Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Leonar

ЦитироватьЭто неправильная хм... Ангара

а по развесовке топлива как куда и сколько будет на НОО?
пусть будет Метанангара :)  МА1... МА3... МА5... 8)

TDMS

#11121
ЦитироватьLeonar пишет:
посчитал тут "правильную" Ангару А7  ;)  
с 7ю РД 0162 на первой моноблочной ступени массой 900т(полные топливо+сухой(45т)) диаметром 6м
с 2мя РД 0162на второй с 250 т(полными (25т сухой))
с 1мРД 0162 на 3ей с 7сухими и 30заправленными
Как-то совсем не похоже на А7  ;)  Это L7 (от вашего ника)
Семь моторов, 900т - сухая 45? Это вы порвали всех конструкторов. Так увы не получится  :(
Правильно будет так:
Если взять 
1 ступень сухую массу 70 тонн, полную массу 900 тонн, 7 х РД 0162 (данные по двигателю с сайта КБХА)
2 ступень полная масса 250 тонн, сухая 18 тонн, один РД 0162
(считал без высотного сопла на второй ступени и без форсирования тяги на первой ступени)
Тяговооруженность 1,36
Стартовая масса 1200 тонн
45 тонн на НОО
"Ангара - 5 " на РД-0162 выводит 29-30 тонн на НОО, считал с третьей ступенью от обычной А5.

Leonar

по метан/кислороду соотношение по объемам или по массам двигатель как кушать должен?
 

Плейшнер

ЦитироватьLeonar пишет:
по метан/кислороду соотношение по объемам или по массам двигатель как кушать должен?
Называется "массовое соотношение компонентов". Для кислорода-метана 3,5
А вам зачем?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Leonar

размеры баков более правильные нарисовать...

Плейшнер

#11125
ЦитироватьLeonar пишет:
размеры баков более правильные нарисовать...
Я так и подумал  :)  
Для наших с вами оценочных расчетов имхо вполне достаточно округленной плотности топлив:

водород-кислород - 0,3 т/ куб м
метан-кислород - 0,8 т/куб м
керосин-кислород - 1 т/куб м
пс извиняюсь, опечатался, для метана не 0,9 а 0,8 исправил
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Большой

vitquir, рассматривался ли вариант Союза-5 с четырьмя ББ? Если да, то какая его грузоподъёмность?
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Leonar

ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьLeonar пишет:
по метан/кислороду соотношение по объемам или по массам двигатель как кушать должен?
Называется "массовое соотношение компонентов". Для кислорода-метана 3,5
А вам зачем?
1кг метана - 3.5 кг кислорода? или наоборот?
я хотел и баки отдельно нарисовать а не чтототампримернотак
хотя так и получится... :oops:
(но чуть поточнее...)

Плейшнер

ЦитироватьLeonar пишет:
1кг метана - 3.5 кг кислорода
Да
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

mihalchuk

ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьLeonar пишет:
размеры баков более правильные нарисовать...
Я так и подумал
Для наших с вами оценочных расчетов имхо вполне достаточно округленной плотности топлив:

водород-кислород - 0,3 т/ куб м
метан-кислород - 0,8 т/куб м
керосин-кислород - 1 т/куб м
пс извиняюсь, опечатался, для метана не 0,9 а 0,8 исправил
По памяти, ближе так:
водород-кислород - 0,34 т/ куб м
метан-кислород - 0,83 т/куб м
керосин-кислород - 1,0 т/куб м

Плейшнер

У керосинового топлива тоже есть "сотые" после запятой. Округляем все в меньшую сторону тем самым учитывая что бак нельзя заполнить на 100%. Но повторюсь это удобно для оценочного расчета "в уме" потому как круглые цифры легко запоминаются и вычисляются и в то же время достаточно точно отражают действительность.
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Ask

Для чего разрабатывали Союз и Протон? И что в результате?
Для чего разрабатывали Сатурн-5, Спейс-Шатл и Энергию? И что с ними, болезными?
Время разработки/отработки РН гораздо больше времени кардинального изменения
внешних условий. И все попытки что-то предугадать - это пальцем в него. Вы знаете
в каких областях человечество будет напрягать силы через 10 лет? И никто не знает.
В этом смысле, Ангара вполне себе здравое решение - замена Протона.
ИМХО - супертяж России не нужен сейчас и долго ещё не будет нужен.  

Ask

Извините - "пальцем в небо")))

Leonar

ЦитироватьВы знаете
в каких областях человечество будет напрягать силы через 10 лет?

8)

Shestoper

ЦитироватьAsk пишет:
Вы знаете
в каких областях человечество будет напрягать силы через 10 лет? И никто не знает.
В этом смысле, Ангара вполне себе здравое решение - замена Протона.
ИМХО - супертяж России не нужен сейчас и долго ещё не будет нужен.
Пока наша правая рука не знает, что завтра будет делать левая - конечно не нужен. Нужно учиться хотя бы у метростроя - для них планы развития на десятилетия вперед обычное дело

Diy

#11135
Хотелось бы возразить на стандартные претензии к сверхтяжу: коммерческая невостребованность, а значит его высокая дороговизна и его закроют после отпадения политической целесообразности.

Дело в том, что сверхтяж сам себя сделает дешевым и востребованным по причине коммерческого применения со временем, как и Протон например. В освоении космоса всё сначала дорогое и некоммерческое, т.к. новые горизонты открывает государство. Потом наработки государства перенимает коммерция и всё становится дешевым и востребованным. Сверхтяжи тоже когда-нибудь будут строить конторы типа SpaceX и за деньги перевозить грузы для СШМ (соединенных штатов Марса  :) ).

Так было и с Протоном тем же. Сначала это была редко летающая дорогая государственная ракета новых горизонтов (как сейчас сверхтяжи). Выводила первые спутники и АМС. Затем коммерция заинтересовалась спутниками связи итп, вот сегодня Протон дешевая востребованная коммерческая ракета.
«Кто виноват, что им светят два солнца?..»

NK

востребованность или не востребованность это не критерий, это стремление быть умнее умного. Это рассуждения сродни тому, делать или не делать ремонт, все равно умрем.
Супертяж - средство решения определенных задач, при наличии этих самых задач. Так то ни Протон, ни Союз не нужны. 

Дмитрий Инфан

Наличие предложения создаёт спрос. Поввился "протон" - появились и полезные нагрузки, массой в 20 тонн. А не было бы "протона" - конструкторы сегодня измудрялись бы над геостационарными спутниками, массой не больше тонны, выводимыми "союзом". А на форуме рассуждали бы о том, что любая ракота-носитель с ПН больше 10 тонн не имеет коммерческих перспектив.

avmich

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Наличие предложения создаёт спрос. Поввился "протон" - появились и полезные нагрузки, массой в 20 тонн. А не было бы "протона" - конструкторы сегодня измудрялись бы над геостационарными спутниками, массой не больше тонны, выводимыми "союзом". А на форуме рассуждали бы о том, что любая ракота-носитель с ПН больше 10 тонн не имеет коммерческих перспектив.
За время космической эры создавались разные ракеты - с ПН от центнера до сотни тонн. Какие-то из них потом запускались по многу лет, какие-то переставали использоваться.

Можно видеть, что слишком маленькие ракеты не используются подолгу. Ракеты побольше занимают специфические ниши. Ракеты посередине спектра - те, которые делаются и запускаются дольше всего, десятилетиями. Наконец, самые большие ракеты оказываются не очень жизнеспособными. В последнем случае можно спорить о том, какова была ПН Шаттла - 15 тонн или 100 - и почему Шаттл летал четверть века, а потом перестал.

Мне неясно, почему сторонники супертяжей считают, что в смысле коммерческого успеха супертяж не будет отличаться от Протона. Почему рост ПН ракеты - и стоимости её запуска - не отразится в целом на рыночных перспективах? По-моему, это экстраполяция без достаточного обоснования - особенно учитывая имеющиеся контрпримеры.

Иными словами, фраза "наличие предложения создаёт спрос... появится супертяж - появятся и ПН под него" выглядит неубедительно. А если не появится? Почему не появились в своё время? Почему до сих пор не сделали? Чем, с точки зрения потребителя - который оплачивает музыку - такая ракета лучше или хуже, почему и насколько?

Shestoper

ЦитироватьDiy пишет:
Дело в том, что сверхтяж сам себя сделает дешевым и востребованным по причине коммерческого применения со временем, как и Протон например.
Для этого нужна полезная нагрузка, которой выводить понадобится хотя бы на порядок больше, чем нынешней.
А чтобы такой сорт ПН производился в требуемых объемах - он должен быть относительно дешев в производстве (производство его кг должно быть в разы дешевле, чем средняя цена производства кг современных спутников и прочих космических аппаратов) и давать коммерческую отдачу (хотя бы частично покрывающую стоимость производства и выведения, в идеале - дающую прибыль).

На ближайшие лет 50 минимум такой статьей ПН могут быть только солнечные электростанции. Солнечные батареи или коллекторы с паровыми турбинами относительно просты (по сравнению с АМС), а массовость производства позволит дополнительно их удешевить. В дальнейшем, по мере изучения Луны и развития робототехники, можно будет перейти на массовую отправку на Луну роботов для производства электростанций из местных материалов.

Но чтобы космическая энергетика была прибыльной, или хотя бы требовала дотаций в размерах десятков процентов экономического оборота, а не 99%, стоимость выведения килограмма ПН нужно снизить хотя бы до сотен долларов за кг. То есть примерно на порядок по сравнению с существующими носителями. Для этого годится либо многоразовый супертяж (при 50-100 и более полетах в год), либо безракетные средства выведения (практически реализуем сейчас один из вариантов электромагнитной катапульты или орбитального крюка, он же асинхронный лифт).