“Прогресс М-23М” состыковался с МКС
9 апреля 2014 года в 21:14 UTC (10 апреля в 01:14 мск) грузовой транспортный корабль “Прогресс М-23М” пристыковался к модулю “Пирс” Международной космической станции. Сближение и стыковка корабля со станцией осуществлялись в автоматическом режиме. На борт МКС доставлены топливо, оборудование для дооснащения станции, продукты питания, вода, воздух для космонавтов, укладки с научным оборудованием для проведения экспериментов, а также спецгруз в рамках акции “Георгиевская ленточка”. Планируется, что с 24 апреля российские космонавты на МКС присоединятся к мероприятиям, приуроченным к празднованию 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. К.И.
Юрий Лончаков назначен начальником Центра подготовки космонавтов
7 апреля нынешнего года руководитель Роскосмоса Олег Остапенко подписал приказ о назначении летчика-космонавта Юрия Лончакова начальником Научно-исследовательского центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина (ЦПК), сообщает пресс-служба Роскосмоса. Ранее 1 апреля Лончаков был назначен исполняющим обязанности начальника ЦПК. К.И.
Японский спутник назван в честь изобретателя Хираги Гэнная
Запущенный в феврале нынешнего года спутник STARS-II [Space Tethered Autonomous Robotic Satellite-2] (39574 / 2014-009С) японского университета Кагава переименован в честь японского изобретателя, фармацевта, писателя Хираги Гэнная (1728-1780). В международный каталогах отныне космический аппарат будет значиться как Gennai. К.И.
Левада-центр: 46% россиян считают Россию лидером в освоении космоса
Более 45% россиян считают Россию лидером в освоении космоса. Об этом свидетельствуют данные опроса Левада-центра. Лидером в космической сфере Россию называют 46% респондентов, 21% выбрали США, а 11% — Китай. 3% ответивших назвали лидером в освоении космоса Европейский союз. 42%, принявших участие в опросе, полагают, что Россия должна расширять программы освоения космоса. Столько же россиян считают, что программы следует оставить в прежнем объеме. Опрос был проведен с 21-го по 24 марта, в нем приняли участие 1603 человека 45 регионов России. К.И.
С Мыса Канаверал запущен груз Национального разведывательного управления США
10 апреля 2014 года в 17:45 UTC (21:45 мск) с площадки SLC-41 Станции ВВС США “Мыс Канаверал” стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск ракеты-носителя Atlas-5 / 541 (AV-045) с грузом Национального разведывательного управления США NROL-67. К.И.
10.04.2014
Памятные даты космонавтики. 9 апреля 2014 г.
9 апреля исполняется 45 лет (1969) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-278” (“Зенит-2” № 78). 9 апреля исполняется 20 лет (1994) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) по программе STS-59 шаттла Endeavour с астронавтами Кевином Чилтоном (Kevin Chilton), Майклом Клиффордом (Michael Clifford), Джероме Аптом (Jerome Apt), Линдой Гудвин (Linda Godwin), Сидни Гутьерресом (Sydney Gutierrez) и Томасом Джоунзом (Thomas Jones) на борту. 9 апреля исполняется 15 лет (1999) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) спутника системы предупреждения о ракетном нападении USA-142 (DSP-1 Block 18 F-19). К.И.
09.04.2014
Мексика и Россия готовят соглашение о сотрудничестве в космосе
Мексика и Россия сейчас заканчивают подготовку к подписанию межправительственного соглашения о сотрудничестве в области космических исследований, сообщил во вторник генеральный директор Мексиканского космического агентства (МКА) Хавьер Мендьета Хименес, передает РИА Новости. "Это межгосударственное соглашение, касающееся вопросов науки и технологий в космических исследованиях и ориентированное на социальные и промышленные потребности, я очень оптимистично настроен в отношении совместного развития этой деятельности" — сказал Мендьета Хименес в ходе мероприятий, приуроченных к Неделе космонавтики в Мексике. По его словам, документ будет готов к подписанию в течение нескольких недель. Мексиканская сторона планирует либо организовать отдельное большое событие в связи с его подписанием, либо приурочить это к другому мероприятию, на котором будут присутствовать президенты обеих стран. "Мы не хотим отношений с Россией на уровне поставщик-покупатель, мы хотим стратегического союза с Россией с обменом технологиями и продукцией, Мексика может дать со своей стороны производственную базу, кадры, разнообразие технических и научных институтов в государственном и частном секторе", — отметил глава МКА. Мендьета Хименес подчеркнул, что у России и Мексики есть много точек соприкосновения в части мирного освоения космоса. "Уверен, что мы сможем начать проекты большого размаха, сначала мы хотим заняться информацией в области космоса, наземными станциями, малыми спутниками и в долгосрочной перспективе — развитием двигателестроения", — добавил гендиректор агентства. К.И.
Запуск “Лебедя” перенесен на июнь
Компания Orbital Sciences Corporation сообщила о переносе запуска очередного грузового транспортного корабля Cygnus с начала мая на июнь нынешнего года. Такое решение было принято по просьбе NASA из-за переноса сроков полета грузового корабля Dragon компании SpaceX. Запуск Dragon запланирован на 14 апреля. К.И.
09.04.2014
Мексика заинтересована в размещении российской ГЛОНАСС
Мексика заинтересована в размещении на своей территории российской навигационной системы ГЛОНАСС, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор Мексиканского космического агентства (МКА) Хавьер Мендьета Хименес. "Для Мексики было бы очень интересно разместить наземную станцию системы ГЛОНАСС для двух вещей — чтобы использовать эту современную навигационную систему в прикладном гражданском значении, имея большее разрешение в приложениях, и включить в нее различные географические, геоматические, метеорологические данные, сведения о сельском хозяйстве и транспорте в зависимости от приложений", — сказал Мендьета Хименес. По его словам, пока конкретных договоренностей относительно размещения ГЛОНАСС нет. "Сейчас это одна из инициатив, хотя среди предложений в готовящемся межправсоглашении между Мексикой и Россией о сотрудничестве в космической отрасли есть пункты, предполагающие подобное, но в общих чертах", — заметил глава МКА. В части транспорта, продолжил Мендьета, для Мексики ГЛОНАСС особенно важна, так как МКА, согласно национальному плану развития, должно содействовать улучшению ситуации в системе транспорта. "ГЛОНАСС является одной из наиболее продвинутых систем в настоящий момент", — отметил он. Со своей стороны профессор Государственного астрономического института при МГУ Вячеслав Турышев сообщил, что речь идет о возможном строительстве приемников информации с геостационарных спутников. "Размещение приемников системы ГЛОНАСС в дополнение к системе GPS позволит решать многие задачи, и не только в геопозиционировании, но и в части наблюдения за распространением электромагнитных сигналов при землетрясении, мониторинга окружающей среды, точного позиционирования геологических плит", — заметил ученый. Он пригласил мексиканскую сторону к сотрудничеству с инновационным центром Сколково, куда партнеры могли бы представить свои start-up проекты в части космических разработок. К.И.
09.04.2014
Российские и французские ученые будут вместе исследовать космос
Заместителем министра экономического развития Российской Федерации Олегом Фомичёвым и мэром Гренобля Эриком Пьоллем был дан официальный старт совместному проекту в области космических исследований. В декабре 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании между московским и гренобльским микроэлектронными кластерами. В развитие этого сотрудничества сегодня 8 апреля 2014 года Университет Жозефа Фурье (Гренобль) и Московский институт электронной техники (Зеленоград) начали проект создания и запуска на орбиту «студенческого» российско-французского спутника для проведения на околоземной орбите ряда научных экспериментов, которые представляют значительный интерес для обеих сторон как с научной точки зрения, так и со стороны практического использования полученных результатов. Срок реализации проекта составит не менее 4–5 лет. Архитектурные решения, электронные компоненты, блоки, узлы могут на долгие годы стать основой для создания бортовой аппаратуры перспективных космических аппаратов. В перспективные планы Роскосмоса входит переход на новое поколение электронной компонентной базы, данный проект должен стать шагом на пути к реализации этого плана, сообщает STRF.ru. К.И.
09.04.2014
Мексика заинтересована в сотрудничестве с Россией по малым спутникам
Мексиканское космическое агентство (МКА) разработало несколько проектов по малым спутникам для наблюдения за Землей, и оно рассчитывает на сотрудничество с Россией, заявил РИА Новости заместитель директора этого агентства Карлос Дуарте. "Мы говорим (о микроспутниках) весом 100 килограммов, и, конечно, нас интересовало бы сотрудничество с Российской Федерацией по их запуску", — отметил Дуарте. Россия вывела в 2013 году на орбиту мексиканский спутник Satmex-8 производства американской компании Space Systems/Loral. Он предназначен для предоставления услуг широкополосной связи и телевещания в Ku- и С-диапазоне на территории Америки. "У нас есть планы, но мы ищем бюджет для развития микроспутников, пока утвержденного бюджета у нас нет", — сказал Дуарте. Кроме того, мексиканское агентство заинтересовано также в сотрудничестве с Россией по образовательным вопросам, в обмене студентами и исследователями. К.И.
09.04.2014
В МАТИ открылась молодежная научная конференция “Гагаринские чтения”
8 апреля в МАТИ прошло торжественное открытие юбилейной Международной молодежной научной конференции “Гагаринские чтения”. На мероприятии выступили одни из первых людей в космонавтике Алексей Леонов, Виктор Горбатко и Сергей Крикалев. Уже сорок лет в МАТИ существует добрая традиция — проводить “Гагаринские чтения”. Студенческая молодежь со всей России и стран СНГ встречаются в апрельские дни в Москве для обсуждения различных проблем развития космонавтики. Первые чтения состоялись в 1973 году и были приурочены к 40-летию со дня рождения Юрия Гагарина. Основная идея чтений состоит в приобщении студенческой молодежи к космической проблематике. На сегодняшний день “Гагаринские чтения” являются одной из самых представительных и важных молодежных конференций в России. Число участников возросло до тысячи. Самые талантливые ребята получают возможность работать в аэрокосмической сфере. Началось открытие приветственными словами ректора МАТИ Александра Рождественского. Он рассказал, насколько значимым событием являются “Гагаринские чтения” для науки, поблагодарил космонавтов за их неравнодушие и поддержку участников. “Уже сорок лет “Гагаринские чтения” проводятся в МАТИ. Благодаря их существованию можно реализовывать проекты школьников. Мы взаимодействуем со школами и отыскиваем талантливых, заинтересованных ребят. Школьники проявляют себя через олимпиады. У нас в МАТИ существует даже кружок космонавтики”, - рассказывает ректор МАТИ Александр Рождественский. После этого слово было передано космонавту, герою Советского Союза Алексею Леонову. “Сорок один год я приезжаю на “Гагаринские чтения”. На первых чтениях 81 доклад привезли дети и каждый по-своему интерпретировал личность Юрия Гагарина. Юрий Гагарин - великий человек! Я помню, как мы только начинали подготовке в космонавты. Из 3 000 человек прошло 20, из них 12 слетали в космос. Сейчас в живых осталось 4. В истории космонавтики было 3 ярких явления: Циолковский, Королев и Гагарин”, - обратился к публике Алексей Архипович. По его словам, космонавтом может стать только хороший человек. “К сожалению в наше время среди молодежи снизилась заинтересованность аэрокосмической сферы. В СССР был всплеск! В каждой школе был кружок космонавтики”, - отметил Леонов. Своими воспоминаниями о Гагарине также поделились советские космонавты Виктор Горбатко и Сергей Крикалев. Сергей Константинович даже показал участникам конференции презентацию и рассказал о военном городке, о подготовке космонавтов к полетам и международном сотрудничестве. Завершилось мероприятие церемонией награждения. Школьникам вручили грамоту за лучший доклад. Проходить “Гагаринские чтения” будут до 11 апреля. Кроме работ в научных секциях участников ждут экскурсии в музеи Москвы, в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, а также ребята посетят промышленные предприятия космической отрасли, пишет “Мой район”. К.И.
09.04.2014
Мексика запустит астронавта в космос лишь при наличии спонсора
Мексиканское космическое агентство (МКА) не планирует запуск в космос своего астронавта до 2030 года за счет бюджета, однако структура может изыскать средства частных инвесторов для осуществления проекта, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор агентства Хавьер Мендьета Хименес. Мексика пока отправила только одного своего гражданина в космос — в 1985 году Родольфо Нери Вела совершил полет на американском шаттле "Атлантис". "Пока новый полет не входит в дорожную карту действий до 2030 года со стороны правительства, МКА не может ассигновать общественные средства на эти цели напрямую, но мы можем найти частные средства для начала этого процесса", — сказал Мендьета Хименес. По его словам, если появится возможность запуска второго астронавта в ближайшие 10 лет, то Мексика хотела бы подготовить его в России. "Для Мексики очень важны отношения в этом плане с Россией, чтобы в дальнейшем включить мексиканца или мексиканку в программу космонавтики (пилотируемой) в России", — сказал глава МКА. Также Хименес сообщил, что Мексика могла бы участвовать в работе Международной космической станции, проводя там эксперименты. "У нас есть рабочие группы, которые работают над вопросами микрогравитации, но нам бы хотелось провести эксперимент, который имел бы интересное научное содержание и полезное применение на Земле, это может быть эксперимент в области материалов, биологии". Он заверил, что МКА займется поиском необходимых денежных средств для участия в работе МКС. Профессор Государственного астрономического института при МГУ Вячеслав Турышев сообщил, что предполагаемый запуск многофункционального модуля к МКС обеспечит возможность проведения в российском сегменте станции большого количества экспериментов. "Надеемся, что модуль будет запущен в начале будущего года, сейчас обсуждается процедура размещения экспериментов на его борту", — сказал он. Ученый посоветовал мексиканской стороне составить список возможных экспериментов, которые они хотели бы провести на борту МКС, установить контакты с российскими партнерами и сделать конкретные предложения Роскосмосу. К.И.
Дудл ко Дню космонавтики
8 апреля на церемонии в московском планетарии прошла церемония объявления победителя конкурса на лучший дудл ко Дню космонавтики, который проводился Роскосмосом совместно с компанией Google. Победителем стала участница из Нижнего Тагила Анастасия Воронцова. Ее рисунок будет размещен в поисковой системе Google в День космонавтики. Еще два финалиста - Досаев Никита (9 лет, г. Мончегорск) и Деревцова Дарья (17 лет, Волгоград) – награждены поездкой на космодром Байконур на запуск пилотируемого космического корабля “Союз ТМА-13М”, который запланирован на 28 мая нынешнего года. К.И.
09.04.2014
Запуск первого украинского спутника связи перенесен на конец лета
Запуск первого украинского спутника связи "Лыбидь", запланированный на апрель, перенесен на конец лета нынешнего года в связи с тем, что станция управления спутником находится в Крыму, сообщил журналистам в среду глава томского НПЦ "Полюс" (входит в Роскосмос) Владимир Гладущенко. "Полюс" изготавливает для спутника систему электропитания, блок электроники для зарядки батарей и другое оборудование. Ранее сообщалось, что правительство РФ распорядилось обеспечить коммерческий запуск первого украинского спутника связи на российской ракете-носителе "Зенит-ЗSLБФ" с космодрома Байконур. Запуск "Лыбиди" был намечен на 27 апреля 2014 года. "Он должен был улететь в апреле, но запуск перенесен на вторую половину этого года, — это "Лыбидь", связной аппарат, для Украины. Перенос связан с тем, что наземная станция управления спутником оказалась в Крыму. Сейчас они переводят ее, по-моему, в Хмельницкую область", — сказал Гладущенко на пресс-конференции в региональном медиацентре РИА Новости в Томске. Он уточнил, что, по его информации, запуск перенесен на июль-август этого года. "Аппарат готов, прошел все виды испытаний", — подчеркнул он. Вместе с тем Гладущенко отметил, что работа "Полюса" с украинскими партнерами идет в прежнем режиме. "Договорные обязательства выполняются, пока каких-либо отказов нет", — подчеркнул он. К.И.
Зонд LADEE начинает подготовку к столкновению с Луной
Космический аппарат LADEE, который в данный момент находится на орбите нашего единственного естественного спутника, начал маневры, которые в конце концов приведут его к столкновению с Луной, сообщает AstroNews. В ходе недавней пресс-конференции НАСА, лица, ответственные за проект LADEE, заявили, что к данному моменту космический зонд уже выполнил все поставленные перед ним задачи, а это означает, что ему осталось только эффектно сойти с арены, закончив свой жизненный путь столкновением с лунной поверхностью. Специально для этого в американском космическом ведомстве послали на борт автоматического зонда команды, которые должны снизить аппарат до высоты в 2-3 километра. В таком режиме LADEE продолжит вращаться вокруг Луны, пока естественным образом не снизится настолько, что совершит столкновение с поверхностью спутника. Произойти все это, по словам экспертов, должно совсем скоро – до 21 числа этого месяца. По причине того, что снижение аппарата будет происходить естественным путем, сейчас в НАСА не могут спрогнозировать точного места его падения. Но существует вероятность того, что это должно будет произойти на обратной стороне Луны. По этой причине, самого столкновения массивного зонда с лунной поверхностью на скорости в несколько километров в секунду, к сожалению, увидеть не удастся. Ну а пока зонд находится в целости и сохранности, он будет передавать информацию на Землю, и ученые с его помощью намереваются изучать лунное затемнение, которое должно произойти 15 числа этого месяца. Примечательно, что во время затемнения температура опустится настолько сильно, что аппаратура LADEE может просто замерзнуть. К.И.
09.04.2014
Ангола запустит свой космический спутник при поддержке России
Ангола запустит свой космический спутник при поддержке России. Министр иностранных дел Анголы Жоржи Ребелу Шикоти надеется, что запуск состоится через три года. “Нам необходимо сейчас создать определенные условия внутри страны для того, чтобы этот проект был реализован успешно. Мы надеемся, что через три года мы создадим все условия, необходимые для того, чтобы он был выполнен”, – сообщил Жоржи Ребелу по итогам переговоров с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Также глава МИД Анголы добавил, что проект находится в подготовительной стадии. Сейчас комплектуется команда специалистов, которые будут работать над предприятием. Примечательно, что многие из экспертов получили образование в России, передает “Интерфакс”. К.И.
09.04.2014
Решение кадровой проблемы в космической промышленности станет одной из задач ОРКК – Лысков
Решение кадровой проблемы в космической промышленности станет одной из задач создаваемой в России Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), заявил во вторник заместитель руководителя Роскосмоса Денис Лысков. "С учетом решения, которое было принято о создании ОРКК, естественно все вопросы будут в одних руках сконцентрированы. Одной из основных задач ОРКК будет наведения порядка в кадровом вопросе всей отрасли. Это очень серьезная задача, но она ключевая", - сказал Лысков на пресс-конференции в РИА Новости. По его словам, в космической отрасли сильная нехватка сотрудников 30-40 лет, при этом много молодежи и сотрудников предпенсионного возраста. "Мы сегодня видим результат кадрового провала и в этом направлении мы работаем. Мы привлекаем и специалистов из наших союзных республик, когда нам не хватает своих, и готовим своих. У нас возрожден заказ плановый по профессиям. Мы в прошлом и этом году утвердили порядка 50 образовательных стандартов, которые потребуются для нашей промышленности", - добавил Лысков. Реформа космической отрасли предполагает создание ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры. Указ о создании ОРКК президент РФВладимир Путин подписал в конце прошлого года. Основной целью создания корпорации является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности России в космической сфере. В состав корпорации войдут предприятия космической тематики, как работающие на гражданскую отрасль, так и выполняющие заказы Минобороны. К.И.
09.04.2014
Роскосмос готовит программу импортозамещения электронной компонентной базы для спутников
Роскосмос сейчас разрабатывает программу по импортозамещению электронной компонентной базы для российских космических аппаратов, заявил журналистам замглавы Федерального агентства Денис Лысков, передает РИА Новости. "Мы надеемся в ближайшее время закрыть недостачу", - сказал он. Лысков пояснил, что речь идет в основном о замещении ранее закупавшихся за рубежом процессоров и компьютерной памяти. Он добавил, что Роскосмос "ведет унификацию перечня компонентной базы". Замглавы Роскосмоса также сообщил, что программа разрабатывается совместно с Минпромторгом. К.И.
09.04.2014
Новую лунную гонку покажут в прямом эфире
Новая лунная гонка, которую инициировали компания Google и фонд поддержки инновационных идей X Prize, стремительно набирает обороты. Напомним, что команда инженеров, которая до конца 2015 года первой создаст и запустит и успешно посадит на спутник Земли луноход, получит приз в размере $20 миллионов в рамках проекта Google Lunar X Prize. Недавно свой вклад в соревнование внесло американское космическое агентство. В НАСА заявили, что компания, которая предоставит агентству права на создание своего посадочного лунного модуля, получит доступ ко многим ресурсам организации, включая научные и испытательные центры. Теперь о своём намерении подключиться к проекту заявили ещё один крупный игрок. Телеканал Discovery планирует транслировать все этапы соревнования от испытаний прототипов до посадки лунохода-победителя. Специалисты канала собираются использовать все возможности современного телевидения, чтобы создать одно из самых захватывающих реалити-шоу о науке. "Помимо толчка для технологического прорыва наша программа ставит цель вдохновлять молодых учёных, инженеров и космонавтов, — говорит президент X Prize Роберт Вайсс (Robert K. Weiss) в специальном заявлении. — Партнёрство с каналом Discovery позволит нам привлечь внимание всего мира и подарить новым поколениям впечатления, сравнимые с исторической посадкой "Аполлонов". В настоящее время в гонке участвуют 18 проектов. При этом среди участников есть как крупные частные компании, так и небольшие стартапы. По условиям конкурса главный приз достанется той команде, чей луноход не только успешно достигнет цели, но и сможет проехать по поверхности Луны не менее 500 метров и передаст на Землю изображения и видео. Помимо главного приза предусмотрены дополнительные награды в размере $1 миллиона для проектов, которые завершат создание аппаратов, но не успеют запустить их в космос, сообщают “Вести.ру”. К.И.
новостей на странице: