Байтерек

Автор Сафронов Иван, 03.11.2006 11:50:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

ZOOR

ЦитироватьLeonar пишет:
Хорошо,
А разве Ангару убрали не потому, что Казахстану дороговато подумалось строить СК для Ангары?
"Есть мнение" (с)

Казахстан готов был построить СК, но сам. Тогда ему в этом отказали. Теперь (на примере Сункара) он этого добился.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

George

ЦитироватьLeonar пишет:
А разве Ангару убрали не потому, что Казахстану дороговато подумалось строить СК для Ангары?
Да. Цена за СК "А" для "Байтерека" была в районе 1,2 млрд долларов. Казахам это показалось много и стороны сошлись на "Зените". После известных событий, повлекших скоропостижную смерть "Зенита", пришли к согласию о замене "Зенита" на его российский аналог. То есть, произошел возврат к первоначальному варианту, когда Россия разрабатывает РН, а казахи оплачивают СК. Но тут проще, СК в целом уже есть, нужно будет привести его в готовность к приему новой РН, на том же топлива и двигателе, что и "Зенит". Тут все могут быть довольны. Казахи получают свой СК с РН с их названием, могут выводить свои спутники (у них разворачивается собственное производство спутников), спутники для других заказчиков от С7. Россия получает новую РН, на основе которой производятся ЛКИ для будущего "пятизенита". Так же закрепляется Байконур как резервный космодром и связка с Казахстаном. 

Кстати, не исключено, что оставшиеся СК "С-2", и может даже "Протона", со временем, когда Восточный вступит в строй, будут переданы с состав СП "Байтерек" и КЦ "Южный" будет ликвидирован. Тогда Казахстан не будет цепляться к Байконуру ибо они станут полноправными его хозяевами. 

Salo

#1722
:)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1723
Журнал Космические исследования и технологии №16
http://www.cosmos.kz/pdf/KIT_web_16.pdf
Цитировать«Байтерек» строит будущее «Байконура»
 
Генеральный директор совместного казахстанско-российского предприятия «Байтерек» Куат Мустафинов отвечает на вопросы журнала «Космические исследования и технологии»

— Уважаемый Куат Есембаевич, расскажите о совместном предприятии «Байтерек», какую миссию оно выполняет, цели и задачи? Почему изначально СП было создано именно в партнерстве с Россией?

— В январе 2004 г. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент России Владимир Путин подписали Соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», где одним из основных приоритетов в развитии космической отрасли в РК было повышение уровня экологической безопасности ракетно-космической деятельности на территории республики.
С целью поэтапного сокращения и в конечном итоге полного прекращения пусков токсичных ракет в указанном Межгосударственном соглашении было определено: «Россия и Казахстан разрабатывают и создают на космодроме «Байконур» ракетно-космический комплекс «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара», летные испытания которого будут проведены российской стороной на космодроме «Плесецк».
В продолжение этого в декабре 2004 г. между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации было подписано Соглашение о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса (КРК) «Байтерек». В данном документе определены основные принципы и условия сотрудничества сторон по созданию и совместному использованию КРК «Байтерек» на базе объектов наземной космической инфраструктуры космодрома «Байконур» с условием максимального их задействования.
В целях реализации проекта была учреждена наша организация — Акционерное общество «Совместное Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек». Учредителями СП выступили: со стороны России — Государственный космический центр имени Хруничева, со стороны Казахстана — Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов. Был реализован принцип равенства казахстанского и российского участия (количество акций — 50% на 50%).

— Всегда имея ввиду ракетно-космическую отрасль Казахстана, говорят о дефиците квалифицированных кадров. Как решает эту проблему «Байтерек»? Расскажите о команде специалистов предприятия.

— Во-первых, надо сказать, что данную проблему «Байтерек» самостоятельно решить и решать в дальнейшем без помощи государства, Казкосмоса не может. Проблема дефицита специалистов в отрасли существовала и существует, но она решается. В республике действуют 5 высших учебных заведений: ЕНУ имени Гумилева, КазГНУ имени аль-Фараби, КазНТУ имени Сатпаева и др., где на кафедрах по специальностям «Теория полета космических летательных аппаратов»; «Системы управления космическими аппаратами»; «Проведение анализа рынка пусковых услуг для перспективной ракеты-носителя и оценка ее конкурентоспособности»; «Расчет финансовой эффективности проекта (с заданными условиями)» проходят обучение будущие специалисты космической отрасли. Также надо отметить, что по программе «Болашак», в филиале МАИ г. Байконыр обучаются будущие специалисты отрасли и возможно нашего СП, так как еще на этапе обучения студенты вуза проходят потенциальный отбор, благодаря постоянному наблюдению и контролю за ними наших специалистов.
В АО «СП «Байтерек» работают кадры, которые начинали с первых дней создания нашего СП. На данный момент в Обществе накоплен значительный опыт в области проектирования, строительства и эксплуатации составляющих частей (СК, ТК, СТО, инженерные сети) наземной инфраструктуры космических ракетных комплексов, открытия и эксплуатации трасс полетов и районов падения отделяющихся частей РН с созданием соответствующих производственных баз, создана команда сильных менеджеров технического направления, работающих над созданием КРК с РН среднего и легкого классов. В свое время в СП были привлечены лучшие специалисты Республики Казахстан и России, знающие специфику космической отрасли, имеющие за плечами большой производственный и управленческий опыт в области, так скажем, содержания и эксплуатации ракетных комплексов и полигонов.

— За годы своего существования СП «Байтерек» в качестве базовой ракеты-носителя имело разные варианты изделий — «Ангару», «Зенит». После обсуждались другие версии. Каковы причины, вызвавшие смену базовой ракеты? Можно ли считать, что мы приближаемся к оптимальному варианту реализации в интересах как Казахстана, так и России? И каков его облик?

— Для анализа ситуации нужно вернуться назад. По состоянию на 2012 год сложилась кризисная ситуация: Меправсоглашение потеряло по сути свой нормативно-правовой статус, так как к к этому времени оказались невыполнимы его существенные условия, на которые рассчитывали стороны при подписании данного документа: Были нарушены условия о стоимости проекта — она выросла с 223 млн долларов США до 1640 млн долларов, т.е. более чем в 7 раз. В такой ситуации проект уже не мог рассматриваться как коммерческий, как это предполагалось по условиям предоставления возвратного бюджетного кредита для реализации проекта. Не были выполнены условия по срокам ввода комплекса в эксплуатацию в течение 5 лет с начала его финансирования казахстанской стороной.
В установленные сроки не были изготовлены и не прошли летные испытания проектные модификации РН «Ангара», не были разработаны и не прошли комплексные испытания стартовые и технические комплексы (СК и ТК) КРК «Байтерек».
Принятие российской стороной решения о строительстве на своем новом космодроме «Восточный» КРК, аналогичного КРК «Байтерек» на базе РН «Ангара» тяжелого класса, привело к появлению существенного для казахстанской стороны риска неконкурентоспособности КРК «Байтерек» на космодроме «Байконур», к кардинальному изменению исходных предпосылок технико-экономического и финансово-экономического обоснований проекта и своевременного возврата бюджетного кредита.
В этой связи на переговоры с российской стороной на уровне космических агентств, на уровне глав правительств и глав государств Казахстана и России неоднократно выносился вопрос о финансовом участии российской стороны в реализации проекта.
По итогам переговоров на разных уровнях стороны согласились с объективностью и непреодолимостью вышеперечисленных проблем по проекту «Байтерек» на базе РН «Ангара» тяжелого класса и решили проработать другие варианты реализации, включая варианты замены РН «Ангара» на другой РН на экологически чистых компонентах топлива.
В декабре 2012 года главами государств Н.А. Назарбаевым и В.В. Путиным было принято политическое решение: продолжить работу по реализации проекта «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Зенит», нашедшее свое отражение в подписанном сторонами «Плане совместных действий Казахстана и России на 2013-2015 годы».
С 1 января 2015 года планировалось проведение мероприятий по исключению объектов КРК «Зенит» из аренды Российской Федерацией и передаче их казахстанской стороне для дальнейшей эксплуатации. Проект на базе украинско-российской «Зенита» предполагал трехстороннюю кооперацию исполнителей, однако по состоянию на 2014 год, в условиях обострившегося политического кризиса в Украине и резкого ухудшения российско-украинских отношений, она стала невозможной.
В июне 2014 г. в ходе встречи руководителей Казкосмоса и Роскосмоса в Москве было принято решение:— учитывая позицию руководства Украины в вопросах военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией, Стороны согласились о неперспективности дальнейшей реализации совместного проекта создания на космодроме «Байконур» КРК «Байтерек» на базе ракеты-носителя «Зенит». Стороны пришли к единому пониманию необходимости проработки возможных вариантов реализации проекта «Байтерек» на базе российских ракет-носителей. Специалисты договорились представить соответствующие доклады в правительства Российской Федерации и Республики Казахстан по данному вопросу.
Таким образом, сложилась достаточно сложная ситуация по вопросу дальнейших путей реализации проекта «Байтерек» на базе РН «Зенит».
В рамках Дорожной карты по совместному использованию комплекса «Байконур» на 2014-2016 годы, утвержденной Правительствами сторон 24 декабря 2013 года, одновременно с реализацией Плана по переводу проекта «Байтерек» на «Зенит» проводилась планомерная проработка альтернативных вариантов по созданию КРК на базе РН легкого класса. За время их проработки специалисты АО «СП «Байтерек» провели анализ целого ряда предложений на основе разработанных и разрабатываемых РН.
По результатам обсуждения вариантов стороны согласились: необходимо представление казахстанской стороне дополнительных материалов по вариантам создания КРК «Байтерек». Данные материалы Роскосмос обязался представить в мае 2016 года с учетом требований казахстанской стороны по вкладу и паритетному участию сторон в проекте.
В мае 2016 года Роскосмосом был представлен вариант создания КРК «Байтерек» на основе работ, планируемых по теме «Феникс». Речь шла о проекте ракеты-носителя, разрабатываемом, в том числе, как боковой ускоритель ракеты сверхтяжелого класса.
В августе была представлена инженерная записка, где носитель получил наименование «Сункар».
14 октября состоялась встреча экспертов двух стран, где прошли консультации по вопросу выбора варианта создания КРК «Байтерек» и условий для его реализации. 18 октября Роскосмос и Казкосмос вынесли совместное решение о том, что из всех рассмотренных вариантов реализации проекта наиболее предпочтительным является вариант создания КРК «Байтерек» на базе объектов наземной инфраструктуры КРК «Зенит-М» космодрома «Байконур» и перспективной РН среднего класса, которая будет создаваться российской стороной в рамках ОКР «Феникс», начиная с 2018 года. Стартовый комплекс КРК «Байтерек» планируется создать на базе СК «Зенит-М» за счет средств казахстанской стороны. Технический комплекс КРК «Байтерек» — на базе ТК «Зенит-М» также за счет средств Казахстана.

— В 2016 году на Байконуре появилась команда специалистов «Байтерека», работающих на технических и стартовых комплексах РН «Протон». Произошло долгожданное событие. Какие трудности необходимо было преодолеть для доступа наших людей к работам на «Байконуре»? Какие технические операции они выполняют? Можно ли надеяться, что присутствие казахстанцев на космодроме будет расти?

— Судьба проекта обсуждалась на встречах самых разных уровней российской и казахстанской сторон. 24 ноября 2014 года в г. Байконур на втором заседании казахстанско-российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур» состоялась встреча руководителей Казкосмоса и Роскосмоса. Было принято решение по выработке конкретных вариантов дальнейшей реализации проекта на базе российской ракеты. Данное решение положило началу 3-му этапу проекта «Байтерек» — выбору варианта его реализации.
Рассматривались различные варианты продолжения проекта. Это был трудный период и по вопросу дальнейшей судьбы проекта, и по вопросу существования нашего совместного предприятия. Как вариант, рассматривался вопрос закрытия проекта и ликвидация совместного предприятия, а также — возврат к модификациям ракеты-носителя «Ангара», успешные испытания которых прошли в 2014 году. Обсуждались предложения по долевому участию России и Казахстана в финансировании проекта, а также реальные сроки выполнения работ.
Так, 2 июня 2015 года в г.Байконыр состоялась рабочая встреча первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Сагинтаева и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Рогозина, на которой российская сторона проинформировала об отсутствии возможности до 2021 года приступить к реальным работам по созданию комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур», так как все имеющиеся ресурсы задействованы в создании космических ракетных комплексов «Ангара» на космодромах «Восточный» и «Плесецк». Кроме того, в связи с сокращением бюджета Федеральной космической программы России проект «Байтерек» не может финансироваться из федерального бюджета.
Но, несмотря на все финансовые трудности и проблемные вопросы, работа продолжалась, и под руководством вице-премьеров с участием космических агентств и предприятий космических отраслей России и Казахстана была достигнута договоренность об условиях продолжения работы совместного предприятия.
Так, 27 ноября 2015 года на 3-ем заседании Межправительственной российско-казахстанской комиссии по комплексу «Байконур» было определено, что в целях дальнейшего функционирования совместного предприятия наши специалисты пройдут подготовку и с 1 марта 2016 года примут участие в пусковых работах на действующем комплексе «Протон».
Согласно договоренностям с российской стороной между Обществом «Байтерек» и Центром Хруничева в марте 2016 года заключен договор на комплекс услуг по обеспечению пусков ракеты-носителя «Протон-М». Также в июле 2016 года Обществом заключен договор с ЦЭНКИ на выполнение работ на СК ПУ №39 и ПУ №24 при эксплуатации систем и агрегатов КРК «Протон-М».
Для этого, в период с апреля по август 2016 года, 92 специалиста прошли обучение и стажировку, а также сдали комплекс зачетов и получили допуск к самостоятельной работе на системах и агрегатах технического и стартового комплексов КРК «Протон-М», из них:
- на техническом комплексе — 22 специалиста;
- на стартовом комплексе — 70 специалистов.

По должностям:
- инженерно-технический персонал — 46 должностей;
- средне-технический персонал — 14 должности;
- рабочий персонал —32 должности.
В настоящее время эти специалисты участвуют в составе совместных расчетов в регламентных работах и техническом обслуживании 42-х систем и агрегатов технического и стартового комплексов, а также будут участвовать в подготовке и пусках ракеты-носителя «Протон-М». До конца 2016 года планируется осуществить два пуска.
Участие в данных работах будет осуществляться с постепенным увеличением количества специалистов до 300 и более до завершения эксплуатации комплекса, т.е. до 2025 года согласно договоренностям с российской стороной.
Это позволит, что очень существенно, обеспечить финансирование совместного предприятия не из бюджета Казахстана и проводить дальнейшую подготовку персонала в сфере эксплуатации ракетно-космической техники.
 
— Вы имеете широкие международные связи как в силу специфики предприятия, так и в плане кооперации работ. Расскажите о своем российском партнере — Центре имени Хруничева. Какие его наработки и достижения Вы используете? Есть ли поддержка в Роскосмосе и других организациях РФ?

— Космический центр имени Хруничева являлся и является основным партнером и учредителем нашего предприятия. Именно благодаря этой организации и лично его руководителю — генеральному директору Калиновскому А.В. — в кризисное время предприятие сумело выжить и существует, о чем мы говорили выше. Кроме того, Центр имени Хруничева имеет богатый опыт сотрудничества с иностранными компаниями и, соответственно, ведет свою деятельность в соответствии с мировыми стандартами, включая основы проектного управления. Логичным для Общества «Байтерек» оказалось внедрение одной из основных наработок ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» — системы управления проектом.
За это время различные курсы по тематике управления проектом в рамках бюджетной программы прошли 23 сотрудника АО «СП «Байтерек». Три сотрудника в 2009 г. прошли курс «Внедрение единой системы планирования и контроля на базе Microsoft Project» (группа компаний «Проектная практика»).
В 2011 году АО «СП «Байтерек», по указанию Казкосмоса разработало иерархическую структуру работ, на основе которой изменили штатную структуру предприятия. В дальнейшем, внедрение методов проектного управления было приостановлено из-за сложившейся проблемной ситуации с реализацией проекта на базе РН «Ангара».

— Куат Есембаевич, Вы и многие Ваши сотрудники служили на космодроме Байконур. Что для Вас значит это место? Есть ли надежда на сохранение и развитие его в будущем? Что для этого делает СП «Байтерек»?

— Вопрос интересный. Интересный в том плане, что по окончанию службы офицером ПВО в вооруженных силах РК мне пришлось возглавить филиал АО «СП «Байтерек» на космодроме «Байконур», где часть сотрудников проходили службу в ракетных войсках вооруженных сил РК и РФ, и по специфике своей деятельности были связаны с обслуживанием и эксплуатацией космической техники. И возглавляя филиал СП на космодроме «Байконур», я работал со своими коллегами, отдавшими многие годы космодрому. Для нас Байконур — это и работа, и жизнь, и мечта. Здесь мы получали знания и опыт, обзавелись семьями.
Многие сотрудники «Байтерека» получили дипломы о высшем образовании в местном филиале Московского авиационного института «Восход». Надолго уезжая, каждый из нас всегда мысленно возвращался на площадки космодрома, вспоминал грохот пусков ракет.
Все это придает нам силы, когда мы работаем над проектами, способными дать нашему космодрому развитие и процветание на долгие годы. «Байконур» всегда был востребован. Таким он останется и в будущем. Для этого работаем мы, работают другие предприятия и специалисты.
Многие российские компании и сейчас связывают свои надежды с потенциалом космодрома. Есть интерес и у других участников. А наша задача создать технические условия для этого. В этом нас поддержат многие.
Мы гордимся, что в год 25-летия независимости Казахстана мы достигли определенных успехов. Открыли новые рабочие места, обеспечили финансирование Общества не из государственного бюджета, получили доступ к ракетным технологиям на «Байконуре». Уверен, это приближает Казахстан к статусу полноценной космической державы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1724
http://www.cosmos.kz/pdf/KIT_web_16.pdf
ЦитироватьСовместное предприятие «Байтерек»: дела сегодняшние и планы на будущее

Персонал
Общая численность работников — 142 человека, из них:
- 105 сотрудников с высшим образованием (34 выпускника филиала «Восход» Московского авиационного института в городе Байконыр);
- 32 сотрудника со средним профессиональным образованием;
- 5 сотрудников со средним образованием (рабочие).

С 1 июля 2016 года проведена оптимизация штатной структуры, утвержденная на Совете директоров, состоит из:
1. Головного офиса в г. Астана (24 человека);
2. Филиала на комплексе «Байконур» (113 человек);
3. Представительства в г. Москва (5 человек).

Данная структура и состав позволяют выполнять задачи согласно концепции реализации программы «Байтерек» на базе РН «Сункар» в увязке с программой модернизации РН «Протон-М»:
1. С 2016-2025гг. — штатная эксплуатация КРК «Протон-М». Совместные работы российских и казахстанских организаций при подготовке и проведении пусков РН.
2. В рамках штатной эксплуатации КРК «Протон-М» и коммерческой привлекательности модернизация одной из площадокСК под РН «Протон-Лайт» и передача ее в эксплуатацию СП «Байтерек».
3. С 2016-2025гг. — реализация мероприятий проекта «Байтерек» на базе РН «Сункар» для замены РН «Протон-Лайт»

Проблемы на рынке пусковых услуг
На сегодняшний день у Центра Хруничева резко снизилось количество коммерческих заказов на запуск КА с помощью РН «Протон». Это обусловлено тем, что:

Во-первых, из-за появления и возрастающего применения электрических двигателей масса
КА постоянно снижается. Соответственно, потенциальные заказчики предпочитают «Протону» американскую РН «Фалькон», которая позволяет выводить КА до 4,8 тонн (против 6,2 у «Протона») на геопереходную орбиту. Кроме того, стоимость запуска РН «Фалькон» ниже, чем у «Протона».

Во-вторых, европейский «Ариан», грузоподъемностью 8 тонн на геопереходную орбиту, позволяет производить запуск сразу двух КА, что также способствует оттоку заказов на пуски РН «Протон».
Для увеличения коммерческой привлекательности «Протона» российская сторона предлагает совместно с Казахстаном реализовать в период с 2017 по 2025 годы коммерческий проект «Протон-Лайт» путем модернизации и совместной эксплуатации ракетного комплекса «Протон».

Предполагается, что российская сторона проведет модернизацию РН «Протон» и одной из стартовых площадок космодрома «Байконур», а также летные испытания.
В 2020 году предлагается передать стартовый комплекс «Байтерек» для его эксплуатации и проведения запусков КА. Количество пусков и период эксплуатации модернизированного КРК «Протон-Лайт» планируется продлить также до 2025 года в рамках договоренностей между казахстанской и российской сторонами. Это позволит:

1) финансировать СП «Байтерек» не из государственного бюджета РК;
2) подготовить полный расчет казахстанских специалистов на СК (ориентировочно 300
человек);
3) стать Казахстану запускающим государством, так как РК будет собственником стартовой позиции.

Кроме того, предлагается передать в уставный капитал СП «Байтерек» часть акций международной компании International Launch Services Inc., которая обладает исключительным правом на маркетинг всех коммерческих пусков РН «Протон», что будет приносить дополнительную прибыль. Данное мероприятие также определено в утвержденном Плане совместных действий, срок реализации — декабрь 2017 года.

В планах «Сункар»
Для выполнения основной задачи проекта «Байтерек», т.е. создания экологически безопасного космического ракетного комплекса, российской стороной предлагается его реализация на базе новой РН «Сункар». Основой для реализации такого варианта должна стать опытно-конструкторская работа «Феникс» (ОКР «Феникс»), которая предусмотрена Федеральной космической программой РФ на 2016–2025 годы. Начало реализации и выделение бюджетных средств на ОКР «Феникс» запланировано, с 2018 года.
Российская сторона разработает новую ракету-носитель, которую планируется запускать с космодрома «Байконур» с СК РН «Зенит» (площадка 45). Бюджет ОКР «Феникс», по Федеральной космической программе, составляет 30 млрд руб. (порядка 500 млн долл. США). Наземную инфраструктуру для нового ракетного комплекса предлагается модернизировать за счет средств Республики Казахстан. Согласно информации российской стороны, ориентировочная стоимость создания наземного комплекса для «Сункара» составляет 250 млн долл. США.

Предварительный график и распределение работ при реализации проекта «Байтерек» на базе РН «Сункар» следующие:

2016-2017 годы — согласование основных принципов реализации проекта.
Российская сторона путем проведения конкурса определит головную организацию-разработчика комплекса и разработает ТТЗ. Казахстанская сторона сформирует и защитит Инвестиционное предложение на разработку ТЭО проекта за счет средств СП «Байтерек».

2018-2020 годы — начало реализации ОКР «Феникс» и проекта «Байтерек».
Российская сторона разработает аванпроект и эскизный проект комплекса. Казахстанская сторона разработает и защитит ТЭО (ФЭО) проекта и проведет изыскательские работы.

2021-2023 годы — разработка рабочей конструкторской документации, изготовление и проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. Российская сторона разработает и изготовит РН. Казахстанская сторона модернизирует и доработает наземный комплекс на базе объектов КРК «Зенит».

2024-2025 годы — проведение автономных, комплексных и летных испытаний.

2025 год — начало коммерческой эксплуатации КРК «Байтерек» на базе РН «Сункар».

Команда «Байтерека» работает на Байконуре

В соответствии с пунктом 1.1 Протокола 3-го заседания казахстанско-российской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур», Казкосмосу и Роскосмосу было поручено: в целях дальнейшего функционирования АО СП «Байтерек» обеспечить подготовку казахстанских специалистов и их участие в пусковых работах на действующем космическом ракетном комплексе «Протон», начиная с 1 марта 2016 года и до завершения эксплуатации ракеты-носителя «Протон».
Согласно договоренностям с российской стороной и по поручению Межправкомиссии по комплексу «Байконур» между СП «Байтерек» и Центром Хруничева заключен договор на комплекс услуг по обеспечению пусков на КРК «Протон-М» на сумму 149 829 504 российских рублей (719 181 617 тенге).

На сегодняшний день к работам на КРК «Протон-М» уже приступили 92 специалиста «Байтерек», из них:
- на техническом комплексе (ТК) — 22 должности
- на стартовом комплексе (СК) — 70 должностей.

46 специалистов являются инженернымперсоналом и 46 специалистов — рабочим персоналом по следующим специализациям: заправочное оборудование, обеспечение сжатыми газами, транспортное оборудование, энергоснабжение, специальные технические системы.
Участие в работах на действующем КРК «Протон» будет осуществляться с постепенным увеличением количества специалистов до завершения эксплуатации комплекса, т.е. до 2025 года согласно договоренностям с российской стороной.
Ожидаемый эффект и результат на ближайшую и среднесрочную перспективу от участия 92 сотрудников АО «СП «Байтерек» в работах на КРК «Протон-М»:
- организация новых рабочих мест (92 в 2016 году) с перспективой увеличения их количества;
- обучение казахстанских специалистов навыкам работы на ракетно-космической технике, а также изучение порядка организации работ при подготовке и проведении пусков РН;
- «вхождение на космодром Байконур»: впервые в рамках сотрудничества между космическими отраслями РФ и РК будет реализована совместная эксплуатация действующего космического ракетного комплекса и непосредственное участие специалистов РК в пусковой деятельности;
- финансирование содержания АО «СП «Байтерек» не за счет бюджетных средств, а выполнения работ по подготовке и осуществлению пусков «Протон» с космодрома «Байконур».

Сотрудники «Байтерек» уже приступили к самостоятельной работе по эксплуатации систем и агрегатов на технической и стартовой позициях космического ракетного комплекса «Протон-М» на космодроме «Байконур». В конце 2016 года впервые в истории казахстанскими специалистами в составе совместного расчета будет произведена подготовка систем и агрегатов и запуск ракеты-носителя «Протон-М».
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#1725
http://www.cosmos.kz/pdf/KIT_web_16.pdf
ЦитироватьВремя «Сокола»
Нурлан Аселкан главный редактор журнала «Космические исследования и технологии»

Некоторое время назад в СМИ появилась информация, что в рамках опытно-конструкторских работ Роскосмоса «Феникс» в сотрудничестве с Казахстаном будет создана перспективная ракета и что название ей, по инициативе российской стороны, определили тоже казахское — «Сункар», что значит сокол. На фоне отсутствия вестей о проекте «Байтерек» эта новость вызвала большой интерес как среди специалистов, так и СМИ, отслеживающих отношения России и Казахстана в космической сфере.
Речь идет о том, что специалисты Роскосмоса посчитали необходимым не полагаться лишь на многострадальную модульную линейку ракет-носителей «Ангара» и решили создать резервный вариант. Опираясь на опыт советского ракетостроения, его лучших достижений, специалисты приняли решение по сути дела скопировать хорошо зарекомендовавшую себя ракету-носитель «Зенит». В свое время она создавалась как боковая ступень («боковушка») большого комплекса «Энергия-Буран».
В сообщениях говорилось следующее: Госкорпорация «Роскосмос» передала казахстанским партнерам описание проекта по созданию космического ракетного комплекса «Сункар», который заменит носитель украинского производства «Зенит» и в следующем десятилетии станет основной коммерческой ракетой космодрома «Байконур».
В описании проекта сказано, что созданием носителя займется самарский ракетно-космический центр «Прогресс» при поддержке Центра имени Хруничева и Ракетного центра имени Макеева. При этом головным разработчиком комплекса «Байтерек» выступит ракетно-космическая корпорация «Энергия». Оператором пусковых услуг «Сункара» Роскосмос предлагает сделать International Launch Service (ILS), дочернюю фирму Центра Хруничева в США. ILS уже давно занимается маркетингом пусковых услуг ракетами «Протон» на внешних рынках, а недавно компания начала продвижение новых носителей семейства «Ангара».
Летные испытания «Сункара» должны начаться в 2024 году, говорится в документах «Роскосмоса». А уже в 2025 году планируется начать коммерческую эксплуатацию «Сункара». С начала коммерческой эксплуатации Роскосмос предлагает Казахстану прекратить эксплуатацию ракет с токсичным топливом: речь идет о «Протоне-М» и его модификации «Протон-light», которые используют в качестве топлива гептил.
Предполагается, что вкладом российской стороны в создание ракетного комплекса станет разработка самой ракеты, финансирование работ предусмотрено Федеральной космической программой на 2016–2025 годы (ФКП): с 2018 года планируется начать опытно-конструкторскую работу «Феникс» с бюджетом 30 млрд рублей.
Подразумевается, что ракета «Сункар» будет отличаться от «Зенита» главным образом второй ступенью. Вместо двигателя РД-120, который выпускался днепропетровским «Южмашзаводом» и устанавливался на вторую ступень «Зенита», российские конструкторы предложили использовать РД-124а, применяемый на третьей ступени ракеты «Союз 2.1б». Общая стартовая масса ракеты возрастает в сравнении с «Зенитом» на 46 т, и основная причина такого прибавления — существенное увеличение запаса топлива для первой ступени — с 320 т до 398 т. Увеличение запаса горючего и предполагаемое увеличение мощности двигателя первой ступени на 10%, по замыслу конструкторов, позволят создать ракету более мощную, чем «Зенит»: «Сункар» сможет выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) до 17 т полезной нагрузки («Зенит-3SLБ» выводил с Байконура до 13,7 т на НОО). В «Роскосмосе» заявили, что проект носителя «Сункар» в настоящее время прорабатывается с казахстанскими партнерами, и подчеркнули, что он призван развивать высокотехнологичное сотрудничество на взаимовыгодной основе.

Почему на базе «Зенита»?

Специалисты считают «Зенит» лучшей ракетой конца двадцатого века. В нем использованы все передовые наработки советского ракетостроения, использованы все находки, изобретения и даже озарения, связанные с многотрудным путем совершенствования носителей. Ракета представляет собой моноблок, у нее нет боковых ступеней. Ее параметры позволяют использовать стартовый комплекс, находящийся сейчас на правом фланге космодрома «Байконур», функциональный, простой, автоматизированный, не требующий присутствия человека как при возникновении подготовки к старту, так и самого старта и даже во время нештатной ситуации (когда ракету нужно снимать с комплекса, сливать топливо и отправлять вновь в монтажно-испытательный комплекс).
«Скорострельность» комплекса такова, что он позволяет в течение суток производить до трех пусков. Путем проб и ошибок были выбраны и габариты носителя. Его диаметр 3,9 м является наиболее оптимальным не только в нашем, но и мировом ракетостроении. Это связано с тем, что космодромы, в том числе и российские, расположены далеко от заводов-изготовителей, и ракеты приходится транспортировать к месту старта железнодорожным транспортом. Диаметр 3,9 м позволяет максимально использовать объем железнодорожного вагона, при этом не создавать ненужных рисков при перевозке и не перекрывать движение.
Ракета «Зенит» использует пару «керосин-кислород». Она не токсична ни для людей, ни для окружающей среды. К положительным особенностям ракеты «Зенит», по мотивам которого будет создаваться перспективный «Сункар», относится и то, что апгрейд, или модернизация носителя, с ростом характеристик, проходит фактически без изменений стартового комплекса: ракета растет вверх, меняются объемы баков, длина ступеней, но диаметр ее не претерпевает изменений. Почему делается ставка на фактическое копирование старого «Зенита»? Потому что специалисты, которые создают «Ангару» вот уже третий десяток лет, осознали, что детские болезни создаваемой ракеты трудноизлечимы.
О создании ее было заявлено в далеком 1993 году, реальные работы начались в «нулевые», а первый старт был совершен лишь летом 2014 года. И дело тут не только в банальном «распиле» бюджетных средств, но и в объективной реальности тех лет. 90-е нанесли тяжелый удар по кадровой составляющей постсоветской ракетно-космической отрасли, это касается не только России, но и всех стран СНГ. Проект закладывали одни люди, строили и испытывали вторые, а сдавать в эксплуатацию будут третьи. «Ангара», как известно, была запущена два раза. В ходе пусков выяснилось, по неофициальной информации, что закладываемые в нее параметры, не достигнуты. Ракета нуждается в серьезных доработках. По своим конструктивной особенностям она требует создания масштабного, дорогостоящего стартового комплекса со значительной долей ручного труда.
Но теперь все это для Казахстана в прошлом. Инициатива с «Сункаром» по крайней мере проясняет ситуацию: «Ангары» на Байконуре не будет, обсуждение вариантов ее использования для «Байтерека» прекращено.
 
Есть одно «но». Ракета была разработана украинскими специалистами из КБ «Южное» и производилась на украинских и российских предприятиях. Существует такая журналистская клюква, что «Зенит» построен чуть ли не полностью из российских компонентов. В таком случае напрашивается естественный вопрос: если это так, то зачем в рамках нового начинания россияне отвели на разработку «Сункара» столько времени? Ее первое появление ожидается только в 2025 году. Эксперты в недоумении, если ракета состоит полностью из кубиков, то бишь, из российских компонентов, потратить почти десять лет на ее сборку не слишком ли расточительно?
В противовес можно привести другой, довольно наглядный пример. В свое время NASA объявило конкурс на доставку грузов на МКС. Американская компания Orbital не стала делать все с нуля, а решила задачу «малой кровью»: она воспользовалась техническими наработками на базе «Зенита» и заказала украинскому КБ «Южное» этакий «квази-Зенит» в американском варианте. В итоге примерно за три года была создана ракета Antares. Этот носитель летал определенное время в интересах американской космической программы. В настоящее время Antares переходит на двигатели новой серии. Первый полет обновленной ракеты уже состоялся.
 

Конкуренция обостряется
Есть еще несколько причин, инициировать новый проект. Несмотря на широко освещенный дебют космодрома Восточный, который состоялся совсем недавно, тем не менее, все тяжелые грузы, как минимум до 2021 года будут запускаться только с Байконура. Это коммерческие спутники, модули международной космической станции, пилотируемые экипажи, плюс федеральные, оборонные и прочие программы. Недавно российская сторона попросила у казахстанской новые поля падения на границе Костанайской и Актюбинской областей. Потому что только в рамках глобального международного проекта OneWeb запланировано произвести 28 пусков «Союзов».
Так что космодром востребован. Более того, заявлены планы создать легкую версию «Протона», это новая надежда россиян в борьбе за мировой рынок пусковых услуг. А здесь за последнее время произошли прямо-таки тектонические сдвиги. С выходом на арену космической компании SpaceX, руководимой Илоном Маском, конкуренция в этом секторе резко обострилась. SpaceX в ближайшее время «перевернет» рынок космических услуг, ракеты станут дешевле, пуски упадут в цене, и это происходит уже сейчас. Его носители вышли на «регулярку».
Сейчас в мире утвердились два ведущих оператора — Arianespace и SpaceX. Европейцы готовят свой ответ. Это носитель Ariane-6. Ракета будет тоже нести много инноваций, но по-своему, по-европейски. Будет удлинен грузовой отсек, до двадцати метров. Есть версия, что европейцы намерены запускать кластер из трех спутников. На Ariane-6 планируется апробировать спасение двигателя первой ступени с целью его многоразового использования. Двигатель снабдят специальной капсулой с крыльями и пропеллером, которая будет садиться на площадку космодрома Куру. Сам носитель создают в двух вариантах — средний, в основном для вывода государственных, оборонных спутников, и тяжелый, для коммерческих целей. Еще одно новшество, — Ariane-6 будет собираться горизонтально, по советской технологии. Сейчас активно строится стартовый комплекс для новой ракеты. Первый пуск намечен на 2020 год.

Синица в руке,или «Сокол» в небе
Для специалистов решение о начале работ россиян по проекту «Феникс» с выходом на ракету «Сункар» на базе наработок «Зенита» отвечает здравому смыслу. Во-первых, это означает возврат к тем технологиям, которые получили подтверждение, апробированы жизнью, конструкторски оправданы. Во-вторых, это уход от технического авантюризма, который берет начало с 90-х годов. Можно назвать немало технических разработок, которые появились за эти годы. Это и многострадальная «Ангара», это и региональный самолет с плохой репутацией «суперджет», и стратегическая ракета подлодок «Булава».
Существует опасность развития негативного сценария. Может повториться история 2004 года, когда на самом высоком уровне было принято решение создать совместно с РФ новый носитель на базе «Ангары».
Казахстанские специалисты считали это стратегическим решением для Байконура до 2050 года, а РФ через пять лет неожиданно сказала: ракета, мол, для Плесецка и Восточного, а вы, казахстанцы, постройте старт за 1,6 млрд долларов и просто покупайте наш носитель, а будут заказы или нет — ваша проблема. Они монопольно могли диктовать цену покупной ракеты, разумеется, не в ущерб себе. Нельзя допустить подобного развития событий. А они развиваются динамично. Реанимация проекта «Морской старт» вынесла на повестку дня вопрос о возобновлении производства носителей «Зенит» на Южном машиностроительном заводе, в Днепропетровске.
Новые инвесторы объявили о его использовании по крайней мере в первые пять лет работы морской платформы. Не все ясно и с «Фениксом/Сункаром». В последнем интервью руководитель Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что его судьба определится в ближайшие месяцы. «Сункар» рассматривается в качестве новой ракеты для «Морского старта».
Инициаторы проекта говорят об ускорении работ по ее созданию. Значительно продвинулись и переговоры с казахстанской стороной. 18 октября 2016 года пришла информация о достигнутом решении по выбору базового носителя проекта «Байтерек». Так что у «Сункара» появляется шанс.

Совместное решение по выбору варианта КРК «Байтерек»

Во исполнение пункта 2 Плана совместных действий по реализации проекта «Байтерек», утвержденного 8 июля 2016 г. Первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан Сагинтаевым Б.А. и Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Рогозиным Д.О., Казкосмос и Госкорпорация «Роскосмос» приняли следующее решение.
Из всех рассмотренных вариантов реализации проекта «Байтерек» наиболее предпочтительным является создание КРК «Байтерек» на базе объектов наземной инфраструктуры КРК «Зенит-М» космодрома «Байконур» и перспективной РН среднего класса, которая будет создаваться российской стороной в рамках ОКР «Феникс», начиная с 2018 года.
Стартовый комплекс КРК «Байтерек» планируется создать на базе СК «Зенит-М» за счет средств казахстанской стороны. А технический комплекс «Байтерек» — на базе ТК «Зенит-М» за счет средств казахстанской стороны: в части объектов и технологий, не содержащих ограничений по доступу, а также средств российской стороны: в части контрольно-испытательной аппаратуры, используемой при подготовке РН на техническом комплексе, имеющем ограниченный доступ.
Ориентировочная стоимость создания наземного комплекса КРК «Байтерек» — 245 млн долл. США и срок ввода КРК «Байтерек» в коммерческую эксплуатацию — в 2025 году.
Эти данные будут уточняться по результатам эскизного проектирования. В целях проработки условий реализации проекта «Байтерек» стороны создают осенью 2016 года совместную рабочую группу.
До 15 декабря 2016 г. эта группа подготовит и внесет в Казкосмос и Госкорпорацию «Роскосмос» предложения об условиях взаимодействия по проекту «Байтерек», а также о внесении необходимых изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 22 декабря 2004 г. о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек».

Казкосмос
Роскосмос
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Пять лет до начала ЛИ? Надеюсь доживу.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

ЦитироватьSalo пишет:
Пять лет до начала ЛИ? Надеюсь доживу.
Сергей, ты видел на слайдике мелким шрифтом "Строительство НКИ  за счет средств Казахстанских партнеров", которое началось в середине 2016-го?
Так что срочно меняй гражданство на казахстанское, плати там налоги (которые пойдут на НКИ) и живи долго (минимум до окончания строительства, а то деньги закончатся) и счастливо.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

#1729
ЦитироватьZOOR пишет:
Сергей, ты видел на слайдике мелким шрифтом "Строительство НКИза счет средств Казахстанских партнеров", которое началось в середине 2016 -го?
Я там выше целых три простыни запостил на эту тему.
ЦитироватьZOOR пишет:

Так что срочно меняй гражданство на казахстанское, плати там налоги
Не надо ничего менять:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А всё-таки интересно, где РККЭ предполагает делать Феникс/Сункар?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Павел73

ЦитироватьSalo пишет:
А всё-таки интересно, где РККЭ предполагает делать Феникс/Сункар?
На ЗиХе, где же ещё!
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Salo

Сумлеваюсь я однако!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Большой

ЦитироватьSalo пишет:
А всё-таки интересно, где РККЭ предполагает делать Феникс/Сункар?
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Zhassulan Gainesh

Немного из фантастики. Интересно, если бы разработку "Сункара/Сокол/Falcon доверить КБ "Южное", то ЛКИ начались бы не в 2024, а в 2020? Все-таки наработанный опыт и отлаженные процессы в Днепропетровске наверняка сыграли бы на сокращение сроков ОКР.

George

ЦитироватьZhassulan Gainesh пишет:
Немного из фантастики. Интересно, если бы разработку "Сункара/Сокол/Falcon доверить КБ "Южное", то ЛКИ начались бы не в 2024, а в 2020? Все-таки наработанный опыт и отлаженные процессы в Днепропетровске наверняка сыграли бы на сокращение сроков ОКР.
No comments.

Leonar

ЦитироватьZhassulan Gainesh пишет:
Интересно, если бы разработку "Сункара/Сокол/Falcon доверить КБ "Южное"
Были планы по стк Содружество на основе зенита
Планы были когда мы были еще братья...
Нет...
Только если был бы СССР такое возможно было бы...
Да и было кстати
Был бы уже Вулкан

Salo

ЦитироватьLeonar пишет:
Были планы по стк Содружество на основе зенита
Содружество была на базе ГК-6. По крайней мере в первой реинкарнации.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьGlaurung пишет:
ЦитироватьПавел73 пишет:
На мой взгляд, единственный по настоящему серьёзный недостаток Сункара, это возможность отказа единственного двигателя при пуске, с немедленным падением ракеты на старт и взрывом на пусковом столе.
По настоящему сложные недостатки у него следующие:
1. Истек срок эксплуатации ТК (продляли до 2016);
2. Истек срок эксплуатации корабельного комплекса (продляли до16 ЕМНИП);
3. Не помню, что там с платформой, но тоже продляли и тоже истекло;
4. Оборудование не эксплуатировалось ХЗ сколько времени.
Казахи оплатят:
ЦитироватьОриентировочная стоимость создания наземного комплекса КРК «Байтерек» — 245 млн долл. США
ЦитироватьGlaurung пишет:
5. Нет двигателя под 2 ступень  :(
РД0124А.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Leonar

ЦитироватьSalo пишет:
ЦитироватьLeonar пишет:
Были планы по стк Содружество на основе зенита
Содружество была на базе ГК-6. По крайней мере в первой реинкарнации.
Впринципе без разницы...
Сункар бы не понадобился имеюввиду