Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Обсуждение: Ракетостроительный проект
 
http://forums.airbase.ru/2009/05/t67571,58--private-space-launch-sozdanie-rakety-na-grd.html#p2739182

Цитата
FRC #05.03.2012 17:20

Да, кстати. В Сколково заявку подавали. Расчет был не на деньги, а на их помощь во всякого рода разрешительных процедурах. В январе пришел ответ, что по результатам экспертизы, ув. эксперт, не обнаружил технического и научного содержания в наших работах. Утрирую, немного, но из пространного текста с грамматическими ошибками именно это и следовало :))


Нельзя ли помочь чем-нибудь лучшим российским любительским ракетчикам получить поддержку Сколково?
 
Цитата
http://forums.airbase.ru/2009/05/t67571,58--private-space-launch-sozdanie-rakety-na-grd.html#p2739182

Цитата
FRC #05.03.2012 17:20

Да, кстати. В Сколково заявку подавали. Расчет был не на деньги, а на их помощь во всякого рода разрешительных процедурах. В январе пришел ответ, что по результатам экспертизы, ув. эксперт, не обнаружил технического и научного содержания в наших работах. Утрирую, немного, но из пространного текста с грамматическими ошибками именно это и следовало :))


Нельзя ли помочь чем-нибудь лучшим российским любительским ракетчикам получить поддержку Сколково?
Если лучшие российские любительские ракетчики скажут, что это им все же нужно - можно попробовать. Только надо иметь в виду, что формат Сколково, как было уже неоднократно говорено, - это проекты с понятной продуктовой/услуговой перспективой на конце и с существенной инновацией в середине. И кроме того, как это иногда происходит в случае других любительских команд, все вопросы развития ракетного моделирования, нетворкинга и участия в международных конкурсах должны однозначно выноситься за рамки проекта, возможно, упоминаясь лишь на полях. В противном случае следует обращаться в нетворкинговые подразделения Сколково, типа Открытого университета. Но любая поддержка с нашей стороны будет сведена прежде всего к рекомендациям по доработке повторной заявки. Ну, возможно к каким-то совместным работам по инвесторам. Мы не будем заниматься попытками переубедить экспертов или помочь команде просто "потому что они молодцы" (с).
 
Цитата
Если лучшие российские любительские ракетчики скажут, что это им все же нужно - можно попробовать. Только надо иметь в виду, что формат Сколково, как было уже неоднократно говорено, - это проекты с понятной продуктовой/услуговой перспективой на конце и с существенной инновацией в середине. И кроме того, как это иногда происходит в случае других любительских команд, все вопросы развития ракетного моделирования, нетворкинга и участия в международных конкурсах должны однозначно выноситься за рамки проекта, возможно, упоминаясь лишь на полях.

Дмитрий, насколько я понимаю, здесь ребята на выходе хотят создать производство малых коммерческих ракет не космического, но прикладного назначения. Это продукт, который в конце. И хотят создать новое независимое инновационное предприятие, здесь инновация в подходе к делу, в организации предприятия.

Цитата
В противном случае следует обращаться в нетворкинговые подразделения Сколково, типа Открытого университета. Но любая поддержка с нашей стороны будет сведена прежде всего к рекомендациям по доработке повторной заявки. Ну, возможно к каким-то совместным работам по инвесторам. Мы не будем заниматься попытками переубедить экспертов или помочь команде просто "потому что они молодцы" (с).

Переубеждать экспертов не нужно, но может потребоваться помощь в лицензировании и/или легальном проведении испытательных пусков. А вот рекомендация работать в рамках Открытого университета - возможно в самую точку.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".

 
Цитата
Дмитрий, насколько я понимаю, здесь ребята на выходе хотят создать производство малых коммерческих ракет не космического, но прикладного назначения.
Я, в общем, немного в курсе.

Цитата
Переубеждать экспертов не нужно, но может потребоваться помощь в лицензировании и/или легальном проведении испытательных пусков.
Проблемы у этого проекта возникли отнюдь не на этапе проведения испытательных пусков, а на этапе одобрения экспертами Фонда, то есть в самом начале. Если проект "не проходит" на этом этапе, помогать мы, понятно, не сможем. Поэтому я и предлагаю сосредоточиться на нынешней актуальной задаче одобрения экспертами.
 
Цитата
Цитата
Дмитрий, насколько я понимаю, здесь ребята на выходе хотят создать производство малых коммерческих ракет не космического, но прикладного назначения.
Я, в общем, немного в курсе.

Ну и отлично.

Цитата
Цитата
Переубеждать экспертов не нужно, но может потребоваться помощь в лицензировании и/или легальном проведении испытательных пусков.
Проблемы у этого проекта возникли отнюдь не на этапе проведения испытательных пусков, а на этапе одобрения экспертами Фонда, то есть в самом начале. Если проект "не проходит" на этом этапе, помогать мы, понятно, не сможем. Поэтому я и предлагаю сосредоточиться на нынешней актуальной задаче одобрения экспертами.

Зато я оказался не в курсе ;) Сорри.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".

 
Цитата
Цитата
http://forums.airbase.ru/2009/05/t67571,58--private-space-launch-sozdanie-rakety-na-grd.html#p2739182

Цитата
FRC #05.03.2012 17:20

Да, кстати. В Сколково заявку подавали. Расчет был не на деньги, а на их помощь во всякого рода разрешительных процедурах. В январе пришел ответ, что по результатам экспертизы, ув. эксперт, не обнаружил технического и научного содержания в наших работах. Утрирую, немного, но из пространного текста с грамматическими ошибками именно это и следовало :))


Нельзя ли помочь чем-нибудь лучшим российским любительским ракетчикам получить поддержку Сколково?
Если лучшие российские любительские ракетчики скажут, что это им все же нужно - можно попробовать. Только надо иметь в виду, что формат Сколково, как было уже неоднократно говорено, - это проекты с понятной продуктовой/услуговой перспективой на конце и с существенной инновацией в середине. И кроме того, как это иногда происходит в случае других любительских команд, все вопросы развития ракетного моделирования, нетворкинга и участия в международных конкурсах должны однозначно выноситься за рамки проекта, возможно, упоминаясь лишь на полях. В противном случае следует обращаться в нетворкинговые подразделения Сколково, типа Открытого университета. Но любая поддержка с нашей стороны будет сведена прежде всего к рекомендациям по доработке повторной заявки. Ну, возможно к каким-то совместным работам по инвесторам. Мы не будем заниматься попытками переубедить экспертов или помочь команде просто "потому что они молодцы" (с).


Спасибо. Попробую перекинуть шарик на сторону FRC.

Я не сомневаюсь, что уважаемый модератор Д.П. в целом вполне в курсе. Тем не менее, изложу мои соображения. Команда, о которой идёт речь, в светлом будущем ставит (коммерциализируемую) задачу выведения ПН на орбиты, но, будучи не чуждыми реализму, работают и над промежуточными (в том числе коммерциализируемыми) задачами.

Идентификация промежуточных задач (и это тоже многие, в том числе тут, проходили) даёт результаты типа "недорогие зондирующие ракеты" - на замену существующих сегодня аэростатов, а также решения типа, например, мастеновских (masten-space.com, одна из задач - доставки 100 кг ПН на высоту 100 км и безопасное возвращение). Тут можно поначалу говорить о массах поменьше. Иными словами, учитывая, что Сколково - средство коммерциализации высокотехнологических проектов, я так понимаю, что команде нужно поточнее выписать свои возможные коммерческие предложения ранних этапов.

С другой стороны, такие предложения у неспециалистов могут оказаться недостаточно проработаны. Не знаю, насколько возможно помочь проработать такие предложения. Оценки экспертов с точки зрения научной и технической новизны могут быть отрицательными - даже на мой небеспристрастный взгляд науки там почти нет, а техники довольно мало - но зато в этой работе вполне существенная экономическая часть. Об этом можно вести речь, и даже при отрицательном заключении по науке и технике оставлять дверь в Сколково открытой из-за экономической составляющей.
 
Примерно понятно.

http://forums.airbase.ru/2012/03/t67571,61--private-space-launch-sozdanie-rakety-na-grd.8010.html#p2754316

Цитата
Именно продуктовая часть и была вполне подробно описана, основываясь на уже имеющихся вполне конкретных деловых договоренностях с потенциальными заказчиками. Даны были расчеты ТТХ 2-х ракет, которые основывались на результатах испытаний. Требозания к ТТХ выдавал заказчик (госструктура).
В Сколково заявку подали , т.к. они сами пригласили. В принципе, они нужны были, как правильно говорил Леша, для преодоления бюрократических препонов. Денег нам хватает. Выяснилось, что фонд не интересуется вопросами, касающимися создания конечного продукта в виде изделий, а интересует не материальный продукт (результаты исследований и проч). Потому мы в принципе не вписываемся в круг потенциально интересных фонду субъектов.
Наша задача - максимально быстро сделать конечный продукт с минимальными затратами, подготовить площадку к мелкосерийному производству (до 100 шт/год). Естественно, разрешительные вопросы тоже будут решены.
А вот потом, если дело пойдет, можно начинать заниматься наукой, т.к. результаты , полученные "на халяву" не есть максимально возможные. И улучшить ТТХ возможно при глубоком изучении вопроса. Но на это нужны деньги )). И в этот момент, видимо, и надо идти в Сколково (если надо). Вопрос не простой.
С пусками, как правильно отметил Д.Пайсон, у нас проблем (тфу-тьфу) нет. Высоты любые, хоть 10 хоть 1000км. Требования по организации пусков довольно суровые, но выполнимые. Стоимость обслуживания пусков подъемная. Пытаемся успеть к сроку.
 
Цитата
Выяснилось, что фонд не интересуется вопросами, касающимися создания конечного продукта в виде изделий, а интересует не материальный продукт (результаты исследований и проч). Потому мы в принципе не вписываемся в круг потенциально интересных фонду субъектов.
В целом, конечно, серийное производство готовой продукции - это не компания-резидент Сколково. Или дочерняя компания за пределами, или аутсорсинг. Другое дело, Антон и коллеги, хотелось бы, чтобы мы все одинаково понимали причины отклонения проекта. Его отклонили не потому, что Фонду что-то как-то особенно не интересно в данном проекте. Была бы возможность заранее пообсуждать - нашли бы, как сформулировать компромиссным порядком, были бы кости - мясо нарастет. Его отклонили по сумме мнений экспертов, на которых мы - кластер - вообще не влияем даже процедурно (эксперты из нашего пула назначаются на каждый конкретный проект другим подразделением, и от нас это - серьезный процедурный секрет...). Надо понимать, что в таком отклонении есть и некая стохастическая составляющая. Другое дело, что в своем сдержанном отношении к проекту эксперты были, насколько я понял результаты, практически единодушны, то есть имел место не статистический выброс со стороны единственного злопыхателя, а все же некая позиция, которую нам приходится уважать.
 
Цитата
.....
Другое дело, что в своем сдержанном отношении к проекту эксперты были, насколько я понял результаты, практически единодушны, то есть имел место не статистический выброс со стороны единственного злопыхателя, а все же некая позиция, которую нам приходится уважать.

Сугубое ИМХО.
Я не в курсе, инсайдерской информации у меня нет, но у меня сложилось определенное впечатление. Вы спросили зубров промышленности о полупрофессиональных разработках ребят. Для зубров эти ракеты - детские игрушки, что они, совершенно откровенно вам и сказали. У меня нет претензий к экспертам, их просто не о том спросили, и выбрали исходя из этого вопроса.

Ноу-хау, которое стоит протестировать - способы поддержки нового бизнеса. Оно, очевидно, вне сферы интересов ваших экспертов. Может быть попробовать взглянуть на этот проект с этой стороны?

З.Ы.
Еще раз прошу прощения, у меня сложилось такое, возможно - ошибочное, впечатление. И я не утверждаю, что именно это предложение стоит поддерживать.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".

 
Цитата
Цитата
Выяснилось, что фонд не интересуется вопросами, касающимися создания конечного продукта в виде изделий, а интересует не материальный продукт (результаты исследований и проч). Потому мы в принципе не вписываемся в круг потенциально интересных фонду субъектов.
В целом, конечно, серийное производство готовой продукции - это не компания-резидент Сколково. Или дочерняя компания за пределами, или аутсорсинг. Другое дело, Антон и коллеги, хотелось бы, чтобы мы все одинаково понимали причины отклонения проекта. Его отклонили не потому, что Фонду что-то как-то особенно не интересно в данном проекте. Была бы возможность заранее пообсуждать - нашли бы, как сформулировать компромиссным порядком, были бы кости - мясо нарастет. Его отклонили по сумме мнений экспертов, на которых мы - кластер - вообще не влияем даже процедурно (эксперты из нашего пула назначаются на каждый конкретный проект другим подразделением, и от нас это - серьезный процедурный секрет...). Надо понимать, что в таком отклонении есть и некая стохастическая составляющая. Другое дело, что в своем сдержанном отношении к проекту эксперты были, насколько я понял результаты, практически единодушны, то есть имел место не статистический выброс со стороны единственного злопыхателя, а все же некая позиция, которую нам приходится уважать.


На мой взгляд, Сколково - это, упрощая, система государственных грантов для компаний, разрабатывающих высокотехнологические продукты (и/или технологии) с разумными перспективами рыночного успеха.

Антон сотоварищи - это, опять же упрощая, аналог СпейсЭкс, или, ближе по масштабам, Мастен Спейс. Технологии и предполагаемые продукты (например, доставка грузов заказчика на высоту) вполне высокотехнологичны, вполне в профиле космического кластера.

Серийного производства готовой продукции, конечно, сейчас нет. А что, перспективы такого в будущем - достаточное условие для отказа в поддержке Сколково сейчас? Если да, почему?

Цитата
Его отклонили по сумме мнений экспертов... в своем сдержанном отношении к проекту эксперты были, насколько я понял результаты, практически единодушны


Хотелось бы понять подробнее, чем эксперты объясняют своё мнение. Это не профиль Сколково? Или это неадекватный подход к задаче - то есть, эту задачу бессмысленно так решать? Или это несуществующая задача - то есть, нельзя рассчитывать на коммерциализацию подобных предложений? Или что-то ещё? С точки зрения формальной (бумажной, так сказать) подготовленности заявки, думаю, FRC может выдержать требования.
 
Цитата
Серийного производства готовой продукции, конечно, сейчас нет. А что, перспективы такого в будущем - достаточное условие для отказа в поддержке Сколково сейчас? Если да, почему?
Нет конечно. Просто Антон в своем тексте в определенной степени противопоставляет Сколково, заинтересованное "нематериальным продуктом" и свою направленность на "конечный продукт в виде изделий". Дело не в материальности продукта, а в неготовности Сколково поддерживать производственные компании с массовым собственным выпуском inhouse. Это не означает, что массовый выпуск невозможен вообще. Возможен - вне проекта и вне льгот по налогообложению, кстати говоря.

Цитата
Цитата
Его отклонили по сумме мнений экспертов... в своем сдержанном отношении к проекту эксперты были, насколько я понял результаты, практически единодушны
Хотелось бы понять подробнее, чем эксперты объясняют своё мнение.
Для этого можно почитать имеющуюся у Антона сводку оценок экспертов (с мотивационной частью).

Вообще же говоря, проблема экспертизы - сложная. Далеко не факт, что все и каждый эксперт выражают именно что позицию Сколково как такового, и тем более не факт, что это мнение идентично от эксперта к эксперту. Всякое бывает. Проблема релевантной трактовки экспертных оценок - отдельный разговор. Антон же, на мой взгляд, вполне имеет шансы на успех при повторной подаче, но для этого нужно будет совместно поработать над заявкой, учтя при этом как мнение экспертов (хотя назначены будут всяко новые), так и наши - кластера - соображения. Если команда к такой работе готова - давайте ее работать.
 
Дмитрий, большое спасибо за разъяснения.

Вопрос такой -

Цитата
Дело не в материальности продукта, а в неготовности Сколково поддерживать производственные компании с массовым собственным выпуском inhouse.


Сейчас продукта нет, как и массового выпуска. И может быть, ещё и не будет. Разве на этом этапе не логично, чтобы Сколково поддерживало "начинающуюся" компанию? Гранты ведь не каждый год даются, если компания уже демонстрирует рыночный успех, ей гранты могут быть и не нужны.

Иными словами, мы не имеем дело с производственной компанией с массовым собственным выпуском. На мой взгляд, мы (примерно) имеем небольшую группу с высокотехнологичным сырым продуктом и развиваемыми экономичными технологиями. Эта группа может не состояться, как успешная высокотехнологическая компания - почему и возникает вопрос, не поддержит ли - на данном этапе - Сколково. Конечно, когда окажется, что компания производит массово востребованный продукт, вполне логично будет государству - которое и содержит Сколково - получать свой бенефит в виде налогов.

Но это так, мне самому хочется лучше понять логику Сколково. Насчёт повторных возможностей - было бы, конечно, здорово... посмотрим...
 
Да, и сразу хочу отметить - мнение экспертов, в том числе критическое, даже резко критическое, вполне ценно и ценимо. Ответы на такие претензии всё равно нужно находить.
 
Цитата
Антон сотоварищи -

Было бы не вредно затащить "Антон сотоварищи" сюда, и совсем не плохо - выложить заключение экспертов.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".

 
Тут я :)

Ситуация такая, что до конца года мы должны провести подготовку к ЛИ и подтвердить ТТХ. До этого, смысл делать попытки войти в Фонд для меня не очевиден. На два "фронта" нас просто не хватит.

Честно говоря, теперь не очень понимаю смысл обсуждения здесь конкретной заявки и конкретного отзыва. Ну, то есть, можно было бы на нашем примере "помуслоить" кто прав, а кто нет, но результата полезного не будет. Фонд с экспертами не связан, и если даже мнение фонда не совпадает с их мнением, он не старается доказать полезность проекта.
Да и для предметного разговора потребуется выложить техническое описание и ожидаемую структуру проекта (схему коммерциализации), что, абсолютно точно, будет в ущерб проекту.

Давайте попробуем в усеченном формате, для целей технической и организационной критики.
 
Необходимо учитывать, что описание сильно порезано и не включает расчеты.

Описание проекта «МРП»
Проект, начатый в 2009 году как хобби, переросший в планомерную исследовательскую и конструкторскую работу по созданию Ценностей:

Прикладных – новые технологии в сфере разработки гражданской реактивной техники, основанные на применении коммерческих (не специализированных) продуктов, материалов и способов их обработки.
Социальных - создание информационного повода для стимулирования интереса аудитории к отечественным инновациям в сфере космической деятельности и привлечение в отрасль молодых специалистов;
Материальных - многоразовые реактивные средства доставки научной аппаратуры, а так же реактивная техника для ракетолюбителей.

Многоцелевые Реактивные Платформы - проект, опирающийся на коммерческие критерии эффективности, способный многократно снизить затраты и сократить сроки, решая прикладные задачи в сфере разработки гражданской реактивной техники, используя готовые наработки и коммерческие технологии."

Проведенный нами анализ рынка показал, что помимо фундаментальной задачи построения дешевого носителя для вывода полезной нагрузки на орбиту, существует широкий круг гражданских задач для простых многоразовых носителей, способных достичь высоты от 50 до 150 км. Это могут быть задачи как научно-исследовательские, так и коммерческие.

Производство специализированных геофизических ракет в нашей стране, фактически, прекращено. Отдельными предприятиями ведутся работы по конверсионной технике, что обуславливает высокую стоимость изделий, длительные сроки разработки и, как следствие, ограничения объемов научных исследований.
Мы считаем, что частный бизнес, ориентируясь, прежде всего на коммерческие критерии эффективности способен многократно снизить затраты и сократить сроки, решая прикладные задачи и используя готовые наработки и коммерческие решения, при этом, ограниченно вторгаясь в сферу деятельности традиционных игроков рассматриваемого рынка и кооперируясь с ними.
Проект «Многоцелевые реактивные платформы» начат в 2009 году с целью выработки наиболее эффективной схемы организации частной коммерческой деятельности в сфере производства ракетно-космической техники и ее элементов. Результатами проекта должны стать:
- опытное и серийное производство замкнутого цикла геофизических (метеорологических) ракет для высот от 10 до 150 км;
- орбитальный носитель со стартовой массой до 10 тонн;
- отдельные элементы гражданской ракетно-космической техники (двигатели, корпусные композитные детали, системы управления), мобильные стартовые комплексы; наземные средства контроля.
Естественно, реализация указанных задач зависит от решения вопросов лицензирования.

1. Идеология Проекта - собственное опытное производство замкнутого цикла с применением исключительно широко доступных, коммерческих технологий и готовых коммерческих элементов и материалов.
2. Производство - собственная станочная база (токарные, фрезерные работы, заготовка, пресс, пост аргоно-дуговой сварки, участок литья (кокиль, центробежное литье) легких сплавов, участок работы с композитными материалами (станок намотки корпусов полотном, сушильная вакуумная камера). Партнеры - электротехническое производство и завод по производству металлокомпозитных сосудов давления.
3. Испытательная база - вертикальный и горизонтальный мобильные стенды огневых испытаний гибридных ракетных двигателей (ГРД) с тягой от 50 до 5000N, камера гидроопрессовки сосудов давления.
4. Команда - профессиональные электронщики, химики, инженеры-конструкторы, материаловед, токарь-фрезеровщик, юрист.
На данный момент, все работы ведутся с целью удовлетворения тяги участников к техническому творчеству. С момента решения административно-разрешительных вопросов, проект будет переведен в статус коммерческого.

Целью проекта является создание серии многоразовых универсальных ракет гражданского назначения:

МРП-1
Вес стартовый 3,7-4,2 кг
Нагрузка 0,5-2 кг
Высоты: 2-13 км.
Двигатель – ГРД
Ступени - 1

МРП-2
Вес стартовый 50 кг
Нагрузка 2 кг
Высоты: 100 км.
Двигатель – ГРД
Ступени - 1

МРП-3
Вес стартовый 1000 кг
Нагрузка до 40 кг
Высоты: 450 км
Двигатель – ГРД/ЖРД
Ступени - 2

МРПК
Вес стартовый 10000 кг
Нагрузка 40 кг
Высоты: 300 км
Двигатель – ЖРД
Ступени – 3

Технология создания основывается на применении распространенных материалов с известными характеристиками. По возможности исключается применение дорогостоящих и не производимых серийно элементов и материалов, равно как исключаются технологические операции, которые не позволяет выполнять технологическая база проекта.

Проект предусматривает техническое совершенствование всех элементов конструкции ракет и пусковых установок по мере отработки необходимых технологий, как то:
- снижение веса, путем замены металлических элементов конструкции композитными материалами;
- повышение удельного импульса (УИ) силовых установок путем применения компонентов топлива с высокими энергетическими характеристиками;

Гибридные силовые установки (ГРД)

Основные характеристики ГРД, создаваемых в рамках Проекта:

1. Во всех силовых установках для подачи окислителя в камеру сгорания применяются мембраны из полимерных материалов свободного или принудительного прорыва. В рамках проекта так же разработаны и испытаны альтернативные пневмо-пиротехнические системы зажигания на основе оригинальной схемы компоновки инжекторной головки, повышающие скорость запуска рабочего цикла (от 0,1 до 0,3 сек с момента подачи управляющего напряжения).
2. В зависимости от назначения двигателя, может применяться схема «монокок» или «модульная». Схем монокок основывается на размещении камеры сгорания, инжекторной головки, бака окислителя и прочих элементов внутри единого легкого корпуса. Такая компоновка имеет наиболее выгодные весовые характеристики при рассматриваемых габаритах, а так же имеет только 2 крепежных элемента, что, в числе прочего, определяет высокую надежность. Раздельная схема предусматривает разделение камеры сгорания и бака (ГРД-1), что позволяет исключать операции по заправке окислителя в местах пусков и упрощает обслуживание. Схемы легко масштабируются.
3. Давление в камере сгорания ГРД - 25-50 кг/см*2, что позволяет использовать тонкостенные корпуса и применять в случае ГРД-1 и ГРД-2 клеевые соединения на основе доступных композиций ЦМК-5 (ТУ 2252-346-56897835-2002) и ЦМК-73 (ТУ 2252-329-070500935-2001).
4. Давление в баке окислителя 40-50 кг/см*2, что позволяет использовать в качестве материалов бака алюминиевые (Д16Т) и магниевые сплавы МА14гр. Применение магниевых сплавов позволяет снизить вес конструкции более чем на 30% без снижения надежности по сравнению с алюминиевыми. Дальнейшее снижение веса возможно путем использования углекомпозитных баков с фторопластовым лейнером. Ведутся опытные работы.
5. В качестве компонентов топлива может быть использована широкая номенклатура материалов, при этом требуется не существенное изменение размеров двигателя. В частности, применяются: парафин, уротропин, полибутадиеновый каучук, полиэтилен, нейлон, полипропилен и проч. В качестве окислителя могут быть использованы практически все известные окислители (низко и высококипящие). На данный момент, применяется оксид азота II (N2O), как позволяющий реализовать схему самовытеснения. Прорабатывается вопрос использования смеси N2O+O2, что позволит существенно повысить удельные характеристики двигателя.
В качестве топлива возможно использование широкого спектра полимерных соединений. При этом схема двигателя позволяет получать «инертную» шашку, которая в обычных условиях не способна поддерживать горение. В качестве основного топлива на первом этапе были выбраны смеси алифатических соединений различной молекулярной массы и структуры. Так же были испытаны топлива на основе эпоксидных термореактивных композиций. В качестве перспективных топлив отработаны полиамид и полиэтилен. Во всех топливных композициях возможно использование металлических добавок повышающих характеристики топлива. Выполнен выбор оптимальных технологических режимов изготовления топливной шашки, обеспечивающий гомогенное распределение диперсных энергетических добавок.

6. Компоненты топлива инертны, не токсичны.
7. Разработанные конструкции инжекторных головок хорошо масштабируются и позволяют применять разные типы форсунок и их комбинации.
8. Двигатели не предполагают регулирования тяги, хотя возможность введения системы есть.
9. Возможность прекращения работы двигателя по команде (уменьшение зон безопасности в случае нештатной ситуации);
10. Применение саморегулирующейся теплозащиты
11. Двигатели многоразовые. Испытания не выявили ограничения ресурса при их штатной работе.
12. Конструктивное совершенство с точки зрения отсутствия подвижных частей в двигательной установке и использование интегральных конструкций.

Гибридный ракетный двигатель (ГРД-1)

Вес – 1,5 кг
УИ – 217 сек.
Суммарный импульс – 800-1280N*s
Компоненты: N2O/парафин

Двигатель ГРД-1 выполнен в виде раздельных камеры сгорания и бака окислителя. Баком окислителя являются сертифицированные сменные алюминиевые капсулы, объемом от 226 до 700 см*3, что позволяет хранить их в заправленном состоянии и не осуществлять заправку окислителем в местах старта. Выбранная компоновка позволяет оперативно менять высоты пусков и вес ПН путем установки необходимого по объему бака. Бак не имеет встроенного нагревательного элемента. Обеспечение рабочего давления окислителя обеспечивается хранением заправленных капсул в теплоизолированном контейнере.
Подача окислителя в камеру сгорания осуществляется через мембрану свободного прорыва, что позволяет выдерживать минимальные габариты и вес инжекторной головки при высокой надежности срабатывания.
Предусматривается возможность установки на ГРД-1 инжекторной головки с динамическим пироклапаном, что уменьшает время срабатывания до 0,2 сек.

Теплоизоляционная оболочка шашки горючего изготавливается методом центробежной заливки композиции на основе силикатных микросфер на эпоксидном связующем. Основой композиции является 2 слоя конструкционной стеклоткани.

Компонентами топлива являются:
- горючее – парафин чистый или с добавками (до 20%), повышающими энергетику (ПАП-1, ПАМ);
- окислитель – N2O. Ввиду применения в конструкции материалов, инертных к кислороду, предусматривается возможность использования в качестве окислителя смеси N2O+O2 после подготовки бака «под кислород».
Использование окислителя N2O позволяет применять самовытеснительную схему подачи компонента.
Для повышения эксплуатационных характеристик двигателя, в частности стабильности давления в широком температурном диапазоне (от -40 до +60), предусматривается теплоизоляция бака окислителя (теплопроводность 0,019 Вт/мК) с внутренним нагревательным элементом (ТЭН).
Двигатель используется так же для стендовых исследований ГРД на различных компонентах топлива. Проведены необходимые огневые стендовые испытания. Двигатель готов к эксплуатации.

Гибридный ракетный двигатель ГРД-3

Вес – 10 кг
УИ – 220 сек.
Суммарный импульс – до 60000N*s
Компоненты: N2O/ Гексаметилентетрамин

Двигатель ГРД-3 выполнен в виде раздельных камеры сгорания и бака окислителя и его конструкция почти полностью идентична ГРД-1.
В системе использовано несколько теплоизоляционных материалов, обеспечивающих надежную защиту нагруженных конструкций двигателя при его работе. В ряде элементов выполнена унификация материалов для снижения трудоемкости и повышении надежности теплозащиты.
Необходимо отметить, что особенностью гибридных силовых установок является то, что шашка горючего, расположенная в камере сгорания, сама по себе выполняет роль теплозащиты стенки камеры сгорания на участке от инжекторной головки до камеры дожигания. В связи с этим, специально вводимая (дополнительная) бронировка имеет минимальный вес и толщину.
Применяемый теплозащитный материал на основе эпоксидного и/или фенольного связующего с 2-я типами оксидного наполнителя: полые стеклянные микросферы и дискретные стеклянные волокна, имеет теплопроводность 0,12 Вт/м*К, при плотности 0,7 г/куб см.

Камера дожигания, сопловое днище и раструб сопла изготовлены из фенольного стеклопластика. В качестве связующего использован бакелит, в качестве наполнителя рубленое стекловолокно. Материал имеет прочность на разрыв в 120-150 МПа, плотность 1,8 г/куб см и скорость уноса в условиях ГРД порядка 0,3мм/сек. В качестве наполнителей возможно использование углеродного и органического термостойкого волокна, а так же их смесей. Возможна оптимизация состава материала как по функциональным так и по экономическим параметрам. Различные составы материалов прошли натурные испытания.
В качестве вкладыша критического сечения сопла было испытано несколько материалов
Для двигателей кратковременного времени работы возможно использование фенольных углепластиков. Фенольные углепластики имеют пониженную в 3 раза, по сравнению со стеклопластиками, скорость уноса в условиях работы ГРД. При этом унификация связующего позволяет получать интегральные изделия из полимерных композиционных материалов, наполненных разнородными волокнами, в едином технологическом процессе.
Для двигателей большого времени работы зона критического сечения сопла выполнена из графита МПГ-7 с перспективой использования УУКМ.
Графит позволяет избежать разгара критического сечения, но имеет более высокую плотность чем полимерный композит, а так же требует наличия теплоизоляции т.к. в процессе работы вкладыш нагревается до температур более 1000 К.


Работы по повышению удельных характеристик двигателей серии ГРД

В рамках проекта ведутся исследования по повышению удельного импульса двигателей. Установлены три направления работ:
1. исследование дисперсных металлических добавок в горючее;
2. исследование применения смеси N2O + O2 в качестве окислителя;
3. изменение схемы подачи окислителя и формы канала шашки горючего.

Ожидаемый результат: получение удельного импульса при сохранении самовытеснительной схемы подачи окислителя не ниже 270 сек.

Работы по снижению массы конструктивных элементов ГРД

Установлены следующие направления работ:
1. применение магниевых сплавов в конструкции;
2. использование композитных корпусных деталей;

Команда на данный момент располагает отработанными технологиями получения изделий из полимерных композиционных материалов различного состава и структуры. Изготовлены опытные образцы тонкостенных труб из стекло и углепластиков. Освоено производство препрегов для теплозащиты. Отработаны технологии прессования изделий из композиционных материалов.
Применение композиционных материалов высокой удельной прочности позволяет существенно улучшить массовое совершенство конструкции и обеспечить более высокие эксплуатационные характеристики изделия. На данный момент существует задел позволяющий на 20-30% снизить сухой вес ракеты ценой экономической эффективности. Команда имеет наработки в области полимерных композиционных материалов, как области конструкционных (оболочки) так и в области функциональных (теплозащита) материалов. Возможно применение высокопрочных органических волокон низкой плотности из сверхвысокомолекулярного полиэтилена, а так же арамидных волокон для создания нагруженных деталей.
Ввиду сравнительно небольшого давления в баке окислителя и его не больших габаритов, представляет интерес технология сборных композитных баков на полимерном лейнере с вклеенным днищем. Технология требует использования не сложного станка намотки углеродного препрега (полотна), и простейшей установки для вклеивания днища бака, сформированного отдельно по матрице. Лейнер формируется заливкой фторопластовой композиции.
На данный момент, ведутся опыты по применению оригинальной технологии изготовлению композитной камеры сгорания с применением арамидного оплеточного рукава с вмотанными фланцами.
Для упрощения конструкции камеры сгорания, повышения надежности узла, могут применяться клееные соединения металл-металл и металл-композит на основе композиций ЦМК-5, ЭЛК-5 ЦМК-25, ЦМК-27 (производитель ОАО «КОМПОЗИТ»), что уменьшает количество резьбовых соединений.

Представляет интерес возможность изготовления корпусов бака окислителя из сплава МА14гр, в целях снижения веса конструкции при сохранении механических характеристик. Так предел текучести при растяжении (G0,2) сплава 27-31 кГ/мм*2 при температурах от -70 до +20С. Максимальная температура эксплуатации +300С.
Плотность СТП I-595-4-235-88 – 1,8 кГ/см*3, что на 33% меньше показателя сплава Д16Т.
Коэффициент теплопроводности в рабочем диапазоне +20-100С равен 113-125 Вт•м-1К-1,
что улучшает эксплуатационные характеристики бака по сравнению с Д16Т с точки зрения стабилизации температуры и рабочего давления окислителя.
Сплав и изделия из него выпускаются серийно.

В рамках проекта запланировано оснащение опытного производства станком спирально-поперечной намотки сосудов давления, изготовленным специалистами Проекта. На 1012 год, достигнуты договоренности с подрядной организацией по вопросам из изготовления образцов композитных баков.

Ракеты серии МРП являются многоразовыми и не требующими длительного обучения для их эксплуатации.

Ракеты серии МРП
Расчеты и предварительное проектирование
.
Для предварительного проектирования используется пакет программ позволяющий сформировать внешний облик, скомпоновать узлы ракеты, рассчитать параметры конструкции, условий полета и летно-технические характеристики ракеты на всех режимах полета. Часть программ написана специально под конкретные расчетные задачи.

Предварительное проектирование формы ракеты с точки зрения оптимальной аэродинамической устойчивости осуществляется в частности программой Rocki-design, созданной участником Проекта. Программа позволяет автоматически сделать габаритный чертеж летательного аппарата, рассчитать положение центра давления для малых и больших углов атаки. В зависимости от положения центра тяжести ракеты формы и внешних размеров корпуса и стабилизаторов можно подобрать необходимый запас аэродинамической устойчивости.
Расчет аэродинамического сопротивления до скоростей М5 осуществляется с помощью специализированной программы Aerolab (Aerolab LLC, USA), учитывающей особенности компоновки и чистоту поверхности корпуса ракеты. Программа позволяет оценить вклад различных компонентов планера в результирующее сопротивление и соответственно принимать соответствующие меры по его уменьшению.

Основной программой для расчета летно-технических характеристик является разработанная участником Проекта версия программного комплекса ALTIMMEX-S.
Программа ALTIMEX-S самостоятельный продукт, имеющий свои особенности и задачи. Использованы собственные расчетные модели. Определение интегральных параметров ракетного мотора по результатам стендовых испытаний дополнено расчетом летных характеристик ракеты с этим двигателем в условиях вертикального полета. Расчет основан не на усредненных данных, а на реальном графике тяги. Это позволяет получить, кроме всего прочего, такие нестандартные величины, как необходимая длина направляющей пусковой установки и реальное значение максимального ускорения.

ALTIMEX-S может быть использован для обработки экспериментальных данных тяговых испытаний ракетного мотора и оценки возможностей ракеты с данным мотором. Программа позволяет получить основные параметры двигателя по графику тяги, длину направляющей стартовой установки, максимальное значение ускорения, скорости, числа Маха и высоты полета, оптимизировать вес ракеты. Определяется температура торможения, позволяющая оценить степень нагрева ракеты. При вычислениях учитываются силы сопротивления воздуха и гравитации.
Программа учитывает изменение плотности воздуха в зависимости от температуры и давления, изменение ускорения свободного падения и скорости звука с изменением высоты полета до 100 км. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx для режимов с тягой и без нее, задается таблицей на отдельном листе "Сх" и должен быть определен из других источников, например, программой Aerolab. Допустимо задание одиночного примерного значения коэффициента Cx.
Возможность задания ненулевых начальных условий позволяет использовать программу для расчета ступеней многоступенчатой ракеты.

Режим торможения и спуска на парашюте рассчитывается в программе amo-1. Она позволяет в зависимости от необходимой скорости снижения определить размер парашюта, а также подобрать размеры и жесткость амортизирующих устройств.

Весь используемый софт уже успешно применялся на ракетах разного уровня и задач. Погрешность вычислений позволяет получить данные, близкие к реально достижимым.

В ходе проекта ведется работа по расширению возможностей программных средств, их корректировке с учетом стендовых и летных испытаний, а так же работы по созданию новых программных комплексов для полной автоматизации процесса проектирования ракетных платформ

Общее описание ракеты МРП-1

Назначение: для летных испытаний отдельных элементов ракет, в частности системы спасения (двигатель ГРД-1) и измерения параметров атмосферы (двигатель ГРД-2).

Двигатели:
- ГРД-1
- ГРД-2
- Ведутся работы по использованию Микро ЖРД в схеме «монокок».
Характеристики (ГРД-1):
- Вес стартовый: 3,7-4,2 кг
- Скорость максимальная: 133 - 500 м/сек.
- Апогей: 1100 - 13300 м.
- Парашют: 860мм.

Стабилизация ракеты осуществляется вращением со скосом стабилизаторов на 3 град. относительно оси ракеты.

Общее описание ракеты МРП-2

Назначение: выведение полезной нагрузки до 3 кг на высоту до 100 км.

Двигатели:
- ГРД-3

Характеристики:
- Вес стартовый: 50 кг (с полезной нагрузкой)
- Скорость максимальная: 1400 м/сек.
- Апогей: 102100 м.
- Парашют основной: 5 метров.

Стабилизация ракеты осуществляется вращением со скосом стабилизаторов на 3 град. относительно оси.

Корпус бака окислителя и камеры сгорания являются несущими.
Материал обтекателя и стабилизаторов – углепластик.

Используется дублированная система спасения ракеты на основе электронного альтиметра с каскадным выпуском парашютов по схеме:
1) Вытяжной парашют - принудительно в апогее;
2) Основной парашют – на высоте 1000 метров от поверхности земли.

Для поиска ракеты применяется GPS трекер с возможностью отслеживания траектории on-line по Google-maps.
Пуск ракеты осуществляется с рельсовой ферменной направляющей длиной 6 метров.
Схема отделения полезной нагрузки определяется заказчиком.

Система спасения ракеты

Результатом проекта является создание многоразовых ракет, что обуславливает применение системы спасения.
В качестве изучаемых вариантов рассматриваются:
1) спуск на парашютах с выходом их по каскадной схеме по управляющему сигналу барометрического датчика или таймера;
2) вертикальная стабилизация ракеты на участке снижения 100-25 км. аэродинамическими щитками с последующим выходом основного парашюта избыточным давлением в парашютном отсеке;
3) вертикальная стабилизация ракеты на указанном участке снижения пневмошаром, с последующим выходом основного парашюта по управляющему сигналу барометрического датчика;

Выбор из указанных схем будет осуществляться исходя из схемы компоновки и расстыковки носителя с полезной нагрузкой. Конкретные конструктивные решения будут проверяться при наземных испытаниях, а так же в ходе летных испытаний на ракете МРП-1.
В качестве управляющей электроники нами были выбраны два варианта коммерческих, серийных устройств:
Основной контроллер с аналогичными функциями, производимый серийно участником проекта, калиброванный до высот 120 км.

Контроллер производства компании Perfectflite (США) с функцией записи профиля полета и выдачей управляющих сигналов на исполнительные пироэлементы системы спасения (дублирующий контроллер).

Проект предусматривает привлечение в качестве подрядчика по разработке комплекса бортовой радиоэлектроники Научно-исследовательскую лабораторию аэрокосмической техники (НИЛАКТ).

Методология решения поставленных целей и задач и качество

Для достижения целей и задач выполняемого проекта основой методологии является выполнение разработанных коллективом проекта требований к надежности техники и требований безопасности выполнения работ. Требования были сформированы на основе имеющегося опыта разработки и стендовых испытаний образцов техники, а так же рекомендаций привлеченных специалистов.
Работа будет организована таким образом, что разрабатываемые изделия будут соответствовать установленным требованиям к техническим характеристикам.
Участники проекта обладают двухлетним успешным опытом разработки и опытного производства гибридных ракетных двигателей, а так же всех элементов техники, запланированной к созданию. Подтверждением этому являются многочисленные успешные стендовые испытания указанной техники.
Подрядные организации, привлечение которых предусмотрено, а так же поставщики отдельных элементов комплекса, являются специализированными высокопрофессиональными разработчиками и производителями.

Проект имеет прогрессивные технические и программные средства проектирования, достаточный для реализации проектов МРП-1 и МРП-2 собственный станочный парк и средства контроля, собственное опытное сборочное производство, исследовательскую и испытательную базы.

Требования надежности отдельных элементов и всего комплекса в целом будет обеспечено наработкой отдельных элементов и всего комплекса до отказа в режимах и условиях эксплуатации, установленных внутренними требованиями и требованиями, согласованными с заказчиками.
Критерием отказа является несоответствие нормам, приведенными в ГОСТ и ТЗ, хотя бы одного из параметров-критериев годности, устанавливаемых для испытаний на безотказность.
Результаты испытаний должны быть представлены в заключительном научно-техническом отчете и приведены в материалах предварительных испытаний.
Соответствие элементов и комплекса в целом требованиям сохраняемости оценивают методом ускоренных испытаний в соответствии с ГОСТ. Результаты испытаний должны быть представлены в заключительном научно-техническом отчете приведены в материалах предварительных испытаний.

В ходе выполнения работ будет проведена модернизация опытного производства, в частности комплектация следующим дополнительным оборудованием:

- Станок токарно-винторезный ГС526У-02
- Токарно-винторезный станок 1В625М
- Станок универсально-фрезерный СФ676
- Ленточнопильный станок НТ300М
- Вальцы листогибочные ВМ-1500
- Установка аргонодуговой сварки труб диаметром до 500мм.
- Станок продольно-поперечной намотки сосудов давления до 500х3000мм (собственное изготовление)
- Станок намотки композитных труб полотном до 500х3000мм (собственного изготовления)
- Вакуумная камера для термообработки композитных материалов до 500х3000мм (собственного изготовления)
- Ультразвуковой дефектоскоп А1214 ЭКСПЕРТ (производство Научно-производственная фирма "АКС" ("Акустические Контрольные Системы")).
- Измерительный тепловизор «Тесто 880»

Основные ожидаемые результаты выполняемых работ

В ходе выполнения работы должны быть решены следующие задачи:

• Разработаны эскизный и технический проекты, включающие конструкторско-технологические решения; проведены необходимые теоретические и экспериментальные исследования и расчеты;
• Разработана документация для изготовления экспериментальных образцов;
• Проведены патентные исследования;
• Изготовлены и испытаны экспериментальные образцы элементов техники и комплекса в целом;
• Составлен перечень (комплектность) рабочих КД и ТД;
• Разработана и согласована рабочая КД и ТД, проект ТУ;
• Подготовлено собственное опытное производство;
• Изготовлены и проведены предварительные испытания опытных образцов техники,
• Откорректирована КД, ТД и доработаны опытные образцы по результатам предварительных испытаний;
• Разработаны проекты программы и методик приемо-сдаточных испытаний опытных образцов техники;
• Изготовлена контрольная партия (установочная серия) опытных образцов комплексов;
• Проведены приемо-сдаточные испытания опытных образцов комплексов, включая испытания, контролирующие соответствие требованиям ТЗ и проекта ТУ для категории квалификационных испытаний;
• Откорректирована КД, ТД и доработаны (при необходимости) опытные образцы по результатам испытаний;
• Составлены необходимые справочные и отчетные документы.
 
Описание продукта и сравнение с конкурентами

Проект предусматривает создание серии носителей гражданского назначения, изначально предназначенных для решения научно-исследовательских и коммерческих задач. Условно, получаемый в результате проекта продукт можно разделить на две группы: 1) Комплексный продукт; 2) Элементный продукт.

Комплексный продукт - серия многоразовых ракет (МПР), предназначенных для выведения полезной нагрузки от 1 до 40 кг на высоты от 3,5 до 450 км и частично многоразовый носитель МРПК, способный выводить нагрузку до 40кг на орбиту ок. 300 км.
Создаваемые ракеты серии МРП, отличаются от применяющихся в России, следующими потребительскими качествами:
1. Низкой стоимостью;
2. Многоразовым применением;
3. Возможностью подготовки к повторному запуску в «полевых» условиях в течение 0,5 - 2-х часов;
4. Возможностью быстрой модернизации под потребности заказчика (увеличение высоты, грузоподъемности, размеров приборного отсека и проч.);
5. Мобильными пусковыми установками;
6. Возможностью длительного хранения в заправленном состоянии;
7. Широким диапазоном температур применения от -40 до + 40С в базовой комплектации и от – 60 до +50С в специальной.
8. Отсутствием необходимости привлечения к пускам военных специалистов.

Ракета МРПК, планируется как 3-х ступенчатый носитель со стартовой массой до 10 тонн, способный выводить на орбиту до 300 км полезную нагрузку весом 40кг с габаритами 400х1500мм.
Создание такого носителя станет возможным до конца 2015 года в случае успешной реализации проектов ракет серии МРП, путем использования полученного опыта, созданного технологического задела, проведения испытаний элементов будущего носителя в ходе испытаний ракет предыдущей серии.
Существенным отличием МРПК от ракет серии МРП должно стать использование ЖРД, в качестве двигателей второй и третьей ступени, и ГРД как силовой установки первой ступени. Принципиальным является:
- сохранение безнасосной подачи компонентов;
- компоновка одного двигателя из нескольких отдельных камер сгорания;
- применение не криогенных и не токсичных компонентов топлива (этан/N2O+O2);
- управление носителем путем рассогласования тяги отдельных камер сгорания и 3-х качающихся рулевых двигателей;
- включение топливных баков в силовую конструкцию ракеты;
- применение 4-х ГРД в качестве двигателей первой ступени, работающих на паре уротропин/N2O+O2.
- многоразовое использование 1-й ступени.

Элементный продукт – разработка, производство и испытания отдельных элементов ракетной техники, как-то:
- Гибридные ракетные двигатели тягой до 10-ти тонн.
- Жидкостные ракетные двигатели тягой до 10-ти тонн.
- Композитные корпусные детали и сосуды давления с различными параметрами, под заказчика.
- Системы управления платформами (в сотрудничестве с МАИ).
- Системы телеметрии и наземные средства контроля и управления (в сотрудничестве с Научно-исследовательской лабораторией аэрокосмической техники (НИЛАКТ)).
- Системы спасения полезной нагрузки

Разработанные и испытанные на данный момент летные образцы гибридных ракетных двигателей (ГРД), имеют следующие характеристики:

СМ. ВЫШЕ.

Отличительными характеристиками ГРД по сравнению с ЖРД являются:

1. простота конструкции ввиду низкого давления в камере сгорания, отсутствия насосной подачи компонентов и системы охлаждения;
2. низкое давление в камере сгорания (до 50 кг/см*2);
3. отсутствие необходимости охлаждения камеры сгорания;
4. высокая плотность горючего (от 0,9 до 1,4 гр/см*3) и окислителя (до 1,5 гр/см*3);
5. возможность компоновки в виде монокока (совмещение бака окислителя и камеры сгорания в одном корпусе), что повышает надежность, снижает вес конструкции и ракеты в целом;
6. отсутствие необходимости насосной подачи окислителя, ввиду низкого рабочего давления в камере сгорания, что снижает вес конструкции и повышает надежность;
7. возможность «ампулирования» двигателя и ракеты в целом;
8. упрощенная компоновка ракеты с ГРД (монокок) ввиду того, что корпус двигателя и бака являются несущими;
9. возможность получения высокого удельного импульса 220- 350 сек.;
10. неограниченно многоразовое применение;
11. низкая стоимость производства с коротким циклом (от 3-х до 15-ти дней).

Отличительными характеристиками ГРД по сравнению с твердотопливными двигателями (РДТТ) являются:

1. низкое давление в камере сгорания;
2. низкая масса конструкции;
3. низкая стоимость компонентов топлива и их доступность на рынке;
4. не чувствительность к дефектам твердого горючего (РДТТ разрушаются в случае наличия трещин или раковин в заряде);
5. отсутствие необходимости организации производства ракетного горючего и обращения с взрывчатыми веществами или веществами, ограниченными в обороте;
6. более высокий удельный импульс;
7. возможность регулирования тяги и многократного включения;
8. многоразовое применение

К недостаткам ГРД с подачей окислителя самовытеснением, можно отнести сильную зависимость давления в баке от температуры окружающей среды, что, в прочем, успешно преодолевается нами путем организации предварительного подогрева окислителя.
Приведенные характеристики гибридных ракетных двигателей позволяют их использовать как в геофизических ракетах, так и в качестве первых ступеней орбитальных носителей при существенном сокращении сроков и стоимости производства и испытаний. Их производство может осуществляться на общемашиностроительном оборудовании.

Сравнительная таблица:

ИСКЛЮЧЕНА

Необходимо отметить, что приведенные данные по удельному импульсу ГРД основываются на результатах, полученных в результате огневых испытаний. Тем не менее, вопрос наиболее эффективных топливных пар для ГРД не изучен в достаточной степени, что дает основания предполагать увеличение показателей по мере исследований.
В частности, компания SPG, Inc (США) разработала простой в производстве, не криогенный окислитель под торговой маркой Nytrox, который позволяет сохранить безнасосную подачу компонента при этом достичь удельного импульса на паре парафин/Nytrox до 350 сек.
Приведенное сравнение видов ракетных двигателей свидетельствуют, что именно гибридная схема является оптимальной для решения задачи создания сверхдешевых, надежных многоразовых геофизических носителей в условиях коммерческого производства. А применение ЖРД на второй и третьей ступенях, позволяет создать дешевое средство выведения небольшой полезной нагрузки.

Не смотря на существенные отличия ЖРД от ГРД, в ходе проекта МРП были выявлены оригинальные конструкторские решения, позволяющие создать жидкостной ракетный двигатель по схеме гибридного (монокок), т.е. объединить в одном силовом узле камеру сгорания, баки компонентов и систему их подачи. Эти решения позволяют в течение 6-8 месяцев довести до этапа огневых стендовых испытаний, ЖРД на любом известном углеводородном горючем (без учета водорода) в паре с N2O или N2O+O2, тягой от 1 до 1000кг*с и удельном импульсе до 320сек.

Особенности рассматриваемого ЖРД:
1. Удельный импульс до 320 сек;
2. Давление в камере сгорания - 3-3,5 МПа;
3. Отсутствие насосной подачи и системы наддува компонентов;
4. Возможно применение различных углеводородных горючих без существенной переделки конструкции;
5. Возможность многократного включения и глубокого регулирования тяги;
6. Многоразовое использование;
7. Использование преимущественно доступных, дешевых материалов;
8. Отсутствие трубопроводов и минимальное количество соединительных элементов;
9. Снижение веса конструкции ЖРД и баков при использовании композитных материалов.
10. Использование двигателя в качестве несущего силового элемента конструкции всего носителя.

Из описания создаваемых в рамках проекта двигательных установок и работ видно, что даже предварительные результаты исследования гибридных ракетных двигателей и носителей на их основе, выявляют широкие, до конца не изученные на практике, возможности ГРД, а так же варианты по новым компоновочным решениям применительно к ЖРД.

Сравнение с конкурентами.

Ввиду применения в России конверсионной ракетной техники для решения научных задач, отсутствует возможность провести не только техническое и экономическое сравнение, но и с уверенностью назвать какие ракеты модернизируются под научные задачи. Хотя, в последние годы, ведутся работы по созданию специализированных геофизических ракет под малую полезную нагрузку.
Американские же аналоги, широко представлены и насчитывают более 20-ти вариантов ракетных комплексов, созданных как коммерческими компаниями, так и военными. Характеристики наиболее используемых ранее ракет приведены в таблице:

ИСКЛЮЧЕНА

Как видно из таблицы, наиболее часто применявшимися двигателями являлись РДТТ ввиду того, что их производство и эксплуатация хорошо освоены. Тем не мене, как указывалось выше, ГРД имеет ряд важных преимуществ перед твердотопливными силовыми установками, в частности, более высокий удельный импульс тяги и меньший вес конструкции, вследствие низкого давления в камере сгорания и компонентов. Принципиально важным является возможность его многоразового использования и низкая стоимость. Ныне используемые РДТТ, имеют слишком высокую стоимость и длительный срок разработки, что отмечается потребителями как факт, существенно сдерживающий ведение плановых работ в соответствии с государственными программами.
Ввиду устойчивой тенденции по снижению веса и габаритов полезной нагрузки при расширении ее возможностей (от 0,5 кг), а так же широкого распространения коммерческих композитных материалов, есть возможность расширить возможности и потребительские свойства геофизических ракет, при снижении их стоимости.
На основе предварительного анализа потребностей рынка, мы остановились на трех базовых вариантах метео и геофизических ракет, при этом, закладываем в их конструкцию возможности по повышению технических характеристик (модульность).
В результате, ракеты серии МРП, смогут перекрывать высоты до 450 км с полезной нагрузкой до 40 кг.

Характеристики рынка

Российский рынок производства ракет является сложным для вхождения на него, ввиду:
1) восприятия ракетной техники как изделий исключительно военного назначения;
2) невыполнимых для коммерческой организации правил лицензирования деятельности по разработке и обороту вооружения и боеприпасов, а так же космической деятельности;
3) высокой сложности процессов сертификации производства и продукции;
4) закрытости тендеров на разработку ракетной техники и наличия специфических требований по научному составу подрядчиков и проч.

Указанные препятствия носят законодательный характер и являются, во много историческим анахронизмом. Тем не менее, все они способствуют необоснованному повышению себестоимости коммерческой продукции и отсутствию коммерческих вариантов техники.

Так, единственными исполнителями НИОКР по созданию метеорологических ракет являются предприятия ОПК. На конец 2011 года, прорабатываются как минимум 3 варианта метеоракет для высот 100км. Оценочная стоимость одной ракеты (одноразового применения) составляет 300-350тыс. рублей. Общая стоимость НИР – более 100мил.руб. Сроки создания – 2-3 года.
Разработчиками носителей для вывода на орбиту малогабаритной ПН являются так же государственные учреждения. Заказчиком является Роскосмос. Типичная стоимость НИОКР – от 100 мил.руб. Сроки – от 2-х лет.

В ходе нашего общения с потенциальными заказчиками, был выявлен значительный интерес профильных научных и производственных организаций (не только российских) к нашим разработкам ввиду низкой стоимости и сокращенных сроков НИОКР.
Потребителями были озвучены следующие прикладные задачи, решаемые с помощью ракет серии МРП:
1. Высотная фото/видео съемка земли, в частности, для целей нефте и газо добычи, контроля трубопроводов; энергетики; землеустройства и кадастра; дорожного хозяйства; мониторинга чрезвычайных ситуаций; лесного хозяйства;
2. Активное воздействие на атмосферу (в т.ч. противоградовые ракеты);
3. Метеорологические задачи
4. Геофизические задачи;
5. Океанологические задачи;
6. Спорт, хобби, образование.

Применительно к высотной фото съемке необходимо отметить, что ни одно из ныне доступных на рынке технических средств, не позволяет оперативно и с минимальными затратами получать изображения высокой четкости и любого масштаба с высот 7-100 км и выше.

Если сравнивать возможности ракетных носителей с иными платформами размещения научной и фото/видео аппаратуры, то в качестве альтернативных могут использоваться:
1. беспилотные летательные аппараты;
2. авиация
3. зонды
4. космические аппараты

Каждой из нижеуказанных платформ присущи свои технические достоинства и недостатки, которые определяют сферу применения и занимают свои ниши в рынке:

ИСКЛЮЧЕНА

Как следует из сравнительной таблицы, ракеты серии МРП являются универсальным, хотя и не привычным, инструментом для задач аэрофотосъемки с высот до 100 км. т.к. сочетают в себе низкую стоимость, ремонтопригодность, многоразовое использование, высокую грузоподъемность, безопасность, простоту процесса согласования пусков и мобильность. Фактически, ракеты серии МРП расширяют возможности аэрофотосъемки в части ее качества, стоимости и потребительских свойств процесса.

...., что в СССР осуществлялось, в среднем, по 600 пусков ракет в год. ...... Выход на рынок дешевых, многоразовых ракет серии МРП, поможет научным организациям полностью выполнять предусмотренный программами объем исследований с минимальными затратами.
Если основываться на необходимом количестве пусков, .....из различных областей научной деятельности, годовой объем рынка продукции может составить до 400 мил.рублей. не считая НИОКР и сервисных работ.

Основным риском рынка является устаревшее законодательство в части космической деятельности и деятельности по разработке и производству ракет (отнесенных к боеприпасам).

Схема коммерциализации и бизнес- модель

ИСКЛЮЧЕНА


Текущий статус проекта


Собственная материально-техническая база:

1. Собственная металлообрабатывающая мастерская: токарная и фрезерная обработка, лентопильные станки; сварочный пост; литье металла. (Москва);
2. Электротехническое производство;
3. Стенды для огневых испытаний гибридных ракетных двигателей;
4. Камера испытаний сосудов давления (до 200 кг/см*2);
5. Прессы.
6. Лаборатория исследования композитных материалов

На 2012 год планируется закупка/изготовление следующего оборудования:

1. Станок поперечно-продольной намотки композитных сосудов давления (500х2500мм);
2. Станок филаментной намотки композитных корпусных деталей (500х 2500мм);
3. Автоклав для обработки композитов;
4. Токарный станок для обработки деталей больших габаритов;
5. Автофургон

При наличии финансовых возможностей, планируется приобретения или долгосрочная аренда участка земли для расширения опытного производства и организации более удобной испытательной лаборатории.

Выполненные работы по МРП:

1. Проведены более 60-ти огневых стендовых испытаний двигателя (ГРД) с тягой до 200 кгс (ракеты серии МРП-1,2); Подтверждены ТТХ двигателей.
2. Закончена отработка автоматики системы зажигания (изготовлено и испытано 9 вариантов компоновок системы);
3. Изготовлены 2 стенда для огневых испытаний с комплектом электроники;
4. Изготовлена ракета МРП-1;
5. Проведены первые ЛИ МРП-1;
6. Разработана и изготовлена в 5-ти экземплярах электроника системы спасения ракеты;
7. Налажено изготовление кислородостойких уплотнений;
8. Решены вопросы теплоизоляции теплонагруженных участков камеры сгорания;
9. Решен вопрос укрепления шашки горючего при больших толщинах свода заряда;
10. Изготовлены опытные корпуса камеры сгорания из углепластика;
11. Изготовлена система спасения ракеты;
12. Решен вопрос стабилизации давления окислителя в баке при перепадах температур;
13. Разработана компоновка ракеты МРП-2 и изготовлен опытный образец;
14. Закуплены все необходимые комплектующие для подготовки к пускам;
15. Изготавливется стартовое устройство;
16. Размещен заказ на изготовление композитных баков.
17. Ведутся работы по собственному оборудованию для изготовления пластиковых камер сгорания.
18. Проведены аэродинамические расчеты и расчет зон безопасности.

Организационная часть работ:
1. Решены вопросы с органами госбезопасности, пусков с ФАВТ и полигонами;
2. Решены вопросы страхования пусков;
3. Успешное участие в выставке «Высокие технологии 21 века» 2011 по приглашению Комитета по науке и промышленной политики г.Москвы;
4. Проведены переговоры с потенциальными заказчиками. Дорабатываются проекты ракет МРП-1, МРП-2 в соответствии с ТЗ.
5. Найдены подрядчики на разработку конструкторской документации.
6. Найдены готовые решения по системам управления, навигации (Глонасс) и телеметрии для ракет.

Работы по товарам для хобби:
1. Определена продуктовая линейка;
2. Разработаны, изготовлены и испытаны микрогибридные двигатели для хоббийных ракет (суммарный импульс от 14 до 300N*s);
3. Сделаны закупки наиболее востребованных «полуфабрикатов» для ракетомоделизма;
4. Изготовлена опытная оснастка для производства композитных корпусов любительских твердотопливных двигателей;
5. Разработана электроника для пуска и спасения моделей ракет;
6. Разрабатывается дизайн упаковки наборов «plug&play».
7. Начаты тестовые продажи.
8. Выходят публикации работ в СМИ и ТВ
9. Прорабатывается логистика импорта ракетомодельных двигателей из США.
 
Еще раз подчеркиваю, что приведенные тексты были порезаны для исключения раскрытия информации, составляющих для нас ноу-хау.
В текстах, заявленных в Форд, так же был сделан уклон в сторону описания конечного ТТХ и экономических результатов, дабы раньше времени не раскрывать "как это сделано".

Есть некоторые спорные цифры по характеристикам двигателей, но они будут в дальнейшем подтверждены испытаниями. Давали приблезительные расчетные данные.
 
Оригинал текста, полученного от экспертов, выкладывать не буду. Здесь интересно не «мусолить» грамматику и стилистику, а рассмотреть суть. Хотя, на мой взгляд, как отзыв написан, отражает отношение экспертов к порученному делу, соискателям, и Фонду в целом.
Выкладываю, чтобы независимые форумчане подтвердили, так ли все у нас плохо или есть надежда. Для внутренних, так сказать, выводов.

В общем, скорректированный текст с сохраненным содержанием (ну или как я понял его смысл).

1. Представленных материалов не достаточно для оценки проекта в научном и техническом отношении. Нет ТЭО.

Уж не знаю, а что надо было писать для того, чтобы могли оценить научный и технический потенциал? Дисер писать?

2. Проект не позволяет оценить надежность изделий.

Здравый смысл подсказывает мне, что надежность подтверждется не на бумаге, а в результате лабораторных, стендовых и летных испытаний. Все что нужно, мы испытаваем или проим об этом изготовителя.

3. Недостаточно материалов …для оценки абсолютной и сравнительной коммерческой эффективности проекта и т. д. Необходимо представить (как я понял из фразы) экономическое сравнение аналогов, подсчитать объем рынка, рассчитать все затраты производства, логистики, лицензирования, сертификации, пусковых услуг.

Я бы с удовольствием нанял этого эксперта на работу или ввел в акционеры, если он готов выполнить ее для нас (действительно). Правда на условиях 10% предоплаты и 90% после того, как его цифры сойдутся с реальностью +-10%.

4. Из всех оцениваемых мной ранее проектов данный считаю наиболее полно соответствующий целям и задачам Фонда и имеющий наибольший потенциал как создающий рынок малых ракет в России и, в перспективе, реальную конкурентную среду в отечественной космонавтике, основанную на рыночных принципах, а не монополизме около государственных структур.

Этого эксперта, видимо, проигнорировали. Спасибо, неизвестный человек.

5. В анкете присутствует только "коммерциализация", т.е. разработка продукта и (или) технологии отсутствует.

?????

6. В проекте речь идет о высотных ракетах (высоты достижимости до 450 км). Пока данная цифра только декларируется, но возможности ее достижения с использованием МРП не подтверждена материалами исследований.

Опечатались наверно. Там не исследовать надо, а летать! Так гораздо быстрее и дешевле. Про 450 км верно указали, но это совсем другие масштабы, нежели 100. Дайте срок. И административную поддрежку.

Вывод:
1. Необходимы материалы исследований, подтверждающие заявленные характеристики и снижающие риски в получении конечного продукта
.

Я не понял.

2. Необходимо привести ТТХ полезных нагрузок (вес, габариты) для оценки круга потенциальных потребителей.

В проекте приведены веса. Габариты в эскизах ракет есть, сюда не выкладывал..

3. Не хватает технико-экономического обоснования проекта, а также маркетингового исследования потенциальных заказчиков первой серии ракет.

Каюсь. ТЭО не делал никогда. А маркетинг бессмысленен на этой стадии.
 
Антон, спасибо за информацию.
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)
Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты