ФКП на 2016-2025

Автор mark20000, 12.11.2014 16:08:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитировать31 августа 2015, 00:00   |   Наука   |   Иван Чеберко   |   написать авторам    
    Лунный бюджет Роскосмоса попал под секвестр
 В сентябре Роскосмос внесет в правительство урезанный вариант Федеральной космической программы       
          
Фото: пресс-служба Роскосмоса

 
Бюджет Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025) будет ощутимо сокращен в сравнении с ее проектом, который сейчас рассматривается в министерствах. Как пояснил «Извес­тиям» высокопоставленный собеседник в Роскосмосе, в сентябре в правительство будет вноситься уже сокращенный вариант, бюджет которого будет ниже обсуждаемых сегодня 2 трлн руб­лей. При этом наибольшему секвестру будут подвергнуты проекты 2016–2018 годов. Вероятнее всего «под нож» пойдут дорогостоящие перспективные программы по обеспечению пилотируемого полета на Луну.

На днях вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в нынешней ситуации вряд ли стоит выделять значительные суммы из бюджета на такие масштабные проекты, как освоение Луны. При том что ранее, 12 апреля 2014 года, именно он объявил создание лунной базы стратегической целью.

— Сейчас идет уже третий секвестр ФКП. Отдельные проекты вычеркивают, у оставшихся срезают 10% бюджета, — говорит высокопоставленный источник в Роскосмосе. — Программу в целом сокращают на треть, поскольку покупательная способность оставшихся средств снизилась из-за изменения курсов валют. Например, производители спутников 70% оборудования в среднем приобретают за рубежом. Космическая программа за год усохла втрое уже, об этом можно говорить уверенно. И никто не понимает, как в таких условиях будет осуществляться столь дорогостоящий проект, как полет человека на Луну. Отмена, перенос, как хотите это можно назвать, но в целом ясно, откладывать Луну придется.

По словам собеседника «Извес­тий» в Роскосмосе, Рогозин своим высказыванием задал направление мысли тем, кто сейчас думает над секвестром проекта ФКП. Если на Луну мы пока не летим, значит, лунные проекты можно передвинуть на следующие периоды финансирования. Так уже отчасти сделано — еще в начале года Роскосмос вынужденно подрезал бюджеты таких проектов лунного назначения, как ракета-носитель сверхтяжелого класса, или ППТК-2 (перспективный пилотируемый транспортный комплекс), в рамках которого ведется разработка лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК).

Но в том или ином виде работы по этим направлениям в проекте ФКП заложены до сих пор. Например, сверхтяжелый носитель планируется разрабатывать в рамках опытно-конструкторской работы «Элементы сверхтяжелого комплекса» с предполагаемым бюджетом 36,473 млрд рублей. Речь идет о разработке новых материалов для кислородно-водо­родных блоков сверхтяжелой ракеты, новых двигателей, технологических процессов и специального оборудования для крупногабаритных блоков.

ОКР «ППТК-2» с бюджетом 20,8 млрд рублей предполагает создание до уровня «Начало наземной экспериментальной отработки комплекса в 2024 году» лунного посадочного модуля.

В разрабатываемом сейчас варианте ППТК — это корабль лунного назначения, что означает высокую автономность, возможность входа в атмосферу со второй космической скорости и ряд других возможностей. В рассматриваемом ныне проекте ФКП-2025 на ОКР «ППТК» заложено 66,689 млрд рублей. Эта сумма может быть уменьшена, предположил собеседник в Рос­космосе. Об отказе от проекта речь не идет, но снижение финансирования наверняка скажется на сроках создания кораб­ля. Сейчас его старт планируется на 2021 год в беспилотном варианте, но если задач для лунного корабля в ближайшее время не предвидится, то график его создания может быть пересмотрен.

Можно сказать, что растягивание проектов во времени — традиционный прием для Рос­космоса. Так, например, создавался новый ракетный комплекс «Ангара» — ракету планировали впервые запустить в 2005 году, но из-за неритмичного финансирования первый старт состоялся только в 2014-м.

— Покорение Луны у всех стран мира сейчас осуществляется только на бумаге, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Никто практических шагов в данном направлении не предпринимает. Но космическим агентствам крупных стран лунная перспектива нужна для обоснования бюджетов. Ни США, ни Китай, ни Россия не могут придумать задачи, ради решения которой требовался бы полет на Луну. В 60-х годах прошлого века США искали проект, который показал бы всему миру их технологическое преимущество. После запуска СССР спутника и первого человека в космос американцам нужно было доказывать лидерство и вот они придумали лунную программу. Если говорить о сотрудничестве в рамках БРИКС, то начинать разговор с Луны бесполезно — в силу астрономичности бюджета это будет пустая болтовня, парт­неры не готовы сразу потратить огромное количество денег на непонятно зачем и кому нужную Луну. Начинать надо с малого и чего-то понятного и нужного. Более реален проект совместной орбитальной станции, это вполне может заинтересовать партнеров по БРИКС.

В секретариате Дмитрия Рогозина отметили, что вице-премьер, говоря о неактуальности лунной программы, высказал свою точку зрения, а за формирование ФКП отвечает в любом случае Роскосмос.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

bavv

ЦитироватьАниКей пишет:
Цитировать31 августа 2015, 00:00
Лунный бюджет Роскосмоса попал под секвестр

— Сейчас идет уже третий секвестр...
ЦитироватьДесять российских девушек начали подготовку к условному полёту на Луну

31.08.2015, 04:50
ЦитироватьК примеру, сейчас они начали отрабатывать методику стыковки двух космических аппаратов...
«С первой минуты выполнения для меня это превратилось в игру...»


ZOOR

Роскосмос отказался от ядерного двигателя

Создание межорбитального буксира с ядерным двигателем вычеркнули из проекта Федеральной космической программы

Роскосмос решил не тратить деньги на создание межорбитального буксира с ядерной электродвигательной установкой. Запланированная прежде опытно-конструкторская работа «Разработка и наземные испытания ключевых элементов и технологий ядерных энергодвигательных установок для межорбитального буксира и межпланетных космических аппаратов» (ОКР «ЯЭДУ») вычеркнута из проекта Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025), переданной Роскосмосом на согласование в министерства.

Упоминания о ядерной установке в тексте ФКП-2025 сохранились исключительно в контексте научно-технического задела по системам перспективных космических аппаратов. Это означает, что исследования в части перспектив использования ЯЭДУ будут вестись, но пока в основном на бумаге.

Озвученные ранее планы выглядели внушительно: к 2017 году Научно-исследовательский и конструкторский институт энергетических технологий (НИКИЭТ, структура «Росатома») планирует построить ядерный реактор для будущего двигателя. Головной организацией по созданию самой энергодвительной установки является ФГУП «Центр Келдыша». А транспортный модуль собиралась строить РКК «Энергия». 

В 2010 году проект создания ядерного двигателя для космического аппарата был одобрен комиссией при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России — проект называется «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». На проект тогда выделили 17 млрд рублей из федерального бюджета. В 2012 году Владимир Поповкин, возглавлявший в то время Роскосмос, объяснял, что опытный образец ядерного двигателя позволит принять решение — настало ли время создавать летный образец изделия. Поповкин взвешенно относился к идее использования ядерных двигателей в космонавтике, отмечая, что они будут востребованы в относительно далекой перспективе для осуществления экспедиций в дальний космос. Как раз при Поповкине была сформирована долгосрочная концепция развития пилотируемой космонавтики, где была определена стратегическая задача — высадка космонавтов на Луну в районе 2030 года.

Сейчас бюджет лунной программы Роскосмоса последовательно сокращается, а дата экспедиции также последовательно переносится вправо — теперь уже говорится, что высадка невозможна ранее 2035 года. А с учетом прозвучавших в последнее время высказываний руководителей отрасли о необходимости обосновать лунную программу с точки зрения окупаемости затрат ее и вовсе могут перенести на более благополучные времена.

Но в любом случае для экспедиции на Луну Роскосмос выбрал другие средства. Так, проект ФКП-2025 предусматривает создание кислородно-водородного межорбитального буксира МОБ-КВТК, обеспечивающего выведение с околоземной орбиты на траекторию полета к Луне корабля весом до 38 т. По идее, вслед за лунным проектом в случае его успешной реализации должен последовать Марс. Об этом тоже говорится в концепции развития пилотируемой космонавтики. При подготовке экспедиции на Марс ядерный двигатель наверняка будет востребован — он позволит решить задачу по обеспечению корабля энергией. Но если дата российской высадки на Луну плавно отодвигается к середине века, то полет на Марс тем более перестает выглядеть событием, к которому нужно готовиться уже сейчас. В этом смысле отказ Роскосмоса вкладываться в создание ядерного двигателя представляется логичным.

Официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков от комментариев воздержался.
Знакомый с ситуацией руководитель одного из предприятий Роскосмоса пояснил, что научно-исследовательские работы по ядерному двигателю будут продолжаться, но их финансирование, возможно, будет переведено в закрытую часть ФКП-2025, в рамках которой реализуются военные программы. Идею перевода работ в закрытую часть собеседник «Известий» объяснил острой реакцией американских коллег на разработку ядерных средств для космоса.

В департаменте коммуникаций госкорпорации «Росатом» отметили, что НИКИЭТ выполняет свою часть работ по проекту в рамках выделенного ранее финансирования и полностью укладывается в график, по которому в этом году должна состояться защита технического проекта реакторной установки.

Директор Центра Келдыша Анатолий Коротеев отметил, что Роскосмос пока не информировал его об отказе от опытно-конструкторских работ по теме ядерного двигателя.

— Если Роскосмос направил такой вариант ФКП на согласование, то пусть он ее согласовывает. Но мы продолжаем работы в рамках проекта, одобренного комиссией при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, — говорит Коротеев. — Этот проект рассчитан до 2018 года, по нему мы имеем финансирование, и плакаться раньше времени я оснований не вижу. Будет ли ядерная тематика в итоговом варианте ФКП-2025 — это еще вопрос. Но проект обсуждался на очень высоком уровне, и нам было рекомендовано ускорить работы, а о том, что деньги заберут, речи не было. Да, есть очень много трудностей по ходу реализации данного проекта, но финансовых проблем я пока не вижу.

Работы по созданию ядерных двигателей для космических аппаратов активно велись в СССР и США в прошлом веке: американцы закрыли проект в 1972 году, СССР — в 1988-м. Изначально перед советскими конструкторами ставилась задача создать ракетный двигатель, в котором реактор нагревал бы водород до температуры около 3 тыс. градусов. Опытные образцы испытывались на ядерном полигоне в районе Семипалатинска. Созданные тогда экземпляры не были признаны безопасными: выбрасываемая двигателем струя в случае нештатной работы реактора оказывалась радиоактивно зараженной. Поэтому сейчас НИКИЭТ разрабатывает реактор для космоса, работающий по более традиционной схеме: тепловая энергия при помощи турбины преобразуется в электрическую энергию, которая расходуется на питание электроракетных двигателей.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

frigate

Цитироватьпроект ФКП-2025 предусматривает создание кислородно-водородного межорбитального буксира МОБ-КВТК, обеспечивающего выведение с околоземной орбиты на траекторию полета к Луне корабля весом до 38 т.
"Листья дуба падали с ясеня ..."   ;)   далее по тексту  :!:    
ПТК-Л по данным с МАКСа-2015 весит 19 тонн, 38 тонн видимо масса МОБ-КВТК перед стыковкой на орбите Земли высотой 200 км (после довыведения), у Ангары-5В заявленнай грузоподемность для грузового варианта 37.5 тонн.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

АниКей

#44
Цитировать9 сентября 2015, 00:01   |   Наука   |   Иван Чеберко   |   написать авторам    
    Конкурсы на поставку спутников вещания пройдут без иностранцев    
       Последний аналогичный тендер выиграла французская Astrium SAS          
          
Фото: reshetnev.com

 
Ближайшие тендеры на производство и поставку спутников вещания для госпредприятия «Космическая связь» (ФГУП ГПКС) пройдут в закрытом режиме, то есть без приглашения к участию иностранных компаний. Это условие содержится в проекте конкурсной документации, направленной ГПКС и курирующим компанию Федеральным агентством связи («Россвязь») на согласование в правительство. Речь идет об аппаратах «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

Спойлер
По словам генерального директора ГПКС Юрия Прохорова, закрытый характер конкурса определяется набором задач, стоящих перед данными космическими аппаратами. 

— Есть в них определенная специфика, диктующая выбор в пользу отечественного производителя, — говорит Прохоров, не уточняя деталей.

Последний конкурс на право изготовить космический аппарат «Экспресс-АМУ2» проходил открыто и закончился скандалом, который в своей судебной части не завершен до сих пор. В январе 2014 года ГПКС назвала победителем тендера европейскую Astrium SAS, предложившую самую низкую цену в 4,8 млрд рублей и кратчайший срок изготовления и поставки спутника.

Второе место в тендере досталось российскому производителю — ИСС имени Решетнева. Руководство «Решетнева» посчитало результат конкурса несправедливым, подав иски в суд и в ФАС. Ни в арбитраже, ни в антимонопольной инстанции российский производитель поддержки не нашел, и там и там конкурс сочли правомерным. Но зато на сторону «Решетнева» встала Военно-промышленная комиссия (ВПК), которая сочла нецелесообразным приобретение этого спутника за рубежом.

 Решение ВПК касалось конкретного аппарата, но на фоне истории с «Мистралями», когда французское правительство наложило запрет на поставку готовых кораблей в Россию,  французские компании стали терять заказы в РФ.

Оператор спутниковой связи «Газпром космические системы» («Газком») решил пересмотреть отношения с французской Thales Alenia Space, выигравшей в 2013 году контракт на производство и поставку «под ключ» космического аппарата «Ямал-601». А глава Минкомсвязи Николай Никифоров предложил наложить отраслевые санкции на Францию и французские компании, в частности, указав ГПКС на необходимость разорвать отношения с Eutelsat — крупнейшим в мире оператором спутниковой связи со штаб-квартирой в Париже.

Спутники вещания традиционно относятся к продукции двойного назначения, там обычно предусматривается обеспечение связью «спецпотребителей», поэтому при желании власти Франции, ЕС или США (как обладателя прав на применяемые технологии) могут запретить поставку этих аппаратов в Россию, используя существующие запретительные механизмы. Поэтому обозначенный повод — специфика аппарата — запросто может быть использован и в дальнейших тендерах.

В отсутствие иностранных поставщиков конкурс превратится в формальность — его наверняка выиграет ИСС имени Решетнева как единственный на сегодняшний день изготовитель спутников соответствующего типа в России.

Потенциальный победитель должен будет не только спроектировать и построить аппарат, но и вывести его на орбиту, испытать и сдать заказчику «под ключ». Это новое условие в такого рода конкурсах — прежде ГПКС участвовала в процессе на всех этапах.

— ГПКС была вынуждена самостоятельно закупать у производителя блоки полезной нагрузки, контролировать производство обтекателей, отправлять на космодром топливо, обеспечивать питание, наши специалисты ездили на приемку системы разделения, — вспоминает Прохоров. — Ну разве это нормально? Николай Никифоров ранее заявлял, что мы должны получать готовый аппарат уже на орбите. Ближайшими конкурсами мы и проверим — работает ли в России такая модель.

Глава ИСС имени Решетнева Николай Тестоедов не видит проблем в новых условиях конкурса.

— Мы уже реализовывали такие задачи, например, на проекте KazSat 3, — говорит Тестоедов. — Там мы отвечали за строительство аппарата, покупку ракеты, поиск спутника-попутчика, выведение на орбиту. [Казахстанскому] заказчику на орбите сдали готовый аппарат что называется «под ключ». Нам заказчик тогда доверил всё, в том числе страхование. Мы готовы к повторению этого опыта на любом проекте.

Ориентировочная стоимость каждого аппарата — €100–110 млн (полезная нагрузка для спутника в любом случае будет приобретаться за рубежом, предположительно у Thales Alenia, поэтому ценовой ориентир закладывается в евро). Ракеты и пусковые услуги добавят к каждому контракту по 3,2 млрд рублей — столько в ценах 2015 года стоят все компоненты программы выведения: ракета «Протон-М», разгонный блок «Бриз-М», головной обтекатель, услуги по запуску с транспортировкой ракеты и спутника на космодром.

— Вся программа будет финансироваться из собственных и заемных средств ГПКС, бюджетные деньги не привлекаются, — говорит глава ГПКС. — Бизнес-план проекта был представлен на рассмотрение в «Россвязь» (эта инстанция курирует ФГУП ГПКС. — «Известия»). Разумеется, мы исходим из того, чтобы в результате окупить вложения и получить прибыль — иные финансовые модели не стали бы рассматривать в банковских структурах, с помощью которых привлекается финансирование.

[свернуть]
В проекте Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, направленной Роскосмосом на согласование в министерства, запуск «Экспресса-АМУ3» намечен на 2018 год, «Экспреса-АМУ7» — на 2019-й.

В Россвязи от комментариев воздержались.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

pkl

Удивительно! "Мистрали" действительно оказались очень полезными для страны! :oops:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

ZOOR

Цитировать21.09.2015

                                      
Группировку спутников будем наращивать, но разработку нового грузовика притормозим, а на Луну вообще вряд ли полетим. В условиях кризиса российскую космическую программу, рассчитанную до 2025 года, ждет секвестр. Ее предстоит сократить до 1,8 трлн руб., хотя еще год назад Роскосмос рассчитывал получить на несколько сотен миллиардов рублей больше.

ИВАН САФРОНОВ

Спойлер
Новый расклад

Каждый раз при согласовании Федеральной космической программы (ФКП) была по большому счету одна проблема: космическое агентство рассчитывало на астрономическую сумму, а финансово-экономический блок правительства традиционно стремился ее как можно сильнее урезать. Мотивация сторон понятна: от увеличения госзаказа зависит финансовая стабильность нескольких десятков предприятий космической отрасли (вкупе с социальными обязательствами, нарушение которых сулит немало проблем региональным властям), Минфину же было необходимо хоть как-то балансировать бюджет, ужимая расходные статьи. Но договариваться удавалось — одни все-таки выбирали реально нужные проекты, другие пытались найти под них деньги.

В 2015 году ситуация иная: по словам высокопоставленного источника "Денег" в Роскосмосе, рассчитывать на изначально запланированные 2,4 трлн руб. уже нельзя: агентству предстоит согласовывать проект ФКП-2025, когда финансовый кризис очевиден, внятный макроэкономический прогноз отсутствует, а также на фоне существенного влияния западных санкций, постоянных валютных скачков и удорожания стоимости работ в среднем на 30%. Кроме того, как утверждает источник, Минфин в очередной раз выдвинул требования по секвестру, сочтя возможным сократить запросы космического ведомства еще на 8%. В апреле Роскосмос уже ужал свои аппетиты до 2 трлн руб., сейчас же речь идет о сумме 1,8 трлн руб.— эти средства и будут пущены на нужды отрасли в ближайшие десять лет.

На что просили

Первый вариант ФКП-2025 начал разрабатываться в 2014 году, еще при предыдущем руководителе Роскосмоса Олеге Остапенко. Несмотря на то что внешнеполитическая ситуация была далеко не идеальна (уже тогда становилось понятно, что Украина собирается отказаться от выстроенной во времена СССР промышленной кооперации, а страны Евросоюза и США вполне отчетливо угрожали санкциями), в космическом агентстве продолжали рассчитывать на лучшее. Объем ФКП-2025 составил 2,436 трлн руб., что было практически втрое больше бюджета действующей ФКП-2015 (757,1 млрд руб. из бюджета и 77,1 млрд руб. из внебюджетных источников). Как отмечал в интервью газете "Коммерсантъ" Остапенко, основной целью новой программы было "поддержание национального космического потенциала на мировом уровне". На тот момент для решения этой задачи требовалось 2,117 трлн руб. из бюджета, еще 319 млрд предполагалось получить за счет внебюджетных источников.

В октябре 2014 года Роскосмос в рамках новой программы рассчитывал пустить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) свыше 1,7 трлн руб.— речь шла о создании сверхтяжелой ракеты для запусков с космодрома Восточный, разработке робота-космонавта в помощь экипажу МКС при выходах в открытый космос, испытаниях нового пилотируемого корабля, введении в строй системы воздействия на астероиды, кометы и космический мусор, а также о постройке опытных образцов транспортно-манипуляционных машин для высадки на Луну. В итоге запросы Роскосмоса по ФКП-2025 превысили финансирование в объеме около 2 трлн руб, заданное уже утвержденной госпрограммой "Космическая деятельность России до 2020 года". Превышение было связано в первую очередь с работами по разработке сверхтяжелой ракеты и с лунной программой. По словам источника "Денег" в экономическом блоке правительства, складывалось впечатление, что ФКП-2025 была "просто набором желаний предприятий космической промышленности, которые или крайне невнятно пытались объяснить свои потребности, или не делали этого вовсе". Несмотря на заверения Роскосмоса, что проект скоро окажется в правительстве и потом сразу отправится на подпись Владимиру Путину, в 2014 году этого так и не произошло.
 
                                         
                                               
                

На что просят

В январе 2015 года Олег Остапенко был от занимаемой должности освобожден, новым главой Роскосмоса стал гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров. Задача перед ним была поставлена более чем масштабная: ему предстояло приводить ФКП-2025 в порядок с учетом решения руководства страны о создании единой госкорпорации "Роскосмос" и ориентируясь на реальную экономическую и политическую обстановку. Падение рубля, санкции, к тому моменту заработавшие в полную силу, привели к тому, что предложенные ранее проекты оценивались теперь в 2,8 трлн руб. (в Роскосмосе уже представляли лица чиновников Минфина, с которыми надо было согласовывать подобную цифру). Практически сразу Комаров распорядился сформировать специальную комиссию, которая должна была расставить приоритеты в программе, вычеркнуть оттуда необязательное и ненужное.

К апрелю 2015 года обновленная ФКП-2025 приобрела определенные очертания. По данным "Денег", рассматривались два варианта ее оптимизации. Первый предусматривал выполнение в полном объеме работ по космической связи, дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ), фундаментальным космическим исследованиям (ФКИ), миссии МКС и научно-исследовательским работам. Но при таком сценарии речь шла бы также о сворачивании всех работ по перспективному пилотируемому транспортному кораблю, средствам управления для дальнего космоса, обслуживанию аппаратов на орбите, а также работ по лунной базе и сверхтяжелой ракете. Второй вариант оптимизации предполагал доведение до минимального уровня состава группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ, кроме того, на два--пять лет вперед сдвигались сроки готовности нового поколения аппаратов социально-экономического и научного назначения, количество запусков транспортных кораблей "Прогресс" сокращалось с четырех до трех в год. Но при этом уцелели бы проекты пилотируемого корабля нового поколения, задел по элементам сверхтяжелой ракеты, разработки ракет-носителей среднего и тяжелого класса грузоподъемностью до 38 т, а также межорбитальных буксиров для пилотируемого облета Луны. После непродолжительной дискуссии научно-технический совет Роскосмоса (НТС), возглавляемый одним из самых авторитетных отраслевых специалистов Юрием Коптевым, рекомендовал выбрать второй вариант, поскольку он обеспечивал реализацию Основ политики РФ в космической деятельности до 2030 года, несмотря на сокращение группировок спутников связи, ДЗЗ и ФКИ. Ужаться в финансовом плане удалось до 2,004 трлн руб., из которых 1,42 трлн руб. предлагалось направить на НИОКР.

Уложиться в сжатые финансовые параметры было сложно, говорит чиновник космического агентства,— под нож пошло несколько десятков опытно-конструкторских работ, в которых на тот момент не было острой практической необходимости (например, "Ликвидатор" — создание космического аппарата для очистки орбиты от старых спутников и мусора), хотя предприятия всячески пытались отстоять свои проекты. Также было решено отказаться от разработки сверхтяжелой ракеты с нуля — это позволило сэкономить около 215 млрд руб.

В целом же, по словам Юрия Коптева, создание подобной ракеты может стоить порядка 700 млрд руб., потребует не менее 12 лет, также надо будет восстановить ряд технологий и производств, например производство двигателей в Воронеже. Как говорит Коптев, сюда добавляются затраты на создание соответствующей инфраструктуры на космодроме Восточный. Все вместе тянуло почти на 1 трлн руб., что в Роскосмосе и правительстве, с учетом отсутствия полезной нагрузки, которую ракета должна была выводить на орбиту, а также невозможности отбить затраты при помощи коммерческих пусков, назвали недопустимой роскошью. Взамен НТС предложил доработать новейшую ракету-носитель "Ангара-А5" до варианта А5В (с водородной ступенью), которая могла бы выводить на орбиту до 38 т — затраты на ее создание оцениваются в 60 млрд руб.

Основной упор в новой программе было решено сделать на решение практических задач, а не на освоение Луны и дальнего космоса. В агентстве открыто признавали, что российская группировка спутников социально-экономического, научного, двойного назначения находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии, в частности есть проблемы с численностью: более 400 аппаратов у США, а у России — порядка 140. Исправлять ситуацию предложено стахановскими темпами: спутников ДЗЗ к концу 2015 года на орбите должны быть 11 единиц, а к 2026-му — уже около 30, и тогда они смогут удовлетворить более 70% потребностей российских пользователей (сейчас порядка 30%). Всего же, по словам Игоря Комарова, с 2016 по 2025 год планируется отправить в космос не менее 180 аппаратов.

Лунная программа в такой системе координат отошла на второй план. По словам собеседника "Денег" в Роскосмосе, разумнее было бы за счет небольшой части средств начать подготовку к реализации программы, а саму ее переложить на ФКП до 2035 года. Создание сверхтяжелой ракеты он считает логичным отодвинуть на тот же срок. Впрочем, этот проект по каким-то причинам вызвал интерес Владимира Путина, и окончательно вопрос о целесообразности постройки этого носителя предстоит решать с президентом, добавил собеседник "Денег".
Программа МКС просуществует до 2024 года, хотя раньше рассматривался вариант с созданием уже в 2017-2019 годах собственной временно посещаемой орбитальной станции. Несмотря на многочисленные разногласия России и США, Роскосмос считает, что отказываться от МКС сейчас не стоит, поскольку разворачивание собственного объекта на орбите сопряжено с большими финансовыми рисками и техническими проблемами. По этим причинам перспектива реализации подобного проекта — не ранее 2023 года. Эксплуатация же МКС до 2024 года обойдется не менее чем в 300 млрд руб.

В целом логика Игоря Комарова понятна: из ФКП-2025 удалялись проекты, еще не запущенные в производство. "Проекты, которые готовы на 70-75%, нет смысла трогать. Сроки реализации ряда проектов мы сдвигали, но ничего не сокращали",— сообщил он журналистам, представляя апрельский вариант ФКП-2025.

По словам источника "Денег" в агентстве, объективно что-то сократить уже вряд ли получится: сроки поджимают, а Минфин и Минэкономразвития и так уже "отжали все досуха". Скорее всего, часть проектов вновь придется отодвинуть, считает он, тогда задача пережить еще один секвестр будет выполнена: "Денег нет, но и целевые показатели никто не отменял — их надо будет каким-то образом достигать". Еще в апреле 1,111 трлн руб. (более 55% общего финансирования) планировалось пустить на космическую связь, ДЗЗ, средства выведения и управления полетами, на проекты по ФКИ — около 199,3 млрд руб. (10%), а на пилотируемую программу — 694,1 млрд руб. (34,6%). Теперь и эту сумму придется урезать. По данным "Денег", в конце октября-ноябре согласованный со всеми заинтересованными органами вариант ФКП-2025 должен оказаться в правительстве.
Космический запрос

На щедрые вливания частных инвесторов Роскосмосу всерьез рассчитывать не приходится, скорее наоборот. В проекте ФКП-2025 закладываются средства для стимулирования частных компаний, занимающихся созданием малых космических аппаратов. Условий для чего-то большего, вроде создания частного бизнеса по производству ракет-носителей, в стране нет. Это признает и сам Игорь Комаров: "У нас Элонов Масков (один из основателей PayPal, Tesla Motors и SpaceX.— "Деньги") не обнаруживается, поскольку создание ракет-носителей требует рисковых капиталов в миллиарды долларов".

Тем не менее на фоне триллионных запросов агентство все же рассчитывает на "общий экономический эффект": так, предполагается, что реализация мероприятий ФКП-2025 позволит заработать за десять лет около 1,579 трлн руб. (космическая связь, теле- и радиовещание — 945 млрд, комплексы двойного назначения — 222 млрд, метеорология — 122 млрд, исследования природных ресурсов — 99 млрд и т. д.). Эксперты также подчеркивают, что предприятия ракетно-космической отрасли выплатят в бюджет 452 млрд руб. от реализации коммерческих проектов.
[свернуть]
Общая ситуация с ФКП-2025 усугубляется тем, что в декабре этого года должна быть утверждена другая программа, ФЦП "Развитие российских космодромов на 2016-2025 годы", объемом не менее 900 млрд руб. Эти стратегические для отрасли документы в достаточной степени взаимоувязаны, поэтому находить деньги под них правительству придется так или иначе. При любом другом раскладе российская космическая отрасль, привыкшая к щедрым денежным вливаниям, будет, скорее всего, деградировать и в плане орбитальной группировки гражданского и двойного назначения, и в плане инфраструктурных возможностей космодромов Байконур, Плесецк и Восточный.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/Doc/2805820
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

АниКей

http://www.rg.ru/2015/09/22/kosmos.html

Бизнес рвется в космос
  инновации
 
Текст: Александр Лосев        (генеральный директор "Спутник - управление капиталом")    
   

В конце октября будет внесен на утверждение правительства проект Федеральной космической программы на 2016-2025 гг. При этом предполагается, что финансирование будет сокращено с 2,8 трлн до 2 трлн руб.
 
Оптимизация расходов применительно к целям развития космической деятельности задача крайне сложная и требующая очень внимательного подхода в определении приоритетов. Безусловно, бюджетные средства необходимо экономить, но при этом планировать расходы и определять направления таким образом, чтобы не отставать от конкурирующих стран и развивать успехи и достижения российской космической отрасли без колоссальных издержек.
Космос сегодня с точки зрения современной экономики - это инновационный и очень прибыльный бизнес. Доход компаниям и государствам приносит спутниковая навигация и системы глобального позиционирования, мониторинг поверхности Земли, телекоммуникации и связь, технологии биомедицины, альтернативная энергетика, а главное, внедрение в промышленное производство инноваций и технологий, первоначально разработанных для исследований космоса. В сегменте спутниковой связи, например, каждый 1 доллар, вложенный в производство космических аппаратов, приносит от 16 до 30 долл. прибыли.
Объем мирового рынка космических услуг сейчас составляет около 400 млрд долл. в год и ежегодно растет примерно на 5%, причем собственно затраты на запуски ракет и поддержание работы спутников составляют около 40 млрд долл., то есть в 10 раз меньше. По итогам 2014 года коммерческий сегмент космического рынка достиг 203 млрд долл. и сравнялся с объемом мировых государственных программ. Пока доля России в коммерческом сегменте составляет лишь 0,6% из-за малого количества коммерческих спутников и недостаточного спроса населения на услуги спутниковой связи и телевидения.
К 2030 году с появлением новых типов ракетоносителей и внедрением перспективных технологий рост рынка космических продуктов и услуг может ускориться, а его объем - увеличиться примерно до $1,5 трлн. Сейчас уже недостаточно просто совершенствовать старые разработки или создавать космические корабли с прежними характеристиками. Ракетоносители и транспортные системы, которые 50 лет назад являлись основной гордостью космических держав и приоритетом для завоевания позиций в космосе, уступают свою роль функциональным космическим аппаратам, предназначенным для конкретных задач и целей.
Если Россия сосредоточится только лишь на транспортировке грузов на околоземные орбиты, то наша доля в будущем не превысит 2% от общего глобального рынка космической индустрии, технологий и услуг.
Взглянем на звезды с инвестиционной точки зрения. Главное для бизнеса - это получение прибыли за счет удовлетворения потребности людей. Человек, и именно человек, своими деньгами в конечном итоге платит за возможность ежедневно пользоваться космическими достижениями. Орбитальный телескоп "Хаббл" изначально был очень дорогим научным проектом стоимостью 6 млрд долл. и создавался исключительно для астрофизических исследований. Но разработанные для этой программы технологии трансляции данных с орбиты нашли применение в сотовой связи, вызвали взрывной рост индустрии мобильных телекоммуникаций и за очень короткий срок многократно окупили расходы на создание "Хаббла". И сейчас сотовая связь, навигаторы, фотокамеры в телефонах - уже непременные атрибуты жизни каждого человека от школьника до пенсионера, а ведь все это "подарил" нам космос.
По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет в мире будет заказано и произведено 1800 новых космических аппаратов на сумму свыше 300 млрд долл. И наши предприятия могут существенно увеличить российскую долю на этом рынке, если подключится отечественный бизнес.
Россия сохраняет индустриальный и научный потенциал и занимает заметное место в глобальной торговле, а значит, наша страна способна разработать технологии, полезные и необходимые людям на Земле. Для этого необходимо поставить человека на первое место в космосе. Каким образом? Ответ очевиден - это развитие пилотируемой космонавтики. Планы должны быть очень амбициозные, но одновременно с этим разумные, такие как создание станций на Луне и исследование Марса. Луна самый перспективный космический объект с точки зрения новой термоядерной энергетики, полезного использования космических ресурсов и солнечной энергии, отработки технологий исследования дальнего космоса, строительства, связи, биологии, медицины и защиты людей от радиации. Луна - ближайший к нам космический объект, а значит, стоимость доставки материалов, оборудования и людей будет наименьшей из всех внеземных проектов.
Технологии, которые будут разработаны и созданы для жизнеобеспечения деятельности лунных объектов, минералы и материалы, собранные на Луне, в том числе и изотоп гелия-3, помогут развитию инновационной экономики и энергетики и принесут прибыли как отдельным компаниям, так и стране в целом. Разработанная собственная электронно-компонентная база может стать основой для продвижения продукции отечественной электронной промышленности и приносить миллиардные прибыли.
Срок окупаемости космических программ сравним по длительности с крупными государственными инфраструктурными проектами, но рентабельность инвестиций в космические технологии оценивается в 25-30 процентов.
В полете на Марс любая мелочь будет высокотехнологичной, и все созданное для обеспечения межпланетной экспедиции будет предназначено для нужд человека. При внедрении этих инноваций в земной индустрии прибыли будут огромными, ведь технологии очистки воды и воздуха, защиты от солнечной радиации, системы энергосбережения могут появиться в каждом современном здании. Учитывая, что объем мирового рынка строительных работ и услуг составляет до 6 триллионов долларов в год, даже небольшой процент высокотехнологичных компонентов в строительстве и оборудовании - это десятки и сотни миллиардов долларов.
Именно государственно-частное партнерство позволит привлечь необходимые дополнительные средства компаний и корпораций помимо бюджетных трат. Бизнес в обмен на ноу-хау может инвестировать в НИОКР до половины необходимых средств, финансировать фундаментальные исследования, испытательные лаборатории и стендовое оборудование. А государство способно обеспечить координацию процессов и может создавать стимулы для бизнеса.
 


 
Опубликовано в РГ-Бизнес    N1016 от 22 сентября 2015 г.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#48
Россия через 7 лет запустит "Звездный патруль", чтобы изучать экзопланеты   
 http://www.newsru.com/russia/30sep2015/kosmo.html


 
Космические планы Российской Федерации не стоят на месте: в 2022 году ученые собираются запустить орбитальную обсерваторию под названием "Звездный патруль", которая будет заниматься мониторингом объектов и явлений в Солнечной системе. В том числе, станция будет вести наблюдение за экзопланетами - наиболее схожими с Землей космическими телами. Кроме того, вместе с США Россия возобновит переговоры об экспедиции на Венеру, передает ТАСС.
 На конференции по случаю 50-летия Института космических исследований РАН рассказали, что диаметр главного зеркала телескопа на "Звездном патруле" составит более полутора метров.
 После 2025 года также планируется запуск долгосрочной посадочной станции на Венеру (проект "Венера-Д"  ;)  . Директор Института космических исследований Лев Зеленый отметил, что Россия и США вернутся к обсуждению совместной космической миссии на эту соседнюю планету. Он рассказал, что эта миссия обсуждалась в январе 2014 года, но после событий на Украине консультации были приостановлены. "Переговоры начнутся в начале следующей недели", - добавил Зеленый.
 Также в планах российских ученых есть запуск малого аппарата "Странник" для исследований мелкомасштабных процессов во внешней магнитосфере и солнечном ветре. Запуск этого аппарата намечен на 2019 год. В 2016 году планируется запустить микроспутник "Чибис-АИ" для исследований ионосферы Земли.
 Кроме того, после 2025 года предполагается запуск орбитальной астрофизической обсерватории "Рентгеновский микрофон", посадочной станции "Лаплас-П", которая должна работать на спутнике Юпитера Ганимеде.
 На 2024 год рассчитан проект "Бумеранг" - запуск автоматической межпланетной станции для изучения спутника Марса Фобоса и доставки вещества Фобоса на Землю. Помимо этого, российские ученые намерены реализовать многоспутниковый проект "Рой" по исследованию магнитосферы Земли, однако сроки его реализации пока не определены.
 Стоит напомнить также, что Россия возобновляет программу исследования Луны, прерванную в 1976 году. В январе 2014 года ученые заявляли, что будут запущенны космические аппараты "Луна-25", "Луна-26", "Луна-27", которые проведут на Луне цикл исследований. "Луна-26" будет выведена на орбиту Луны для дистанционного зондирования и ретрансляции, остальные сядут на поверхность спутника Земли.
 Запуск первого из трех аппаратов был намечен на 2016 год, второго - на 2018 год и третьего - на 2019-й. Однако позже было решено перенести начало реализации российской программы по освоению Луны на два года - с 2016 года на 2018 год.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#49
ЦитироватьРоскосмос: ФКП будет принята правительством до конца года
12:1906.10.2015 (обновлено: 12:20 06.10.2015)34350
Представитель Роскосмоса Юрий Хайлов заявил, что правительство должно в конце года утвердить новую федеральную космическую программу.
МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Новая федеральная космическая программа (ФКП) России на 2016-2025 годы будет утверждена правительством РФ до конца текущего года, заявил представитель Роскосмоса Юрий Хайлов.
"В конце этого года новая ФКП РФ должна быть принята — все на это нацелено", — сказал он, выступая на 20-й юбилейной конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания России.
Хайлов пояснил, что Роскосмос выполнил свою задачу по корректировке новой ФКП.
"Все, что сейчас происходит в "Роскосмосе", понятно — руководством страны была поставлена задача, чтобы наша страна могла реализовывать независимую космическую политику, в том числе и в направлении развития спутниковой группировки. Сейчас в задачи входят максимальная консолидация, унификация и стандартизация в космической отрасли", — заключил представитель Роскосмоса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьКосмическую программу России собрались урезать еще на 500 млрд рублей                                                   
Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - Проект Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы может быть секвестирован до 1,5 трлн рублей, сообщил журналистам источник в ракетно-космической отрасли.
"Вначале Роскосмосу поставили задачу сократить расходы по новой Федеральной космической программе с 2,4 триллиона рублей примерно до 2 триллионов. Потом обозначили лимит в 1,8 триллиона. Теперь просят ужаться до 1 триллиона 500 миллиардов рублей", - сказал источник.
По его словам, окончательные рамки бюджетного финансирования отрасли будут озвучены на следующей неделе, при этом космическому агентству придётся пересмотреть проект ФКП и сократить лишние проекты. Последней датой внесения документа на рассмотрение правительства является 28 октября.
Весной 2015 года Роскосмос представил проект ФКП, на который запрашивал 2,4 трлн рублей, в том числе 250 млрд планировалось привлечь из внебюджетных источников. Проект предполагал создание нового пилотируемого корабля, осуществление четырёх лунных миссий с помощью автоматических станций, создание нескольких модулей для Международной космической станции, а также развитие спутниковой группировки по ряду направлений.
В 2014 году Роскосмос начал разработку амбициозной программы, которая предполагала расходы на космическую деятельность России в размере 2,8 трлн рублей. Тот проект, помимо указанных в проекте 2015 года разработок, предполагал создание дополнительных модулей для МКС, в том числе "надувного", создание национальной высокоширотной орбитальной станции, подготовку к строительству станции на окололунной орбите, разработку лунного автомобиля, робота-космонавта, сверхтяжелой ракеты, создание центра по мониторингу за космическим мусором и астероидами, а также изготовление средств очистки околоземной орбиты от мусора.
Космическую программу России собрались урезать еще на 500 ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Большой

Урезать так урезать, сказал японский генерал, делая себе харакири...
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Большой

ЦитироватьФедеральная космическая программа до 2025 года обойдется бюджету РФ в 2 трлн рублей


Согласно документу, по этой программе расходы в 2016 году составят 113 млрд 724 млн рублей



МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Проект Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы предусматривает бюджетные ассигнования в размере 2 трлн 4 млрд 552 млн рублей, говорится в проекте федерального бюджета на 2016 год, опубликованного в электронной базе документов Госдумы.
Согласно документу, по этой программе расходы в 2016 году составят 113 млрд 724 млн рублей, в 2017 году - 138 млрд 608 млн рублей, в 2018 году - 151 млрд 85 млн рублей, в 2019 году - 196 млрд 434 млн рублей, в 2020 году - 216 млрд 499 млн рублей, в 2021 году - 222 млрд 561 млн рублей, в 2022 году - 229 млрд 906 млн рублей, в 2023 году - 237 млрд 723 млн рублей, в 2024 году - 245 млрд 568 млн рублей, в 2025 году - 252 млрд 444 млн рублей.
Россия планирует направить на развитие и строительство космодромов в 2016 году более 37 млрд рублей.
Согласно документу, программа "Развитие космодромов на период 2016-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации", в которой государственными заказчиками выступают Роскосмос, Минстрой, Минобрнауки, Минобороны и Федеральное медико-биологическое агентство, подразумевает в 2016 году финансирование в размере 37 млрд 361 млн рублей.
В 2017 году по этому направлению планируется выделить 51 млрд 12 млн рублей, в 2018 году - 34 млрд 114 млн рублей.
Бюджетные ассигнования для предоставления дотации бюджету города Байконур в 2016 году предусмотрены в объеме 826,6 млн рублей, что на 8,2% ниже уровня 2015 года. 
"Снижение объема указанной дотации в 2016 году связано с применением общих подходов к формированию расходов федерального бюджета", - уточняется в документе.
Предоставление дотации из федерального бюджета бюджету города Байконур позволит обеспечить сбалансированность городского бюджета в целях обеспечения жизнедеятельности города и содержания его инфраструктуры согласно международному соглашению, отмечается в проекте бюджета на 2016 год.












http://tass.ru/kosmos/2375435
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

ZOOR

ЦитироватьРогозин: в ближайшее время Путину представят новую Федеральную космическую программу

 27 октября, 10:44 дата обновления: 27 октября, 11:54 UTC+3
 По словам вице-премьера, Россия запланировала качественно обновить группировку спутников ГЛОНАСС к 2020 году, а также создать обновленную систему дистанционного зондирования земли

МОСКВА, 27 октября. /ТАСС/. Новая Федеральная космическая программа будет в ближайшее время представлена президенту России Владимиру Путину. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на международном форуме "Российские инновационные технологии и мировой рынок".

"Приоритеты определены президентом России в ряде директивных документов, - сказал зампред правительства. - В ближайшее время президент заслушает доклад Роскосмоса о проекте Федеральной космической программы, где все приоритеты будут подробно изложены".
Говоря по русски: Президент заслушает определенные им приоритеты в подробном изложении Роскосмоса
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

kroton

это просто означает, что до финального закрепления бюджетных средств на период еще очень далеко

bavv

ЦитироватьZOOR пишет:
"..доклад Роскосмоса о проекте Федеральной космической программы, где все приоритеты будут подробно изложены "

kroton
пишет:
это просто означает, что до финального закрепления бюджетных средств на период еще очень далеко
) "финальное закрепление бюджетных средств", пожалуй, состоится своевременно.
Важнее - на что именно их закрепят. А, вот, оно-то, скорее всего, и будет.. .. малоубедительным.

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 29 октября. /ТАСС/. Проект Федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы внесут на рассмотрение правительства позже ранее намеченного срока, при этом объемы ее финансирования могут ужаться до уровня менее 1,5 триллиона рублей, сообщил 29 октября ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.
"Несмотря на то, что была поставлена задача внести документ на рассмотрение правительства до 28 октября, он все еще находится на согласовании в заинтересованных министерствах и ведомствах. По новым планам, окончательный проект должен быть готов к 12 ноября, после чего он будет внесен на утверждение правительства", - сказал собеседник агентства.
При этом он отметил, что если ранее от Роскосмоса требовали ужать бюджетное финансирование десятилетней программы освоения космоса до 1,5 триллиона рублей, то к окончательной версии программы эта цифра "может стать еще меньше".
По словам собеседника агентства, Роскосмос будет защищать предлагаемую им программу и необходимый объем финансирования перед руководством страны. Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что президент в ближайшее время заслушает доклад Роскосмоса о проекте ФКП, и все приоритеты программы будут подробно изложены.
В начале октября источник в ракетно-космической отрасли сообщил журналистам, что финансирование Федеральной космической программы на 2016-2025 годы может быть урезано до 1,5 триллиона рублей. Тогда он не уточнил, каких направлений проекта может коснуться новое сокращение.
Весной 2015 года Роскосмос представил проект стоимостью 2,4 триллиона рублей, причем из бюджета планировалось получить 2,15 триллиона. Программа предполагала, в частности, создание нового пилотируемого корабля, четыре лунные миссии с помощью автоматических станций, создание нескольких модулей для Международной космической станции, развитие спутниковой группировки по ряду направлений.
Позднее в Роскосмосе сообщили, что финансирование программы составит 2 триллиона рублей. Ряд СМИ сообщал, что Минфин предлагал снизить расходы на проект до 1,8 триллиона, однако в конце сентября в министерстве заявили, что не выдвигали таких требований.
В то же время в опубликованном ранее проекте федерального бюджета на 2016 год расходы на Федеральную космическую программу на 2016-2025 годы предусматривались в размере 2,4 триллиона рублей.
 http://tass.ru/kosmos/2388833
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 3 ноя — РИА Новости. Объемы финансирования ракетно-космической отрасли РФ в 2016 году в рамках новой федеральной космической программы (ФКП) на 2016-2025 годы планируется снизить примерно на 17 миллиардов рублей от первоначально заявленной суммы, сообщил глава Роскосмоса Игорь Комаров во вторник в интервью телеканалу "Россия 24".
"Порядка 17 миллиардов (рублей) — произошло такое секвестирование", — ответил Комаров на соответствующий вопрос. Он не уточнил, какой объем средств ФКП первоначально планировался на 2016 год.
"Такое секвестирование потребует пересмотра ряда проектов. Но мы понимаем, за счет чего можно сэкономить", — добавил он.
Ранее сообщалось, что первоначально заявленный объем ФКП составлял около 2 триллионов рублей. Комаров отметил, что Роскосмос подготовил три проекта ФКП, которые предусматривают сокращение бюджета программы на 15% и 25% от заявленной суммы.
По словам Комарова, с одной стороны, в ФКП должны содержаться амбициозные, прорывные проекты на базе новых технологий, а с другой стороны — проекты, необходимые для решения текущих задач, и потому требуется баланс между интересами государства и желаниями ученых
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!