Cвинцовая плита в ВА КК Союз?

Автор Yegor, 22.03.2006 00:34:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Reader

ЦитироватьЭто понятно, но все равно интересно какова была масса этого балансировочного груза на СА КК Союз-ТМ?

У "нынешних" аппаратов примерно сравнима с массой человека, попытки частично убрать постоянно предпринимались, но пока особенно ничего не дали с точки зрения наращивания ПН (думаю и не дадут), в связи с тем, что получающуюся "массовую выгоду" негде разместить в имеющемся объеме так, чтобы сохранилась требуемая поперечная центровка СА, которая как известно обеспечивает необходимое качество, невозможность авторотации и полета люком вперед (наряду с продольной конечно)...

Oleg

Цитировать
ЦитироватьЭто понятно, но все равно интересно какова была масса этого балансировочного груза на СА КК Союз-ТМ?

У "нынешних" аппаратов примерно сравнима с массой человека, попытки частично убрать постоянно предпринимались, но пока особенно ничего не дали с точки зрения наращивания ПН (думаю и не дадут), в связи с тем, что получающуюся "массовую выгоду" негде разместить в имеющемся объеме так, чтобы сохранилась требуемая поперечная центровка СА, которая как известно обеспечивает необходимое качество, невозможность авторотации и полета люком вперед (наряду с продольной конечно)...

Это понятно.
ЦитироватьПо достоверным сведениям масса балансировочного груза в СА ТК "Союз-ТМА" составляет 40кг.
Но ведь утверждается, что это смогли сделать только на ТМА. Потому и возникает вопрос о массе этого груза на ТМ. Ведь в книге РККЭ было написано, что
ЦитироватьНаиболее важное мероприятие по уменьшению массы корабля заключалось во внедрении новых парашютных систем. Начало этому было положено еще в 1973 году, когда в НИИ АУ организовали исследовательские работы по поиску новых материалов. В 1977 году был выпущен совместный отчет (НИИ АУ и НПО "Энергия") о путях внедрения новых материалов на кораблях "Союз" с выводами о возможности снижения массы парашютных систем на 30-40% за счет применения синтетического высокомодульного материала для строп и облегченного капрона для куполов парашютов. В 1978 году на совещании  у  заместителя   министра   Г.М. Табакова   с   участием   К.Д.  Бушуева   и В.А. Тимченко принято принципиальное решение о продолжении работ и о выделении из фондов MOM партии СВМ, в то время остродефецитного материала, на нужды экспериментальной отработки. В 1978-1981 гг. налаживалось производство лент из СВМ изготавливались опытные парашюты, проводились исследовательские летные испытания, позволившие выявить и учесть влияние более жесткого материала СВМ на конструкцию и характеристики парашютов (прочность, наполняемость технология изготовления).  В 1982 году главный конструктор Ю.П. Семенов принял решение о внедрении новых парашютных систем, в НИИ АУ (О.В. Рысев) началась их разработка, а [/size]НПО "Энергия" провело увязку систем с конструкцией и автоматикой СА.[/size] Особенностью этих работ было то, что они велись непосредственно и только для кораблей "Союз". Уже потом новые материалы стали внедряться на беспилотные аппараты. К 1986 году была закончена экспериментальная отработка, включая серию сбросов макетов СА с самолета, выпущено дополнение к межведомственному заключению о допуске  к пилотируемым полетам. [/size]Результатом работ было существенное улучшение характеристик корабля. Масса парашютных систем уменьшилась на 120 кг (на 40%), а масса спускаемого аппарата - примерно на 140 кг.[/size] Освободился объем, и в СА был установлен контейнер для полезного груза. Была усовершенствована конструкция СА и парашютных систем.[/size]
Книга РКК Энергия т.1
В связи с чем закономерный вопрос, раз была усовершенствована конструкция СА и парашютных систем, то как это все отразилось на массе балансировочного груза?
Я уже не спрашиваю про Союз-Т, если про ТМ нет данных, что бы ответить на такой, казалось бы простой, вопрос?
Т.е. про Джеминай, Аполлон можно все узнать, а про Союз-Т и ТМ уже ничего?
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

ДмитрийК

Изучая вопрос про грузила в Аполлонах :) у меня сложилось такое впечатление (ссылку дать не могу увы) что в креслах Джемини и во всех САС грузила были на постоянной основе для динамической устойчивости. Грузила же в капсулах подбирались под каждую миссию индивидуально и уточнялись по результатам взвешивания и балансировки. И вообще ИМХО вся тема немного притянута за уши, поскольку положение центра масс определяется на достаточно ранней стадии а уж как его достичь - это другой вопрос. Можно грузило положить на пол а можно саму конструкцию изначально сделать тяжелее в этом месте. А в какую графу эту массу записывать - это уже к бухгалтеру :) Важен результат.

STEP

На сколько я видел схему Союзовского СА, там не единый груз в виде свинцовой плиты, а несколько отдельных грузил. Они укладываются в соответствующие ячейки на днище, и подгоняются в каждом полете под соответствующие массовые характеристики того, что в данной экспедиции возвращается в СА. Т.к. от полета к полету это самое возвращаемое в СА меняется, то загрузка тоже меняется. Т.к. диапозон изменений может оказаться достаточно велик, то нужен и запас.
И последнее. СА, это самая дорогая часть в космическом аппарате. Самое сложное, это получение его формы и центровки по результатам продувок в огромном диапозоне скоростей и плотностей потока. Работа очень долгая и дорогая. По результатам получается форма СА и его центровка. Дальше уже центр масс загоняют в нужное место возможными методами.
Ну не нравится Вам Старый груз. А может у СА есть еще что лишнее, герметичный корпус к примеру, или там СЖО можно повыкидывать. Да и БО лишний. Сколько тонн лишних каждый раз таскаем ради сортира. Не баре, могут и за бортс свои дела делать. Да и сами они не нужны... А таскать надо исключительно полезные вещи.
Вам хлеб с медом, или со сгущенкой. Нам и то, и другое, и можно без космонавтов пожалуйста (с) Винни Пух.
Давно Старый мечтает от космонавтов избавиться. :D
Дурят нашего брата, дурят ...

ShcherbakS

Цитировать
ЦитироватьВ Союзе-ТМА - нет. В Союзе-ТМ - была необходима, и была.

Насколько мне известно, конечно. Не буду давать твёрдых гарантий :( .

По достоверным сведениям масса балансировочного груза в СА ТК "Союз-ТМА" составляет 40кг. Только об этом тс-сссс, никому!

Виноват, дезинформировал общественность.
40 кг - это снижение массы балансировочного груза для СА беспилотного грузовозвращаемого корабля по сравнению с Союзом ТМА.
Сам груз в принципе остается для центровки СА по продольной оси.
Во как все не просто!

Fakir

Вроде бы груз на "Союзе" появился по той причине, что по инициативе Феоктистова диаметр СА был уменьшен - в результате поплыла центровка, и пришлось использовать пресловутый груз, и ожидавшейся весовой экономии не вышло. Зато сидеть в СА пришлось скрючившись.
Источник - Черток, 4-й том.

Старый

Проблема видимо всётаки в том что фарообразная форма (в отличие от конической) смещает ц.м. вверх, в сторону стыковочного узла. Приходится восстанавливать статус-кво с помощью баласта.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Yegor

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВ Союзе-ТМА - нет. В Союзе-ТМ - была необходима, и была.

Насколько мне известно, конечно. Не буду давать твёрдых гарантий :( .

По достоверным сведениям масса балансировочного груза в СА ТК "Союз-ТМА" составляет 40кг. Только об этом тс-сссс, никому!

Виноват, дезинформировал общественность.
40 кг - это снижение массы балансировочного груза для СА беспилотного грузовозвращаемого корабля по сравнению с Союзом ТМА.
Сам груз в принципе остается для центровки СА по продольной оси.
Во как все не просто!
Так что те же 150 кг?

Fakir

Тут бы выяснить - а куда, собственно, смещают ЦМ за счёт балласта? Только ли вниз, или всё-таки в первую очередь к оси, как я подозреваю?

Старый

ЦитироватьТут бы выяснить - а куда, собственно, смещают ЦМ за счёт балласта? Только ли вниз, или всё-таки в первую очередь к оси, как я подозреваю?
Вероятно требуется и туда и туда. Так что совмещают приятное с полезным.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Yegor

ЦитироватьВроде бы груз на "Союзе" появился по той причине, что по инициативе Феоктистова диаметр СА был уменьшен - в результате поплыла центровка, и пришлось использовать пресловутый груз, и ожидавшейся весовой экономии не вышло. Зато сидеть в СА пришлось скрючившись.
Источник - Черток, 4-й том.
Я тоже про это читал у Чертока.

ИМХО вполне логично. Если сделать СА немного больших размеров (скажем 2.5м вместо 2.17м), но ПН оставить тем же, разместив ПН внизу в центре, то вполне логично, что у СА будет нормальная центровка - внизу, в центре.

ЗЫ: Кстати масса СА Шенжоу (2.5м в диаметре) всего на 300 кг больше, чем СА Союза (2.17м в диаметре)  :(
http://www.astronautix.com/craft/shenzhou.htm
http://www.astronautix.com/craft/soyuztma.htm
Выглядит при этом Шенжоу очень просторно.

Кстати, может китайцы туда эту свинцовую плату поставили, по не знанию, когда копировали? И тогда можно ещё легче?

С. Тушин(ский)

Проблема балласта на "Союзах" успешно решена!
Проводится новый набор космонавтов для полета на "Союзах". В дополнение к прежним требованиям введено только одно новое - чтобы задница была на 40 кг тяжелее... :D

А вот кто догадается, зачем на "Буране" в крыле был тако-о-о-й баластище?

STEP

Цитировать
ЦитироватьВроде бы груз на "Союзе" появился по той причине, что по инициативе Феоктистова диаметр СА был уменьшен - в результате поплыла центровка, и пришлось использовать пресловутый груз, и ожидавшейся весовой экономии не вышло. Зато сидеть в СА пришлось скрючившись.
Источник - Черток, 4-й том.
Я тоже про это читал у Чертока.

ИМХО вполне логично. Если сделать СА немного больших размеров (скажем 2.5м вместо 2.17м), но ПН оставить тем же, разместив ПН внизу в центре, то вполне логично, что у СА будет нормальная центровка - внизу, в центре.

ЗЫ: Кстати масса СА Шенжоу (2.5м в диаметре) всего на 300 кг больше, чем СА Союза (2.17м в диаметре)  :(
http://www.astronautix.com/craft/shenzhou.htm
http://www.astronautix.com/craft/soyuztma.htm
Выглядит при этом Шенжоу очень просторно.

Кстати, может китайцы туда эту свинцовую плату поставили, по не знанию, когда копировали? И тогда можно ещё легче?

Повторяю, нельзя легче. ЦТ должен находиться в определенном месте достаточно точно, а груз внутри СА меняется в каждом полете. Крыльев с рулями и элеронами не существует, значит менять можно только загрузку. Ее сосчитали из самых неблагоприятных условий + запас. В зависимости от реальных условий часть груза убирается и ЦТ загоняется на место. И тут хоть русские, хоть амеры, хоть чайники, хоть кофейники, но у капсульных СА груз будет...
Дурят нашего брата, дурят ...

Старый

ЦитироватьИ тут хоть русские, хоть амеры, хоть чайники, хоть кофейники, но у капсульных СА груз будет...
А может только у фарообразных, а у конических - не?
 Я уже раза три спрашивад: слышал кто-нибудь про баласт в ВА ТКСа?  Про Аполлон и Джеминай уж и не спрашиваю...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

С. Тушин(ский)

Старый! Вы ведь уже большой мальчик! Вы видели самолеты близко и даже трогали их руками! Почему же Вы не можете понять простые вещи???
При проектировании сложных технических изделий приходится выполнять десятки или даже сотни требований, часто прямо противоположных. И каждая конструкция - это компромисс, более-менее хорошо удовлетворяющий этим требованиям.
Думаю, что в случае балансировочных грузов на "Союзе" можно было принять и другое конструктивное решение, но оно было бы в чем-то хуже... Ну, например, сокращение массы балласта потребовало бы увеличить запас топлива двигателей стабилизации... Или ограничило бы рост космонавта... Да мало ли что...
А на ВА ТКС, возможно, обошлись без них. Ну, возможно, потому, что переходный люк с системой герметизации весит больше... (Извините уж, это мои фантазии, я не механик).

foogoo

А вот интересно, почему нельзя всякие там компьютеры и радиопередатчики под спину положить вместо свинца? Можно даже не экономить на монтаже - сделать все кондово и надежно...
(Я тоже не механик :))

STEP

ЦитироватьА вот интересно, почему нельзя всякие там компьютеры и радиопередатчики под спину положить вместо свинца? Можно даже не экономить на монтаже - сделать все кондово и надежно...
(Я тоже не механик :))

Можно, так и сделано. Часть оборудования под кресла загнали. Но вот космонавт в правом кресле оказался на 40-50 кг легче (женщина турист), а в левом на двадцать тяжелее (американец гамбургеров переел), да еще с орбиты доставляют груз негабаритный. Будем значит штатную аппаратуру под креслами срочно перемонтаживать, проводку менять и т.д. А долетит ли после такого перемонтаживания Союз вообще куда либо???
Кстати, даже на САС Союза, и Сатурна тоже, стояли балансировочные грузы (у амеров из обедненного урана). Грузы эти менялись в зависимости от стартовой массы уводимой части. Тоже бы их надо снять и заменить на топливо???
Есть такое понятие НАСТРОЙКА и система должна иметь запас по настраиваемости, причем и в + и в -.
А на счет грузов в ВА спросите у тех, кто их проектировал. Наверняка найдутся. Или у них это решалось другими способами, там активными, но не без расхода массы - это уж точно.
Дурят нашего брата, дурят ...

Дмитрий Виницкий

Теоретически можно вообразить балласт в виде сверхплотной жидкости, перетекающей из ячейки в ячейку через систему клапанов, управляемых процесором :)

Чисто теоретически.
+35797748398

Alex_II

ЦитироватьТеоретически можно вообразить балласт в виде сверхплотной жидкости, перетекающей из ячейки в ячейку через систему клапанов, управляемых процесором :)

Чисто теоретически.
В смысле ртуть вместо свинца? А экипаж как-нибудь случайно не потравим? Или какую жидкость?
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Дмитрий Виницкий

Ну, почему ртуть? Вещество должно быть инертным. Это же теоретически :)
+35797748398