История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?

Автор igel, 15.03.2007 18:39:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

igel

Пара исторических вопросов, может, кто зьнает ответы:

1. Что происходило с блоком Л (РН Молния) между отделением от блока И и запуском двигателя? Поддерживал он ориентацию в течение всего пассивного полета вокруг полЗемли, или свободно кувыркался, а нужную ориентацию строил непосредственно перед запуском?

2. На чем работала система ориентации до запуска двигателя? Где рамещались исполнительные органы? А если бы еще и значения тяг...

3. После запуска двигатель качался по тангажу-рысканью. А вращение чем стабилизировалось?

Vladimir

ЦитироватьПара исторических вопросов, может, кто зьнает ответы:

1. Что происходило с блоком Л (РН Молния) между отделением от блока И и запуском двигателя? Поддерживал он ориентацию в течение всего пассивного полета вокруг полЗемли, или свободно кувыркался, а нужную ориентацию строил непосредственно перед запуском?

2. На чем работала система ориентации до запуска двигателя? Где рамещались исполнительные органы? А если бы еще и значения тяг...

3. После запуска двигатель качался по тангажу-рысканью. А вращение чем стабилизировалось?
1. После отделения блок Л совершает стабилизированный полет, включая программные развороты перед включением маршевого двигателя. Программные развороты по тангажу начинаются через 575 секунд от КП.
2. Стабилизация и программные развороты блока Л на пассивном участке полета обеспечиваются системой ориентации и стабилизации, установленной на ферме БОЗ (блока обеспечения запуском). Рабочее тело – сжатый воздух. Все исполнительные газовые сопла объединены в два блока клапанов больших тяг и два блока клапанов малых тяг. На каждом блоке по 4 сопла, из которых 2 используются для создания моментов по вращению и 2 – по тангажу и рысканию.
Для блока клапанов малых тяг: тяга клапанов по тангажу и рысканию – 2,66 кг, по вращению – 1,07 кг.
Для блока клапанов больших тяг: тяга клапанов по тангажу и рысканию – 10,0-11,15 кг, по вращению – 6,1-6,54 кг.
На большей части витка задействованы в основном блоки клапанов малых тяг. Блоки клапанов больших тяг включаются в работу, как правило, только после начала работы пороховиков, хотя не исключено их задействование и в другое время.
На этой же ферме установлены два пороховика 14Д80 для создания перегрузки порядка 0,01 g в течение 41 секунды с целью обеспечения запуска маршевого двигателя. Тяга одного пороховика 32-50 кг.
После запуска маршевого двигателя и достижения им 75% от номинальной тяги ферма БОЗ сбрасывается.
3.Стабилизация по крену (вращению) обеспечивается соплами, установленными на нижней торцевой части блока Л по окружности вокруг маршевого двигателя. При этом креновые двигатели работают постоянно, а стабилизация осуществляется их качанием по одной оси. Максимальный угол поворота рулевой камеры в одну сторону 45 градусов. Суммарная тяга четырех рулевых сопел 21 кг.

Feol

Длительный неориентированный полет разгонного блока был бы весьма негативно воспринят разработчиками многих космических аппаратов. Так что такое делать, вероятно, ни один уважающий себя ракетчик не будет  :wink: .
Всем пользователям нравится это сообщение.

igel

Вот спасибо, прямо огромное! Именно то, что хотелось узнать!
Можно еще только пару уточняющих вопросов: запас газа на БОЗе и удельный импульс газовых сопел? Этот, впрочем, вряд ли отличается от типичных для двигателей такого рода...

Vladimir

ЦитироватьВот спасибо, прямо огромное! Именно то, что хотелось узнать!
Можно еще только пару уточняющих вопросов: запас газа на БОЗе и удельный импульс газовых сопел? Этот, впрочем, вряд ли отличается от типичных для двигателей такого рода...
Всего в БОЗ два 7-литровых и два 25-литровых баллона со сжатым воздухом. Заправочное давление 200 атм.
По началу пассивного участка блок клапанов малых тяг питается от одного 25-литрового баллона, а блок клапанов больших тяг от 7-литрового баллона.
При запуске пороховиков к блоку клапанов больших тяг дополнительно подключаются еще 7-литровый и 25-литровый баллоны. Кстати, именно после этого увеличивается тяга клапанов по тангажу и рысканию с 10,0 до 11,15 кг, и по вращению – с 6,1 до 6,54 кг.
Что касается удельного импульса газовых сопел, то, честно говоря, я не знаю. Однако, поскольку газ холодный, то он небольшой.

igel

Все! "Больше вопросов не имею!" (С) :-) Огромное спасибо!

Старый

ЦитироватьВсе! "Больше вопросов не имею!" (С) :-) Огромное спасибо!
А на чём работают креновые сопла вы установили? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

igel

Нет :-). Но для модели моей точности это не так важно, как знание тяг и примерного размещения. Хотя и не помешает, конечно (для удельного импульса).

А на чем? Я бы  на газогенераторном газе делал - но если там движок с дожиганием был (видите, я даже таких подробностей не помню уже), то вполне может быть какая-нибудь экзотика, в те времена ее хватало :-).

Старый

ЦитироватьА на чем? Я бы  на газогенераторном газе делал - но если там движок с дожиганием был (видите, я даже таких подробностей не помню уже), то вполне может быть какая-нибудь экзотика, в те времена ее хватало :-).
Там для наддува бака керосина был сделан отдельный восстановительный газогенератор. От него и сопла работали.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

igel

Да, действительно остроумно... не уверен, что я это даже знал :-). Спасибо!

ronatu

Цитировать
ЦитироватьА на чем? Я бы  на газогенераторном газе делал - но если там движок с дожиганием был (видите, я даже таких подробностей не помню уже), то вполне может быть какая-нибудь экзотика, в те времена ее хватало :-).
Там для наддува бака керосина был сделан отдельный восстановительный газогенератор. От него и сопла работали.

Этот?

ЦитироватьГазогенератор, жидкостного ракетного двигателя, агрегат, в котором за счёт сгорания или разложения (термического, каталитического и др.) топлива или его компонентов вырабатывается горячий газ (температура 200—900 °С), служащий рабочим телом для привода турбонасосного агрегата, наддува топливных баков, работы системы управления и др. В Г. чаще всего совместно используются компоненты основного топлива при значениях коэффициента избытка окислительных элементов, отличных от единицы. Иногда в Г. разлагается один из компонентов основного топлива (окислитель или горючее), например несимметричный диметилгидразин. Могут применяться и вспомогательные ракетные топлива. В зависимости от состава вырабатываемого газа различают восстановительный или окислительный Г. Основные элементы Г. — смесительная головка и корпус.
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Oleg

"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Старый

Цитировать
Это не тот блок и не те сопла.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Это Блок Е. А это блок Л (из С.П. Уманского. Ракеты-носители. космодромы):
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Oleg

"Признаю свою вину, меру степень глубину..."
"Обмишулился чуток, Только сей чуток потянет ..."

Старому +1 за бдительность. :)
Salo огромная благодарность за схемку!
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Oleg

ЦитироватьЭто Блок Е. А это блок Л (из С.П. Уманского. Ракеты-носители. космодромы):

Этот рисунок блока Л сжат по вертикали?
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

ЦитироватьЭто Блок Е. А это блок Л (из С.П. Уманского. Ракеты-носители. космодромы):

Пороховые двигатели нарисованы неправильно: слишком тонкие. ПРД блока Л более «пузатый»:

Байконур надолго - навсегда

igel

Oй, йо! Вот это навалило!  :shock:  :o ! Спасибо, все это очень дополняет друг друга, даже когда повторяется. А кое-какие фото, от слабого до среднего качества, я и сам нашел. Берешь гугля, заходишь на поиск картинок, вводишь "блок Л"... Лучше всего оказались те, что на www.internetelite.ru - удалось распознать практически все агрегаты БОЗ, значимые для модели, понять их размещение по секторам фермы и плоскостям стабилизации, и даже обнаружить злостную асимметрию конструкции самой фермы  :x .

В общем, модель созрела к переводу на следующий качественный уровень!

п.с. Да, а пороховиков оказалось 4, а не 2, как проходило в первой информации. Либо ошибка, либо опечатка, либо модификация. Но это уже такие мелочи...

Vladimir

Цитироватьп.с. Да, а пороховиков оказалось 4, а не 2, как проходило в первой информации. Либо ошибка, либо опечатка, либо модификация. Но это уже такие мелочи...
Я, конечно, дико извиняюсь, но информация о двух пороховиках на ферме БОЗ взята из ныне действующего технического описания блока Л. Что еще может быть более точным?
Что касается модификаций, то все блоки Л, изготавливаемые в НПО им. Лавочкина, абсолютно идентичны. Отличия заключаются только в механических интерфейсах и настройке системы управления.