РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

Цитироватьaxxenm пишет: 
А при использовании жидкого кислорода метан даже проще чем керосин,
Ты бредишь. Обратись к врачу.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

axxenm

ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьaxxenm пишет:
ЦитироватьNeru пишет:
Переход на метан не так прост, как кажется - он чуток проще, чем водород
метан на порядок проще чем водород
Метан по сложности эксплуатации ничем не проще водорода.
Это можно отлить в граните  :D
роскосмос - сборище ворюг и бюрократов
одноразовый Ф9 - лучшая в мире ракета для вывода на ГПО.
ФХ бесперспективная связка дров.
КК Союз - лучший на долгие годы вперед.
Бочки стс-100,крю дрэгон,педерация,орион -
убогие бюрократические выкидыши

Старый

Цитироватьaxxenm пишет:
ЦитироватьСтарый пишет: 
Метан по сложности эксплуатации ничем не проще водорода.
Это можно отлить в граните  :D
Можно и нужно. А для начала заруби себе на носу.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Boris Mekler

Я тут конечно полный дилетант, но насколько я знаю, с водородом есть ряд основных трудностей:

1) При контакте с ЖВ (температура 20К) кислород замерзает, поэтому водородные баки и магистрали необходимо изолировать от окислителя.

2) При контакте с баками ЖВ, осаждается жидкий кислород из воздуха, поэтому баки с ЖВ требуют теплоизоляции по всей поверхности.

3) При температуре 20К многие конструкционные материалы теряют нужные свойства.

4) Водород крайне пожаро- и взрывоопасен, тушение водородных пожаров требует специального оборудования так как, помимо прочего, факел горящего водорода прозрачен и не виден невооружённым глазом.
5) Низкая плотность жидкого водорода требует значительно большего объёма баков а также производительности ТНА.
6) Ввиду крайней ограниченности применения (где ещё кроме ракетной техники используют жидкий водород?), спектр оборудования и специалистов работающих с ЖВ крайне ограничен, в отличие от огромной индустрии которая работает с сжиженным природным газом.


Метан, насколько я знаю, всех этих недостатков лишён - он не замораживает кислород и не осаждает его из атмосферы, соответственно можно делать общую межбаковую перегородку и не заморачиваться с внешней теплоизоляцией, температура в 111К достаточно близка к кислородным 90К и соответственно нет специфических для водорода проблем с материалами, энергия воспламенения метана в воздухе на порядкок выше чем у кислорода и обычные пожарники знают как с ним иметь дело, ну и плотность в шесть раз выше, соответственно не нужны циклопических размеров баки.


Вполне допускаю что у метана есть свой набор эксплуатационных трудностей которых лишён водород - но хотелось бы ознакомиться со списком.

Raul

Цитироватьaxxenm пишет:
Что же касается "по дешевке" - на текущий момент дешевле поставить на Атлас5Мерлинов 4-5 шт - небольшое уменьшение УИ может быть скомпенсировано уменьшением массы двигателей.
Улыбнуло   :)  . Уменьшение УИ на ~10% компенсируется аналогичным увеличением запаса топлива, примерно на 30 тонн. Экономия на весе РД здесь несущественна. А кроме того, надо будет прорабатывать резервирование РД и ставить взаимную защиту, наподобие octaweb для сохранения прежнего уровня надежности, при этом тяги четырех мерлинов не хватит для того, чтобы поднять 360-тонную РН, а пяти - только если ни один из них не откажет. Это будет новая ступень. И зачем, спрашивается, делать Falcon-5, если уже есть Falcon-9, который его вполне заменяет?

Подлинная причина, по которой ULA держится за РД-180, заключается в статистике запусков, которая у Атласа лучше, чем у Фалкона. И да, в дешевизне российских РД по сравнению с американскими (Вы ведь не будете принимать за стоимость мерлина условную сумму, по которой Маск продает его сам себе?).

Цитироватьaxxenm пишет:
Но как раз из политических соображений Юле проще построить новую "правильную" ракету чем связываться с психованным конкурентом.
Дело не в том, что Маск психованный, а в том, что ему элементарно нет резона продавать РД своим конкурентам. Поэтому вариант с заменой РД-180 на мерлины чисто умозрительный. Кстати, по этой же причине может не выгореть и с ВЕ-4.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

axxenm

ЦитироватьRaul пишет:
может не выгореть и с ВЕ-4.
вы желаете принять ставки? :)
я тут на моем прогнозе фуфлыжности ФХ к концу года обогащусь,
хочется продолжить :)
роскосмос - сборище ворюг и бюрократов
одноразовый Ф9 - лучшая в мире ракета для вывода на ГПО.
ФХ бесперспективная связка дров.
КК Союз - лучший на долгие годы вперед.
Бочки стс-100,крю дрэгон,педерация,орион -
убогие бюрократические выкидыши

Raul

#3626
Цитироватьaxxenm пишет:
ЦитироватьRaul пишет:
может не выгореть и с ВЕ-4.
вы желаете принять ставки?  :)  
я тут на моем прогнозе фуфлыжности ФХ к концу года обогащусь,
хочется продолжить  :)  
О да, я собирался поздравить открыткой фанатов FH к Новому году. Но увы, открытка останется невостребованной... Итак, по-вашему, когда полетит Вулкан с ВЕ-4?

А Вы меня поздравите, если метановый демонстратор Рогозиных полетит раньше эпохальных пиндос-тандемов  :)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Leonar

ЦитироватьRaul пишет:
когда полетит Вулкан с ВЕ-4?
а Атлас?

Искандер

#3628
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Серьёзно? Первый раз такое слышу. Всегда было меньше чем у керосина и это была причина, по которой СПГ даже не рассматривали. )
Сам я не считаю - влом. Но интересно послушать мнение других 'считающих'.
Например Дмитрия В., я как то ему больше доверяю.
Здесь все очень сильно зависит от конкретных значений УИ, удельных масс ДУ и т.п. Например, у ВЕ-4, насколько я знаю УИ не выше, чем у РД-180, поэтому какого-либо выигрыша в МюПГ не ожидается.
Если сравнивать двигатели уровня РД-191/РД0124МС с РД0162/РД0169, то картина может быть иной:

Большое спасибо, Дмитрий.
В данном случае речь шла не о мю ПН, а о вписывании носителя в ЖД габарит. Понятно что при оптимальном проектировании у метана мю будет несколько больше. Ключевое в этом разрезе - вписывании в тот-же объём баков Протона или Зенита, но у метанового носителя той же грузоподъемности он заметно больше.
Для России это существенный минус, а для Вулкана Юлы не имеет значение, т.к. есть готовая логистика от Delta IV.
Для России, для одноразового носителя пока есть привязкс к ЖД, метан не нужен... 
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Raul

ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьRaul пишет:
когда полетит Вулкан с ВЕ-4?
а Атлас?

Какой Атлас? Метановая штука ULA называется Vulcan Centaur.

ЦитироватьЧто же касается новой ракеты, Vulcan Centaur в первой ступени будет использовать два двигателя BE-4, каждый из которых обеспечивает тягу в 2446 кН. Это позволит ракете выводить на НОО до 25,4 тонн груза и до 7,26 тонн — на геостационарную орбиту. Эти параметры позволят Vulcan Centaur после введения в эксплуатацию называться самой мощной из актуальных однобустерных ракет. 

Первый запуск новой ракеты-носителя намечен на 2020 год.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Neru

ЦитироватьИскандер пишет:
В данном случае речь шла не о мю ПН, а о вписывании носителя в ЖД габарит. Понятно что при оптимальном проектировании у метана мю будет несколько больше. Ключевое в этом разрезе общий объём топлива, а у метанового носителя той же грузоподъемности он заметно больше.
В расчетах Дмитрия объем баков метановой РН больше на 20%. Примерно такая же информация и из остальных источников. 
В ЖД габарит при желании вписать можно, но тот же Протон сможет проехать по ЖД до Байконура, а вот до Восточного - может и не проехать - около Байкала очень проблемные туннели. Причем и по Трансибу и по БАМу.

Где-то видел видео с конференции какой-то. Там кроме проектов сверхтяжа от Энергии был ещё какой-то, с хитрыми формами корпуса блоков. Эти блоки были рассчитаны и на метан и для возможности перевозки по ЖД до Восточного. Так что при желании доставка по ЖД скорее всего возможна, было бы желание.

axxenm

ЦитироватьRaul пишет:
А Вы меня поздравите, если метановый демонстратор Рогозиных полетит раньше эпохальных пиндос-тандемов :)
При чем тут кто первый будет в метане?
Я утверждаю что началась Метановая Эпоха, то есть все полностью новые коммерчески успешные РН(без учета карликов и индо-китайцев) будут метановыми - а что это будет Вулкан,Нью-Гленн ,Большая Епическая Ракета или неведома зверушка от обезьянничающих рф-ских чинуш - уже  не важно.
Просто выбор метана Юлой обозначил абсолютную неотвратимость этого.

Поскольку эпоха бюрократов и политиков развратила отрасль по срокам сложно загадывать , но основой будет только метан и  в том числе  BE-4 .
роскосмос - сборище ворюг и бюрократов
одноразовый Ф9 - лучшая в мире ракета для вывода на ГПО.
ФХ бесперспективная связка дров.
КК Союз - лучший на долгие годы вперед.
Бочки стс-100,крю дрэгон,педерация,орион -
убогие бюрократические выкидыши

Искандер

ЦитироватьNeru пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
В данном случае речь шла не о мю ПН, а о вписывании носителя в ЖД габарит. Понятно что при оптимальном проектировании у метана мю будет несколько больше. Ключевое в этом разрезе общий объём топлива, а у метанового носителя той же грузоподъемности он заметно больше.
В расчетах Дмитрия объем баков метановой РН больше на 20%. Примерно такая же информация и из остальных источников.
В ЖД габарит при желании вписать можно, но тот же Протон сможет проехать по ЖД до Байконура, а вот до Восточного - может и не проехать - около Байкала очень проблемные туннели. Причем и по Трансибу и по БАМу.

Где-то видел видео с конференции какой-то. Там кроме проектов сверхтяжа от Энергии был ещё какой-то, с хитрыми формами корпуса блоков. Эти блоки были рассчитаны и на метан и для возможности перевозки по ЖД до Восточного. Так что при желании доставка по ЖД скорее всего возможна, было бы желание.
И каким таким хитро.. способом Вы баки, которые проектировались под пределы ЖД габарита увеличите на 20%??? 
Разделение по межбаку лишает преимущества простого совмещенного днища - одного из явных преимуществ метана.
Короче, кроме метановой замены РН Союз ничего большего, моноблочного в ЖД габарит не вписывается.
Не делайте из метана культа, лучше предлагайте сборку  баков и РН рядом с космодромом...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Leonar

ЦитироватьИскандер пишет:
Разделение по межбаку лишает преимущества простого совмещенного днища - одного из явных преимуществ метана.

ну не сильно явных....
тут больше многоразовые преимущества
ЦитироватьИскандер пишет:

лучше предлагайте сборкубаков и РН рядом с космодромом...
это конечно хорошо... но тоже затратненько. пока...

Искандер

ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Разделение по межбаку лишает преимущества простого совмещенного днища - одного из явных преимуществ метана.

ну не сильно явных....
тут больше многоразовые преимущества
ЦитироватьИскандер пишет:

лучше предлагайте сборкубаков и РН рядом с космодромом...
это конечно хорошо... но тоже затратненько. пока...
Многоразовые преимущества единственный серьезный аргумент для перехода на метан. Но нужны ли будут России многоразовые носители через 10-15 лет? Что вообще будет с Россией через 10-15 лет? ХЗ
Сборочный завод рядом с СК это пожалуй единственное вменяемое решение  проблемы ЖД габарита.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Raul

#3635
Цитироватьaxxenm пишет:
Я утверждаю что началась Метановая Эпоха, то есть все полностью новые коммерчески успешные РН(без учета карликов и индо-китайцев) будут метановыми- а что это будет Вулкан,Нью-Гленн ,Большая Епическая Ракета или неведома зверушка от обезьянничающих рф-ских чинуш - уже не важно. Просто выбор метана Юлой обозначил абсолютную неотвратимость этого. 
Если Большая Метановая Эпоха начинается в одной отдельной взятой стране, без учета индо-китайцев, европейских бюрокартов и прочих чинуш, а в этой отдельной стране - в одной отдельно взятой фирме, которая как бы хочет сделать Большую Епическую Ракету, то это больше напоминает Большой Маркетинговый Пузырь, надутый метаном.

Так и не понял на что Вы предлагаете ставить... Эпоха - понятие заюзанное (в маркетинге каждый новый чих - это уже новая эпоха). Вот вам конкретный прогноз до 24 года - полетит метановый маломерок от "обезьянничающих рф-ских чинуш". И все. ULA будет и дальше летать на керосине, мотивируя это техническими сложностями с новыми движками. BFR не будет. Безос полетит, но это будет не метан, а метан-водород.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Leonar

ЦитироватьИскандер пишет:
Что вообще будет с Россией через 10-15 лет? ХЗ

тебе не надоело все время об этом ныть?
не будет России - не будет и всего остального что не понятного...ясно.
ЦитироватьИскандер пишет:

Но нужны ли будут России многоразовые носители через 10-15 лет?
если будет доказано "не нами" что это выгодно, то через 10...15 лет - будут однозначно

Искандер

ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Что вообще будет с Россией через 10-15 лет? ХЗ

тебе не надоело все время об этом ныть?
не будет России - не будет и всего остального что не понятного...ясно.
ЦитироватьИскандер пишет:

Но нужны ли будут России многоразовые носители через 10-15 лет?
если будет доказано "не нами" что это выгодно, то через 10...15 лет - будут однозначно
Нет, не надоело. Потому как первое (что будет с Россией) определяет второе (что будет нужно), а не наоборот. И вполне может статься что ничего кроме Союза и Протона летать не будет и нужно не будет... Многоразовость это для коммерции прежде всего, чисто для потребостей страны она лишняя... Но какая коммерция для страны под вечными санкциями? 
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Leonar

ЦитироватьИскандер пишет:
Многоразовость это для коммерции прежде всего, чисто для потребостей страны она лишняя...
ды конечно...
если так и дальше думать что чем дороже для государства, тем лучше, то вполне можно дойти и до протона по цене слс
ЦитироватьИскандер пишет:

Но какая коммерция для страны под вечными санкциями?
тем более при этом.
хоть ты и устал уже...

Сергей

ЦитироватьИскандер пишет:
Многоразовость это для коммерции прежде всего, чисто для потребостей страны она лишняя... Но какая коммерция для страны под вечными санкциями?
Как только уверенно залетает у Безоса Нью Гленн , причем водород на второй ступени временное явление, пока ВЕ-4 не выйдет на проектные 245 тс земной тяги (ИМХО), помимо постепенного передела коммерческого рынка пусковых услуг, весьма вероятно начнется милитаризация космоса (средства перехвата ББ БР, повышение плотности КА разведки, связи и т.д.) Интерес военных к BFR уже обозначился, однако не ясна ситуация с Рапторами, несмотря на громкие заявления Маска и Ко. Более вероятно, что на первом этапе заработает прототип Раптора с земной тягой 100 тс, и появится в близких габаритах многоразовый метановый Фалькон, с увеличенной грузоподъемностью - соответственно разделение рынка по ПН с Безосом, как коммерческого, так и в интересах МО США.
После этих событий вынужденно займется многоразовыми проектами и РФ, нужного количества одноразовых РН промышленность не обеспечит. И в обеспечение МРКС надо уже сейчас начать отрабатывать РД0162 в реальном "железе". Будет движок, будет и МРКС, будет чем отвечать супостатам.