Страницы: 1
RSS
Спасаемая капсула для пилотируемых полетов
 
https://aboutspacejornal.net/2018/01/10/%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB­%D0%B8-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%8E-%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%83%D1%8E/

Молодцы! :-)
Прямо слизали идею из моего рассказика "Неизвестный космонавт" ;-) :-)

Отрывок:

«Ведущий: …Чтобы все, происходившее в далеком уже 1987 году, стало окончательно ясно, остановимся на некоторых исторических и технических вопросах.
Вторая половина 80-х годов стала рубежной для советской космонавтики. В 1986 году была запущена новая орбитальная станция «Мир», которую предстояло дооснастить пятью модулями. В мае 87-го впервые стартовала мощная ракета-носитель «Энергия». Готовился к запуску многоразовый орбитальный корабль «Буран». Советский Союз начинал новую широкую программу освоения космического пространства.
В этой программе большое значение уделялось вопросам безопасности экипажей орбитальных комплексов и многоразовых кораблей. На памяти еще была трагедия «Челленджера» и гибель семерых американских пилотов в январе 1986 года. Советские конструкторы решили не допустить подобной судьбы для наших космонавтов.
В конструкторском бюро «Топаз» был создан миниатюрный космический корабль, который назвали «ИСКРА» - индивидуальный спасательный космический реактивный аппарат.
Об устройстве этого корабля мы попросили рассказать одного из его создателей – доктора технических наук Валерия Петровича Анисимова.
Видеокартина: Тамарин и Анисимов стоят около стены, увешанной стендами с изображениями космического корабля  «Искра» во всех ракурсах. Рядом на столике – макеты «Искры», грузового корабля «Прогресс» и ракеты-носителя «Союз-У». Анисимов - высокий, седовласый, с крупным лицом. На вид ему можно дать около семидесяти лет. Одет в строгий синий костюм, модный галстук хорошо гармонирует с белоснежной рубашкой. Указкой показывает на стенды и рассказывает.
Анисимов (водит указкой по большой цветной схеме аппарата «Искра»): Внешне космический аппарат «Искра» напоминал уменьшенную в размерах и упрощенную по части бортового оборудования копию первого советского космического корабля «Восток». Аппарат-спасатель состоял из двух частей: круглой пилотируемой капсулы, диаметром около полутора метров, и двигательного отсека в форме усеченного конуса. В капсуле размещалось кресло для пилота, система управления кораблем, средства жизнеобеспечения космонавта, рассчитанные на суточный автономный полет, носимый аварийный запас – на случай посадки корабля в нештатном районе приземления. Двигательный отсек располагался в носовой части «Искры». Двигатели могли работать и во время старта ракеты-носителя – в качестве аварийной системы спасения, чтобы увести корабль подальше от терпящей аварию ракеты, так и в ходе орбитального полета – для ориентации в пространстве и торможения. Перед спуском в атмосфере двигательный отсек сбрасывался. На Землю возвращалась только шарообразная капсула с космонавтом. На высоте около семи километров вводился в действие парашют, и далее корабль плавно опускался на земную поверхность.
Несколько кораблей этого типа должны были выводиться на орбиту ракетой-носителем «Союз» и с помощью специального буксира доставляться к орбитальной станции «Мир». Их собирались разместить на внешней поверхности станции, соединив герметичным рукавом-шлюзом с обитаемыми отсеками «Мира». Предполагалось, что корабли «Искра» будут использоваться для экстренной эвакуации космонавтов на Землю – например, в случае болезни одного из членов экипажа. Это была актуальная задача: в 1985 году экипаж орбитальной станции «Салют-7» пришлось досрочно возвращать на Землю из-за болезни одного из космонавтов. Если бы тогда на орбитальной станции был корабль «Искра», то можно было бы эвакуировать только заболевшего, а остальной экипаж продолжил бы работу.
Предусматривалось использование миникорабля «Искра» и при первых полетах корабля «Буран». Если бы крылатый корабль по какой-то причине не мог бы совершить возвращение на Землю, его экипаж можно было эвакуировать с помощью двух-трех кораблей класса «Искра», которые заранее располагались бы в грузовом отсеке.
Ну, и наконец, «Искра» могла использоваться в беспилотном варианте – для оперативной доставки грузов – до трехсот килограмм – с орбитального комплекса на Землю.
Штатную эксплуатацию корабля мы планировали начать с 1990 года – после полного укомплектования «Мира» всеми модулями. Но перед этим должны были состояться испытательные полеты нашего «кораблика» - так мы, конструкторы, его между собой называли. В первых пяти пусках мы предполагали проверить корабль во время атмосферного полета – на этапе движения ракеты-носителя «Союз» в атмосфере. При этом имитировалось бы спасение космонавтов из многоразового корабля «Буран» в случае его аварии через несколько минут после старта с космодрома.
Первоначально эти планы предусматривали два беспилотных пуска и три пуска с пилотами внутри «Искры». Только потом, в случае полного успеха, мы собирались перейти к орбитальным испытаниям – два беспилотных полета с «Мира» на Землю и одно испытание с участием космонавта».

:-)
Чеслав Сэмюэль Волянецкий
 
Цитата
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ КАПСУЛА ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В.Е. Миненко1 , Д.Н.Агафонов1 , Г.Е. Белкина1 , С.Б. Быковский2 , А.Г. Якушев2 goodday1122@mail.ru 1МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина Проблема спасения экипажей космических кораблей и будущих аэрокосмических транспортных систем не только в момент старта, но и на всех остальных участках полета будет всегда актуальна при осуществлении человеком полетов на большие высоты и с большими скоростями. Для подтверждения этого достаточно вспомнить печальный опыт использования американской аэрокосмической системы «Спейс Шаттл», за время эксплуатации которой были потеряны два экипажа на участке выве- дения и на участке возвращения аэрокосмического самолета. Конструкция советско- го орбитального самолета «Буран» предусматривала спасение двух пилотов на этапе летных испытаний с помощью катапультируемых кресел К-36РБ, однако далеко не во всем диапазоне высот и скоростей полета. В дальнейшем предусматривалось спасе- ние всей кабины экипажа «Бурана», но из-за свертывания программы эта работа не была реализована. Существующая система спасения экипажа космического корабля «Союз» обеспечивает спасение экипажа на всех этапах участка выведения, однако при определенных условиях срабатывания этой системы перегрузки, которые испытывает экипаж при спасении, могут превысить 20 единиц. Предлагаемая конструкция спасательной капсулы на базе спускаемого аппара- та класса «несущий корпус», благодаря аэродинамическим характеристикам своей формы, обеспечит спасение экипажей перспективных космических кораблей на всех этапах участка выведения и возвращения. Такая «многорежимность» предлагаемой конструкции спасательной капсулы позволит сделать ее универсальной, для исполь- зования на различных аэрокосмических аппаратах с различными траекториями поле- та. При этом перегрузки, которые будет испытывать экипаж при спасении, будут сопо- ставимы с перегрузками при штатном полете. А использование хорошо отработанной парашютно-реактивной системы мягкой посадки обеспечит высокую надежность безопасного приземления экипажа. В свое время в РКК «Энергия» уже проводились работы по созданию спасаемой ка- бины в виде аппарата класса «несущий корпус» для орбитального самолета массой порядка 100 тонн, однако развития эти работы, к сожалению, не получили.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги