Страницы: 1 2 3 4 5 ... 17 След.
RSS
[ Закрыто ] Анализ и результат программы Space Shuttle
 
Хотел бы уточнить несколько вопросов по программе Спэйс Шатл.

Как я понимаю основными целями программы были:
- экономия издержек и снижение стоимости полетов за счет многоразовости
- выведение на орбиту 20 тон в том числе спутников военного назначения
- многократное использование спутников и их ремонт на земле путем спуска с орбиты их ремонта и обратно после регламентного срока

Как я понимаю ключевой удар по программе Спэйс Шатл был нанесен в 1986. Где-то встречал информацию что после катастрофы Челенджера полностью поменялась концепция челноков и пришлось отказать от первоначальных планов. Могу ошибаться и прошу поправить но после аварии Челенджера пришлось:
- полностью отказаться от возвращения спутников с орбиты;
- уменьшить планируемое число пусков в несколько раз;
- полностью пересмотреть стратегию пилотируемой программы.

В этой связи исходя из истории программы Спэйс шатл хотелось бы уточнить:
1 Почему Спэйс Шатал так и не летал 24 раза в год?
2 Почему летал не чаще чем 8-9 раз в год?
3 Почему катастрофа Челенджера является ключевой в плане смены стратегии использования челноков и из-за нее была полностью пересмотрена пилотируемая программа НАСА?
4 Почему после Челенджера отказались от идеи возвращения спутников в орбиты?
5 Каков общий итог этой программы? Больше плюсов или минусов?
6 Челноки себя все-таки оправдали или нет (существуют разные оценки)?
7 Катастрофа Колумбии как то сказалась на решении о преждевременном прекращении полета Шатлов?
8 Какая основная причина прекращения полета Челноков именно в 2011 г а не раньше или позже?
9 Имел ли смысл прекращать полеты Шатлов в 2011 г., одновременно принимая программу CCiCap в условиях реальной неготовности ни одного из частников США к пилотируемым полетам, и как показал опыт последующих многократных задержек практически на десятилетие 2020-го года оставивших США без пилотируемой космонавтики?
10 Насколько дальновидно было решение США о передачи монополии на пилотируемые полеты в космос своему основному военно-политическому противнику - России в условиях эскалации международной напряженности, очень сложных отношений с последней и формирования сильнейшего после Второй мировой войны военно-политического противостояния, особенно обострившегося после событий в Украине (напомню, что когда прекращали полеты Шатлов была уже "арабская весна", Сирия, Ливия)?
 
После 1986 кажется помимо LDEF и со спутниками работали чуть чуть.

В вики в статье про шаттл в русскоязычной статье есть англоязычные источники что было запрещено.

Про чьи спутники разговор после 1986 - государственные или коммерческие?

>>8 Какая основная причина прекращения полета Челноков именно в 2011 г а не раньше или позже?
- Вообще-то по принятым срокам было раньше, но решили полетать еще чуть-чуть.
Изменено: pnetmon - 24.10.2016 07:49:37
 
Цитата
pnetmon пишет:
Про чьи спутники разговор после 1986 - государственные или коммерческие?
Я не знаю в чем разница. Помню, что говорили от этой идеи отказались
 
Цитата
Quооndo пишет:
Цитата
pnetmon пишет:
Про чьи спутники разговор после 1986 - государственные или коммерческие?
Я не знаю в чем разница. Помню, что говорили от этой идеи отказались
одно дело когда астронавты рискуют по государственной программе, другое дело когда исполняя коммерческий договор с коммерческой фирмой при том за государственные деньги
 
Отчасти закрытие программы состоялось из-за выросшей в разы себестоимости полётов, потому что здесь стоит учитывать и мероприятия связанные с весьма дорогостоящим послеполётным ремонтом "челноков" (читай - 100% капремонтом), а это, как принято говорить, деньги налогоплательщиков.
О какой-такой экономии здесь речь?
Да и программа к концу её действия напрямую была связана с ОС "Мир" (по проекту "Мир-NASA"   ) , а затем с МКС. Частные научные программы (с астронавтами-представителями фирм, спецами по полезной нагрузке ) которыми запомнились ранние миссии "челноков", к тому времени свелись к "нулю".
Изменено: Евгений Румянцев - 24.10.2016 13:24:32
 
"8 Какая основная причина прекращения полета Челноков именно в 2011 г а не раньше или позже? "
достройка их сегмента МКС в 2011 году - приделали Леонардо
 
Цитата
Quооndo пишет:
4 Почему после Челенджера отказались от идеи возвращения спутников в орбиты?
Потому что не стало таких спутников которые можно и нужно бы было возвращать с орбиты.
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Старый пишет:
Цитата
Quооndo пишет:
4 Почему после Челенджера отказались от идеи возвращения спутников в орбиты?
Потому что не стало таких спутников которые можно и нужно бы было возвращать с орбиты.
не согласен. вернуть КА, который провёл в космосе время было бы интересно строителям этого самого КА.
просто нет возможности.
 
Цитата
Сергио пишет:
не согласен. вернуть КА, который провёл в космосе время было бы интересно строителям этого самого КА.
просто нет возможности.
То есть один спутник? И чисто на разборку?
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
В основе при разработке Шаттла было военное назначение, гражданское назначение было лишь прикрытие для получения финансирования. Да и для гражданского назначения хватило бы и двух , причем с меньшей грузоподъемностью. Но когда планы с военным назначением изменились в сторону уменьшения, сократили финансирование, что бы снизить стоимость пусков для гражданских целей, в результате не исправили известные дефекты и погиб Челенджер, да и потом Колумбия тоже погибла в результате ограниченного по финансовым причинам объема испытаний ( теплозащита с бака сыпалась на Шаттл при каждом пуске,но считали априори , что она не может повредить корабль). Так что требовать от Шаттлов рентабельности не стоит.
 
Цитата
Старый пишет:
Цитата
Quооndo пишет:
4 Почему после Челенджера отказались от идеи возвращения спутников в орбиты?
Потому что не стало таких спутников которые можно и нужно бы было возвращать с орбиты.
В смысле для ремонта и перезапуска? Таких и не было никогда. Это была просто идея. Мол, при наличии возможности, причем обязательно достаточно дешевой возможности, такая модель эксплуатации спутников станет экономически выгодной.
 
Цитата
cosmoletchik пишет:
Цитата
Старый пишет:
Потому что не стало таких спутников которые можно и нужно бы было возвращать с орбиты.
В смысле для ремонта и перезапуска?
В смысле да.

Цитата

Таких и не было никогда.
Таких было миллион. Все спутники фоторазведки - Корона, Гамбит, Гексагон. Их надо было возвращать для заправки плёнкой и топливом. Но пока Шаттл делали их эпоха прошла и их всех заменил КН-11.

Цитата

Это была просто идея.
Это была экономическая целесообразность.
Цитата

Мол, при наличии возможности, причем обязательно достаточно дешевой возможности, такая модель эксплуатации спутников станет экономически выгодной.
Короткий срок жизни фотоплёночных спутников ограниченный запасом плёнки - это была притча во языцех. И решение возвращать их для перезаправки и перезарядки выглядело вполне целесообразным.
А ведь попервости и Хаббл хотели сделать на фотопластинках как нормальный телескоп. Телескопы Скайлэба были фотоплёночными.
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Кто помнит Полароиды и пункты приёма плёнки Кодак на каждом углу тот помнит что ПЗС победили плёнку только в конце 80-х. А конце 70-х было абсолютно ничего не ясно.
Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
 
Цитата
Сергей пишет:
В основе при разработке Шаттла было военное назначение
Советская легенда, предназначенная для выбивания денег на Буран.
 
Цитата
Димитър пишет:
Советская легенда, предназначенная для выбивания денег на Буран.
Тем не менее военные планировали заказать чисто для себя несколько шаттлов, и готовили свою группу военных специалистов полета (Manned Spaceflight Engineer). А часть состоявшихся полетов, выполнявшихся по программе минобороны, остается секретной.
Но говорить, что цель разработки - военная, это все же перебор, да.
 
Цитата
Старый пишет:
Кто помнит Полароиды и пункты приёма плёнки Кодак на каждом углу тот помнит что ПЗС победили плёнку только в конце 80-х. А конце 70-х было абсолютно ничего не ясно.
В потребительском рынке по пунктам приема добавил бы еще десяток лет до конца 99-х. В начале 00 был переход с пленки на цифру при сравнимом качестве. Сами пункты умирали после 2005.

А для военных по разрешению снимков к концу 80-х уже добились качества фотопленки?
 
Цитата
Старый пишет:
Кто помнит Полароиды и пункты приёма плёнки Кодак на каждом углу тот помнит что ПЗС победили плёнку только в конце 80-х.
Не помню такого :) Первая потребительская цифровая камера только появилась в 1988-1989. А пленочных камер продавалось больше, чем цифровых аж до 2003 года.
А "Поляроиды" не то что исчезли, а продаются все больше и больше благодаря Fuji, даж. Лейка уже анонсировала свою "моментальную" камеру.  
 
Цитата
Quооndo пишет:
- экономия издержек и снижение стоимости полетов за счет многоразовости
Тут был полный провал.

Цитата
Quооndo пишет:
- выведение на орбиту 20 тон в том числе спутников военного назначения
Это было в первую очередь, особенно в рамках тогда популярной программы СОИ.

Цитата
Quооndo пишет:
- многократное использование спутников и их ремонт на земле путем спуска с орбиты их ремонта и обратно после регламентного срока
Это была редкость. Индонезийский спутник "Палапа-Б" был снят с орбиты шаттлом и потом снова выведен в космос после ремонта на РН "Дельта-2".

Цитата
Quооndo пишет:
- полностью отказаться от возвращения спутников с орбиты;
Тогда была возвращена европейская платформа Европа. Но самое главное изменение - отказ от использование шаттлов при пусках коммерческих спутников связи, которых он брал по два за полет. С "Челлееджером" погибли два спутника связи, которые он должен был вывести на ГСО.

Цитата
Quооndo пишет:
- уменьшить планируемое число пусков в несколько раз;
И повысить стоимость полета. В середине 80-х она оценивалась в 50 млн долларов, в начале 90-х 150 млн долларов. Кстати, "Индевор" в первом полете в 1992 году выполнял уникальную операцию спасения неудачно выведенного спутника связи Интелсат. 150 млн долларов заплатил оператор НАСА для спасения спутника. Экипаж вручную состыковал спутник с РБ и тот доставил его на ГСО.

Цитата
Quооndo пишет:
7 Катастрофа Колумбии как то сказалась на решении о преждевременном прекращении полета Шатлов?
После катастрофы "Колумбии" стоимость полетов возросла до непристойных 600 млн долларов, и это единственная причина закрытия программы.

Цитата
Quооndo пишет:
6 Челноки себя все-таки оправдали или нет (существуют разные оценки)?
Шаттл - самая уникальная конструкция, летавшая в космос до сегодняшнего времени. Это единственная в мире пилотируемая РН и первая и неудачная попытка освоить многоразовые полеты в космос. Широкие возможности шаттла намного опередили время и все было бы ничего, если бы не цена вопроса. Затраты на полеты привели к закрытию программы.

Также шаттлы позволили выводить к космос ПН, которые в ином случае выводить было бы затруднительно. В частности, были проведены до сих пор уникальные эксперименты с привязными спутниками. АС МКС еще долго будет памятником шаттлам.
Изменено: George - 26.10.2016 16:52:06
 
Цитата
George
После катастрофы "Колумбии" стоимость полетов возросла до непристойных 600 млн долларов, и это единственная причина закрытия программы.

Если поделим стоимость разработки от 1970 года через количество полетов (134), то получаем стоимостъ одного полета на 2,25 милиард доларов, (в Долларах 2010 года).

У Шаттла были в последнее время очень высокие постоя́нные затра́ты (fixed cost) на 200 миллионов доллар на месяц.
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 
Цитата
Quооndo пишет:
Хотел бы уточнить несколько вопросов по программе Спэйс Шатл.

Как я понимаю основными целями программы были:
- экономия издержек и снижение стоимости полетов за счет многоразовости
- выведение на орбиту 20 тон в том числе спутников военного назначения
- многократное использование спутников и их ремонт на земле путем спуска с орбиты их ремонта и обратно после регламентного срока
Основной целью программы было создание боевого космического аппарата орбитального базирования способного, при необходимости, покидать орбиту и совершать маневр в атмосфере до 2000 км в сторону от курса с целью нанесения ядерного удара.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 17 След.
Читают тему (гостей: 1)
Журнал Новости Форум Фото Статьи Книги