Расчет эксплуатационной надежности РН

Автор Bell, 18.03.2008 13:48:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

Недавно заглянул на сайт к самарцам и возник вопрос - как считается надежность РН? У них там например для Союза-2 указано 0,981, хотя все запуски были успешными.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Tiger

По всей видимости, они как-то высчитывают вероятность забугорности в следующем полете, что зависит как от числа прошлых забугров, так и от некоего индекса отработки системы, зависящего от числа пусков вообще.

Кстати, с их цифрами не согласен Ed Kyle, у которого какие-то там другие индексы:

http://www.geocities.com/launchreport/reliability2008.txt

================================================================
Vehicle     Successes/Tries Realzd Pred  Consc. Last     Dates    
                             Rate  Rate* Succes Fail    
================================================================
...
Soyuz 2-1a/Fregat 2     2#  1.00  .75      2    None     2006-
...
Soyuz 2-1b/Fregat 1     1   1.00  .67      1    12/27/06 2006-
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Tiger

Ах да, оттуда же:

Цитировать* First level Bayesian estimate of mean predicted probability  
of success for next launch attempt (k+1)/(n+2) where k is the  
number of successful events and n is the number of trials.

Осталось выяснить, как считают надежность на Прогрессе.
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

ngl

Как правило, надежность считают путем умножения вероятностей
безотказной работы каждого из компонентов системы. От запусков
эта величина не зависит.

Eraser

Интересно, у него там Mю-5 отмечена как снятая с эксплуатации. Японцы действительно от неё отказались? И если так,  то что они с Утиноры будут теперь пускать?

Bell

ЦитироватьКак правило, надежность считают путем умножения вероятностей
безотказной работы каждого из компонентов системы. От запусков
эта величина не зависит.
А просто поделить число успешных запусков на общее?
И как компоненты пересчитать? А если будет отказ компонента, но не фатальный и запуск пройдет удачно - как тогда?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

ЦитироватьКстати, с их цифрами не согласен Ed Kyle, у которого какие-то там другие индексы:
У него как раз число успешных запусков деленное на всего, отдельно по каждой модификации семерки в т.ч.

Но логично предположить, что статистика предыдущих версий должна как-то влиять на оценку надежности последующих (и/или параллельно экспуатирующихся). Поэтому интересно, как это считается у нас?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

ngl

Цитировать
ЦитироватьКак правило, надежность считают путем умножения вероятностей
безотказной работы каждого из компонентов системы. От запусков
эта величина не зависит.
А просто поделить число успешных запусков на общее?
И как компоненты пересчитать? А если будет отказ компонента, но не фатальный и запуск пройдет удачно - как тогда?

А если не было еще пусков,  а надежность определить надо?
Оценка вроде: 2 успешных из  2-х пусков 2/2 = 100%  имеет
сомнительную достоверность.
Надежность отдельного двигателя, например, должна быть
на уровне 0.999, чтобы получить итоговую надежность 0.981.

Bell

В том же Союзе десятки подсистем, даже один двигатель состоит из многих компонентов, каждый из которых может выйти из строя. Насколько я помню теорию вероятности - это тогда надо надежность всех подсистем перемножать ;)
Даже при средней надежности 0,999 для каждой подсистемы при их количестве, скажем, 50 общая надежность будет 0,999 в 50й степени = 0,951. Так? ;)


ЗЫ. Так, перечитал тервер :)
Все так и не так. Сумма совместных событий (отказа хотя бы одной из подсистем) равна сумме вероятностей отказа каждой.

Например, если вероятность отказа каждой 0,001, а систем 2, то сумма будет 0,002, если 50 - 0,05, а надежность системы 0,95.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Tiger

Угу. Когда имеется дублирование - то делить, а когда троирование... хрен его знает.  :lol:
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Денис Киселев

да так, только надежность всех систем кроме ДУ имеют много девяток после запятой -)

Bell

ЦитироватьУгу. Когда имеется дублирование - то делить, а когда троирование... хрен его знает.  :lol:
Не, при дублировании вероятность отказа обоих равна произведению вероятности отказа каждой.
Например, у каждой 0,01, тогда у дублированной системы 0,0001.

При дублировании-то для полного должны совпасть отказы обоих копий.
А в случае РН предполагается, что один любой отказ уже вызовет аварию. Ну или хотя бы ухудшение статистики :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Ну вобщем я думаю все это ерунда :)
На самом деле эксплуатационная надежность должна считатся по успешным запускам
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

mihalchuk

ЦитироватьЗЫ. Так, перечитал тервер :)
Все так и не так. Сумма совместных событий (отказа хотя бы одной из подсистем) равна сумме вероятностей отказа каждой.

Например, если вероятность отказа каждой 0,001, а систем 2, то сумма будет 0,002, если 50 - 0,05, а надежность системы 0,95.
А если вероятность отказа каждой подсистемы 0,1, а подсистем 15, то какова будет вероятность отказа всей системы?

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьЗЫ. Так, перечитал тервер :)
Все так и не так. Сумма совместных событий (отказа хотя бы одной из подсистем) равна сумме вероятностей отказа каждой.

Например, если вероятность отказа каждой 0,001, а систем 2, то сумма будет 0,002, если 50 - 0,05, а надежность системы 0,95.
А если вероятность отказа каждой подсистемы 0,1, а подсистем 15, то какова будет вероятность отказа всей системы?
Ну, наверное, 1-0,9^15
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!


yos

Ну да, все так. Во всяком случае, надёжность в ПЗ считают так: если блоки последовательно соединены, то вероятность отказа последовательности равна 1-надёжность самого ненадёжного блока. Если блок паралельный, то вероятность отказа блока равна (1-над.1)(1-над.2)(...), где 1,2,... - надёжности элементов.
Кажется всё просто. Но, наверное, такая схема расчёта не очень применима к косм. технике, потому, что не всегда всё хорошо, если отказал 1 из трёх паралельных элементов. Всё зависит от "семантики" этой паралельности - дублирующая она или кооперирующая, так сказать.

Chilik

Цитировать
ЦитироватьКак правило, надежность считают путем умножения вероятностей безотказной работы каждого из компонентов системы. От запусков эта величина не зависит.
А просто поделить число успешных запусков на общее?
Если правильно понимаю, то понятие "надёжность" требует уточнения терминологии в каждом конкретном случае применения. Есть расчётная надёжность, есть фактическая надёжность (то, про что пишет Bell), есть ожидаемая надёжность для будущих запусков. Расчётная надёжность с трудом учитывает "попадание посторонних предметов" и прочие "традиционные" причины аварий. Фактическая надёжность ничего не говорит о вероятности успеха следующего запуска, особенно когда их было всего-то два-три перед этим (т.е. удача либо неудача следующей попытки существенно изменит общую цифру). Для Союза, конечно, статистики хватает для любых разумных применений. То, что они приводят в табличке, это ожидание успеха следующего старта. Видел разные формулы. По сути, там предположение обычно одно из двух:
а) долбанётся следующий пуск;
б) долбанётся один из следующих двух пусков (это как раз то, что привёл в цитатке Tiger).
А как ещё прикажете страховщикам риски оценивать?

Peter

ЦитироватьЕсли блок паралельный, то вероятность отказа блока равна (1-над.1)(1-над.2)(...), где 1,2,... - надёжности элементов.

Может иметь значение также надежность системы распознавания отказов и переключения дублирующих цепочек ;)