Один из спутников системы ГЛОНАСС окончательно отправлен "в отставку"
Один из спутников орбитальной группировки ГЛОНАСС, находившийся на исследовании главного конструктора системы, окончательно выведен из ее состава, сообщает во вторник Информационно-аналитический центр Роскосмоса. "Прекращены все работы с космическим аппаратом "Глонасс-М" № 728, который находился на исследовании главного конструктора системы. Аппарат выведен из состава орбитальной группировки ГЛОНАСС", — говорится в сообщении на сайте центра. Спутник "Глонасс-М" № 728 в июле текущего года был выведен из орбитальной группировки ГЛОНАСС из-за отсутствия сигнала. Этот космический аппарат был выведен на орбиту 25 декабря 2008 года и введен в орбитальную группировку ГЛОНАСС 20 января 2009 года. В настоящее время всего в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС насчитывается 28 спутников. Из них 24 используются по целевому назначению, три космических аппарата находятся в орбитальном резерве и один — на этапе летных испытаний, передает РИА Новости. К.И.
22.10.2013
"Энергия": документов по возвращению модуля МЛМ на доработку пока нет
Научный многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) находится в РКК "Энергия" и никаких документов по его возвращению для доработок в Центр им. Хруничева пока нет, подтвердил РИА Новости глава РКК "Энергия" Виталий Лопота. Разработчиком и изготовителем МЛМ является Центр им. Хруничева, дооснащением научными приборам и, а также испытаниями нового модуля занимается РКК "Энергия". "Модуль находится у нас на предприятии, комплексные испытания продолжаются. Мною МЛМ пока не принят, мы продолжаем его дооснащать и никаких документов о его возвращении в Центр им. Хруничева мною пока не подписано", — сказала Лопота. К.И.
22.10.2013
Пуск геофизической ракеты в США
21 октября 2013 года в 14:00 EDT (18:00 UTC) с ракетного полигона Уайт-Сэндс, шт. Нью-Мексико, США, специалистами NASA осуществлен пуск геофизической ракеты Black Brant IX (полетное задание NASA 36.290 US). Основной задачей полета являлась калибровка приборов на борту спутника SDO (Solar Dynamics Observatory). Эксперимент был подготовлен специалистами Колорадского университета под руководством доктора Томаса Вуда (Thomas Wood). Максимальная высота подъема ракеты составила 273 км. К.И.
Скончался космонавт Дмитрий Заикин
20 октября 2013 г. после продолжительной болезни скончался космонавт первого набора Дмитрий Алексеевич Заикин. Д.А.Заикин родился 29 апреля 1932 г. в селе Екатериновка Сальского района Ростовской области. После седьмого класса поступил в 10-ю Ростовскую спецшколу ВВС, затем обучался в Армавирском (1951) и Фрунзенском (1952-1955) военном авиационном училище летчиков. В 1955-1960 гг. служил в истребительных авиаполках. 25 марта 1960 г. приказом Главкома ВВС Дмитрий Заикин зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС. В декабре 1961 г. после сдачи экзаменов по итогам общекосмической подготовки капитан Заикин Д.А. был назначен на должность космонавта. В январе-марте 1965 г. Дмитрий Заикин был командиром дублирующего экипажа корабля 3КД «Восход-2» вместе с Евгением Хруновым. После этого он готовился в качестве командира экипажа для одного из следующих полетов корабля 3КД по программе «Выход», а с сентября 1966 г. – по программе военно-исследовательского корабля 7К-ВИ в составе группы. В мае 1968 г. Д.А.Заикин был отстранен от подготовки по состоянию здоровья и в октябре 1969 г. отчислен из отряда космонавтов. Работал в ЦПК ведущим инженером по подготовке космонавтов, заместителем командира отряда слушателей-космонавтов, ведущим инженером-испытателем в 1-м управлении ЦПК. Полковник Заикин был уволен в запас в 1987 г. и вышел на пенсию в 1996 г. И.Л.
21.10.2013
Памятные даты космонавтики. 21 октября 2013 г.
21 октября исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) разведывательного спутника “Космос-1505” (“Зенит-6У”). 21 октября исполняется 15 лет (1998) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане европейского экспериментального спутника Maqsat-3 и экспериментального возвращаемого аппарата ARD. 21 октября исполняется 10 лет (2003) со дня запуска в Китае спутника ДЗЗ ZY-1-2 (CBERS-2) и экспериментального аппарата CX-1. К.И.
21.10.2013
Японцы испытали пушку, с помощью которой рассчитывают добыть грунт с астероида
В японской префектуре Гифу успешно проведены испытания уникального устройства, которое позволит космическому аппарату "Хаябуса-2" добыть образцы грунта с астероида. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). В ходе своей миссии "Хаябуса-2" должен будет добыть грунт из глубинной части астероида. Для этого зонд будет оснащен специальной пушкой, из которой аппарат с расстояния 100 метров выстрелит по поверхности космического тела. Цельнометаллический снаряд, выпущенный со скоростью 2 километра в секунду, создаст на астероиде искусственный кратер, на дне которого японские ученые и рассчитывают найти ценные образцы породы. В JAXA ожидают, что полученные данные позволят специалистам подробнее изучить историю формирования космических тел этого типа. Японским инженерам пришлось приложить большие усилия для того, чтобы добиться от пушки максимальной точности, однако в агентстве уверяют, что эта задача уже решена. "Нам удалось решить несколько проблем, связанных с разработкой устройства. В ходе испытаний снаряд ударил точно в цель и на ожидаемой скорости", - отметил специалист JAXA Таканао Сайки, который руководил созданием пушки. Как ожидается, запуск космического зонда "Хаябуса-2" состоится в декабре 2014 года. К.И.
Пуск "Протона" вновь отложен
Пуск РН "Протон-М" с РБ "Бриз-М" и американским телекоммуникационным спутником Sirius FM-6 вновь отложен по просьбе американской стороны. Причина прежняя - неполадки, возникшие на станции приема информации в Южной Африке. Новую дату старта должна определить Госкомиссия. К.И.
21.10.2013
Памятные даты космонавтики. 20 октября 2013 г.
20 октября исполняется 60 лет (1953) со дня рождения американского биолога Стэнли Норберта Козелака (Stanley Norbert Kozelak). В 1989-1992 гг. готовился к полетам на шаттлах в качестве специалиста по работе с полезной нагрузкой. 20 октября исполняется 50 лет (1963) со дня рождения астронавта Канады Жюли Пайктт (Julie Payette). 20 октября исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) по программе создания противоспутниковых систем спутника “Космос-249” (ИС-А). 20 октября исполняется 30 лет (1983) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) грузового транспортного корабля “Прогресс-18”. 20 октября исполняется 25 лет (1988) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) спутника связи “Радуга-22”. 20 октября исполняется 15 лет (1998) со дня запуска в США (Мыс Канаверал) военного спутника связи USA-140 (UHF F/O F9). К.И.
20.10.2013
Взносы новых членов ЕКА отправят в бюджет проекта "ЭкзоМарс"
Управляющий совет Европейского космического агентства (ЕКА) согласился с предложением направить на проект "ЭкзоМарс" вступительные взносы новых членов ЕКА — Польши и Румынии, сообщает издание Space News. Российско-европейская миссия "ЭкзоМарс" предполагает запуск в 2016 году с помощью российской ракеты "Протон" орбитального зонда TGO (Trace Gas Orbiter) и высадку на поверхность демонстрационного посадочного модуля EDM, а в 2018 году — отправку посадочной платформы с марсоходом (также на "Протоне"). Первоначально в проекте участвовало НАСА, однако из-за сокращения бюджета американская сторона вышла из него, и место НАСА занял Роскосмос, который предоставит для проекта две ракеты "Протон", российские ученые предоставят для миссии ряд научных приборов, а также разработают посадочную платформу для марсохода. На встрече управляющего совета в Париже глава ЕКА Жан-Жак Дорден предложил направить в бюджет "ЭкзоМарса" вступительные взносы новых членов европейской космической организации — Польши (11,3 миллиона евро) и Румынии (3,6 миллиона евро), присоединившихся к ЕКА в 2012 и 2011 году, и это предложение было принято. Общий бюджет проекта оценивается в 1,2 миллиарда евро, поэтому эта добавка — лишь капля в море, однако это указывает на решимость руководства ЕКА реализовать проект, который, несмотря на то, что Россия бесплатно обеспечит запуск, а НАСА — связь, не выглядит полностью финансово обеспеченным. Ранее в 2012 году Дорден предлагал даже отложить переезд штаб-квартиры ЕКА, а сэкономленные средства отдать на "ЭкзоМарс", передает РИА Новости. К.И.
20.10.2013
Нацбанк Казахстана выпустил памятную монету из серии "Космос"
Нацбанк Казахстана выпустил в обращение с 18 октября 2013 года две памятные монеты "МКС" из серии "Космос" номинальной стоимостью 500 тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу Национального банка страны. Биколорная (составная) монета имеет форму круга, состоящего из концентрично расположенных кольца и диска. Внутренний диск монеты изготовлен из тантала, внешнее кольцо - из серебра. Кроме того, изображение знака качества расположено на зеркальной поверхности. На лицевой стороне (аверсе) изделия в центре изображена композиция, символизирующая единство человека и Вселенной, связь прошлого и настоящего. В правом секторе расположен номинал монеты "500 ТЕҢГЕ". По окружности имеется надпись "ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ" на государственном языке и "REPUBLIC OF KAZAKHSTAN" на английском языке. На оборотной стороне (реверсе) монеты Нацбанка Казахстана в центре расположено изображение Международной космической станции на околоземной орбите и число "2013", обозначающее год чеканки. В верхней части - эмблема станции. По окружности надписи "ХҒС" на государственном, "МКС" на русском и "INTERNATIONAL SPACE STATION" на английском языках. Кроме того, Нацбанк Казахстана выпустил памятную монету "МКС" из сплава нейзильбер номинальной стоимостью 50 тенге, которая также имеет форму круга. На аверсе в центре также изображена композиция, символизирующая единство человека и Вселенной. В правом секторе расположен номинал монеты "50 ТЕҢГЕ". По окружности надпись "ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ" на государственном языке и "REPUBLIC OF KAZAKHSTAN" на английском языке. На реверсе монеты Нацбанка Казахстана в центре также расположено изображение Международной космической станции на околоземной орбите и год чеканки. В верхней части - эмблема станции. Изображения и надписи на лицевой и оборотной стороне монет рельефные, по окружности имеется выступающий кант. Как сообщили в Нацбанке Казахстана, кольцо первой монеты номиналом 500 тенге выполнено в двух цветах, оно изготовлено из серебра 925-й пробы массой 14,6 грамма, а диск - из тантала массой 26,8 грамма, диаметр - 38,61 миллиметра. Тираж монеты - пять тысяч штук. Вторая монета номиналом 50 тенге изготовлена из сплава нейзильбер, диаметр - 31 миллиметр, масса - 11,17 грамма, тираж - 100 тысяч штук. "Памятные монеты "МКС" из серии "Космос" являются восьмой парой монет из серебра/тантала и монет из сплава нейзильбер, продолжающие серию, посвященную знаменательным событиям в истории исследования космоса и постижения тайн Вселенной", - сообщил Нацбанк Казахстана. К.И.
20.10.2013
Россия предложила Бразилии совместную разработку спутников
Россия предложила Бразилии сотрудничество в развитии космонавтики, в частности, в вопросах совместного создания спутников и разработки космической программы для бразильских партнеров, заявил в субботу журналистам министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. "В данном случае речь идет о создании совместных спутников и отдельной программы для бразильской космонавтики. Мы договорились о создании рабочей группы профессионалов, экспертов, которая в самое ближайшее время начнет готовить конкретные предложения и в этой части сотрудничества", — сказал он по итогам официального визита в Перу и Бразилию. Глава Минобороны РФ уточнил, что речь идет, в частности, о направлениях работы, касающихся зондирования земной поверхности и связи. "Тема космоса — немаловажная, и сегодня приобретает все большее и большее значение как для безопасности, так и для экономики каждой страны", — подчеркнул Шойгу, передает РИА Новости. К.И.
Пуск "Протона" отложен на сутки
Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и космическим аппаратом Sirius FM-6 отложен на сутки, передает "Интерфакс". "Пуск отложен на резервную дату по просьбе американской стороны из-за проблем с американской наземной станцией приема сигналов", — заявил источник агентства. Таким образом, запуск состоится в понедельник, 21 октября. Точное время запуска будет принято по итогам заседания государственной комиссии. Отмечается, что с российской стороны никаких проблем нет. К.И.
20.10.2013
Новый глава Роскосмоса пообещал восстановить культуру производства ракет
Новый глава Роскосмоса Олег Остапенко пообещал восстановить культуру производства в ракетно-космической отрасли, передает "Интерфакс". По информации агентства, Остапенко посетил с инспекцией космодром Байконур. "Запало в душу самое главное — здесь прекрасные люди работают. Если есть такие люди, все остальное будет решено, можете не сомневаться", — отметил он. По словам Остапенко, "разрабатывается ряд документов, которые будут регламентировать работу, жестко будут ее регламентировать на всех этапах функционирования и управления, и на предприятиях промышленности, и на космодроме". Он также добавил, что космонавт Юрий Лончаков дал предварительное согласие на предложение работать в структурах Роскосмоса. К.И.
20.10.2013
Роскосмос и РАН создадут совместную программу по борьбе с астероидами
Роскосмос и Российская академия наук выработают совместную программу по борьбе с астероидами, сообщил глава Роскосмоса Олег Остапенко журналистам, передает РИА Новости. Отвечая на вопрос, как он относится к высказыванию вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что "сверхцелью нашей космонавтики должен стать открытый крымскими астрономами 400-метровый астероид, который в 2032 году может столкнуться с Землей, Остапенко сказал, что он не отрицает ни одной задачи, где возможно ее решение с практической точки зрения. "Мне это очень интересно, нужно выбрать такую задачу, это может быть и работа по астероидам. Надо подготовить аналитику, чтобы понять, что мы можем, что нам нужно для этого. Сейчас вырабатываем совместную работу с Российской академией наук в этом направлении (борьбы с астероидами)", — сказал Остапенко. "Мы предварительно договорились о встрече с (президентом РАН) Владимиром Евгеньевичем Фортовым. Сейчас пока проработаем этот вопрос (борьбы с астероидами) внутри отрасли, а потом уже будем решать его с учеными. Будем, наверное, работать по этому направлению, это интересная тема", — отметил глава Роскосмоса. На вопрос, является ли борьба с астероидами задачей Роскосмоса или войск Воздушно-космической обороны (ВКО), он ответил, что это комплексная задача. "Ее можно решить только в рамках всех возможностей нашей страны", — добавил Остапенко. К.И.
20.10.2013
Новый глава Роскосмоса 22 октября посетит космодром "Восточный"
Новый руководитель Роскосмоса Олег Остапенко 22 октября посетит с рабочей поездкой космодром "Восточный", передает РИА Новости. "На следующей неделе, во вторник, я планирую убыть на космодром "Восточный" и работать там с группой специалистов, чтобы определиться с проблематикой, которая сейчас существует", — сказал Остапенко журналистам. По его словам, по завершении строительства космодрома он, естественно, будет получать определенные задачи. "Будет идти нагрузка и на космодром "Байконур", что-то будет уменьшаться (количество запусков), а может быть и увеличиваться. Все будет зависеть от тех задач, который будет решать "Восточный", — сказал Остапенко. "Сегодня, к примеру, у нас десять запусков, а завтра с "Байконура" нужно будет провести 20-25 запусков. Мы будем подходить к этому вопросу комплексно и методично. Сказать, что здесь (на "Байконуре") будет уменьшаться (количество запусков), а там (на "Восточном") увеличиваться — неправильно. Здесь нужно смотреть на обеспечение конкретных задач", — добавил глава Роскосмоса. К.И.
20.10.2013
Глава Роскосмоса призвал использовать опыт создания ракеты "Энергия"
Опыт создания советской сверхтяжелой ракеты "Энергия", с помощью которой в 1988 году был запущен корабль "Буран", должен быть использован и сегодня, сообщил в воскресенье журналистам глава Роскосмоса Олег Остапенко. "Энергия" — это уникальная ракета. Отвергать тот опыт и те возможности было бы в высшей степени неправильно. Я думаю, что этот опыт и те возможности мы будем использовать. В каком качестве и каким образом — это предмет дальнейшего разговора", — сказал Остапенко. Ранее статс-секретарь, замглавы Роскосмоса Денис Лысков заявил, что решение о создании в РФ ракеты-носителя сверхтяжелого класса может быть принято до конца текущего года, передает РИА Новости. К.И.
20.10.2013
Остапенко: Роскосмос создаст систему контроля качества раньше 2018 г.
Роскосмос создаст систему контроля качества ракетно-космической техники гораздо раньше 2018 года, сообщил в воскресенье журналистам глава агентства Олег Остапенко. Ранее на сайте Роскосмоса была опубликована программа, в одной из глав которой срок завершения создания в Роскосмосе системы контроля качества — конец 2018 года. "Эта проблема действительно актуальна, но ждать систему качества, которая будет создана в 2018 году, — это в корне неправильно. Она должна была быть создана еще вчера, а не в 2018 году. Здесь нужно решать сразу, быстро и качественно. И это будет сделано гораздо раньше (2018 года)", — сказал Остапенко. По его словам, контроль и надзор есть и будет, но, в первую очередь, нужно менять отношение каждого специалиста к направлению, по которому он проводит работу, передает РИА Новости. К.И.
20.10.2013
Запуск первого индийского марсианского зонда отложен на неделю
Запуск первого индийского марсианского зонда, намеченный на 28 октября, отложен на неделю из-за плохой погоды в акватории Индийского океана, однако пока отсрочка не выходит за рамки стартового "окна", сообщает телеканал NDTV. Первый индийский аппарат для изучения Красной планеты, зонд "Мангальян", должен выйти на орбиту вокруг Марса в сентябре 2014 года. Для этого аппарат должен стартовать с Земли до 19 ноября. Аппарат и ракета PSLV готовы к старту, они находятся на индийском космодроме Шрихарикота. Однако у индийских специалистов есть проблемы с обеспечением наземного наблюдения: два корабля, которые должны отслеживать ход полета ракеты в первые минуты после старта, из-за плохой погоды в Индийском океане не могут прийти на место вовремя. Окончательное решение о сроках запуска будет принято 22 октября, передает РИА Новости. К.И.
Перенос пуска "Протона" одобрен Госкомиссией
На космодроме Байконур Государственная комиссия по просьбе иностранного заказчика приняла решение о переносе пуска РН "Протон-М" с РБ "Бриз-М" и КА Sirius FM-6 на сутки, сообщает пресс-служба Роскосмоса. К.И.
20.10.2013
Памятные даты космонавтики. 19 октября 2013 г.
19 октября исполняется 45 лет (1968) со дня запуска в СССР (космодром Байконур) по программе создания противоспутниковых систем спутника “Космос-248” (ИС-П). 19 октября исполняется 40 лет (1973) со дня запуска в СССР (космодром Плесецк) спутника связи “Молния-2-07”. 19 октября исполняется 30 лет (1983) со дня запуска с космодрома Куру во Французской Гвиане телекоммуникационного спутника Intelsat 5 F-7. 19 октября исполняется 5 лет (2008) со дня запуска в США астрономического спутника IBEX (Interstellar Boundary Explorer). К.И.
19.10.2013