Модернизация РН Зенит-3SL

Автор Ярослав, 13.11.2005 14:19:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

KrioG

Вариант 2 сложнее, чем кажется на первый взгляд. "Зенит" заглублен своим хвостовым отсеком в ПУ. Зазор между бортом и стеной стартового стола мне не известен, но навесные ускорители скорее всего не влезут. Но, в любом случае, увеличение габаритов хвостового отсека усложнит безударный уход РН со стола. Вариант 1, мне кажется, предпочтительнее.

Пришелец

По поводу навесных элементов (баков, ускорителей и т.д.) в КБЮ рассматривались и анализировались варианты (это из тех которые я там видел):
- подвесных баков горючего (2шт. и 4.шт)
- подвесных топливных отсеков (БО+БГ)
- подвесных РДТТ
- вариант из 2-х и более 1-х ступеней, соединенных в пакет
Работа называлась "Анализ повышения энергетики..." Как видно - воз и нынче там.

Короче, сейчас это любимая тема студентов Физтеха в Днепре, не больше, к сожалению.

По поводу водородной второй или третьей ступени - надо менять СК. В Зените торцевая заправка по единой магистрали всех трех ступеней. Для водорода прийдется или еще одну трубу тащить (а может еще одну для дренажа) через всю ракету или мачту городить.

А на счет Фрегата - в КБЮ всегда считали, что Фрегат идеально подходит Зениту. Возможность использывания в составе Зенита вроде как была заложена при проектировании Фрегата изначально. Когда решался вопрос о облике Зенит СЛБ мы надеялись, что именно Фрегат там и будет стоять, но в этой разработке не все решает Украина и КБЮ. Фрегат убрал кто-то из российских космических начальников, а Лавке оставили только обтекатель. :cry: Не красиво получилось - сначала обнадежили людей, а потом обломали. (они по предварительной договоренности  должны были полностью заниматься 3-й ступенью и ГО)

Ой, как-то мрачно получилось. Не люблю говорить о космосе в таком тоне. Извиняюсь :D

Дмитрий В.

ЦитироватьПо поводу водородной второй или третьей ступени - надо менять СК. В Зените торцевая заправка по единой магистрали всех трех ступеней. Для водорода прийдется или еще одну трубу тащить (а может еще одну для дренажа) через всю ракету или мачту городить.
D
Да и, вообще, с трудом представляется водородная ступень на "Зените" (с его удлинением 15 и более). А "надкалиберную" (диаметром метров 5,5) на "Южмаше" вряд ли осилят. Да и транспортиовать эту ступень на Баконур особо нечем, Ан-22 разве что...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

serb

ЦитироватьПо поводу навесных элементов (баков, ускорителей и т.д.) в КБЮ рассматривались и анализировались варианты (это из тех которые я там видел):
- подвесных баков горючего (2шт. и 4.шт)
- подвесных топливных отсеков (БО+БГ)
(...)

Эккк... а тут и рак с клешней, в смысле я с картинкой :-)

ИМХО, конечно ;-)

Пришелец

Вот интересно былоб Фрегаты друг на дружку поставить - снизу Фрегат СБ только без системы управления и антенн, а на него обычный Фрегат. Они ж маленькие - погоду по длине особо не испортят. :D  :D  :D

Дем

ЦитироватьЭккк... а тут и рак с клешней, в смысле я с картинкой :-)
Мысля интересная, хотя наверно бак для керосина надо не круглым делать, а более хитрой формы, в целях аэродинамики.
Вплоть до коаксиальной "юбочки" (съёмной) вокруг кислородного.
И делать его можно из чего-то лёгкого, даже из пластика.
Кстати и вторую ступень можно аналогично сделать
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

serb

Цитироватьхотя наверно бак для керосина надо не круглым делать, а более хитрой формы, в целях аэродинамики.
Вплоть до коаксиальной "юбочки" (съёмной) вокруг кислородного.
И делать его можно из чего-то лёгкого, даже из пластика.
Кстати и вторую ступень можно аналогично сделать

Замерзнет керосин-то. А если и вторую ступень таким образом сделать - будет реинкарнация первого варианта Ангары ;-)
ИМХО, конечно ;-)

Пришелец

ЦитироватьДем писал(а):
хотя наверно бак для керосина надо не круглым делать, а более хитрой формы, в целях аэродинамики.
Вплоть до коаксиальной "юбочки" (съёмной) вокруг кислородного.
И делать его можно из чего-то лёгкого, даже из пластика.
Кстати и вторую ступень можно аналогично сделать


Замерзнет керосин-то. А если и вторую ступень таким образом сделать - будет реинкарнация первого варианта Ангары Wink

Не замерзнет  :) . По наружной поверхности проложены кабельная сеть и заправочно-дренажные магистрали. Что-бы их обойти отступить прийдеться миллиметров 700 как минимум. В этот зазор можно ЭВТИ засунуть и ничего не замерзнет. Только тогда внутренний диаметр тора получается 5400, наружный естественно больше. И как такую штуку на сборку тащить?

Дем

Цитировать
Цитироватьхотя наверно бак для керосина надо не круглым делать, а более хитрой формы, в целях аэродинамики.
Вплоть до коаксиальной "юбочки" (съёмной) вокруг кислородного.
И делать его можно из чего-то лёгкого, даже из пластика.
Кстати и вторую ступень можно аналогично сделать

Замерзнет керосин-то. А если и вторую ступень таким образом сделать - будет реинкарнация первого варианта Ангары ;-)
Сейчас, когда кислород прямо через керосиновый бак пропускают - не замерзает же!

ЦитироватьПо наружной поверхности проложены кабельная сеть и заправочно-дренажные магистрали. Что-бы их обойти отступить прийдеться миллиметров 700 как минимум. В этот зазор можно ЭВТИ засунуть и ничего не замерзнет. Только тогда внутренний диаметр тора получается 5400, наружный естественно больше. И как такую штуку на сборку тащить?
Ну 700 - это только в одном-двух местах, в основном меньше - 50-100.
И мы на сборку её в таком виде не тащим. А по-отдельности. И уже там секции "юбки" вешаем на носитель
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Пришелец

ЦитироватьНу 700 - это только в одном-двух местах, в основном меньше - 50-100.
И мы на сборку её в таком виде не тащим. А по-отдельности. И уже там секции "юбки" вешаем на носитель

Я почему-то представил этот бак как торовый с цилиндрической вставкой
как БГ второй ступени. Т.е. вы предлагаете, грубо говоря, разрезать этот бак как апельсин на дольки :) , а потом непосредственно в МИКе снова из этих долек его собрать?

X

Цитировать
Цитировать

Не замерзнет  :) . По наружной поверхности проложены кабельная сеть и заправочно-дренажные магистрали. Что-бы их обойти отступить прийдеться миллиметров 700 как минимум. В этот зазор можно ЭВТИ засунуть и ничего не замерзнет. Только тогда внутренний диаметр тора получается 5400, наружный естественно больше. И как такую штуку на сборку тащить?

Насколько я понял, ЭВТИ предлагается поместить в зазор между цилиндрическими стенками баков, где находится воздух. Но тогда ЭВТИ будет неэффективна, т.к. она нормально работает только при достаточно глубоком вакумировании.
Объяснитесь, пожалуйста.

X

Возможно, Пришелец имел в виду не ЭВТИ, а обычный пенопласт, чтобы не переохладить керосин.

Пришелец

ЦитироватьНасколько я понял, ЭВТИ предлагается поместить в зазор между цилиндрическими стенками баков, где находится воздух. Но тогда ЭВТИ будет неэффективна, т.к. она нормально работает только при достаточно глубоком вакумировании.
Объяснитесь, пожалуйста.

ЦитироватьВозможно, Пришелец имел в виду не ЭВТИ, а обычный пенопласт, чтобы не переохладить керосин.

На счет вакуума я как-то забыл. Вы правы :D
При таком воздушном зазоре, возможно, будет достаточно сделать термомосты в местах подвески бака (исключить теплообмен по металлу) и
(наверное) организовать между баками простейший теплозащитный экран (например, действительно, обычный пенопласт с фольгой) или просто нанести на стенки слой ТЗП.

serb

ЦитироватьНа счет вакуума я как-то забыл. Вы правы :D
При таком воздушном зазоре, возможно, будет достаточно сделать термомосты в местах подвески бака (исключить теплообмен по металлу) и
(наверное) организовать между баками простейший теплозащитный экран (например, действительно, обычный пенопласт с фольгой) или просто нанести на стенки слой ТЗП.

Ну и сколько это все будет весить? И главное - смисл, э? Площадь сечения керосинового бака (читай, сопротивление) не уменьшится, а вот масса стенок при той же толщине и тех же материалах возрастет в два с лишним раза. Не считая теплоизоляции.

Ну и стоимость - Ваши сегменты будут намно-ого дороже двух простых цилиндрических баков.
ИМХО, конечно ;-)

Дмитрий В.

ЦитироватьНа счет вакуума я как-то забыл. Вы правы :D
При таком воздушном зазоре, возможно, будет достаточно сделать термомосты в местах подвески бака (исключить теплообмен по металлу) и
(наверное) организовать между баками простейший теплозащитный экран (например, действительно, обычный пенопласт с фольгой) или просто нанести на стенки слой ТЗП.
ИМХО, при таком зазоре, теплоизоляцию придется ставить больше для защиты от нагрева, причем на обоих баках: учтите, что на сверхзвуке на такой торовый бак "сядет" отсоединенный скачок уплотнения и что в этом зазоре будет твориться при взаимодействии этого скачка с погранслоем - страшно подумать! С уважением, Дмитрий В.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

X

Почитал про модернизацию, всё это конечно интересно, но...
Кто будет это финансировать, и производить... после осложнения Украино рссийских отношений... Вот хорошо-бы на зенит клипер посадить. Идеальный вариант для зенита, это пилотируемые полёты.

Пришелец

ЦитироватьПочитал про модернизацию, всё это конечно интересно, но...
Кто будет это финансировать, и производить... после осложнения Украино рссийских отношений... Вот хорошо-бы на зенит клипер посадить. Идеальный вариант для зенита, это пилотируемые полёты.

КБЮ только ЗА!!! У нас уже давно компоновка Зенит-Клипер на компах висит и все просчитано. Но здесь не МЫ, а НАС выбирать не хотят...
Максимальная перегрузка на Зените не превышает 4g. Космонавтов доставим с комфортом!!!  :D  :D  :D
Надеюсь все эти "Украино-Российские осложнения" не заденут космос. С российскими произвводителями космической техники всегда было приятно работать и, как правило, даже легче договорится чем с нашими украинскими (эт из личного опыта).

avmich

Риски - даже если не упираться в вариант "обязательно всё российское", а исходить из рыночных принципов - могут оказаться такими, что условия соглашения будут чересчур жёсткими :( .

Зря в своё время Д.Козлов отказался от Зенита в пользу семёрки... Посмотрим, конечно, как Союз 2-1б и следующие модели пойдут, но...

serb

ЦитироватьНадеюсь все эти "Украино-Российские осложнения" не заденут космос.

К сожалению, ИМХО при нынешнем векторе это не реально.
ИМХО, конечно ;-)

X

Цитировать
ЦитироватьНадеюсь все эти "Украино-Российские осложнения" не заденут космос.

К сожалению, ИМХО при нынешнем векторе это не реально.
А может зенит в россии производить, тогда будет реально..
Ведь производятся в россии двигателя и система управления, а в украине только баки. Тем более что тех. документация в россии есть.
И интересно что кроме зенита и двигателей, осталось от энергии-буран востребовано.