Новости Энергомаша

Автор Salo, 26.08.2008 01:05:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

ЦитироватьSashaBad пишет:
Во-первых, ещё раз выделил для Вас жёлтым текст который я считаю неверным.
Заявлено что С-200 запускали по Ту-154.
Поправлю своё сообщениес учётом Ваших замечаний: думали что запускали С-200 по Ту-143 Рейс,  но попали в Ту-154.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://spacenews.com/rd-180-provider-seeks-additional-ula-engine-order/
ЦитироватьRD-180 provider seeks additional ULA engine order
by Jeff Foust — April 7, 2017
 
The head of RD Amross is hopeful ULA will order an additional batch of RD-180 engines for the Atlas 5 as a hedge against any delays in the development of Vulcan. Credit: ULA  
 
COLORADO SPRINGS — The new chief executive of the U.S.-Russian joint venture that provides RD-180 engines to United Launch Alliance said April 6 he hopes to win an order for additional engines.
During a panel on international cooperation at the 33rd Space Symposium, Michael Baker, CEO of RD Amross, said he expected ULA to make a decision in the near future on buying additional engines as a hedge against any delays in the development of the company's Vulcan rocket.
"We would like to make more engines and sell them in the U.S.," said Baker, a former astronaut who became CEO in January after retiring from NASA.
Use of the RD-180 became a political hot potato in 2014, after Russia's annexation of Crimea led to calls by U.S. lawmakers to end reliance on the engine. That debate, which at one point included legislation that sharply reduced the number of RD-180 engines available to ULA for national security missions, was resolved last year with the passage of the fiscal year 2017 defense authorization act that gives ULA access to as many as 18 engines for national security missions through 2022.
By 2022, ULA hopes to have the Vulcan vehicle certified by the U.S. Air Force for such launches, using either a Blue Origin BE-4 engine or an Aerojet Rocketdyne AR1 engine in place of the RD-180. Baker, though, suggested that additional RD-180 engines could provide a cushion should certification of Vulcan be delayed.
"Those developments can have lots of issues, so they're really struggling to decide whether they need some more engines or not," he said of ULA. "I think the decision is going to be made soon to probably buy some more engines."
ULA has not publicly stated any interest in purchasing more RD-180 engines. Use of additional engines would require new language in a future authorization bill, although ULA would be free to use the engines for commercial customers as well as for civil government agencies like NASA.
Baker said ULA would need to make a decision soon, given the two-year lead time for producing new engines. The last RD-180 engines under the current agreement are due to be delivered to ULA in 2019. An additional order, he said, would likely push out that final delivery date to 2020 or 2021, and support launches well into 2024.
Even with an additional engine order, the long-term future of RD Amross is not clear. Russia's NPO Energomash, which builds the RD-180, and United Technologies Corp. are the partners in the joint venture, established in the late 1990s to both import the RD-180 for the Atlas 5 and, ultimately, produce it in the United States. However, domestic production of the RD-180 was never funded.
The Atlas 5 is the only vehicle that currently uses the RD-180. NPO Energomash does provide the RD-181 engine to Orbital ATK for use on its Antares rocket, but those sales are done directly between the companies and not through RD Amross.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

triage

Во до чего дошли в новостях. Это не ULA заказывает новые двигатели, а новый CEO поставщика желает заключить новый контракт.... Ну а что, тогда же и Комаров заявил
Цитировать https://ria.ru/science/20170405/1491528118.html
Россия надеется продолжить сотрудничество с США по ракетным двигателям
КОЛОРАДО-СПРИНГС (США), 5 апр – РИА Новости. Россия надеется продолжить сотрудничество США в космической отрасли при новой администрации, в частности по поставкам космических двигателей, заявил в среду РИА Новости на полях 33-го Международного космического форума гендиректор "Роскосмоса" Игорь Комаров.

Спутник

ЦитироватьEven with an additional engine order, the long-term future of RD Amross is not clear. Russia's NPO Energomash, which builds the RD-180, and United Technologies Corp. are the partners in the joint venture, established in the late 1990s to both import the RD-180 for the Atlas 5 and, ultimately, produce it in the United States. However, domestic production of the RD-180 was never funded.
Фирма "RD Amross" была создана в конце 90-х, совместно Энергомашем и американцами, для поставок и лицензионного производства двигателей. А наше отечественное производство так и не было профинансировано (видимо, имеется ввиду государством).

В 2014 году говорили, что в США не хватает 1 млрд $ для начала их тамошнего производства.http://aviationweek.com/awin/us-rd-180-coproduction-would-cost-1-billion

Sam Grey

#2384
Цитироватьpnetmon пишет:
Во до чего дошли в новостях. Это не ULA заказывает новые двигатели, а новый CEO поставщика желает заключить новый контракт.... Ну а что, тогда же и Комаров заявил
Цитироватьhttps://ria.ru/science/20170405/1491528118.html
Россия надеется продолжить сотрудничество с США по ракетным двигателям
 КОЛОРАДО-СПРИНГС (США), 5 апр – РИА Новости. Россия надеется продолжить сотрудничество США в космической отрасли при новой администрации, в частности по поставкам космических двигателей,
А при чем здесь "новая администрация"? Выбор двигателя для Вулкана делает (а фактически уже сделала) сама ULA, основываясь на существующих заказах, собственном прогнозе рынка, своего положения на нем и перспектив. И речь в любом случае идет о том, что будет с Атласом к 2022-2023 году, то есть тогда, когда Трампа уже сменят. 

Сотрудничество с Энергомашем будет, но очень легкое, типа поставок РД-181 для Антареса, да и то, пока не заменят на NGL, или совместными работами над какими-нибудь некритическими ионниками.

triage

ЦитироватьSam Grey пишет:
А при чем здесь "новая администрация"?
Так новая администрация (государства) на словах упирала на импортозамещение от многих стран. Или Комарову нужно что-то сказать про сотрудничество.... 
По написанному срок изготовления около 2 лет от заключения контракта, хотя для Антареса управились быстрее.
Мне кажется речь идет про более ранние года относительно 2022-2023 года. Смотря на что хватит имеющихся запасов и какие планы на запуски военных, по заказу НАСА, коммерческих(тот же Сигнус), но там много факторов в виде аварийности, как Маск будет заниматься снижением цены запуска... 
В графике возможных запусков - 50 Атласов 5

Salo

Газета "За Родину" No 3 (2687) МАРТ 2017
http://engine.space/upload/iblock/15c/15c6a507c7a3aa48687736922fa78a07.pdf
ЦитироватьПОД ЗНАКОМ КАЧЕСТВА

Как отметил в своем выступлении генеральный директор НПО Энергомаш Игорь Арбузов, «инициатива объявить 2017-й Годом качества возникла из-за целого ряда проблем, которые существуют сегодня не только на предприятии, но и в отрасли в целом и требуют скорейшего решения. Своим заказчикам мы всегда должны предоставлять только высококачественную
продукцию, это не вызывает сомнений, поэтому дополнительно привлечь внимание коллектива к вопросам качества и надежности — просто необходимо».

Об этом говорили на итоговом собрании руководители всех подразделений предприятия. На итоговом совещании отчитались по деятельности компании за 2016 год. Прибыльность выросла, выручка от продаж составила 12,2 млрд руб. В связи с достаточностью собственных средств и отсутствием дефицита бюджета Энергомаш не имеет кредитных обязательств, и в ближайшие три года привлечения заемных ресурсов не предполагается. Все реализуемые инвестиционные программы профинансированы. Заместитель генерального директора по экономике и финансам Иван Краснов добавил, что «положительны и финансово-экономические предпосылки на 2017 год.
Программа года предполагает изготовить 22 двигателя и провести 27 испытаний. Главное — это 100-процентное качество и безусловное выполнение контрактных обязательств, а также рациональное использование всех ресурсов».
Двигатели НПО Энергомаш надежно эксплуатируются и продолжают служить в составе космических ракет-носителей. Практически все космические объекты были выведены на орбиту в нашей стране с помощью двигателей НПО Энергомаш. Говоря о методах контроля, которые существуют сегодня в НПО, заместитель генерального директора по обеспечению качества продукции и сертификации Василий Грицюк отметил, что «система предполагает очень много ступеней контроля и построена так, что ошибки выявляются на разных стадиях». Тем не менее главной задачей на 2017 год он видит сведение к нулю всех замечаний, которые появляются в ходе лётных испытаний.
Предприятие не стоит на месте и продолжает эксперименты и поиски в сфере создания двигателей на различных компонентах топлива. Как отметил главный конструктор НПО Энергомаш Владимир Чванов, основная направленность — на передовые разработки — должна сохраняться в ближайшие годы.
На предприятии большой задел уникальных разработок, что свидетельствует о широте поиска при выборе новых перспективных двигателей. В планах предприятия разработка двигателя для ракеты «Ангара-5П». Именно она в ближайшем будущем отправит в космос новый пилотируемый корабль с космодрома Восточный. «Это модификация двигателя РД-191 для первой и второй ступени РН тяжелого класса «Ангара-5П». «Ангара-5П» — это пилотируемый вариант «Ангары-5», мы продолжаем работать над конструкцией этого двигателя, сделаны расчетно-теоретические, прочностные расчеты, которые показали, какие места должны быть изменены в двигателе, чтобы он соответствовал техническому заданию», — добавил Владимир Чванов.
Покупка основного технологического оборудования и проверочных машин позволит существенно повысить качество выпускаемой продукции. За год на предприятии провели ремонт зданий и сооружений подрядными организациями, восстановили асфальтовое покрытие, заменили окна, отремонтировали и покрасили фасады и навесы, малый конференц-зал. На 2017 год намечено
продолжение ремонта, а также улучшение условий труда персонала. Важным направлением в 2017 году является техническая модернизация в рамках плана технического развития. Директор по производству Василий Чарыков видит целью сокращение ручного труда, механизацию и автоматизацию процессов.
Заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике Наталья Егоренкова рассказала о том, что в уходящем году была разработана и введена новая система мотивации персонала, благодаря которой работники могут повысить свой уровень дохода. Заработная плата в НПО Энергомаш сегодня составляет более 57 тысяч рублей, что на 11,6 % выше, чем в 2015 году. Запущена программа непрерывных улучшений, для того чтобы сотрудники смогли применить свои таланты, свой творческий потенциал. Наталья Анатольевна поблагодарила наиболее активных начальников цехов и трудовой коллектив за участие и неравнодушное отношение к общему делу, которое способно обеспечить масштабные результаты. Лучших новаторов наградили на собрании, вручив не только памятные дипломы, но и ценные подарки.
Сформирована программа работы с кадровым резервом, произведено 33 назначения из числа «кадровых резервистов» на вышестоящие должности. Разработана программа «Управление талантами». Обе программы носят комплексный характер и нацелены на долгосрочную перспективу. Полностью обеспечено проведение обязательного обучения работников, а также аттестаций на допуск к выполнению работ.
«В 2016 году мне было важно изучить основные вопросы, которые волнуют персонал. Со многими я успела встретиться и пообщаться лично на собраниях трудового коллектива, где мы обсуждали текущие и перспективные вопросы. Более 80 человек обращались ко мне по личным вопросам. Эти контакты дали возможность пристальнее взглянуть на существующие проблемы, разобраться во многих ситуациях, что важно для дальнейшей успешной работы. Принципов открытого диалога, я надеюсь, мы будем придерживаться и в 2017 году», — добавила Наталья Егоренкова.
Завершая итоговое собрание, к сотрудникам обратился генеральный директор Игорь Арбузов, который отметил, что основа предприятия — рабочие руки, и каждый сотрудник важен. К каждому здесь стараются прислушиваться, но и спрос по качеству проделанной работы велик, так как цена каждой детали, выходящей из стен НПО Энергомаш, — это репутация всего коллектива. «Наша главная задача — сделать так, чтобы работа стала предметом гордости каждого. Чтобы любой
сотрудник без стыда говорил: я работаю в космической отрасли, я работаю в НПО Энергомаш», — заключил Игорь Арбузов.

Текст: Наталья Бурцева, Наталья Фадеева

КАК НАЙТИ НЕИСПРАВНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЕ ПРИ ОГНЕВОМ ИСПЫТАНИИ

В НПО Энергомаш в рамках созданного Проектного управления реализуется и готовится к внедрению несколько новых проектов, которые положительно повлияют на качество выпускаемой продукции, производительность труда и финансовые показатели. О целях и ходе реализации одного из проектов под названием «Система функциональной диагностики ЖРД в темпе проведения огневых испытаний» газете «За Родину» рассказал заместитель начальника научно-исследовательского центра АО «НПО Энергомаш» Давид Мартиросов.

— Давид Суренович, расскажите о целях и задачах проекта.

— Наш проект — это создание эффективной автоматической системы, контролирующей техническое состояние двигателей, обеспечивающей предупреждение аварийных исходов при огневых испытаниях ЖРД.
По измеряемым во время испытания параметрам, таким как давление, температура, расход компонентов топлива, обороты и перемещение валов турбонасосных агрегатов, с    помощью специальных алгоритмов, в которых используется также математическая модель двигателя и
 результаты автономных испытаний его агрегатов, удается установить момент возникновения неисправности и ее локализацию. Всё это в ряде случаев можно сделать задолго до того, как развитие неисправности приведет к аварийному исходу, и предотвратить его.
Система будет выявлять неисправность, которая еще только начинает развиваться, медленно, в
течение нескольких десятков секунд. И ее  задача    — выявить такую неисправность на ранней стадии развития, сформировать сигнал системе управления на  отключение двигателя, а также выдать после испытания оперативную информацию о   его состоянии. Работы по созданию системы функциональной диагностики ЖРД ведутся на предприятии достаточно давно, и по  ним имеется необходимый задел, который дает уверенность в успешной реализации этого проекта.

— Какие результаты будут достигнуты после внедрения новой системы?

— Это прежде всего экономический эффект. Если удастся спасти хотя бы один двигатель, то мы сэкономим для предприятия порядка 100 млн рублей, не говоря уже о средствах, потраченных на
ремонт самого стенда. При этом на создание системы запланировано потратить около 45,5 млн
рублей.
С технической точки зрения — это получение информации и во  время, и сразу после испытаний для оперативного анализа состояния двигателя. Такая информация будет, безусловно, бесценна для выработки конструкторских решений по устранению причин возникновения неисправностей.

— С  какими трудностями пришлось столкнуться в ходе работы над проектом?

— Новый импульс работам по созданию системы функциональной диагностики был придан в
декабре прошлого года, когда появилась возможность выполнить их за счет собственных средств в рамках проекта. Я  лично был совершенно не готов к решению задачи в той структуре и в  том стиле, которых требует современная система управления проектами. Но после недельного курса обучения в учебно-консультационном центре «Проектная ПРАКТИКА» ситуация прояснилась: появилось понимание терминологии, определений, то есть мы нашли общий язык со специалистами по  проектам. И я уже не стал так скептически относиться к этому нововведению. Новая система управления проектами не только базируется на уже известных принципах, но  и упорядочивает их, ставит в определенную последовательность для более удобной реализации и
контроля исполнения. Безусловно, на первых этапах работ по проекту, а  именно в его организационной части, команде понадобится помощь специалистов Проектного управления.

— На    каком этапе вы сейчас находитесь и  в  какие сроки проект окончательно будет внедрен на нашем предприятии?

— Проект прошел рассмотрение на заседании бюджетного комитета, где были выданы замечания и рекомендации, был скорректирован календарный план, концепция, состав команды, технико-экономическое обоснование для привлечения смежных организаций. Судя по комментариям участников совещания, все признают приоритетный характер данного проекта.
По  плану, который разработан в рамках концепции проекта, его реализация планируется в течение 2,5–3 лет, то есть к    концу 2019 года он будет завершен. Однако этот срок сильно зависит от графика проведения огневых испытаний.

Текст: Николай Протопопов
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/science/20170415/1492322753.html
ЦитироватьРогозин поручил усилить взаимодействие двигателестроителей ОДК и Роскосмоса
14:33 15.04.2017

ВОРОНЕЖ, 15 апр — РИА Новости. Вице-премьер Дмитрий Рогозин совершил в субботу рабочую поездку в Воронежскую область, где провёл совещание с представителями Роскосмоса и Объединённой двигателестроительной корпорации. В ходе обсуждения вице-премьер поставил задачу наладить более тесное сотрудничество между их двигателестроительными предприятиями. Речь также шла о работе по устранению дефектов в двигателях второй и третей ступеней ракеты-носителя "Протон-М".
"Дмитрий Рогозин посетил предприятие "Воронежский механический завод", где осмотрел площадки, где производится двигатели, также побывал в Конструкторском бюро химавтоматики", — сообщили в аппарате вице-премьера.
"На совещании, которое провел Рогозин с руководством Роскосмоса и Объединённой двигателестроительной корпорации, заместителю председателя правительства доложили о ходе работ по устранению выявленных дефектов в двигателях второй и третий ступеней ракеты-носителя "Протон-М ", — сообщили в аппарате вице-премьера. "Рогозин поставил задачу по усилению сотрудничества между двигателестроительными предприятиями Роскосмоса и ОДК", — отметили в аппарате.
"Важно усилить интеграцию и взаимодействие предприятий Роскосмоса и ОДК для возможного обмена технологиями и организации совместных разработок", — заявил Рогозин на совещании, поручив создать по этому направлению единый научно-технический совет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.kommersant.ru/doc/3273884
ЦитироватьНаучно-техническая кооперация
Конструкторов "Роскосмоса" и ОДК объединяют в совет                      
17.04.2017

По поручению вице-премьера Дмитрия Рогозина будет создан научно-технический совет ВПК, он будет сформирован из конструкторов и инженеров предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и "Роскосмоса" и на первое заседание соберется уже 21 апреля. В ближайшее время будет также подготовлено соглашение по совместной работе двух структур. Об этом "Ъ" сообщил Дмитрий Рогозин по итогам своей поездки на Воронежский механический завод. Целью поручений является равномерное распределение заказов и усиление кооперации ОДК и "Роскосмосом".
Вице-премьер Дмитрий Рогозин дал поручение создать специальный научно-технический совет ВПК. "Первое заседание должно состояться уже 21 апреля",— заявил "Ъ" господин Рогозин. Совет будет формироваться из числа ведущих конструкторов и инженерно-технического состава как ОДК, так и предприятий "Роскосмоса". Члены совета должны будут провести аудит технологических возможностей, которые структуры смогут использовать совместно. Дмитрий Рогозин сообщил "Ъ", что речь идет о полном спектре задач: "начиная от технологии двигателестроения, заканчивая всевозможными иными технологиями, которые используются при проектировании двигателей, неважно — космических или авиационных". За создание научно-технического совета по поручению вице-премьера отвечает вице-президент РАН академик Юрий Михайлов. В ближайшее время ОДК должна проанализировать собственные профильные работы с тем, чтобы часть из них передать предприятиям "Роскосмоса".
По сведениям "Ъ", в ближайшее время будет подготовлено большое соглашение и по другим направлениям работ между "Роскосмосом" и ОДК, а также Объединенной авиастроительной корпорацией. В ОДК "Ъ" сообщили, что единый научно-технический совет даст возможность совместно работать над развитием технологий проектирования, проводить научные исследования в области физических процессов газовой динамики, прочности и материаловедения.
Поручение о создании совета и подготовке соглашения вице-премьер Дмитрий Рогозин дал после специального совещания в Воронеже, где он посетил Воронежский механический завод (ВМЗ) и Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА). Как ранее сообщал "Ъ", руководство "Роскосмоса" решило отозвать на ВМЗ все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М" (РД-0210/0211 и РД-0213/0214 соответственно). Причиной отзыва, по словам источников "Ъ", стал инцидент, происшедший в декабре 2016 года, когда во время огневых испытаний произошла нештатная ситуация. К 15 апреля первый двигатель, вернувшийся на предприятие для доработки после выявления брака, прошел испытания. По графику проверка и доработка двигателей должны быть проведены в 2017-2018 годах, а первые поставки техники с устраненными дефектами запланированы на май 2017 года.
По итогам совещания в Воронеже было также принято решение "интегрировать производство КБХА в новый контур ВМЗ". "То есть завод будет заниматься производством, а КБХА, прежде всего, должно будет восстановить свой конструкторский потенциал",— подчеркнул господин Рогозин. По его словам, на данный момент среди 2700 сотрудников КБХА всего 300 конструкторов.
На совещании вице-премьер отметил, что на предприятиях авиационного двигателестроения ранее довольно успешно развивалась космическая тематика. В качестве примера он привел Самарский завод им. Кузнецова, который создавал космический двигатель НК-33. Кооперация, считает вице-премьер, будет выгодна всем, "потому что у "Роскосмоса" есть проблема недозагрузки предприятий — примерно 40%,— отсюда и зарплаты такие, и отсутствие средств на дальнейшее развитие".

Александра Джорджевич
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://engine.space/press/pressnews/840/
ЦитироватьЗаседание Научно-технического совета в НПО Энергомаш  
14 Апреля 2017    
       
     В АО «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» прошло заседание Президиума Научно-технического совета Интегрированной структуры ракетного двигателестроения по вопросу использования аддитивных технологий в двигателестроении. В заседании приняли участие специалисты предприятий ракетного космического двигателестроения, отраслевых институтов, Фонда перспективных исследований, Московского авиационного института, Университета Лобачевского (Н.Новгород). Обращено внимание на бурное внедрение аддитивных технологий в авиационной и ракетно-космической  отраслях за рубежом. Исследования, проведенные на российских предприятиях, позволяют отметить основные преимущества аддитивных технологий:
     -    получение нового качества изделий за счет оптимизации гидравлических трактов, создания равнопрочных конструкций (снижение массы), повышения надежности при снижении напряженности;
     -    повышение качества проектирования за счет оперативного изменения конструкции по результатам отработки;
     -    уменьшение трудоемкости и цикла изготовления в 3-10 раз;
     -    сокращение количества средств технологического оснащения на 20-30%;
     -    значительное сокращение количества оборудования, производственных площадей, энергообеспечения, потребностей в высококвалифицированных станочниках;
     -    повышение коэффициента использования металла с 10-14% до 90%;
     -    существенное уменьшение или полное исключение трудноуправляемых процессов пайки и сварки;
     -    существенное сокращение номенклатуры деталей за счет изготовления цельных сборочных единиц и т.д.
     Интересный доклад по созданию и дальнейшему серийному производству оборудования для изготовления полиметаллических изделий, в том числе с использованием меди, сложной формы методом гибридной 3D-печати сделал руководитель Лаборатории ФТИ Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского Чувильдеев В.Н.
     Президиум НТС одобрил результаты работы предприятий по внедрению аддитивных технологий и поручил Председателю НТС Рачуку В.С. разработать совместно с АО «НПО Энергомаш», АО КБХА, КБХМ «Стратегию развития и внедрения аддитивных технологий на предприятиях холдинга».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2390
http://engine.space/upload/iblock/5de/5deed5e116f0f7c9ba880a8f8d1f9482.pdf
ЦитироватьВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ ЧВАНОВ: К ДАЛЬНИМ ПЛАНЕТАМ НА ДВИГАТЕЛЯХ ЭНЕРГОМАША

Поздравляю всех энергомашевцев с Днем космонавтики! Это наш профессиональный праздник, он состоялся в том числе благодаря нам и нашей школе, которую создал Валентин Петрович Глушко. Всё, что сконструировал великий академик, работало и летало. Сегодня мы следуем его принципам: всё, что делается, должно использоваться. На сегодняшний момент, если считать в мировом масштабе, 40 % запусков было осуществлено с помощью двигателей НПО Энергомаш.
И каждый из нас приложил к этому свой труд. Здоровья, радости и счастья вам, дорогие коллеги!

НПО Энергомаш — прошлое, настоящее и будущее космонавтики
Цель у Энергомаша всегда была одна — создание маршевых ракетных двигателей большой тяги, которые выполняют основную роль в отрыве больших грузов от поверхности планеты, преодолевают земное тяготение и выводят объекты в космос.
Сейчас вся работа по индустриализации космоса лежит в области освоения околоземного космического пространства: это наращивание задач дистанционного зондирования Земли, мониторинг, связь, научные исследования, военные задачи, пилотируемые полеты.
Апогеем пилотируемых полетов стало создание международной космической станции. И все полеты, начиная с практического освоения пространства в 1957 году и по сегодняшний день, осуществляются с помощью двигателей НПО Энергомаш. Сейчас идут бурные дебаты о том, чтобы лететь дальше, чем ближайшее околоземное пространство.

Использование новейших технологий
Сегодня важно задействовать тот потенциал, который есть. Дальнейшие модификации наших двигателей должны быть наполнены новыми решениями, в том числе технологическими (аддитивные и информационные технологии и т. п.). Новая техника должна создаваться на уровне новейших информационных программ, которые позволят разбираться во внутренних процессах, происходящих в двигателях, в том числе чтобы не допустить различные нештатные ситуации и аномалии.
В соответствии с государственной программой должен быть создан базовый тяжелый ракетоноситель, который будет выносить полезные грузы массой более 100 тонн на низкую орбиту, а также решать межпланетные задачи — полеты на астероиды, Марс, освоение других планет. На создание такого перспективного двигателя, который будет использован на этой тяжелой ракете,
НПО Энергомаш способно уже сегодня, и это наша приоритетная ближайшая задача.

Лучшие специалисты
Для решения новых задач мы стараемся сохранить все достижения, технологии, конструкторские информационно-теоретические наработки и кадры. У молодых специалистов 1960-х годов было больше практической направленности. Сегодня есть огромное количество специалистов с высшим образованием, притягательной силой для которых являются другие научные области, но не прикладные специальности.
Но мы принимаем активное участие в подготовке студентов, многие наши ведущие специалисты и сотрудники преподают в институтах, обучают. И сейчас мы с успехом готовим специалистов, работающих на заводе, технологов, испытателей.

Другие страны нам не конкуренты
На сегодняшний момент Россия — держава номер один в ракетном двигателестроении. Можно отметить китайских коллег, которые после России и США стоят на 3-м месте. В сфере двигателей Китай сделал серьезный шаг в создании конструкций, по энергетике похожих на российские, так как, по сути, они воссоздали РД-191, но с меньшей тягой, запустили свою станцию, умеют выводить космонавтов в космос.
Интересна фигура Илона Маска — это креативный, вперед смотрящий человек, который впервые в рамках одной организации стал заниматься не только ракетами, но и двигателями: с нуля сконструировал и сделал свой двигатель, а также несколько его модификаций. Им же впервые была поставлена и выполнена задача повторного запуска, причем ракета была посажена вертикально в заданную точку. Однако для НПО Энергомаш Илон Маск не конкурент, так как его двигатели по уровню своего энергетического совершенства не соответствуют даже тем двигателям, которые мы создали в 50-х годах.

Текст: Наталья Журавлева

1900 ЗАПУСКОВ РН «СОЮЗ» С ДВИГАТЕЛЯМИ РД-107/108

12 000 ДВИГАТЕЛЕЙ РАЗРАБОТКИ НПО ЭНЕРГОМАШ ИЗГОТОВЛЕНО В РОССИИ
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2391
Там же:
ЦитироватьЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ

В 1974 году руководство СССР принимает решение о создании советского «шаттла». Разработку двигателей первой ступени новой космической системы поручили КБ Энергомаш. Заместитель главного конструктора по ЖРД НПО Энергомаш Вадим Ильич Семенов рассказал о реализации программы «Энергия-Буран».

Ракета-носитель (РН) «Энергия», которая должна была выводить на опорную орбиту космический самолет «Буран», состояла из 4-х блоков «А» первой ступени, в каждый из которых устанавливался двигатель с земной тягой 740 тс (806,4 тс в пустоте), работающий на компонентах «жидкий кислород + керосин»; на центральном блоке устанавливалось три двигателя с тягой
200 тс на компонентах «жидкий кислород + жидкий водород». Генеральным конструктором и руководителем работ по ракетно-космическому комплексу «Энергия-Буран» был назначен Валентин Петрович Глушко. По его решению водородный двигатель был передан на разработку в КБХА (г. Воронеж).
Задача, которая была поставлена перед разработчиками в НПО Энергомаш, носила ошеломляющий характер. Необходимо было создать самый большой в мире по тяге жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Титул первенства в этой сфере в то время принадлежал ЖРД американской фирмы Rocketdyne. Пять двигателей F-1 устанавливалось на первой ступени ракеты Saturn-V, каждый из них имел земную тягу 690 тс.
Пустотная тяга на уровне 800 тс разрабатываемого двигателя должна была быть реализована в весьма ограниченном пространстве хвостового отсека ракетной ступени. Предварительно проведенные расчеты показывали, что это условие может быть достигнуто при давлении в камерах сгорания на уровне 250 атм. На тот момент максимальное давление в камерах сгорания, которое было достигнуто, составляло всего 150 атм.

Разработка и испытания нового двигателя
Разработка четырехкамерного двигателя РД-170 велась до конца 70-х годов. Все агрегаты прошли большой объем отработки. На базе старых двигателей были созданы экспериментальные установки 1-УК, 2-УК, 1-УКС, 2-УКС, 3-УК, на которых отрабатывались все огневые агрегаты. Большую автономную отработку прошел основной турбонасосный агрегат. По ходу разработки стало ясно, что конструкторскому бюро (КБ) не хватает конструкторских сил. Я в это время работал по ядерной тематике — разрабатывал космические энергетические установки большой мощности. Валентин Петрович принимает решение: «Ядерную тематику закрыть, всех этих «умников» перевести на РД-170». Мне были поручены системы аварийной защиты всех двигателей разработки КБ Энергомаш, в первую очередь нового двигателя.
В декабре 1979 года состоялись первые огневые испытания установки 6-УК, целью которых была проверка работы турбонасосного агрегата. К сожалению, испытания закончились большой аварией. Была полностью разрушена бронекамера, в которую устанавливаются двигатели с последующим проведением огневых испытаний, и другие системы стенда испытательного комплекса.
Стенд был восстановлен через полгода. Последующие испытания двигателей также были аварийными. Основная причина аварий — возгорание элементов конструкций окислительного тракта двигателя. Все агрегаты по отдельности были отработаны, конструкция продумана, но
организм в целом не жил. Перед нами стояла задача «вдохнуть жизнь» в двигатель. К проблеме возгораний материалов в жидком и газообразном кислороде были подключены институты отрасли и Академии наук СССР. Была проделана колоссальная работа.

Общая работа
Хочу подчеркнуть, что все же «оживили» двигатель специалисты Энергомаша. Это конструкторы — как непосредственные участники этих работ. Специалисты служб завода, в первую очередь начальник лаборатории новых сплавов Виктор Григорьевич Харламов, Ольга Николаевна Железняк, Константин Иванович Недашковский. Существенную лепту внес Владимир Авсепович Акопян, разработавший способ надежного нанесения защитного покрытия из толстослойного никеля из газовой фазы карбонильных соединений никеля. Хоть это и было экологически вредное производство, от которого «стонали» Химки, но на тот момент это было решение, которое просто закрыло проблему.
Естественно, надо отдать должное специалистам испытательного комплекса под руководством Евгения Ивановича Пахомова, Олега Дмитриевича Габриеля. Испытания нередко затягивались далеко за полночь и шли с большой частотой.
Конечно, молодцы работники завода, благодаря которым частота изготовления двигателей превысила 20 машин в год. Директором завода был высочайшего класса организатор Станислав Петрович Богдановский. Отмечу, естественно, и всю службу главного инженера под руководством Александра Ивановича Мужичкова.

Рождение двигателя
В конечном итоге все разработанные мероприятия стали срабатывать. К 1982 году было подписано соглашение с днепропетровским Южмашем о начале отработки двигателя в модификации РД-171.
Когда на стендовых испытаниях двигатель отработал положенные ему 140 секунд, это было настолько потрясающим событием, что находившийся в пультовой Валентин Петрович Глушко вскочил на стул и поблагодарил всех: «Ребята, я верил, я знал, что получится. Раз машина сработала один раз, она будет работать бесконечное число раз».
Никто в эту ночь не пошел домой, все отмечали. И утром мой начальник, ведущий конструктор разработки Михаил Рувимович Гнесин, увидев наши физиономии, разрешил нам восстановиться» к обеду...
После этого дела пошли на поправку. Первые пуски РН «Энергия» прошли в 1988–1989
годах, но к этому моменту уже несколько раз слетала РН «Зенит». Двигатель заработал. Первый пуск «Энергии», а точнее ракеты 6-СЛ, проходил без самолета, вместо него на ней был закреплен 100-тонный груз. Более интересный пуск был уже с «Бураном».
Я находился тогда в ЦУПе. Над Атлантикой пуск сопровождал специальный корабль слежения «Добровольский». И в момент подхода к берегам Испании «Буран» неожиданно пропал с экранов. Оказалось, что он просто вышел из зоны слежения «Добровольского». В это время на весь ЦУП раздается торжественный голос: «За слежение спутника отвечает ПВО страны!» На экране Испания и вся Европа. Наши специалисты ПВО провели корабль через Средиземноморье, Аральское море до самой посадки.
Дальше начались 90-е годы... Нам надо было выживать, а значит зарабатывать. Вместе со специалистами из Днепропетровска мы занялись программой «Морской старт» (запуск РН с плавучей платформы близ экватора в Тихом океане). РН «Зенит» нужны были двигатели, на
заводе их было четыре комплекта (16 двигателей). Кроме того, нам удалось успеть вывезти еще два комплекта с Байконура до того, как там «поехали крыши».
РД-170 мы, конечно, доработали, все-таки он не был совершенным, оставались недостатки, которые выявлялись в ходе эксплуатации РН «Зенит». И в итоге был создан двигатель РД-171М — наше любимое детище.
На нем были отработаны все решения, заложенные в двигатель РД-180, к разработке которых мы приступили к середине 90-х годов. Но это уже другая история...

Текст: Николай Протопопов

Справка
РД-170 и РД-171 — самые мощные в мире четырехкамерные ЖРД. Обладают наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работают на экологически чистых компонентах топлива: жидкий кислород и керосин.
Двигатель для ракеты-носителя «Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для 10-кратного использования. Один из экземпляров двигателя был испытан на огневом стенде до 20 раз.
Управление вектором тяги двигателя осуществляется с помощью уникального сильфонного узла качания камер, работающего в зоне высокотемпературного газового потока.
Двигатели прошли около 900 огневых испытаний с общей наработкой свыше 100 000 с.
Первый запуск ракеты-носителя «Зенит» с двигателем РД-171 был осуществлен в апреле 1985 года. В 1987 и 1988 годах состоялись запуски ракет-носителей «Энергия» с двигателями РД-170.

Вадим Ильич Семенов, заместитель главного конструктора по ЖРД, доктор технических наук

— Родился 7 сентября 1937 года.
— До 1977 года — начальник сектора газожидкостных трактов в отделе по проектированию ядерных энергетических установок. В 1977 году был переведен в двигательный отдел. С 1990 года начальник отдела — заместитель главного конструктора.
— Вадим Ильич внес определяющий вклад в обеспечение работоспособности двигателей РД-170/171.
— Под руководством В. И. Семенова было проведено дальнейшее совершенствование двигателя РД-171 и появилась модификация РД-171М, которая использовалась в первой ступени РН «Зенит» по программе «Морской старт»
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2392
Там же:
ЦитироватьРОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЖРД

В 2016 году исполнилось 20 лет с начала сотрудничества между Россией и США в области ракетного двигателестроения. В 1996 году проект двигателя РД-180 стал победителем в конкурсе, проводимом фирмой Lockheed Martin, обойдя проекты таких компаний, как Rocketdyne, Aerojet. В 2000 году состоялся первый пуск американской ракеты-носителя «Атлас-3» с двигателем РД-180 в составе первой ступени.

РД-180 имеет высочайшую репутацию среди специалистов, так как все 76 пусков РН семейства «Атлас», укомплектованных РД -180, были успешными.Двигатели НПО Энергомаш в составе РН «Атлас» обеспечили вывод в космическое пространство таких уникальных полезных нагрузок, как автоматические межпланетные станции НАСА «Марсианский разведывательный спутник» для исследования Марса, «Новые горизонты» для изучения Плутона и его спутника, «Юнона» для исследования Юпитера, марсохода «Кьюриосити» и многих других.

Из воспоминаний разработчиков
Борис Каторгин: «В 1997 году был заключен договор на поставку опциона из первых 18 двигателей. Мы принялись за работу. Время нас рассудило с теми, кто не верил, что мы успеем в срок сделать двигатель, и с теми, кто говорил, мол, мы вас в России скоро загрузим заказами. Мы гнули свою линию и оказались правы, что не стали ждать у моря погоды, а начали продвигать проект РД-180. «Слова словами, а дела — делами». Получилось, что именно американцы нам дали конкретную работу, и эту работу мы выполнили быстро и эффективно. Натурный макет двигателя РД-180 в июле 1998 года в Денвере (США) презентовал на фирме Lockheed Martin первый президент России Борис Ельцин».
В 2014 году начался новый виток сотрудничества, теперь уже с компанией «Орбитал АТК». Менее чем за год НПО Энергомаш разработало, изготовило, провело сертификацию и начало поставки двигателя РД-181 для РН «Антарес». А в ночь с 17 на 18 октября 2016 года по московскому времени со Среднеатлантического регионального космопорта на острове Уоллопс (штат Виргиния, США) успешно стартовала ракета-носитель Antares-230 с двигателями РД-181 в составе первой ступени РН, разработки и производства НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко.

Текст: Роман Кондратьев

Справка
РД-180 — это двухкамерный двигатель с дожиганием окислительного генераторного газа, с управлением вектором тяги путем качания каждой камеры в двух плоскостях, с возможностью обеспечения глубокого дросселирования тяги двигателя вполете. Данная конструкция базируется на хорошо проверенных конструкциях узлов и элементов двигателей РД-170/171.
Создание мощного двигателя первой ступени осуществлено в сжатые сроки, а отработка — на малом количестве материальной части.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#2393
Там же:
ЦитироватьСЕРГЕЙ ГУСЕВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЖРД, О ПРОГРАММЕ РД-181

Мне выпала возможность стоять у истоков программы по двигателю РД-181. Взаимодействие с американской компанией «Орбитал Сайенсиз Корпорейшн» по данной программе началось в 2012 году. Это связано с тем, что встал вопрос по дальнейшему использованию двигателей AJ-26 на РН «Антарес» (AJ-26 являются доработанной модификацией задела двигателей НК-33, созданных фирмой Кузнецова (Самара) для ракеты Н-1), так как в процессе их адаптации и использования возник ряд существенных проблем.

В связи с этим рассматривалось два варианта: организовать воспроизводство двигателей НК-33 в Самаре или найти замену данным двигателям. В качестве альтернативы в Энергомаше «Орбитал» рассматривал два варианта: РД-180 или два двигателя РД-181 (адаптированного под РН Антарес» двигателя РД-191). Второй вариант оказался более предпочтительным. Далее началась подготовка проектов технических, контрактных, договорных, а также разрешительных документов.
В 2013 году были начаты конкурсные процедуры на двигатель для первой ступени РН «Антарес» среди АО «НПО Энергомаш» и ПАО «Кузнецов». Окончательное влияние на выбор НПО Энергомаш оказал аварийный пуск РН «Антарес» с двигателями AJ-26 в октябре 2014 года.
В декабре 2014 года НПО Энергомаш получило разрешение правительства на использование жидкостного ракетного двигателя РД-181 в РН «Антарес», что позволило до конца года подписать с «Орбитал» контракт. Понимая большую важность для предприятия данного контракта и сжатые сроки начала поставки серийных двигателей, уже на этапе переговоров мы приступили к разработке и выпуску конструкторской документации, а также к подготовке производства. Создание опережающего задела позволило нам при цикле изготовления двигателя в 14 месяцев за полгода завершить сертификацию двигателя, в июле 2015 года начать товарные поставки и уже в мае 2016 года провести огневые стендовые испытания в составе ступени в США.
На сегодняшний день в США поставлено уже 10 двигателей и проведен успешный запуск РН 17 октября 2016 года. Работа по этой программе потребовала от нас колоссальных усилий, поскольку помимо сжатых сроков со стороны «Орбитал» было выдвинуто большое количество специфических требований, связанных с верификацией требований по применению двигателя РД-181 в составе РН, потребовалось также решить большое количество вопросов по интеграции двигателя. Напряженность сохраняется и до сих пор, так как у заказчика возникает множество вопросов по результатам КТИ двигателей.
Так, например, по результатам КТИ двигателя 6А специалисты «Орбитал» посчитали неприемлемым ряд параметров газогенератора и насоса окислителя, в результате чего, несмотря на все наши доводы в пользу того, что эти значения не влияют на работу двигателя, потребовалось в кратчайшие сроки заменить ТНА и провести повторные КТИ. Хочу сказать, что проделанная и продолжающаяся в настоящее время работа невозможна без сплоченного, целеустремленного, трудолюбивого коллектива НПО, без личного участия каждого рабочего и служащего завода, КБ, НИКа, службы ВЭД и других. Огромное спасибо за ваш каждодневный труд.

Текст: Николай Протопопов

Справка
Менее чем за год НПО Энергомаш разработало, изготовило, провело сертификацию и начало поставки двигателя РД-181 для РН «Антарес» компании «Орбитал АТК».
РД-181 представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом.
Двигатель дросселируется по тяге в диапазоне 100 % — 47 %, управление вектором тяги — 5º. В 2014 году была выпущена конструкторская документация, в начале 2015 года проведено первое огневое испытание РД-181, а в мае 2015 года успешно завершена сертификация этого двигателя.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьПроизводство
Евгений Петрович Петухов более четверти века возглавляет 222-й цех. А начинал, как многие, помощником мастера, потом предложили стать мастером, затем старшим мастером на сборке, а вскоре и заместителем начальника цеха. Механосборочный цех действительно является одним из самых сложных цехов Энергомаша, по сути, это завод в заводе. Сотни деталей, сборочных единиц, состоящих из множества комплектующих! Получая заготовки (куски металла), сотрудники цеха обрабатывают их, сами производят сварку, сами собирают на натурные испытания и в итоге отдают в цех окончательной сборки уже готовые элементы: турбонасосный агрегат — сердце двигателя,
определяющее его работу, и бустерные насосные агрегаты. По трудоемкости и объему это более 30 % от двигателя!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://engine.space/press/pressnews/851/
ЦитироватьУспешный старт РН «Атлас-5»
19 Апреля 2017

18 апреля в 18:11 по московскому времени с космодрома «Мыс Канаверал» (штат Флорида, США) стартовыми командами ULA осуществлен старт РН «Атлас-5» с кораблем Cygnus.

Это 77 подряд успешный старт РН семейства «Атлас» с двигателями РД180 и 71 старт РН «Атлас-5»
Успешный старт ракеты-носителя обеспечил двигатель первой ступени РД180 разработки и производства НПО Энергомаш.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://engine.space/press/pressnews/854/
ЦитироватьГлавному конструктору НПО Энергомаш - 81         
20 Апреля 2017    
       
     Сегодня день рождения главного конструктора АО "НПО Энергомаш" заместителя генерального директора – главного конструктора АО "НПО Энергомаш" Владимира Чванова.
     Владимир Константинович является признанным мировым авторитетом в области ракетно-космической техники. Доктор технических наук, профессор, награжден орденом «Знак почёта», Государственными премиями СССР и РФ, Премией правительства РФ, знаками «Заслуженный деятель науки РФ», «Заслуженный изобретатель РФ». Под его непосредственным руководством были разработаны такие известные двигатели, как РД-120, РД-171М, РД-180, РД-191.
 Сегодня в качестве главного конструктора предприятия Владимир Чванов формирует научную и техническую сторону развития предприятия, а также развитие всего двигателестроения в России. 
    Коллектив НПО Энергомаш от всей души поздравляет Владимира Константиновича с днем рождения и желает здоровья ему и его близким, а также большого творческого долголетия и много сил для работы во благо Российской космонавтики.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Спутник

Присоединяюсь к поздравлениям!

Salo

http://engine.space/press/pressnews/933/
ЦитироватьСотрудники НПО Энергомаш ознакомились с производством Воткинского завода  
26 Апреля 2017
       
     Группа специалистов НПО Энергомаш побывала с ознакомительной поездкой на Воткинском заводе. Изучение передового опыта – важная составляющая успеха предприятия на конкурентном рынке. Можно научиться чему-то новому, перенять лучшие практики, сравнить уровень нашего производства, технологий, квалификации кадров.
     Чем же был интересен опыт завода с широкой номенклатурой продукции? Ведь воткинские мастера изготавливают не только ракетную технику, но и продукцию гражданского назначения - для нефтегазовой, химической, металлургической, строительной отрасли. Как принято говорить в таких случаях – диверсифицированное производство.
     По своей оснащенности и назначению цеха похожи на энергомашевские – сварочный, механосборочный, литейный, крупногабаритной оснастки, технологическая лаборатория, испытательный центр. На Воткинском заводе также внедрена система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям международных и отечественных стандартов. Как и мы, они берут на вооружение новейшие цифровые технологии.   
 Константин Лайло, главный специалист управления главного технолога 610: - С большим интересом наблюдал за процессом сварки и сборки в специально-оборудованной герметичной комнате-камере, куда сварщики заходят в скафандрах - из-за баллонов с воздухом за спиной они очень напоминают водолазов. В комнате нет кислорода, сварка происходит в среде защитного газа – аргона. За процессами сварки и сборки наблюдает специальный оператор, который при помощи беспроводной связи контактирует со сварщиками, регулирует подачу газа. По всей видимости, камера – продукт собственного производства, в ней все настроено на соблюдение технологических требований к сварным швам. В остальном же я не отметил для себя особых новаций и профессиональных тонкостей у воткинских специалистов. Да, номенклатура продукции у них значительно шире, работают универсально, но наши специалисты сильнее. Сварщики Воткинского завода работают в 2D, в то время как наши уверенно практикуют 3D-технологии. Сварочную оснастку из УСП не используют, аддитивная 3D-печать у них также отсутствует – Энергомаш по данному направлению значительно опережает.
     Большинство цехов, за редким исключением, по состоянию и оборудованию напоминает наши старые производства. Особняком стоит инструментально-осевое производство, полностью смонтированное по современным западным технологиям. Здесь для производства высокоточного инструмента и прочей продукции применяется 3D-сканирование и нано-покрытия при определенных температурах. Цех оснащен кругло-шлифовальными, 5-ти координатными фрезерными и заточными станками с ЧПУ фирмы WALTER, а для нанесения покрытия применяется оборудование из Швейцарии.
 Данис Абдрахманов, инженер-технолог управления главного металлурга 620:- Я отметил высокую культуру производства, которая видна во всем – в отношении людей к работе, во внешнем виде оборудования, четкости технологических и управленческих процессов. Автоматизированная линия термообработки деталей и инструментов очень понравилась. Нам продемонстрировали, как производится закалка инструментов на линии, работающей по специально-разработанным программам.  В этой линии - 2 печи для высокотемпературной закалки, еще 5 печей – с разными видами газа, баки с маслом и водой, и еще несколько печей для дальнейшего отпуска. Как сами технологические процессы, так и результат на выходе действительно впечатляет! Продукция высокого качества пользуется стабильным спросом в России и на внешнем рынке. Здесь же изготавливают нестандартный инструмент и оснастку для собственных нужд завода.
 Владислав Паламарчук, инженер-технолог литейного цеха 017:- Произвела впечатление работа полностью автоматизированного термического цеха - термообработка там производится с автоматической загрузкой/выгрузкой в печи и в среде активного газа. Большой интерес вызвала роботизированная линия изготовления керамических литейных форм в корпусе специальных видов литья. Как уверяют наши коллеги с Воткинского завода, для математических моделей пресс-форм и управляющих программ с ЧПУ они используют лицензионный программный комплекс SolidWorks, а для выпуска КД на оснастку - САПР «КОМПАС-3D V14». С точки зрения технологической оснащенности нашим удмуртским коллегам можно искренне позавидовать, но думаю, что оборудование – дело наживное, вопрос времени. В целом же, по габаритам и сложности отливок, изготавливаемым по выплавляемым моделям, наш цех 017, как минимум, не уступает, а скорее, даже превосходит изделия Воткинского завода.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Maks

#2399
Цитировать
Цитировать ЧВАНОВ: К ДАЛЬНИМ ПЛАНЕТАМ НА ДВИГАТЕЛЯХ ЭНЕРГОМАША
 у зонда Юнoнa y Юпитepa cкоpocть V = 72 км/c! Бoльшyю пpибaвкy к ckopocти дaют гpaвитaциoнныe мaнeвpы.