РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

I.A.Klepikov
JSC "NPO Energomash named after academician V.P.Glushko", Russia
SELECTION OF SCHEME AND PARAMETERS OF REUSABLE LOX-METHANE LPRE

http://www.onera.fr/eucass/2005/Proceedings/5.06.05.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.avanturist.org/forum/topic/101/message/1102549#msg1102549
Цитировать
ЦитироватьУ РД-0162 получается форсирование на 33% за счёт схемы газ-газ (два ТНА в наличии)?
На бумаге получается. Но я честно скажу, не знаю, раздельный ли там ТНА. Этот движок проектировался без нашего контроля. Из того, что я слышал и видел-один там ГГ, газификация второго компонента (вроде!) производится в рубашке камеры.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.avanturist.org/forum/topic/101/message/1102866#msg1102866
Цитировать
ЦитироватьПохожий вариант мне в голову тоже приходил в 2009 году:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=509199#509199
ЦитироватьНа ЖК/пропане (ЖК/метане) можно реализовать полубезгазогенераторную схему газ-газ.
Используем два ТНА: один для кислорода и второй для пропана.
Весь кислород подаём в газогенератор, где и сжигаем с небольшим количеством пропана. Кислый газ подаём на турбину кислородного ТНА, а после неё в КС. Пропан пропускаем через рубашку КС, затем подаём на турбину пропанового ТНА, а после неё в КС.
Это позволит снизить мощность кислородного ТНА, а значит и температуру кислого газа.
Кроме того упрощаются сами ТНА, поскольку снижаются требования к уплотнениям между насосами и турбиной.
Правда придётся повозиться с синхронизацией ТНА. И остаётся проблема с медленным выходом на мощность.
Угу, особенно хорошо такая схема смотрится на водороде. При этом совсем не обязательно газифицированное горючее пускать на турбину. Можно сразу в камеру. Тогда получится камера "газ-газ" без органического недостатка такой схемы с двумя ГГ - сложностями с управлением и регулированием. Плавный растянутый запуск недостаток весьма относительный. Зато появляется вагон времени для обнаружения и парирования аварийных ситуаций.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
ЦитироватьАльтернативный скан журнала:
Авиакосмическая техника и технология 2010 № 01

скачать pdf 7.81MB
Собрал в djvu (1,3МБ)
О РД0162:
ЦитироватьВ  частности,  двигатель  РД0162  разработки КБХА  обладает  технико-эксплуата­ционными  характеристиками,  определяющими  соответствие  метанового  ЖР Д  для применения на первых многоразовых ступенях  перспективных  космических РН,  в  том числе:

•  в  основу  двигателя  положен  принцип умеренного  уровня  прочностной  напряжен­ности  и  исключения  проблемных вопросов,
в  связи  с  чем  выбрано  давление  в  камере сгорания на уровне  175 кгс/см2;

•  выбранная  схема  позволяет  реализовать необходимую мощность  на  валу  ТНА  при низких температурах газов перед турбинами
(315°С),  что  создает  хорошие  предпосылки для достижения требуемой долговечности и одновременно  позволяет  исключить для
окислительного  газового  тракта  опасность возгорания  элементов  конструкции,  поскольку температура газа значительно  ниже порога  возгорания  конструкционной  стали (~450°С);

•  отсутствие конденсированных продуктов сгорания  по  линии  восстановительного  газа практически полностью исключает вопросы, связанные  с  сажеобразованием, что определяет простоту очистки магистралей двигате­ля  от  остатков  топлива  и продуктов  сгора­ния послеполетного использования ЖРД;

•  наличие  избыточного  запаса  мощности на  валу  ТНА  позволяет  уверенно  реализовывать  форсированные  режимы  двигателя  
(вплоть  до 135% тяги)  без  превышения  до­пустимого  уровня температур  газов  перед турбинами.
Получается в ТНА две турбины на одном валу.
Цитировать5.  Стоимость  разработки  и  стоимость  то­варного  (серийного)  кислородно-керосино­вого ЖРД  (типа  РД-191М)  на  -40%  выше, чем соответствующие  показатели  для  ки­слородно-метанового ЖРД (типа РД0162).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

LG

ЦитироватьРД на метане
Вопрос - а зачем?

alex1664

Цитировать
ЦитироватьРД на метане
Вопрос - а зачем?
1. Стоимость топлива
2. Экологичность
Это в придачу к предполагаемым техническим плюсам.
По СПГ вообще инфраструктура и технология создается семимильными шагами, и не за счет космонавтики.
Meliora spero.
Знакомый электрик напомнил: "Земля" всего лишь еще один провод.

Salo

Цитировать
ЦитироватьРД на метане
Вопрос - а зачем?
Решаются вопросы с возгоранием "посторонних частиц" в окислительном газовом тракте   :arrow:  повышается надёжность  :arrow:  увеличивается УИ на 20 секунд.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

РД-192 выглядит заманчиво...  :roll:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

LG

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьРД на метане
Вопрос - а зачем?
1. Стоимость топлива
2. Экологичность
Это в придачу к предполагаемым техническим плюсам.
По СПГ вообще инфраструктура и технология создается семимильными шагами, и не за счет космонавтики.
1-копейки
2-копейки
Какие предполагаемые технические плюсы?

Дмитрий В.

ЦитироватьРД-192 выглядит заманчиво...  :roll:

Родной братец РД-191 :wink:
Ну, а мне больше РД-0162 нравится.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

vlad7308

Цитировать1-копейки
2-копейки
Какие предполагаемые технические плюсы?
Лев, вот ведь двумя мессагами выше :
ЦитироватьО РД0162:
ЦитироватьВ  частности,  двигатель  РД0162  разработки КБХА  обладает  технико-эксплуата­ционными  характеристиками,  определяющими  соответствие  метанового  ЖР Д  для применения на первых многоразовых ступенях  перспективных  космических РН,  в  том числе:

•  в  основу  двигателя  положен  принцип умеренного  уровня  прочностной  напряжен­ности  и  исключения  проблемных вопросов,
в  связи  с  чем  выбрано  давление  в  камере сгорания на уровне  175 кгс/см2;

•  выбранная  схема  позволяет  реализовать необходимую мощность  на  валу  ТНА  при низких температурах газов перед турбинами
(315°С),  что  создает  хорошие  предпосылки для достижения требуемой долговечности и одновременно  позволяет  исключить для
окислительного  газового  тракта  опасность возгорания  элементов  конструкции,  поскольку температура газа значительно  ниже порога  возгорания  конструкционной  стали (~450°С);

•  отсутствие конденсированных продуктов сгорания  по  линии  восстановительного  газа практически полностью исключает вопросы, связанные  с  сажеобразованием, что определяет простоту очистки магистралей двигате­ля  от  остатков  топлива  и продуктов  сгора­ния послеполетного использования ЖРД;

•  наличие  избыточного  запаса  мощности на  валу  ТНА  позволяет  уверенно  реализовывать  форсированные  режимы  двигателя  
(вплоть  до 135% тяги)  без  превышения  до­пустимого  уровня температур  газов  перед турбинами.
Получается в ТНА две турбины на одном валу.
Цитировать5.  Стоимость  разработки  и  стоимость  то­варного  (серийного)  кислородно-керосино­вого ЖРД  (типа  РД-191М)  на  -40%  выше, чем соответствующие  показатели  для  ки­слородно-метанового ЖРД (типа РД0162).
неубедительно?
это оценочное суждение

Bell

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьРД на метане
Вопрос - а зачем?
1. Стоимость топлива
2. Экологичность
Это в придачу к предполагаемым техническим плюсам.
По СПГ вообще инфраструктура и технология создается семимильными шагами, и не за счет космонавтики.
1-копейки
2-копейки
Какие предполагаемые технические плюсы?
Удельный импульс и схема на восстановительном газе = надежность/безопасность.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьРД-192 выглядит заманчиво...  :roll:

Родной братец РД-191 :wink:
Только восстановительный ну и давление ;)
Вроде мелочь, а насколько все меняет...

А второй большой плюс, вытекающий из братства - большой задел в железе.

ЦитироватьНу, а мне больше РД-0162 нравится.
Большеват по размерам при такой же тяге. Это может быть критично при наших врожденных ограничениях по диаметру. Может не поместиться 4 штуки.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

LG

А цифрами можно как-то обставить? Чтобы можно было как-то сравнивать.

vlad7308

ЦитироватьА цифрами можно как-то обставить? Чтобы можно было как-то сравнивать.
Сало постил табличку на предыдущей странице....
это оценочное суждение

Bell

ЦитироватьА цифрами можно как-то обставить? Чтобы можно было как-то сравнивать.
Ну по импульсу цифры - на той странице. По надежности - это не количественная разница, а качественная.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

ЦитироватьБольшеват по размерам при такой же тяге. Это может быть критично при наших врожденных ограничениях по диаметру. Может не поместиться 4 штуки.



Как видишь, все влазит :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьПо надежности - это не количественная разница, а качественная.

 :shock:  :shock:  :shock:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

LG

Это что ли?
http://s011.radikal.ru/i318/1110/a9/3c1693b84517.jpg
Да хотя бы за пункт "Требования к обеспечению чистоты баков " разработчика надо стрелять.