United Launch Alliance (ULA) альтернативная архитектура

Автор frigate, 16.09.2009 09:58:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

frigate

Обзор предложений ULA's Chris Bergen  на NasaSpaceFlight
ULA claim gap reducing solution via EELV exploration master plan

Обсуждение новости на форуме NasaSpaceFlight:
ULA Medium Lift based Exploration Architecture

ЦитироватьUnited Launch Alliance (ULA) has released a series of papers to be presented at American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA) Space 2009 Conference. The key document from the ULA web site is Affordable Exploration Architecture 2009.

В двух словах, ULA предлагает следующее:
- создание пилотируемых модификаций РН "Атлас" и "Дельта" (за счет повышения надёжности РН, установки на
РН Emergency Detection System (EDS) и средств аварийного спасения экипажа Intact Abort Capability);
- замену существующего семейства 3x криогенных РБ на единый Advance Common Evolved Stage (ACES)
с РЗТ (кислород+водород) 41 тонн. РБ может быть дозаправлен на орбите.


Концепция архитектуры лунной транспортной системы ULA - 2 заправочные станции (LEO и L2),  
горизонтальный лунный лэндер и Орион со СМ на базе криогенного РБ ACES-41.

РБ Advance Common Evolved Stage ACES-41 4xRL-10, РЗТ (кислород+водород) 41 тонн

Пилотируемый КК Орион со служебным модулем на базе криогенного РБ АСЕS-41, с переходным
отсеком СЖО (РН Атлас с грузоподъёмностью 55 тонн).

Горизонтальный лунный лэндер (3 конфигурации) на базе РБ ACES-41 (РН Дельта)

РБ Advance Common Evolved Stage ACES-71 4xRL-10, РЗТ (кислород+водород) 71 тонн

Заправочная станция (собранная при стыковке РБ ACES-41 и ACES-71) - общий сухой вес 12.5 тонн,
РЗТ - 121 тонн. Жидкий кислород хранится в ACES-41, жидкий водород - в ACES-71.

KK Орион и горизонтальный лэндер Альтаир пристыкованные к заправочной станции.

Таблица 1.  Сводные данные по массе и РЗТ.

Горизонтальный лэндер Альтаир после прилунения.

Старт взлётной ступени лунного лэндера Альтаир (пилотируемая конфигурация).

Таблица 2.  Сводные данные по массе и ХС.
Есть ли у вас план, мистер Фикс? (С) м/ф "Вокруг света за 80 дней" (Австралия)  :P
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

pkl

Где-то я это уже видел... :roll:

Как я понимаю, "изюминка" в том, чтобы не делать "Аресов"?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Bell

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Петр Зайцев

Я думаю, что это очень интересно, так как кто-то разработал сравнительно детальные планы с использованием дозаправки. Одно из возражений, и я его самолично слышал, было что дескать "ну теоретически может оно и лучше, но надо еще посмотреть, а никто не разрабатывал плана миссии с дозаправкой и поэтому сравнивать не с чем". То есть фактически обвиняли пропонентов танкеров в пускании дыма вместо цифр.

В каком-то смысле мы должны благодарить Гриффина, что Арес 1 - такая ублюдочная РН. Если бы он не устроил этого бардака, ULA не стало бы тратить деньги на зарплату разработчиков. Ясно что Франк Зельгер может быть и энтузиаст, но не на коленке все это подсчитывал, и использовал ресурсы компании.

Мне как ламеру трудно примериться с лаэндером, который поворачивается набок, но черт его знает, вроде действительно есть вышеописанные преимущества... Может не надо быть таким заскорузлым.

-- Pete

pkl

А мне это всё сразу не понравилось. Именно потому, что сверхтяжёлые носители тут не требуются. :evil:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Salo

Я так понял, что Атлас и Дельту развели по разным применениям?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

PDF документ Advanced Common Evolved Stage (ACES) Upper Stage Engine Roadmap

В рамках программы Advanced Common Evolved Stage (ACES)  ULA планирует консолидировть
криогенные РБ до 2030 для программы РН Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), финан-
сируемой ВВС (USAF) для ПН  Мин. обороны и других правительственных агенств



Двигатели RL10A-4-2 (тяга 99 kN) для РБ Centaur (РН Атлас V) будут заменены двигателями
RL10A-4-3 для новой версии РБ Centaur c РЗТ 20.865 тонн;

Двигатели RL10B-2 (тяга 110.1 kN) для верхней ступени РН Delta IV будут заменены двигателями
RL10B-2-1  для новой версии  верхней ступени c РЗТ 27.669 тонн;

На следующем этапе планируется создание нового криогенного ЖРД с повышенной тягой для уни-
фицированного РБ с РЗТ 40.823 тонн (x2 двигателя для РБ)
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

pkl

Наверно, это рационально. Какой смысл эксплуатировать два аналогичных ЖРД? Но! Насколько я помню, программа EELV изначально предполагала использование двух аналогичных носителей /Дельта и Атлас/, которые будут подстраховывать друг друга. Чтобы не терять доступ в космос, если что-то случится с одним. А теперь что же? Они отказываются от взаимной страховки и разводят носители по разным нишам?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

frigate

ЦитироватьНаверно, это рационально. Какой смысл эксплуатировать два аналогичных ЖРД? Но! Насколько я помню, программа EELV изначально предполагала использование двух аналогичных носителей /Дельта и Атлас/, которые будут подстраховывать друг друга. Чтобы не терять доступ в космос, если что-то случится с одним. А теперь что же? Они отказываются от взаимной страховки и разводят носители по разным нишам?
Будут страховаться РД-0146 - ради этого и заваривалась вся каша.  8)
Речь идет о едином РБ а не о стандартизации всех ступеней РН :roll:
EELV Evolution  - Atlas и Delta идут нога в ногу но по своим неиcповедимым путям:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

fagot

Версии RL-10 для нынешних Атласа и Дельты не столь существенно отличаются, чтобы служить полной страховкой друг друга, Дельта-4Н вообще страховки не имеет и никто особо не переживает по этому поводу. РД-0146 на страховку для RL-60 никак не тянет и американцы давно им не интересуются.

pkl

Ну это понятно! Но изначально то взаимная страховка подавалась как одно из обязательных условий! Теперь от этого - отказ?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Петр Зайцев

ЦитироватьНу это понятно! Но изначально то взаимная страховка подавалась как одно из обязательных условий! Теперь от этого - отказ?
Да, отказ. Давно аварий не было. Видимо не читают как мы копья ломаем по поводу напряженных двигателей.
-- Pete

pkl

Цитировать
ЦитироватьНу это понятно! Но изначально то взаимная страховка подавалась как одно из обязательных условий! Теперь от этого - отказ?
Да, отказ. Давно аварий не было. Видимо не читают как мы копья ломаем по поводу напряженных двигателей.
-- Pete
:)

Значит, если ракеты и движки делать нормально, страховка не нужна? 8)
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Петр Зайцев

ЦитироватьЗначит, если ракеты и движки делать нормально, страховка не нужна? 8)
Наверное нельзя ставить вопрос нужна - не нужна. Тут скорее проблема в том, что было бы неплохо иметь страховку, но нет денег. Когда EELV вводились, была надежда на массовый рынок. Ну а когда оказалось, что Пентагон должен платить за все сам, то им сразу стало не до страховки. Они даже не могут наскрести денег на вторую мобильную платформу для Атласа.
-- Петр

frigate

В апреле этого года инженеры United Launch Alliance (ULA) завершили разработку эскизного проекта
надувного солнечного экрана, предназначенного для термозащиты верхней ступени РН Atlas V
после её выведения на орбиту ИСЗ.  Работы по проекту были выполнены в кооперации с инженерами
из ILC Dover (штат Делавэр) и при участии инженеров НАСА из космического центра Кеннеди
(штат Флорида) и исследовательского центра Glenn (штат Кливленд).

Cryogenic Propellant Depots for the Real World March 27 2008 United Launch Alliance Frank Zegler

A Practical, Affordable Cryogenic Propellant Depot Based on ULA's Flight Experience

Design and Development of an In-Space Deployable Sun Shield for the Atlas Centaur (1-я страница)

Финансирование проекта было обеспечено из фондов NASA Innovative Partnership Program (IPP),
призванной обьединить совместные усилия индустрии, учебных коллежей, правительственных
агентств и национальных лабораторий для решения ряда технических проблем в области космических
 исследований, науки о космосе и аэрокосмической промышленности. Дополнительное финансирование
было обеспечено компаниями и центрами NASA.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

fagot

ЦитироватьНу это понятно! Но изначально то взаимная страховка подавалась как одно из обязательных условий! Теперь от этого - отказ?
Изначально в конкурсе по программе EELV должен был быть только один победитель, однако под предлогом борьбы с монополизмом и страховки сделали два семейства. При этом полной страховки не было с самого начала, а впоследствии может будет еще меньше, поскольку американцы тоже умеют деньги считать.

fagot

ЦитироватьДа, отказ. Давно аварий не было. Видимо не читают как мы копья ломаем по поводу напряженных двигателей.
Так RL-10 ненапряженный и изначально не страховался. И вообще "страховка" это просто предлог для попила бюджета.

sychbird

Интересно, что проект ULA идеологически находиться в том же русле, что и идеология Роскосмоса по поводу "ОС- сборочной верфи" для полетов к другим планетам.

Не могу не отметить, что соображения, высказанные Lev по поводу "альтернативщиков" выглядят убедительно. Однако вопрос о стратегическом выборе между вариантами создания супертяжелых носителей  ограниченной потребности и ставкой на высокую серийность модернизированных носителей на базе  отработанных технологий с организацией на постоянной основе  сборки на орбите, в случае выбора последней дает нам шанс одним рывком преодолеть наметившееся технологическое отставание и выйти на передний рубеж.

Если подобный  выбор окажется оправданным  с идеолого-экономических соображений. Что может подтвердить или опровергнуть только реальная практика. Интуиция и даже технико-экономический анализ здесь истины не откроют, ИМХО.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

pkl

Цитировать
ЦитироватьНу это понятно! Но изначально то взаимная страховка подавалась как одно из обязательных условий! Теперь от этого - отказ?
Изначально в конкурсе по программе EELV должен был быть только один победитель, однако под предлогом борьбы с монополизмом и страховки сделали два семейства. При этом полной страховки не было с самого начала, а впоследствии может будет еще меньше, поскольку американцы тоже умеют деньги считать.
А мне вот сегодня подумалось: лёгкую Дельту страхует Атлас, тяжёлую - Арес I. Но это лишь мои измышления.

Выходит, у них ракеты разбегаются по нишам, как у нас? Интересно. Тогда Атлас - это их "Союз". Дельта Хэви - "Протон". :roll: С оговорками, конечно.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

ЦитироватьИнтересно, что проект ULA идеологически находиться в том же русле, что и идеология Роскосмоса по поводу "ОС- сборочной верфи" для полетов к другим планетам.

Не могу не отметить, что соображения, высказанные Lev по поводу "альтернативщиков" выглядят убедительно. Однако вопрос о стратегическом выборе между вариантами создания супертяжелых носителей  ограниченной потребности и ставкой на высокую серийность модернизированных носителей на базе  отработанных технологий с организацией на постоянной основе  сборки на орбите, в случае выбора последней дает нам шанс одним рывком преодолеть наметившееся технологическое отставание и выйти на передний рубеж.

Если подобный  выбор окажется оправданным  с идеолого-экономических соображений. Что может подтвердить или опровергнуть только реальная практика. Интуиция и даже технико-экономический анализ здесь истины не откроют, ИМХО.
Имхо стратегически правильнее решиться на программу активного применения сверхтяжёлых носителей. Но для них нужны специфические нагрузки. Но вот как решиться... :roll:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан