Российская ЭКБ класса space

Автор Salo, 20.04.2016 16:31:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Цитировать20 апреля 2016, 00:01   |   Наука   |   Иван Чеберко
В России ограничат использование зарубежной микроэлектроники      

Правительство готовит систему мер поддержки отечественных производителей электронно-компонентной базы        

Фото: REUTERS/Ilya Naymushin
       
Российское правительство и Военно-промышленная комиссия готовят систему мер защиты отечественных производителей электронно-компонентной базы (ЭКБ). В ближайшее время планируется принять программу импортозамещения ЭКБ для навигационных приемников ГЛОНАСС бортовых устройств системы ЭРА-ГЛОНАСС, в рамках которой обсуждаются ограничения на использование импортных комплектующих в этих приборах.

— Минпромторгом разрабатываются требования к навигационной аппаратуре ГЛОНАСС, в том числе к терминалам ЭРА-ГЛОНАСС, в целях ее отнесения к промышленной продукции, произведенной в РФ, — заявили «Известиям» в пресс-службе Минпромторга. — Разрабатываются механизмы предоставления преференций поставщикам навигационной аппаратуры ГЛОНАСС, обладающей статусом навигационной аппаратуры ГЛОНАСС российского происхождения при проведении закупок в рамках 44‑ФЗ и 223-ФЗ. Эти меры направлены на стимулирование применения разработчиками аппаратуры ГЛОНАСС электронной компонентной базы российского производства за счет установления преференций таким устройствам при производстве, сертификации и применении для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка российских производителей ЭКБ только этими мерами не ограничивается. В перечне поручений по итогам совещания межведомственной рабочей группы коллегии ВПК по вопросам разработки и производства ЭКБ (состоялось в феврале, копия документа есть в «Известиях») содержится поручение Минпромторгу «подготовить предложения по корректировке технического регламента Таможенного союза (ТС) «О безопасности колесных транспортных средств» в части установления требований по использованию навигационных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС с использованием российской ЭКБ». Подготовка этих предложений указывает на то, что российским производителям микроэлектроники хотят обеспечить преференции не только в сфере госзакупок, но также в масштабах всего автомобильного рынка Таможенного союза, поскольку терминалы ЭРА-ГЛОНАСС (в других странах союза система называется иначе при аналогичном функционале) с 2017 года становятся обязательной комплектацией для всех новых автомобилей, регистрируемых в странах ТС. То есть суммарно речь может идти о рынке с потенциалом 2 млн устройств в год только терминалов ЭРА-ГЛОНАСС. Если прибавить сюда емкость рынка бортовых тахографов, устройств системы «Платон», то емкость рынка уже более 2,5 млн устройств в год.

Готовность российской микроэлектронной промышленности удовлетворить этот спрос детально обсуждалась 5 апреля на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства ЭКБ, проходившем в Зеленограде на предприятии «Ангстрем-Т». Выводы прозвучали такие: на основе существующей уже сейчас российской ЭКБ возможно производство терминалов ЭРА-ГЛОНАСС со степенью локализации до 30%. На импортозамещение остальных комплектующих потребуется от одного до трех лет при соответствующем объеме инвестиций. Так, опытно-конструкторская работа по созданию российского GSM-модема оценена в 150 млн рублей с появлением продукта в 2018 году (оценка из доклада заместителя гендиректора ОАО «НИИМЭ и Микрон» Виктора Эннса). Отечественный акселерометр можно разработать к 2018 году, вложив в проект порядка 100 млн рублей.

Основная проблема в том, что российская микроэлектроника на выходе получится ощутимо дороже аналогов из Юго-Восточной Азии. По экспертной оценке, представленной «НИИМЭ и Микрон», конечная цена терминала ЭРА-ГЛОНАСС из ЭКБ отечественного производства будет в три раза выше, чем такого же устройства из ЭКБ импортного происхождения, — 12 тыс. рублей против 4 тыс. Вот здесь как раз и понадобятся меры по ограничению использования зарубежной ЭКБ и преференции для российских производителей. Потому что без дополнительных стимулов вряд ли кто-то будет приобретать отечественный прибор за цену, втрое превышающую импортный аналог.

— Государство должно поддерживать использование отечественными производителями российской элементной базы, — заявил «Известиям» генеральный директор ОАО «Ангстрем» Константин Носов. — Сейчас практически в каждом образце электронной техники не менее 50% стоимости составляет микроэлектроника. А потому любое колебание курса валюты сразу же сказывается на конечной стоимости изделий. Ярчайший пример — проект ЭРА-ГЛОНАСС. Несколько лет назад, когда он запускался, никто не задумывался, какие микросхемы стоят в терминалах, на которых написано «Сделано в России». А когда курс валюты вырос в два раза, цена этих терминалов выросла соответственно. Также необходимо принимать национальные стандарты по целым сегментам, где применяется микроэлектроника. Не менее важны требования по локализации производства электроники. 

По словам Алексея Дианова, директора по корпоративным коммуникациям «НИИМЭ и Микрон», при благоприятном развитии событий можно заместить элементную базу для терминалов ЭРА-ГЛОНАСС за 1–2 года.

— Мы уже взаимодействуем по вопросам разработки и оптимизации элементной базы для устройств ЭРА-ГЛОНАСС с ведущими российскими разработчиками — НИИМА «Прогресс», «Элвис», КБ НАВИС, — говорит Дианов. — У международных компаний, которые давно работают с автопроизводителями, конечно, есть преимущества за счет большего рынка, опыта интеграции и большей оптимизированности их элементной базы. У произведенных в РФ модулей себестоимость будет выше по понятным причинам, поэтому для доработки потребуется госфинансирование. Конечная стоимость и сроки изготовления будут зависеть от техзадания и финансирования.

Константин Носов уверяет, что со временем отечественные производители ЭКБ готовы обеспечить не только ценовой паритет, но и стабильность цены вне зависимости от курса валюты. 

— Для этого необходимо четко понимать объемы рынка: реального и потенциального, — говорит глава «Ангстрема». — Кроме того, требуется поддержка государства в борьбе с крупнейшими мировыми производителями, которые не стояли на месте. Ярким примером такой заботы о внутреннем производителе являются национальные системы платежных карт Китая и Японии. Там были приняты четкие ограничения по использованию в платежных системах микрочипов национальных стандартов. У нас же при создании национальной системы платежных карт на это не решились. 

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://izvestia.ru/news/610517
Цитировать19 апреля 2016, 00:01   |   Наука   |   Иван Чеберко
Китай предлагает электронику в обмен на ракетные двигатели   

       Поставки электронной компонентной базы России Пекин увязывает с предоставлением ему уникальных технологий двигателестроения       
        
Китай готов поделиться с Россией технологиями, необходимыми для создания радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ) космического применения, получив в обмен технологии создания жидкостных ракетных двигателей. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в госкорпорации «Роскосмос», принимающий участие в подготовке встреч комиссии вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина и заместителя премьера госсовета КНР Ван Яна.

Пакетное обсуждение вопросов передачи технологий ЭКБ и ракетных двигателей также отражено в официальном протоколе по итогам последнего заседания комиссии Рогозин–Ян, проходившей в декабре 2015 года (копия документа есть в «Известиях»).

«Комиссия одобряет достигнутые договоренности по сотрудничеству в области ракетных двигателей и электронной компонентной базы и поручает космическим ведомствам Сторон подготовить к подписанию необходимые нормативно-правовые документы, способствующие реализации сотрудничества в указанных областях», — говорится в протоколе комиссии, подписанном Рогозиным и Яном.

Примечательно, что остальные вопросы взаимодействия в космической сфере вынесены в отдельные темы и обсуждаются без привязки друг к другу: речь идет о взаимодействии в сфере космической навигации (совместимость системы ГЛОНАСС и BeiDou), дистанционного зондирования Земли и программам по исследованию Луны.

— Ракетные двигатели и ЭКБ увязаны воедино, потому что в этих пунктах речь идет об обмене технологиями, а в остальных случаях просто о взаимодействии на более тесном уровне, — говорит собеседник «Известий» в «Роскосмосе». — Китайские партнеры хотят получить у нас не просто сами кислород-керосиновые ракетные двигатели, но и технологии их производства. А в обмен предлагают технологии производства ЭКБ категории Space для использования в космических аппаратах. Честно говоря, пока нам этот обмен не представляется равноценным. Россия — признанный лидер в области жидкостного двигателестроения, наши двигатели покупают американские компании. А китайцы, при всем уважении, пока не смогли скопировать самые продвинутые американские разработки. Некоторые кристаллы для ЭКБ не умеют выращивать в Китае до сих пор, особенно это касается ПЛИС (программируемые логические интегральные микросхемы), АЦП (аналого-цифровой преобразователь), фотоприемных матриц. В области сверхчастотного излучения китайцы американцев уже догнали, а местами и обошли, но тут надо сказать, что и российские институты по части СВЧ всегда были сильны. Поэтому пока достаточных резонов для обмена мы не видим.

Такая точка зрения в полной мере согласуется с ранее высказанной официальной позицией «Роскосмоса» по вопросу поставок в Китай ракетных двигателей.

— Мы учитываем, что в настоящее время в отличие от России Китай не является участником режима контроля за ракетной технологией (РКРТ), поэтому для организации сотрудничества в области ракетостроения необходимо создать надежную нормативно-правовую базу, — заявляли «Известиям» в пресс-службе госкорпорации. — Она бы регламентировала обязательства сторон по охране и нераспространению ракетных технологий. У «Роскосмоса» созданы рабочие группы с китайскими коллегами по многим направлениям, и мы ищем решения, которые, может быть, найдем к концу 2016 года. 

Об интересе к российским жидкостным ракетным двигателям Китай заявил в 2014 году. Китайские партнеры тогда обозначили интерес к нескольким темам, в которых российские технологии занимают лидирующие позиции на мировом рынке: речь шла о большегрузных вертолетах, системах ПВО и жидкостных ракетных двигателях. В качестве ответного шага со стороны Китая прозвучала готовность предоставить российской космической промышленности необходимую для космоса ЭКБ. Предложение было актуально, поскольку после введения США технологических санкций российская промышленность была лишена возможности приобретать ЭКБ класса military и space американского производства. В то же время власти КНР заявляли о готовности снять ограничения на экспорт электронно-компонентной базы космического применения в РФ.

— Нам стоит обменяться технологиями с Китаем, — считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Потому что технологические связи крепче экономических. Вот американцы пытались разорвать с нами связи, чтобы наказать нас. Но есть МКС и есть ракета Atlas 5, на которую ставят российские двигатели. И сенатор Маккейн может сколько угодно кричать, что США продолжают финансировать Путина, но сотрудничество по этим проектам американцы с нами продолжают. Не получается разорвать технологические связи. Просто обмениваться товарами смысла особого нет, это ничего не гарантирует. Получится как с Южной Кореей: они нам заказали первую ступень ракеты, мы для них ее сделали. И потом разошлись в разные стороны. Нам стоит связать себя с Китаем технологическими связями через крупные проекты, тогда это будет новый уровень партнерства.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Alex Degt

Может быть я вас не понял но класс "спейс" это несколько сильно другое нежели качество и отбор как класс "милитари". Популярно: https://habrahabr.ru/post/156049/

Salo

Зайдите по ссылке постом выше Вашего. Там тоже популярно изложено.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

testest2

ЦитироватьВ России ограничат использование зарубежной микроэлектроники
Идиотизм прогрессирует.
законспирированный рептилоид

Alex Degt

Вообщето подобное со стороны Китая это ничем не прикрытая и хорошо подсвеченая дуля в сторону америки. Мы накануне грандиозного шухера,...

Sаlyutman

Здесь немало важно где и как долго будет эксплуатироваться ракетно-космическая техника. Для ракет-носителей требования одни, для низкоорбитальных КА и РБ - другие, более жёсткие. Для геостационарных и межпланетных КА - наиболее жёсткие, "драконовские", можно сказать. Поэтому и электронику нужно подбирать наиболее подходящую под эти требования.
Я уже писал об "опытах" корейцев на КСЛВ с микроэлектроникой неподходящего класса. Все знают чем закончились эти эксперименты. 
К сожалению и наши спутникостроители порой сталкиваются с похожими же проблемами.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

m-s Gelezniak

ЦитироватьAlex Degt пишет:
Вообщето подобное со стороны Китая это ничем не прикрытая и хорошо подсвеченая дуля в сторону америки. Мы накануне грандиозного шухера,...
Эта дуля закончится тем что 191ые будут у Китая покупать. Китай не Штаты, их проблем у них нет.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Alex Degt

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Эта дуля закончится тем что 191ые будут у Китая покупать. Китай не Штаты, их проблем у них нет.
Вам не нужна топология электроники "спейс" и технология (собсно америкосская, ворованая)? Вы не хотите сэкономить на разработке?

m-s Gelezniak

ЦитироватьAlex Degt пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak

пишет:
Эта дуля закончится тем что 191ые будут у Китая покупать. Китай не Штаты, их проблем у них нет.
Вам не нужна топология электроники "спейс" и технология (собсно америкосская, ворованая)? Вы не хотите сэкономить на разработке?
В этой области - НЕТ.
И неравноценный размен. Модели двигателей несменяются десятилетиями особенно такие. А электроника и технология устаревает очень быстро. Наработанная своя школа на прядки ценнее.
Впрочем что и кому я рассказываю. Задолбало разжевывать одно и тоже. Нужно же отчёты по импортозамещению закравать... .
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Sаlyutman

Цитироватьtestest пишет:
ЦитироватьВ России ограничат использование зарубежной микроэлектроники
Идиотизм прогрессирует.
Это идиотизм того, кто так считает. 
Пример - современные фрегаты для ВМФ России, постройку которых пришлось приостановить из-за отказа Украины поставлять для них двигатели. Тоже самое и с космосом. Вы вкладываете сотни миллионов в постройку КА, а производитель микроэлектроники из-за бугра делает вам фигу, в виде санкций и прочих причин непоставки товара. И всё. Работа над КА стопорится, а миллионы, получается потрачены в пустую. Импортозамещение хотя бы в теории, но позволит избегать подобных эксцессов. 
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Alex Degt

#12
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
В этой области - НЕТ.
И неравноценный размен. Модели двигателей несменяются десятилетиями особенно такие. А электроника и технология устаревает очень быстро. Наработанная своя школа на прядки ценнее.
М-s, времени нет. Почитай про сталинскую индустриализацию...

testest2

ЦитироватьSаlyutman пишет:
Это идиотизм того, кто так считает.
Пример - современные фрегаты для ВМФ России, постройку которых пришлось приостановить из-за отказа Украины поставлять для них двигатели. Тоже самое и с космосом. Вы вкладываете сотни миллионов в постройку КА, а производитель микроэлектроники из-за бугра делает вам фигу, в виде санкций и прочих причин непоставки товара. И всё. Работа над КА стопорится, а миллионы, получается потрачены в пустую. Импортозамещение хотя бы в теории, но позволит избегать подобных эксцессов.
Идиотизм - не импортозамещение, а тот способ, которым его пытаются сделать.

Вы же, наверное, сами прочитали статью.
Производители электроники не хотят использовать нашу ЭКБ - дорого, плохие сроки поставки, плохое качество. Заставим их!
Потребители электроники не захотят покупать отечественную электронику, потому что с отечественной ЭКБ она станет в четыре раза дороже. Заставим их! Кстати, в РКО это будет означать не только рост цен, но также снижение характеристик и надежности.
Что будет в результате? Думаете, что произойдет чудо, и у нас волшебным образом появятся современные технологии в электронике? Ха-ха. Для этого нужны гигантские вложения, и не только в предприятия, но и в образование и во многое другое. И многие годы.

Вот что будет на самом деле. Да, производителей ГЛОНАСС-передатчиков заставят использовать нашу ЭКБ. Да, транспортные компании заставят закупить эту аппаратуру. Их дополнительные издержки частично выльются в сокращение деятельности, частично будет перенесены на пассажиров. "Ангстрем" заработает сколько-то дополнительных рублей, которые частично осядут в карманах менеджмента, частично уйдут акционерам, а частично - господам чиновникам, чтобы заставили еще кого-нибудь перейти на их продукцию. А зачем им в такой ситуации что-то еще делать?
законспирированный рептилоид

Alex Degt

#14
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
электроника и технология устаревает очень быстро
В этой области не думаю. Топология устойчивая к пробою высокоэнергетическими частицами очень долгоиграюща...

ПСы. Дракон предложил равноценный обмен. Это странно...

m-s Gelezniak

Самое смешное что а технологиях радиационностойкой и пр электроники чего то сверсложногго нет.
Но линию конечно легче и быстрее купить. И закрыть отчет. А то что другая фирма мри этом потеряет неважно.
Кстати что с линией купленной в своё время у АМД?
Блин, неужели ЭТО надо разжёвывать...
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Alex Degt

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Самое смешное что а технологиях радиационностойкой и пр электроники чего то сверсложногго нет.
Ну а поподробнее?

testest2

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Самое смешное что а технологиях радиационностойкой и пр электроники чего то сверсложногго нет.
Но линию конечно легче и быстрее купить. И закрыть отчет. А то что другая фирма мри этом потеряет неважно.
Кстати что с линией купленной в своё время у АМД?
Блин, неужели ЭТО надо разжёвывать...
У нас, как всегда, куча организационных проблем. Сложно организовать стабильно работающее производство. Сложно организовать необходимый контроль качества. Сложно, жутко сложно пустить в работу линию даже за 9 лет. В 2007 году ее купили, если не путаю.
законспирированный рептилоид

Alex Degt

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Кстати что с линией купленной в своё время у АМД?
А шо з нэю? Робыть...  :D

Alex Degt

#19
Цитироватьtestest пишет:
У нас, как всегда, куча организационных проблем. Сложно организовать стабильно работающее производство. Сложно организовать необходимый контроль качества. Сложно, жутко сложно пустить в работу линию даже за 9 лет. В 2007 году ее купили, если не путаю.
Сложно но рептилоиды сидят на диванах на рептильной жопе...