляд, такие инвесторы могут быть разными: скажем, европейские или американские компании, которые сочтут интересным и перспективным для себя выкупить какую-то долю собственности государственных предприятий ракетно-космической отрасли Украины. Но это будет не сейчас, а несколько позже - когда мы пройдем все этапы реструктуризации и реформирования.
Важным в этих непростых процессах должно стать принципиальное изменение подходов к вопросам, связанным с содержанием и финансированием ныне действующей общегосударственной космической программы Украины, рассчитанной на 2013-2017 гг. Известно, что бюджетное финансовое обеспечение реализации из года в год по сути срывалось, хотя эти статьи государственного бюджета Украины в соответствии с действующим законодательством относятся к защищенным (т.е. тех, по которым не допускается сокращение выделенных ассигнований).
- Сейчас, учитывая сложную финансово-экономическую ситуацию в нашем государстве, - продолжает Олег Уруский, - ГКАУ получило от Премьер-министра Украины поручение, согласно которому мы имеем с общей большого количества позиций государственной космической программы, рассчитанной на 2013 -2017 года, оставить одно-два задания, которые будут подлежать исполнению, тогда как остальные направления должны быть закрыты, поскольку нельзя и дальше распылять имеющиеся (весьма скромные) госбюджетные средства на все существующие направления.
Поэтому ГКАУ определило те два приоритетные задачи, которые мы будем предлагать правительству на рассмотрение и утверждение. Первым из них должно стать дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) - его космическим и наземным сегментами, а второму направлению - космические научные исследования и космические технологии - с передачей их достижений в другие отрасли отечественной экономики.
К этим двум направлениям не относятся выполняемые в течение ряда лет работы по программе по проектированию, изготовлению и последующего запуска на околоземную орбиту первого украинского телекоммуникационного аппарата «Лыбидь», предназначенного для нужд будущей украинской системы спутниковой связи, телевидения и других задач. Программа по «Лыбеди» сейчас фактически осуществляется как коммерческий проект - за счет инвестиционных средств.
А задания со стороны государства и его органов заключается в том, чтобы создать в Украине привлекательные условия для потенциальных инвесторов таких проектов и вообще для ведения здесь бизнеса и одновременно - для эффективного функционирования отечественных предприятий, конструкторских бюро и других организаций ракетно-космической отрасли. Эта государственная поддержка должна осуществляться, прежде всего, на уровне формирования надлежащей оптимальной нормативно-правовой базы.
Итак, мы планируем продолжать усилия, направленные на то, чтобы Украина, несмотря на все проблемы, оставалась космической державой.

- Создание и производство отечественной ракетной и ракетно-космической техники традиционно, еще с советских времен, - в системе тогдашнего Министерства общего машиностроения СССР - функционировало на основе широкой производственной кооперации многих предприятий и организаций. После распада СССР и обретения Украиной независимости наши субъекты этой отрасли сохранили немало связей с партнерами из других государств, которые возникли на постсоветском пространстве, в том числе с Российской Федерацией.
Не создаст настоящее время эта ситуация серьезных проблем - при весьма острых взаимоотношениях между Россией и Украиной - для производства в нашей стране ракет-носителей различных типов в случае, если российские власти заблокирует поставки сюда комплектующих с предприятий РФ?


- Эта проблема достаточно проста, потому что и сейчас в ракетах-носителях, которые производятся в Украине (это «Зенит» и «Циклон»), достаточно весомая (в процентах) доля комплектующих поставляется из России.
В частности, производственная кооперация по «Зенита», сложившейся в СССР еще в 80-х годах ХХ века (первый пуск первенца этого семейства - «Зенита-2» - состоялся 13 апреля 1985-го), по сути, осталась, к сожалению, такой до сих пор.
По «Циклон», то здесь ситуация несколько иная, поскольку систему поставки комплектующих к ним удалось изменить во время разработки новой ракеты-носителя из этого семейства - «Циклона-4», где почти все ее основные компоненты являются украинскими. Даже стартовый комплекс, для различных «Циклонов» ранее разрабатывался в Москве, в Конструкторском бюро транспортного машиностроения (КБТМ), теперь - для будущих пусков украинских ракет-носителей «Циклон-4» с бразильского космодрома - создается в нашей стране. Исключениями являются маршевые двигатели первой и второй ступеней этой ракеты, разработчиком и изготовителем которых является российское научно-производственное объединение «Энергомаш» имени В. Глушко, что в подмосковных Химках (тогда как двигатель для третьей ступени «Циклона-4» разработано в Украине , и производиться он в нашем государстве).
С учетом необходимости существенного уменьшения зависимости от поставок в Украину комплектующих, импортируемых из России для наших ракет-носителей, мы начали серьезную работу по импортозамещению. К этим процессам, которые в масштабах нашей страны координируются Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), несколько месяцев назад подключилось и ГКАУ: у нас создана рабочая группа, которая прорабатывает различные вопросы импортозамещения при создании и производстве ракетно-космической техники.
Наряду с этим, учитывая, что далеко не по всем позициям можно осуществить импортозамещение российских комплектующих отечественными украинскими, мы занимаемся и вопросами по диверсификации этих поставок - по каким-то других стран вместо российской продукции. Конечно, на такую ​​версификацию нужны время и деньги, но не делать этого - с учетом нынешних реалий - невозможно.
В то же время, опять-таки, в тех направлениях, которые касаются мирного космической тематики, производственная кооперация, связанная с поставкой из России комплектующих для ракетно-космической техники, производимой в Украине, еще осталась - в частности для международных программ. Хотя там несколько усложнились моменты согласования таких поставок с нашими западными партнерами.
Что же касается вопросов исполняемого ранее специалистами конструкторского бюро «Южное» авторского надзора и продление ресурса созданного в свое время в этом КБ и изготовленных на ПО «Южмаш» стратегических межконтинентальных баллистических ракет Р-36М2 «Воевода» (или SS-18 «Сатана»), которые находятся на боевом дежурстве в Российской Федерации, то эти работы, как и другие направления военно-технического сотрудничества с русскими (хотя они и приносили определенные средства нашим днепропетровским предприятиям) полностью прекращено. Мы четко выполняем указ Президента Украины по этому поводу, ведь никак нельзя поддерживать военный потенциал государства, осуществившего аннексию Крыма и продолжает агрессивные действия на Востоке Украины.

- Нашей стране, несмотря на экономические и другие трудности, все же удалось с более 23 года, прошедших после обретения независимости, сохранить весомый, известный в мире, потенциал своей ракетно-космической отрасли - во многом благодаря усилиям НКАУ (ГКАУ). Но не секрет, что Украина, обладая почти всеми составляющими в этой сфере, в силу географических и другие понятным причинам не имеет собственного космодрома.
И поэтому наша страна была вынуждена концентрировать усилия на тех аспектах международного сотрудничества, которые связаны с возможностями использования различных космодромов, расположенных за пределами Украины, в частности - в России. Однако, при нынешних напряженных взаимоотношениях между Украиной и Россией, пожалуй, может стать (или уже стало?) Проблемным использования нашей страной космодромов Байконур (арендуется Россией у Казахстана), Плесецк (что в Архангельской области РФ) и базы «Ясный» (в Оренбургской области России). К тому же уже звучали заявления «Росскосмоса» и некоторые другие государственные структуры РФ об их незаинтересованность относительно дальнейшего использования Россией украинских «Зенитов» и «Циклон».
Поэтому, учитывая все эти негативные факторы, как должна действовать Украина и ее ракетно-космическая отрасль? И не затормозит Россия - в силу своей ракетно-космическую корпорацию «Энергия», которая в настоящее время имеет весомую (около 95%) долю в компании Sea Launch, - дальнейшую реализацию международной программы «Морской старт», сложившейся в свое время сaме на использовании украинских «Зенитов »?


- Такие проблемы действительно существуют. Одним из направлений, призванных в этом контексте уменьшить нашу зависимость от российских космодромов, сотрудничество с Бразилией, где расположенном в приэкваториальной зоне космодроме Алкантара должно быть построено комплекс для запусков создаваемых сейчас в Украине ракет-носителей «Циклон-4».
Не исключена и возможность использования в будущей перспективе какой-то из модификаций «Циклона-4» на территории других стран: в этом ведутся переговоры с потенциальными партнерами.
Что касается «Морского старта» (Sea Launch), где плавучий космодром - самоходная платформа «Одиссей» - вместе с сборочно-командным судном «Си Лонч Коммандер» в момент пуска находятся на экваторе нашей планеты в Тихом океане, то в последнее время, как я уже отмечал в начале нашей беседы, российская сторона остановила эту международную программу (которая в свое время создавалась компаниями и предприятиями четырех стран - США, Украины, России и Норвегии, а затем компания Sea Launch стала почти полностью принадлежать российской ракетно-космической корпорации «Энергия»).
При этом россияне ничем не мотивируют такое замораживание программы «Морской старт», но и время ведут разговоры даже о перспективе замены в ней украинских «Зенитов», под которые был создан этот международный проект, российской ракетой-носителем «Ангара». Это, с точки зрения здравого смысла, является несерьезным и нереальным, потому что в таком случае России пришлось бы фактически «с нуля» создавать новый морской ракетно-космический комплекс, поскольку «Зенит» и «Ангара» - это совершенно разные ракеты.
Все же я считаю, что со временем найдутся потенциальные инвесторы, которые выкупят контрольный пакет акций компании Sеа Launch у нынешнего их владельца (российской РКК «Энергия»), - и тогда программа «Морской старт» сможет восстановить свое функционирование.
Что касается другой международной программы - «Наземный старт» (Land Launch), в которой в течение нескольких лет были задействованы двухступенчатые и трехступенчатые ракеты-носители из семейства «Зенит», то русские и здесь говорят, что теперь они в этом не заинтересованы. Однако в упомянутой программе, кроме Украины и России, есть еще одна сторона - Казахстан, на территории которого расположен космодром Байконур. Поэтому в ближайшее время, - отмечает Олег Уруский, - я планирую встретиться с руководством соответствующей космической структуры Республики Казахстан, чтобы выяснить нынешнюю позицию этого государства. Ведь она намерена создать свою ракету-носитель космического назначения (речь идет о проекте «Байтерек»), но до сих пор Казахстан окончательно не определился, будет делаться это на базе украинского «Зенита» или на базе российской «Ангары».
Можно вернуться и к обсуждаемому ранее проекта «Воздушного старта», где роль космодрома в небе будет играть самый мощный в мире по грузоподъемности транспортный самолет Ан-225 «Мрия». Один такой есть в распоряжении его создателей из государственного предприятия «Антонов», которое эксплуатирует эту машину, как и несколько «Русланов» (Ан-124). В таком случае можно было бы достроить имеющуюся на ГП «Антонов» вторую «Мечтаю» и предложить мировому сообществу на этой базе такой вариант программы «Воздушный старт», но, конечно, уже с учетом технических и технологических новаций, которые появились в этой сфере по сравнению с теми прошлыми временами, когда предлагалась разработка различных аэрокосмических ракетных комплексов.
- Одним из последствий прошлогодней весенней аннексии Россией Крыма стала потеря Украиной важного комплекса наземной инфраструктуры ее космической отрасли - расположенного вблизи Евпатории Национального центра управления и испытаний космических средств, который попал в подчинение командования военно-космических сил РФ. Поэтому нашей стране теперь придется создавать где-то на своей материковой территории новый центр управления полетами космических аппаратов и некоторые другие структуры, призванные заменить утраченные в Крыму.
Или уже делается что-то в этом направлении? И как ГКАУ планирует обеспечить всю необходимую аппаратурную и другую техническую «начинку» нового ЦУПа? Насколько нам известно, в прошлом году командование военно-космических сил РФ даже не ответило на обращение руководства ГКАУ о возвращении Украине ее собственности - оборудование того захваченного русскими комплекса возле Евпатории ...
- Российская сторона так и не передала нам ничего из того многочисленного и разнообразного оборудования, которое Украина имела в своем евпаторийском Национальном центре управления и испытаний космических средств (НЦУИКС). Это и расположенный там центр управления полетами космических аппаратов семейства «Сич», и различные командно-измерительные системы, и уникальный большой радиотелескоп РТ-70, и оборудования для управления полетом первого украинского телекоммуникационного аппарата «Лыбидь» и для наземной станции управления спутниковой связи и тому подобное.
Оказавшись в такой неприятной ситуации из-за форс-мажорных обстоятельств, мы осуществляем ряд мер, призванных уменьшить негативное влияние потери того, что Украина должна в захваченном Россией евпаторийском НЦУИКС. В частности, мы собственными средствами фактически создали новый центр управления полетом, с которого управлять спутником связи «Лыбидь», разместив его в левобережной части Киева на территории, которую занимает государственное предприятие «Укркосмос» - будущий оператор упомянутого телекоммуникационного космического аппарата. А с итальянской компанией Теlespacio заключен контракт об аренде их станции управления полетом в Италии - на тот период времени, пока мы в Украине не введем в эксплуатацию соответствующую собственную станцию ​​для управления полетом «Лыбеди».
В то же время мы не прекращаем прилагать усилия, чтобы путем переговоров с российской стороной добиться возвращения нам украинского аппаратуры, входящей в состав оборудования по «Лыбеди» и других объектов в евпаторийском комплексе. Все юридические аспекты проблемы - вместе с нашими требованиями и предложениями ГКАУ передало Министерству юстиции Украины и правоохранительным органам нашего государства - с тем, чтобы должным образом были предъявлены претензии к России через международные суды.
Что касается центра управления полетами космических аппаратов семейства «Сич», все оборудование которого осталось в Крыму, в захваченном русскими украинском комплексе вблизи Евпатории, то аналогичный ЦУП мы решили создать в Дунаевцах, что на Хмельнитчине.

Председателя ГКАУ расспрашивал Вадим Фельдман
Продолжение интервью - в следующем номере «ДУ»
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Олег Шляпин

21 мая 2015 года состоялась встреча Главы ГКА Украины Олега Уруского с президентом Румынского космического агентства (ROSA) Мариусом Пизо. Встреча проходила в рамках 5-й Международной конференции «Космические технологии: настоящее и будущее» в г. Днепропетровск.
Стороны обсудили вопросы и перспективы сотрудничества Украины и Румынии в области освоения космического пространства в мирных целях. Одной из ключевых тем переговоров был опыт вступления Румынии в Европейское космическое агентство. «Присоединение Украины к Европейскому космическому агентству - это наша стратегическая цель, провозглашенная в Стратегии развития космической деятельности на период до 2022 года. На этом пути очень важны советы и опыт Румынии», - отметил Глава ГКА Украины.
По результатам встречи достигнута договоренность продолжить консультации по дальнейшему сотрудничеству.
 
Пресс-служба ГКА Украины
http://www.nkau.gov.ua/nsau/newsnsau.nsf/mainsubjectsR/C65259F05E05751AC2257E4D00256D91?openDocument&Lang=R

Олег Шляпин

20 мая 2015 года в рамках 5-й Международной конференции «Космические технологии: настоящее и будущее» в г. Днепропетровск состоялась встреча Главы ГКА Украины Олега Уруского с представителями компании Orbital ATK. Стороны обсудили вопросы дальнейшей реализации проекта «Антарес», а также возможности сотрудничества по использованию модификации ракеты-носителя «Циклон-4».
Пресс-служба ГКА Украины
http://www.nkau.gov.ua/nsau/newsnsau.nsf/NewsallR/6FEF137D481A746BC2257E4D0025FE7C?OpenDocument&Lang=R

Олег Шляпин

Глава ГКА Украины провел совещание по реструктуризации ГП «ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М.Макарова»
 Наша общая задача - сделать все возможное для преодоления кризисной ситуации на предприятии.
На этом 21 мая заявил Глава ГКА Украины Олег Уруский во время рабочего совещания на ГП «ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М.Макарова». Ключевыми вопросами встречи были ход подготовки программы реструктуризации ГП «ПО Южный машиностроительный завод им. А.М.Макарова» и внедрение эффективного управления объектами государственной собственности.
Также Глава ГКА Украины изучил вопрос оптимизации избыточных площадей предприятия. Стоит напомнить, что на производственном объединении «Южный машиностроительный завод», которое когда-то насчитывало более 50 000 работников, сейчас осталось около 7,5 тысячи при тех же площадях цехов и производственных мощностях.
 
Пресс-служба ГКА Украины

Ded

ЦитироватьОлег Шляпин пишет:
Также Глава ГКА Украины изучил вопрос оптимизации избыточных площадей предприятия
Ключевые слова...
Все возможно

Salo

Цитироватьhttp://www.dua.com.ua/all/nauka-i-tekhnika/item/1468-zberezhemo-ukrajinu-kosmichnoyu-derzhavoyu.html
Пятница, 15 Мая 2015 12:42
 Сохраним Украину космической державой
Прордолжение:
http://www.dua.com.ua/all/nauka-i-tekhnika/item/1499-zberezhemo-ukrajinu-kosmichnoyu-derzhavoyu.html
Гугль перевод:
ЦитироватьВ номере «Демократической Украины» от 15 мая был помещен начало эксклюзивного интервью, которое дал для нашей газеты новоназначенный глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Олег Уруский. Сегодня - окончание материала.

Почему затормозила «Алкантара Циклон Спейс»?

- К сожалению, из года в год по разным причинам (не только финансовых) переносятся сроки первого испытательного пуска создаваемой в Украине новой ракеты-носителя «Циклон-4» с расположенного в Бразилии космодрома Алкантара - по программе сотрудничества двух государств, которой занимается бинациональной украинский -бразильське предприятие «Алкантара Циклон Спейс». В прошлом году крайним сроком первого пуска «Циклона-4» назывался конец 2015-го.

Сохранился этот срок или же его пришлось снова переносить на более позднее время? Каков реальное положение дел по созданию в Днепропетровске в железе первого летного образца «Циклона-4»? Кто будет производителем маршевых двигателей для этой ракеты? И как выполняются работы по созданию на космодроме Алкантара циклонивського стартового комплекса (который должен осуществлять украинская сторона) и местной инфраструктуры - дорог, морского порта, аэропорта и т.д. (за это отвечает бразильская сторона)?


- Скажу сразу, что пуск первого летного образца новой украинской ракеты-носителя «Циклон-4» с бразильского космодрома Алкантара, ранее ожидался на декабрь 2015 года, в эти сроки не произойдет - по нескольким причинам, которые есть как в нашей стране, так и в Бразилии.
О том, как в Украине продвигаются работы по созданию в КБ «Южное» (совместно с партнерами) ракеты-носителя «Циклон-4», то, в частности, уже изготовлено ее ЕЗМ - электрозаправочные макет. Материальная часть первой летной ракеты (той, которая имеет впервые стартовать с космодрома Алкантара) готова примерно на 60%. В целом для проведения работ по созданию этой ракеты (речь идет о конструкторскую документацию, изготовление изделия в металле и т.п.) степень готовности составляет более 80%. А к концу 2015 года мы надеемся выйти по ракеты-носителя на 90% готовности.
Что касается того, как свою часть общей выполняет бразильская сторона (это прежде всего с необходимой инфраструктурой), то у них есть существенное отставание: ведь еще с марта 2013 года строительство там почти полностью прекращено. Бразильцы объясняют это, ссылаясь на экономические трудности в их стране.
Кроме того, бразильская сторона мотивирует заметное ослабление своей заинтересованности общим бинациональной проектом сотрудничества двух стран в космической сфере тем, что якобы в Бразилии не видят коммерческой выгоды для себя от этого проекта и нет передачи им Украина космических технологий.
Учитывая это для усиления фактора коммерческой выгоды мы допускаем в перспективе подключение к украинской-бразильского проекта какой-то третьей стороны. Такие предложения начинают появляться.

- А нет ли среди различных причин (как реальных, так и декларативных), которые затормозили активность Бразилии относительно ее участия в бинациональной компании «Алкантара Циклон Спейс», возможного влияния на них российского фактора?

- Я не исключаю, - отвечает Олег Уруский, - что одной из причин, которая привела к торможению в Бразилии работ по украинской-бразильского космического проекта, может быть и влияние России, в которой к тому же есть своя заинтересованность в этом регионе.
Но несмотря на все мы должны отстаивать свои интересы и делать все для того, чтобы проект, реализовать который призвана бинациональной компании «Алкантара Циклон Спейс», стал успешным. Поскольку нами уже слишком много потрачено ресурсов по этой программе (на сегодня эта сумма составляет 410 000 000 долларов США кредитных денег), а проект все еще не принес ожидаемых реальных результатов, хотя поначалу речь шла о сроках первого пуска, которые прошли уже несколько лет назад.
К большому сожалению, наши бразильские партнеры в последнее время не только находятся, так сказать, в состоянии неопределенности относительно дальнейшей судьбы общей, но даже делают разные устные заявления о том, что их страна собирается выходить из этого проекта. В конце апреля я посетил с деловым визитом Бразилию, где состоялось заседание совета директоров и общее собрание бинациональной компании «Алкантара Циклон Спейс» (БК АЦС).
Изначально заседание совета директоров БК АЦС бразильская сторона выступила против рассмотрения вопросов относительно перспектив дальнейшего развития проекта «Циклон-4 - Алкантара». Такая позиция наших визави заставила украинскую сторону вести переговоры более жестко и озвучить заявление, в котором мы отметили неизменность позиции Украины и выразили готовность выполнять взятые на себя обязательства для успешной реализации этого проекта, а также призвали бразильскую сторону соблюдать условия соглашения. Мы настаивали на том, что рассмотрение данного вопроса является прямой обязанностью совета директоров БК АЦС.
Позицию Украины поддержал один из членов совета директоров с бразильской стороны - и, как следствие, этот вопрос таки обсуждался. По результатам заседания стороны подготовили и направили совместное обращение совета директоров к общему собранию БК АЦС - с запросом об обсуждении ими необходимости правительства Бразилии в кратчайшие сроки выразить свою позицию относительно дальнейшей реализации проекта «Циклон-4 - Алкантара». Сейчас, - заключает Олег Уруский, - мы ожидаем ответа из Бразилии.


«Лыбидь» должна стартовать зимой 2015-го

- Уже неоднократно переносились сроки создания и запуска упоминавшегося уже во время нашего разговора первого украинского телекоммуникационного спутника «Лыбидь». В прошлом году сообщалось, что вывод «Лыбеди» на околоземную орбиту должен состояться в 2015 году.
Как сейчас продвигается реализация этой программы? Когда, с которого космодрома и какой ракетой-носителем намечено осуществить вывод космического аппарата «Лыбидь» в космос? Ли тормозится выполнение работ по этому проекту из-за того, что в создании этого украинского телекоммуникационного спутника, кроме генерального подрядчика работ - канадской компании МDА, участвует российское акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Решетнева (расположено в Красноярском крае в Железногорске )?

- Сейчас в этом направлении сигналов по блокированию работ со стороны россиян нет. Спутник «Лыбидь» полностью готов и сейчас находится на ответственном хранении в упомянутой российской фирме «Информационные спутниковые системы» (ИСС). Надо будет нам только заплатить за транспортировку космического аппарата из Красноярска на космодром Байконур (возить спутник в Украине нет нужды).
Космический аппарат «Лыбидь» должен быть запущен ракетой-носителем из семейства «Зенит» с Байконура, где есть зенитовскую комплекс, который находится в ведении российского федерального государственного унитарного предприятия ЦЭНКИ (Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры).
В той ракете ее первая и вторая ступени разработаны в КБ «Южное», а производителем является ПО «Южный машиностроительный завод», тогда как третья ступень - разгонный блок - создано и изготовлено в российском Научно-производственном объединении имени С. Лавочкина в Москве .
По этой ракеты-носителя сейчас есть некоторые финансовые проблемы: осталось заплатить научно-производственному объединению «Энергомаш» имени В. Глушко, что в подмосковных Химках - за маршевый двигатель первой ступени «Зенита», а также несколько доплатить Научно-исследовательскому институту автоматики и приборостроения имени М. Пилюгина, что в Москве, - за разработку системы управления «Зенитом».
Но рассчитывать на такие средства из госбюджета Украины мы не можем, поскольку их там нет. Поэтому планируем получить деньги на нужные платежи за счет единственно возможного в этой ситуации варианта - продажи будущего ресурса телекоммуникационного космического аппарата «Лыбидь». Правительство разрешило нам использовать такой вариант поиска необходимых средств.
Окно времени, которое российский ЦЭНКИ отвел нам для пуска с Байконура ракеты-носителя «Зенит» со спутником «Лыбидь», имеет срок с ноября по декабрь 2015-го. Поэтому надеемся, что если удастся решить все имеющиеся вопросы (в том числе финансовые), этот пуск состоится во временных рамках упомянутого окна - зимой нынешнего года. Опять откладывать это в дальнейшем уже невозможно, потому что Украина должна из госбюджета погашать кредит, полученный в свое время на этот проект под государственные гарантии.

Сколько вкладываем - столько получим

- Как Вы оцениваете состояние и перспективы международного сотрудничества ГКАУ и подчиненных ему предприятий и организаций с зарубежными партнерами?

- Считаю, что нужно изменить менталитет менеджмента отечественной ракетно-космической отрасли и ее предприятий по международному сотрудничеству и развернуться с востока на запад, изменив векторы приоритетов. Ведь в течение очень длительного времени космические исследования, осуществляемые украинскими учеными из академических учреждений, а также отраслевых институтов и высших учебных заведений, были примерно на 80-90% ориентированы на сотрудничество с Российской академией наук и другими организациями РФ как по двусторонним планам (НАНУ + РАН ), так и по четырёхсторонними (НАНУ + РАН + ГКАУ + «Роскосмос»).
А сейчас по вполне понятным причинам в этой сфере ситуация совсем другая. Поэтому с учетом ее мы подписали соглашение о сотрудничестве между НАНУ и ГКАУ, в которой вектор нашего международного сотрудничества ориентируем преимущественно на запад, то есть на сотрудничество с Европейским космическим агентством (ЕКА) и с различными странами, входящих в состав Европейского Союза, в том числе с некоторыми государствами Восточной Европы (в частности, с Польшей и странами Прибалтики), которые заинтересованы в использовании имеющегося у нас научно-технического и технологического потенциала, которого у них не хватает, однако там есть финансовые возможности, существенно больше, чем в Украине. Такая взаимовыгодное сотрудничество может стать перспективной во всех сегментах этой сферы - и в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, и в создании и изготовлении различной космической техники по тем или иным инвестиционным проектам.
Ограничусь здесь свежим примером: в конце апреля нынешнего года во время визита в Польшу мы подписали с польскими коллегами меморандум о двустороннем сотрудничестве.
Продолжается наше сотрудничество с США - по программе «Антарес», согласно которой для американских ракет-носителей этого типа основную конструкцию первой ступени разработаны в Украине в КБ «Южное», а изготавливают ее на ПО «Южный машиностроительный завод» в кооперации с другими украинскими предприятиями - такими, как «Хартрон-АРКОС» (Харьков), столичный «Киевприбор», «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), черниговские «ЧеЗаРа» и «Рапид» и другие.
Хорошим примером нашего сотрудничества с Европейским космическим агентством является создание и изготовление в Украине маршевого двигателя для четвертой степени европейской ракеты-носителя «Вега» (разработчик этого двигателя - КБ «Южное», а его производитель - завод «Южмаш»).
Конечно, сотрудничество с ЕКА требует определенных средств. Однако здесь стоит заметить, что Европейское космическое агентство работает по принципу: сколько вложил - столько получил. А львиная доля вложенных средств возвращается в виде заказов на изготовление ракетно-космической техники. Поэтому перспективы.
А вообще география нашего международного сотрудничества очень широка и охватывает многие регионы планеты.

- В течение нескольких лет в прессе (в том числе и в газете «Демократическая Украина») время от времени появлялись публикации, посвященные горькой судьбе «Сапсана» - разрабатываемого в КБ «Южное» проекта оперативно-тактического ракетного комплекса, который должен стать пригодится отечественным Вооруженным Силам.
Однако его создание в свое время замерло на стадии эскизного проекта из-за торможения и нефинансирование со стороны прошлой власти при режиме Януковича (и, в частности, благодаря отрицательной позиции тогдашних пророссийски настроенных руководителей Министерства обороны Украины - Саламатина, а впоследствии Лебедева). Каков нынешнее состояние работ в этом направлении уже при новой власти в нашем государстве?


- Здесь есть определенные положительные сдвиги, однако я не могу подробно конкретизировать эту тему через понятную (особенно сейчас) закрытость оборонной тематики. Этот вопрос рассматривался на совещании в СНБО Украины - и в результате обсуждения даны соответствующие поручения Министерству обороны и Государственному космическому агентству. Поэтому проект по созданию оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан», хотя он пока и не попал в государственного оборонного заказа, но уже получил новое дыхание и поддержку, надеюсь, будет продолжаться.

- После проведенной Верховной Радой Украины коррекции госбюджета-2015 скажите, пожалуйста: какие вообще ассигнования выделены на нынешний год для реализации космических программ? Как сумма средств соотносится с потребностями отрасли?

- Вообще-то финансирование отрасли из государственного бюджета должно осуществляться ежегодно в соответствии с утвержденной в свое время Общегосударственной космической программы Украины на 2013-2017 гг. В частности, на текущий 2015 утверждена сумма госбюджетных ассигнований в 49,4 миллиона гривен. Это, конечно, существенно меньше нужного отрасли, но все же ощутимо больше, чем выделили из госбюджета в прошлом году, в 2014-м, - тогда была совсем мизерная сумма в 6000000 гривен.
Отдельно финансируются из госбюджета-2015 программа утилизации твердого ракетного топлива из ракет РС-22, которая осуществляется на Павлоградском химическом заводе в Днепропетровской области, и возврата кредита, взятого на проект по «Лыбеди», и процентов по кредиту, полученному в свое время на проект « Циклон-4 ». Кстати, - продолжает председатель ГКАУ, - я буду настаивать, чтобы был проведен аудит этих двух проектов, чтобы мы поняли, почему своевременно не запустили космический аппарат «Лыбидь» и почему в программу «Циклон-4» вкладывались немалые средства, а сейчас их нужно еще и еще ...
К слову, сейчас в Украине финансирование разработки новых ракет-носителей и других компонентов транспортных космических систем осуществляется за счет госбюджетных ассигнований. Но в мире современное развитие этих направлений ракетно-космической сферы деятельности происходит (например, в США) преимущественно на коммерческой основе - частными компаниями и фирмами. Поэтому решить такую ​​актуальную проблему ГКАУ будет просить и правительство Украины, и Верховную Раду.
В этом контексте планируем пересмотреть действующую Общегосударственной космической программе Украины на 2013-2017 гг. Мы должны дать понять всем заинтересованным в ее реализации, что выполнение определенных в ней приоритетов может осуществляться за те средства, которые выделены из госбюджета. Повторюсь, что на 2015-й сумма ассигнований составляет около 50000000 гривен - и, убежден, эти средства должны быть обязательно выделены, чтобы - подчеркну еще раз - Украина и в дальнейшем оставалась космической державой, - заключил беседы Олег Уруский.

Председатель ГКАУ расспрашивал
Вадим Фельдман
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

anik

Выяснения отношений почищены.
Пятница - тяжелый день.
Отдыхайте, товарищи, ночь на дворе уже.