Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14
RSS
Геофизические и метеорологические ракеты СССР и России
 
Цитата
Raul пишет:
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Цитата
Raul пишет:
В Известиях опубликована статья с авторской оценкой стоимости вывода ПН ракетой МН-300:
Цитата
В ближайшее время выводить малые спутники на околоземную орбиту сможет сверхлегкая твердотопливная ракета. ...
Не сможет.
Но почему?
Формула Циолковского не позволяет.
Lingua latina non penis canina
 
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Цитата
Raul пишет:
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Цитата
Raul пишет:
В Известиях опубликована статья с авторской оценкой стоимости вывода ПН ракетой МН-300:
Цитата
В ближайшее время выводить малые спутники на околоземную орбиту сможет сверхлегкая твердотопливная ракета. ...
Не сможет.
Но почему?
Формула Циолковского не позволяет.
Нигде не написано, что разгонный блок тоже твердотопливный.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!
 
Цитата
Raul пишет:
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Цитата
Raul пишет:
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Цитата
Raul пишет:
В Известиях опубликована статья с авторской оценкой стоимости вывода ПН ракетой МН-300:
Цитата
В ближайшее время выводить малые спутники на околоземную орбиту сможет сверхлегкая твердотопливная ракета. ...
Не сможет.
Но почему?
Формула Циолковского не позволяет.
Нигде не написано, что разгонный блок тоже твердотопливный.
Проблема в том, что с первой ступенью МН-300 ("дубовая" и работает только 23 или 26 сек, емнип - годится только в качестве стартового ускорителя) хоть что-то ощутимое можно вывести только с помощью водорода (который на сверхмалой РН смотрится нелепо), а они хотят ступень на перекиси и этаноле, что еще более нелепо. Поскольку с такой ступенью можно вывести на НОО 15 кг, если если ее конструкция весит те же 15 кг. В общем, в рамках двухступенчатой концепции система практически нереализуема. Можно чего-то достичь, если снизить тягу первой ступени с одновременным увеличением времени работы и удельного импульса и сверху поставить еще 3-4 твердотопливных ступеньки с хорошим весовым совершенством, но это будет дорого.
К тому же с точки зрения экономики бизнеса в данном сегменте не просматривается. Ракета должна конкурировать с кластерными запусками, в которых за 1 кг надо платить 20-30 тыс $. Т.е. чтобы быть конкурентоспособным надо обеспечить стоимость запуска в 300 тыс. $, что само по себе обеспечить чрезвычайно сложно. Предположим, можно: сколько прибыли с запуска? 100 тыс ;? На прожитье-то хватит?
То есть коммерции не видно вовсе. Предположим, военные будут платить пару лямов, но сколько пусков они закажут?
Lingua latina non penis canina
 
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Проблема в том, что с первой ступенью МН-300 ("дубовая" и работает только 23 или 26 сек, емнип - годится только в качестве стартового ускорителя)
Цитата
Можно чего-то достичь, если снизить тягу первой ступени с одновременным увеличением времени работы
Она для этого и нужна. Ускорение 25g, наверное, в конце активного участка - конечно, это много.

Цитата
Дмитрий В. пишет:
они хотят ступень на перекиси и этаноле, что еще более нелепо. Поскольку с такой ступенью можно вывести на НОО 15 кг, если если ее конструкция весит те же 15 кг.
ДМТ-500, 100 кг вонючки и облегчение конструкции за счет внешнего силового каркаса, который отваливается вместе с обтекателем.

Цитата
Дмитрий В. пишет:
К тому же с точки зрения экономики бизнеса в данном сегменте не просматривается. Ракета должна конкурировать с кластерными запусками, в которых за 1 кг надо платить 20-30 тыс $.
Идея в том, чтобы снизить порог вхождения на рынок космических запусков. Стоимость запуска меньше 1 млн долл - это качественный скачок. Столько же стоят совершенно бесполезные, но имеющие своих покупателей суперкары.

Передвижная ПУ - просто песня по сравнению с космодромом. Подходит для сколковского космического стартапа, который запускает свои поделки из промзоны. Или для шейха, у которого 1000+ верблюдов, джипов и суперкаров, но вот засада - ни одной собственной космической ракеты   :(  

А конкуренция с Союзом-2 - ну зачем это? Пусть летает и дальше   :)  

Изменено: Raul - 22.02.2019 21:24:21
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!
 
+ Если посмотреть на высоту ПУ, то там есть место для добавления промежуточной ТТУ ступени.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!
 
В прошлом году разработчики МН-300 обращались к нам для оценки реализуемости проекта о двух ступенях. Вот выдержка из отчета:

Рассматривается двухступенчатая ракетная система – ракета-носитель (РН) особо малого класса для запуска нано-спутников. Первая ступень – ракета МН-300, вторая ступень жидкостная на основе двигателей ДМТ2600, работающих на ВПВ-этиловом спирте.
Основная задача – оценка реализуемости проекта и его основных технических параметров.
Исходные данные первой ступени:
Тяга РДТТ МН-300 в пустоте – 11,2 тс
Удельная тяга (удельный импульс) в пустоте – 248 с
Удельная тяга у земли 225 с
Начальная масса блока МН-300 - 1 281,34 кг
Конечная масса блока - 241,54 кг
Исходные данные по второй ступени:
- тяга одиночного ЖРД в пустоте – 0,26 тс
- количество двигателей 4
- суммарная тяга в пустоте 1,04 тс
- начальная масса ступени (вместе с ПГ) 867 кг
- удельный импульс в пустоте 260 с
- система подачи - вытеснительная
- давление наддува в баках – 10 бар
- давление в КС – около 5 бар
- вытесняющий газ – гелий
- давление хранения гелия – 400 бар
Стартовая масса системы составляет 2 153,34 кг
1.      Схема выведения и общая компоновка
Ракета-носитель компонуется по 2-хступенчатой схеме. Первая ступень МН-300 – не управляемая, рассматривается в качестве платформы для запуска второй ступени. Стабилизация на участке работы первой ступени – аэродинамическая и, при необходимости, вращением.
Старт осуществляется вертикально. На высоте около 50 км – уже на пассивном участке полета – отделяется вторая ступень и начинает отработку программного угла тангажа с целью выхода на орбиту высотой 200 км и наклонением 51,7 град. Место старта (первоначально) – космодром Восточный.
Выбранная схема пуска обеспечивает:
- минимально возможный скоростной напор
- обеспечение оптимальных кинематических условий для отработки квазиоптимальной программы тангажа.
2.      Результаты предварительного анализа
Результаты предварительного баллистического анализа показали следующее.
При вертикальном подъеме первая ступень на высоте 50000 м сохраняет скорость 646 м/с. При этом осевая перегрузка на активном участке траектории достигает 8 единиц, а скоростной напор 250 кПа (в 5-10 раз выше значений, характерных для современных ракет), что само по себе создает серьезные проблемы для прочности носителя.
Вторая ступень при таких начальных условиях теоретически способна вывести на заданную орбиту 31,3 кг. При этом параметры 2-й ступени составят:
- начальная масса 867 кг
- масса топлива 835,7 кг
Таким образом, чтобы доставить на орбиту полезную нагрузку массой хотя бы 1 кг (масса одинарного кубсата), пассивная масса второй ступени (масса конструкции, системы управления, двигательной установки, арматуры, кабельной сети, газов наддува и остатков топлива) не должна превышать 30,3 кг (включая массу четырех ДМТ2600 24 кг). Это соответствует коэффициенту конструктивного совершенства (отношение пассивной массы к массе ракетного блока) не выше 0,035. Что следует признать совершенно недостижимым для РН данной размерности, принятой схемы подачи топлива и современном уровне материаловедения.
Выходом из данной ситуации является переход к трехступенчатой схеме. При этом вторую ступень можно комплектовать четырьмя ДМТ2600, а третью – одним таким же ЖРД. Некоторое увеличение стартовой массы второй ступени позволит снизить стартовые перегрузки и скоростной напор.
Lingua latina non penis canina
 
Спасибо, скопировал параметры.  :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!
 
Только сейчас удалось поиграться c МН-300.

В пределах штатных 150 кг вторая ступень на орбиту не выходит (как можно было опубликовать статью, это не проверив - не понимаю...). Для реальной второй ступени Мст=290кг, сухая 27кг, из них 13кг приходится на два ДМТ-2200. Второй  ДМТ становится лишним со 130 секунды, его можно сбросить. Первая ступень дросселируется c 10 секунды.

Полезная нагрузка - в составе второй ступени, из того что удастся выкроить по КС. Проблемненько получается с точностью выхода на орбиту, это да.
mn300dmt2200.png (66.82 КБ)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!
 
Цитата
Дмитрий В. пишет:
Выходом из данной ситуации является переход к трехступенчатой схеме. При этом вторую ступень можно комплектовать четырьмя ДМТ2600, а третью – одним таким же ЖРД. Некоторое увеличение стартовой массы второй ступени позволит снизить стартовые перегрузки и скоростной напор.
А если в качестве второй ступени использовать 11Д82М:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1999/11/1999-11b.html
Цитата
Для схода спутника с орбиты и спуска на поверхность Земли применяется тормозная двигательная установка (ТДУ) массой 405 кг с одним основным и четырьмя управляющими ракетными двигателями твердого топлива (РДТТ). Средняя тяга основного РДТТ – 3000±250 кгс; время работы основного двигателя – 23.3 сек, рулевого – 47.6 сек. Ориентация и стабилизация КА во время работы ТДУ достигается поворотом управляющих двигателей.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"
 
Управляющие двигатели лучше снять.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"
 
https://ria.ru/20190326/1552105318.html
Цитата
МОСКВА, 26 мар - РИА Новости. Росгидромет в следующем году планирует запустить метеорологический микроспутник с использованием собственной геофизической ракеты, заявил в интервью РИА Новости руководитель ведомства Максим Яковенко.
...
"В следующем году мы планируем провести пробный запуск. Посмотреть, как это все работает", - сказал он, отвечая на вопрос о том, когда может состояться первый запуск малого метеорологического спутника с помощью геофизической ракеты ведомства.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"
 
Матвеев Ю.А., Позин А.А., Шершаков В.М.
Системные вопросы создания ракет-носителей сверхлёгкого класса, стр. 37, Вестник НПОЛ №2/2019
https://www.laspace.ru/upload/iblock/3ad/3ad54835b2a63429c8e1cc6fb571a21e.pdf
МН-300-1 .jpg (79.88 КБ)
МН-300-2 .jpg (56.91 КБ)
ИР-300-2.jpg (149.1 КБ)
ИР-300-1.jpg (60.83 КБ)
ИР-300-3.jpg (56.05 КБ)
Изменено: Salo - 14.07.2019 23:16:42
"Были когда-то и мы рысаками!!!"
 
Там же:
ИР-300-4.jpg (74.47 КБ)
ИР-300-5.jpg (69.75 КБ)
ИР-300-6.jpg (70.8 КБ)
ИР-300-7.jpg (70.79 КБ)
ИР-300-8.jpg (62.8 КБ)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"
 
Цитата
Дмитрий В. написал:
В прошлом году разработчики МН-300 обращались к нам для оценки реализуемости проекта о двух ступенях.
Говорят, что не обращались.  :o

Может это не с Тайфуна были разработчики, а какой-нибудь Дзись?
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
 
Цитата
Schwalbe написал:
Цитата
Дмитрий В. написал:
В прошлом году разработчики МН-300 обращались к нам для оценки реализуемости проекта о двух ступенях.
Говорят, что не обращались.  :o

Может это не с Тайфуна были разработчики, а какой-нибудь Дзись?

Там был некий посредник, имени которого я называть не буду. Обращение было 12.11.18 с просьбой подготовить предложение для переговоров с Тайфуном. Возможно, это была чисто его, посредника, инициатива.
Lingua latina non penis canina
 
Цитата
Дмитрий В. написал:
Цитата
Schwalbe написал:
 
Цитата
Дмитрий В.  написал:
В прошлом году разработчики МН-300 обращались к нам для оценки реализуемости проекта о двух ступенях.
Говорят, что не обращались.  

Может это не с Тайфуна были разработчики, а какой-нибудь Дзись?

Там был некий посредник, имени которого я называть не буду. Обращение было 12.11.18 с просьбой подготовить предложение для переговоров с Тайфуном. Возможно, это была чисто его, посредника, инициатива.
Просто у Тайфуна есть свой проект РН.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
 
Цитата
Schwalbe написал:
Цитата
Дмитрий В. написал:
 
Цитата
Schwalbe  написал:
 
Цитата
 Дмитрий В.   написал:
В прошлом году разработчики МН-300 обращались к нам для оценки реализуемости проекта о двух ступенях.
Говорят, что не обращались.  

Может это не с Тайфуна были разработчики, а какой-нибудь Дзись?
Там был некий посредник, имени которого я называть не буду. Обращение было 12.11.18 с просьбой подготовить предложение для переговоров с Тайфуном. Возможно, это была чисто его, посредника, инициатива.
Просто у Тайфуна есть свой проект РН.

Я в курсе, но там тоже как-то кисло.
Lingua latina non penis canina
 
Цитата
Дмитрий В. написал:
Я в курсе, но там тоже как-то кисло.
Чем меньше - тем сложнее проектировать обычными методами. Но, говорят, все у них хорошо.  
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
Страницы: Пред. 1 ... 10 11 12 13 14
Читают тему (гостей: 1)
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги