Опознавательные знаки, государственные знаки и вымпелы.

Автор Олег Колесников, 16.11.2011 20:33:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олег Колесников

Здравствуйте.
У нас, на форуме коллекционеров, завязалась дискуссия на тему отличия между вымпелами и государственными знаками, находившимися на советских космических аппаратах. Об этих объектах говорится, например, следующим образом:

"На автоматической станции «Луна-16» были установлены вымпел и знак с изображением Государственного герба Советского Союза.
Вымпел, выполненный в виде тонкой прямоугольной металлической пластины, был установлен на посадочной ступени. На лицевой стороне пластины имеется надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», а также Герб Советского Союза; на оборотной стороне — по правому полю надпись: «Луна-16» сентябрь 1970», а на основном поле изображены старт ракеты с поверхности Луны, трасса Луна — Земля, земной шар с очертаниями территории Советского Союза и обозначением места посадки возвращаемого аппарата.
Государственный знак, имеющий форму пятиугольника, был установлен на возвращаемом аппарате. На его лицевой стороне — надпись «СССР» и Герб Советского Союза; на оборотной стороне — в центре пятиугольника — изображение станции «Луна-16», выполняющей по программе забор лунного грунта. На этой же стороне — обрамляющая надпись: «Луна-16» сентябрь 1970 Земля — Луна — Земля»".

Одна дискутирующая сторона полагает, что вымпел и государственный знак – это одно и то же.
Другая предполагает, что вымпел – это факультативный (необязательный) элемент, а термином «государственный знак» обозначался опознавательный знак космического аппарата.  

С содержанием дискуссии можно ознакомиться по ссылке http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=584&t=17310&start=60

Наличествующей в интернете информации для разрешения затронутого вопроса маловато. Поэтому заранее благодарю за любые вразумительные и достоверные сведения об официальных (формально-правовых) статусах вымпелов и государственных знаков, а также об опознавательных знаках космических аппаратов СССР.

Кроме того, был бы признателен за предоставление информации об опознавательных знаках зарубежных космических аппаратов.

Полагаю, что ознакомление с такой информацией будет небезынтересно и участникам этого форума.

Pavel

Собственно, думаю правы именно те, кто считает что гос знак это и есть вымпел. Отдельные надписи на АМС, насколько я в курсе, не наносились. Все равно их не видно, да и обгореть могут. Кроме, конечно, разных серийных номеров.

Правда были и несколько другие символы. Например в ранних ФТУ (вроде Марса-1) в качестве тестовой картинки использовалось изображение герба СССР, а Луна-10 транслировала Интернационал.



Кстати, вымпела можно посмотреть здесь.
http://mentallandscape.com/V_Pennants.htm

В зарубежных станциях порой тоже была идеологическая нагрузка, но какой-то общей логике в ней не было.

Например, в одну из полых трубок в конструкции Сурвеора был засунут американский флаг, а на Викинге флаг был изображен на станции таким образом, чтобы как можно чаще попадать в поле зрения камеры..

Также можно вспомнить послания другим цивилизациям на Пионерах-10/11 и Вояджерах..  

Как то так, надеюсь достаточно развернутый ответ.  :)

Старый

Я думаю государственные знаки ставили на спускаемые аппараты чтобы обозначить их государственную принадлежность на случай попадания в посторонние руки.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Sаlyutman

"Союз" с нанесённой на него государственной символикой.


"Звезда" с триколором
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

LG

В официальной документации на космические корабли Союз и Прогресс есть специальная книга в которой прописано как какие  и каким образом наносятся внешние надписи на корабли. Состав, размер, цвет - все определено.


Leroy

ЦитироватьНу например:
Интересно, спасибо!

Олег Колесников

ЦитироватьСобственно, думаю правы именно те, кто считает что гос знак это и есть вымпел.
В том-то все и дело, что если вдуматься, то обоснованность такого отождествления неочевидна.
Вымпел действительно несет идеологическую нагрузку, его предназначение - быть доставленным куда-то (на вершину горы, на другую планету) и там оставленным.
С государственным же знаком – пока не ясно, поэтому изложу имеющиеся факты.

1.   Как следует из международных соглашений («Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» и ряда других), государство-собственник космического аппарата по требованию страны, нашедшей этот аппарат, должно предоставить некие «опознавательные данные» («identifying data»).

2.   Согласно решению Международной спортивной комиссии ФАИ на 53-й Генеральной конференции в октябре 1960 года, в каждом Деле о космических рекордах должны быть указаны «опознавательные знаки космического корабля».

3.   Известно из воспоминаний спортивного комиссара Борисенко, что у спускаемого аппарата Гагарина был опознавательный знак «СССР - Восток». Подобные опознавательные знаки, согласно воспоминаниями того же Борисенко, а также согласно Актам составленным им, были и у аппаратов других  космонавтов (Терешковой, Быковского...) http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/baykal/borisenko2.html

"Корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР-Восток-6» приземлился в 11 часов 15 минут 55 секунд в этом же районе.
Корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР-Восток-5» приземлился в 13 часов 59 минут 59 секунд в этом же районе".


4.   Как выглядели «опознавательные знаки» упомянутых, а также иных, космических аппаратов мне пока не известно. Но вот цитата об «опознавательных знаках» воздушных судов (самолетов, вертолетов...) из учебника 1965 года http://www.aerohelp.ru/law/info/369

«Опознавательный знак состоит из двух частей – знака государства и знака судна. [17]
Знак государства – Союза Советских Социалистических Республик состоит из четырех букв русского алфавита «СССР».
Регистрационный знак состоит из пяти арабских цифр. [18]
Знак государства и регистрационный знак разделяются тире. При этом государственный знак должен предшествовать регистрационному знаку.
Например: «СССР – 42516»

[17]. Опознавательный знак служит для того, чтобы узнать по каким-нибудь признакам, приметам воздушное судно. В качестве опознавательных знаков воздушных судов применяются два вида знаков: знак государства – государственный знак; знак судна – регистрационный знак. Отсюда термин государственно-регистрационный опознавательный знак, употребляемый ВК СССР (ст.13)

[18]. До 1958 г. регистрационный знак состоял из знака-литера и цифрового знака судна, которые изображались слитно. Знак-литера означал принадлежность воздушного судна определенному ведомству или организации и изображался в виде буквы русского алфавита. Например: знак-литер «Л» обозначал транспортные самолеты ГУ ГВФ, «Н» – самолеты Главсевморпути, «Ш» – самолеты летных училищ, учебно-летных отрядов и т.д. Цифровой знак индивидуализировал воздушное судно. Он состоял из четырех арабских цифр. При этом сочетание цифр могло повторяться у разных владельцев воздушных судов».


Как видим, описание опознавательных знаков космических аппаратов, приведенное Борисенко, соответствует государственно-регистрационному опознавательному знаку воздушного судна, описанному в учебнике:
СССР – знак государства - государственный знак;
Восток, Восток-5, Восток-6 – регистрационные знаки.

(Здесь небольшое соображение. С одной стороны, присваивать первым космическим кораблям регистрационные знаки только из пяти цифр, типа 59687, - пожалуй, глупо, а более солидные сочетания, вроде 00001, уже, наверное, были заняты. С другой стороны – регистрационные знаки до 1958 года содержали и буквы и цифры. Почему бы для космических аппаратов тоже не использовать буквенно-цифровой регистрационный знак, например «Восток-5»).

Далее. В процитированном мною в первом посте сообщении ТАСС упоминаются:
- вымпел, оставшийся на Луне;
- государственный знак, вернувшийся на Землю в возвращаемом аппарате.

Итак, внутри космического аппарата:
- мог быть вымпел, факультативный (необязательный) аксессуар, несущий исключительно идеологическую нагрузку;
- обязательно был опознавательный знак, состоящий, по-видимому, из двух знаков:
а) регистрационного знака;
б) знака государства – государственного знака.

При таких условиях, допустить то, что мог быть еще и третий объект – «государственный знак», эквивалентный вымпелу, иначе говоря: допустить то, что государственный знак и вымпел - это одно и то же, я, пока, не способен.
То есть, международные термины «опознавательный знак космического корабля», «опознавательные данные» и, похоже, эквивалентный им отечественный термин «государственно-регистрационный опознавательной знак», были синонимированы более благозвучным и солидным (солидным, скажем, для сообщений ТАСС) словосочетанием: «государственный знак».

Я, как и Pavel, исхожу из того, что опознавательный знак космического корабля (спускаемого аппарата) не мог быть нанесен снаружи – он бы действительно обгорел. Поэтому предполагаю, что этот опознавательный знак представлял собой металлический предмет, размещавшийся внутри.
Пятиугольник «Луны-16» из ссылки, данной  Pavelом, я воспринимаю не как вымпел, а именно как «опознавательный знак космического аппарата». То же я думаю и, например, о пятиугольнике «Луны-17» в той же ссылке.

/////////////
Основные мои цели при создании данной темы:

- как можно достовернее прояснить ситуацию с опознавательными знаками (опознавательными данными) как пилотируемых космических аппаратов (вот что конкретно представляли собой опознавательные знаки у Гагарина, Терешковой или Быковского?), так и непилотируемых;
- выяснить: не является ли «опознавательный знак» и «государственный знак» одним и тем же.

ЦитироватьЯ думаю государственные знаки ставили на спускаемые аппараты чтобы обозначить их государственную принадлежность на случай попадания в посторонние руки.
Вот и я так думаю, и полагаю, что «государственный знак» и вымпел совсем не одно и то же. Только не «ставили на», а помещали вовнутрь.

///////////
ЦитироватьВ официальной документации на космические корабли Союз и Прогресс есть специальная книга в которой прописано как какие  и каким образом наносятся внешние надписи на корабли. Состав, размер, цвет - все определено.
Вот! Уже начитает появляться какая-то информация. Оказывается, где-то что-то официально пишут.

/////////////
Я поискал в интернете форумы о космической тематике, но только этот представился мне достаточно серьезным для постановки интересующих меня вопросов. Никоим образом не сомневаясь в радужных перспективах прояснения ситуации с опознавательными знаками на этом форуме, все-таки попрошу (если, разумеется, позволят модераторы) порекомендовать и другие респектабельные форумы – «заброшу информационные удочки» и там: один форум (голова) – хорошо, а несколько – лучше.

Олег Колесников

ЦитироватьВ зарубежных станциях порой тоже была идеологическая нагрузка, но какой-то общей логике в ней не было.

Например, в одну из полых трубок в конструкции Сурвеора был засунут американский флаг, а на Викинге флаг был изображен на станции таким образом, чтобы как можно чаще попадать в поле зрения камеры..

Также можно вспомнить послания другим цивилизациям на Пионерах-10/11 и Вояджерах..  

Как то так, надеюсь достаточно развернутый ответ.  :)
Благодарю Вас и ВСЕХ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ уже подключившихся к теме. О "конструкции Сурвеора", и тем более о флаге в ней, равно как и о книге, упомянутой LG, я и понятия не имел.

В идеологической нагрузке система, конечно, вряд ли была.
В опознавательных же знаках (Identification Plate) "Аполлонов" (по крайней мере я, пока, воспринимаю эти таблички как опознавательные знаки космических аппаратов) система прослеживается: http://images.goldbergauctions.com/php/lot_auc.php?site=1&sale=58&lot=439

и




Кроме того, полагаю, что советские "государственные знаки" тяготели к пятиугольной форме.

Pavel

Давайте начнем с того, что разделим КК и АМС. На тех же спускаеммых аппаратах того же Союзе еще много разных надписей есть. От предупредительных, до объясняющих как помочь космонавтам вылезти из него.

С АМС несколько другая история. К возвращению на землю предназначались только Е-8-5 и Л1, причем последние по сути и представляли из себя космические корабли.

Кстати, по объяснению

Цитировать"На автоматической станции «Луна-16» были установлены вымпел и знак с изображением Государственного герба Советского Союза.
Вымпел, выполненный в виде тонкой прямоугольной металлической пластины, был установлен на посадочной ступени. На лицевой стороне пластины имеется надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», а также Герб Советского Союза; на оборотной стороне — по правому полю надпись: «Луна-16» сентябрь 1970», а на основном поле изображены старт ракеты с поверхности Луны, трасса Луна — Земля, земной шар с очертаниями территории Советского Союза и обозначением места посадки возвращаемого аппарата.
Государственный знак, имеющий форму пятиугольника, был установлен на возвращаемом аппарате. На его лицевой стороне — надпись «СССР» и Герб Советского Союза; на оборотной стороне — в центре пятиугольника — изображение станции «Луна-16», выполняющей по программе забор лунного грунта. На этой же стороне — обрамляющая надпись: «Луна-16» сентябрь 1970 Земля — Луна — Земля»"

Хорошо ясно что здесь вымпел, а что гос знак.


Потом нужно и несколько разделить их по времени.Из-за высокой аварийности РН начала эры даже было не ясно какой ТАССовский номер они получат. Если посмотрите на ранние вымпелы, то хорошо видно, что там написана только цель миссии, герб и приблизительное время старта.  Из-за чего один и тот же набор опознавательных знаков был на разных аппаратах. Кому то повезло выйти на траекторию, а кому-то и нет..

Впрочем такое использование вымпела и госзнака вовсе не противоречит договоренностям.

Цитироватьгосударство-собственник космического аппарата по требованию страны, нашедшей этот аппарат, должно предоставить некие «опознавательные данные» («identifying data»).

Таких знаков на аппарате будет достаточно. Ведь кроме вымпелов  на АМС также есть и внутризаводская нумерация на многих элементах. Вроде Е-6М №202 или 3МВ-4 №3.

Да и нужно помнить, что изучение космоса тогда только зарождалось и подход к вымпелам. В частности если посмотрите на вымпелы Луны-2, то такой подход к форме был выбран исключительно из желания сохранить хоть часть вымпелов после посадки на Луну, причем для подстраховки были реализованы два разных способа этой задачи. Из-за чего и были созданы как пяти-шестиугольники, так и полоски с датой. Кстати, эти вымпелы вообще были изготовлены не на заводе  в ОКБ-1,  это про следующие подчеркивалось, что их изготовляли на гознаке.

Pavel

#10
[quote:677f3c4f1b="Олег Колесников"]

[/quote:677f3c4f1b]

Вот нечто вроде такого серийного номера. Правда на наших аппаратах они выглядели не так официально.  :)  


Приблизительно вот так
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8864.jpg
http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8864.jpg

Старый

ЦитироватьХорошо ясно что здесь вымпел, а что гос знак.

Ясно и по логике и по тексту.
 Вымпел - прямоугольная табличка со схемой полёта. Госзнак - пятиугольник с гербом и надписью "СССР"

 Повторяю ещё раз:
-Вымпел несёт идеологическую нагрузку и символизируеет достижение
-Государственный знак указывает на государственную принадлежность аппарата.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Олег Колесников

ЦитироватьДавайте начнем с того, что разделим КК и АМС.
Согласен. Мы тоже, на форуме коллекционеров, обратили внимание на следующее:

1. «Опознавательный знак космического корабля» упоминается в материалах Генеральной конференции 1960 года, которая решила в качестве абсолютных мировых рекордов полета ЧЕЛОВЕКА в космическое пространство признавать и регистрировать рекорды.
2. «Опознавательные данные космического объекта» впервые всплывают в Договоре 1966 года. В договоре, правда, говорится и об «экипаже космического объекта».

То есть, не исключено, что собственно «опознавательный знак» мог быть непременно присущ только пилотируемым объектам. В «Аполлонах» тоже полно табличек (внутризаводской нумерации) на оборудовании, и эти таблички похожи на представленные мною в предыдущем посте. Но представленные мною таблички – это явно «опознавательный знак всего космического корабля». И у Гагарина, Терешковой и других тоже были КОНКРЕТНО «опознавательные знаки космического корабля».

Ситуация с АМС – действительно пока не ясна. Вы, Pavel, вполне резонно отмечаете, что «опознавательными данными» может быть и внутризаводская нумерация – я тоже обратил внимание на расплывчатость термина «опознавательные данные».

Согласно Договору 1966 года:

«Государство - участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю».
То есть, юрисдикция сохраняется и в космическом пространстве, но для тех объектов, спуск которых не планируется, «опознавательными данными» (не «опознавательными знаками», которые на непилотируемых аппаратах, вроде как необязательны) может служить и внутризаводская нумерация – таблички на оборудовании.

ЦитироватьС АМС несколько другая история. К возвращению на землю предназначались только Е-8-5 и Л1, причем последние по сути и представляли из себя космические корабли.
Ну не зря я обратился на этот форум, предварительный вывод: из непилотирумых аппаратов «государственные знаки», - служившие, пока предположительно, опознавательными - изготавливались преимущественно для Е-8-5 и, возможно, Л1.

Е-8-5, как я понял, «Луна-16» и «Луна-17», пятиугольные знаки которых известны. Поэтому укрепляюсь во мнении, что и пятиугольник «Луны-17» - государственный (опознавательный) знак.
Интересно – а было ли что-то подобное на Л1, которыми, как я понял, являлись некоторые из «Зондов»?

В принципе, судя по содержанию надписей, на опознавательный знак, похожи и «спасские башни» на Лунах-11, 12. Зачем на одном аппарате два вымпела – и «спасская башня» и «звезда»? Хотя, с другой стороны, ни пятиугольник, ни треугольник на «Луне-9» не подпадают под используемое мною понятие «опознавательный знак» - не имеют явно выраженного регистрационного знака: надписи «Луна-9». По-видимому, оба этих предмета на «Луне-9» - все-таки вымпелы.

Олег Колесников

ЦитироватьПовторяю ещё раз:
-Вымпел несёт идеологическую нагрузку и символизируеет достижение
-Государственный знак указывает на государственную принадлежность аппарата.
Повторяю еще раз: я с Вами категорически согласен!!!  :)

Олег Колесников

ЦитироватьВот нечто вроде такого серийного номера. Правда на наших аппаратах они выглядели не так официально. :)


Приблизительно вот так
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8864.jpg
:)
Ну, думаю, что на оборудовании было и что-нибудь посолиднее.

Pavel

ЦитироватьВ принципе, судя по содержанию надписей, на опознавательный знак, похожи и «спасские башни» на Лунах-11, 12. Зачем на одном аппарате два вымпела – и «спасская башня» и «звезда»? Хотя, с другой стороны, ни пятиугольник, ни треугольник на «Луне-9» не подпадают под используемое мною понятие «опознавательный знак» - не имеют явно выраженного регистрационного знака: надписи «Луна-9». По-видимому, оба этих предмета на «Луне-9» - все-таки вымпелы.

Пятиугольник скорей всего и был гос знаком. Я же объяснил. Тогда из-за ненадежности ракеты совершенно было не ясно какой аппарат выйдет, а какой нет. И соответственно получит ли он официальное обозначение Луна-...  или нет. Причем аппараты изготавливались серией. В частности хоть станция и называется Луной-9, ей предшествовали пуски 11 аппаратов этой серии.

Чтоб потом не объяснять  странные номера, их просто решили не писать. А после того, как надежность ракет стала достаточной уже стали вносить в вымпел.

Старый

Дело в том что государственный знак указывает на государственную принадлежность объекта, а регистрационный - на конкретный объект из множества принадлежащих этому государству.
 Допустим красные звёзды на крыльях и киле указывают что это военный самолёт принадлежащий СССР, а уж бортовой номер показывает какой именно это самолёт.
 Так же красный флаг с серпом и молотом на киле и буквы "СССР" на крыльях указывают что это советский гражданский самолёт, а уж цифры после "СССР" - какой именно это самолёт.
 Так же и на космических аппаратах. Знак с гербом и надписью "СССР" указывает что это советский космический аппарат, а табличка с названием, датой и схемой полёта указывает какой именно из множества советских КА.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

Кстати, вот интересно, а для Зонда-3 отдельный вымпел делали? Или на этой лунной станции так и лежит вымпел обозначающий полет к Марсу? :roll:

Олег Колесников

Цитировать
ЦитироватьВ принципе, судя по содержанию надписей, на опознавательный знак, похожи и «спасские башни» на Лунах-11, 12. Зачем на одном аппарате два вымпела – и «спасская башня» и «звезда»? Хотя, с другой стороны, ни пятиугольник, ни треугольник на «Луне-9» не подпадают под используемое мною понятие «опознавательный знак» - не имеют явно выраженного регистрационного знака: надписи «Луна-9». По-видимому, оба этих предмета на «Луне-9» - все-таки вымпелы.

Пятиугольник скорей всего и был гос знаком.
Я же объяснил. Тогда из-за ненадежности ракеты совершенно было не ясно какой аппарат выйдет, а какой нет. И соответственно получит ли он официальное обозначение Луна-...  или нет. Причем аппараты изготавливались серией. В частности хоть станция и называется Луной-9, ей предшествовали пуски 11 аппаратов этой серии.
Шикарная версия! Зачем на одном аппарате (кроме "Луны-2", где один из вымпелов взрывался) два вымпела?!

ЦитироватьА после того, как надежность ракет стала достаточной уже стали вносить в вымпел.
Pavel, предлагаю в дальнейшем различать термины "вымпел" и "государственный знак".
Вымпел, как Вы абсолютно верно сформулировали, - для идеологической нагрузки.
Государственный знак, по моему и Старого мнению, - для опознания.

Надеюсь, Вы готовы присоединиться к нашей со Старым компании.
Если нет - то почему? Почему нет разницы между вымпелом и государственным знаком?

Pavel

А я уже присоединился. :) Дело в том, что на ранних аппаратах похоже не было такого различия. Кстати, этот договор когда был принят?