Подготовка месячного полета 15 гекконов в космос на борту биоспутника «Бион-М» № 1 финансировалась в основном за счет частных пожертвований, именно благодаря этому эксперимент стал полностью успешным — все животные благополучно вернулись на Землю, сообщил РИА Новости руководитель эксперимента, профессор Сергей Савельев, завлабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека РАМН.

Спутник «Бион-М1» был запущен с Байконура 19 апреля. В воскресенье спускаемый аппарат совершил посадку в Оренбургской области. Как оказалось, большая часть «пассажиров» спутника не перенесла полет из-за отказов техники — погибли все 8 монгольских песчанок, 39 мышей из 45, рыбы-цихлиды. В числе выживших оказались гекконы и улитки.

«Все 15 слетали, все вернулись, все хорошие, жирные, толстые, счастливые. Это главный результат, по-моему. Это большой успех», — сказал Савельев.

Ученый отметил, что эксперименты в невесомости с участием гекконов позволят ученым ответить на вопросы о природе изменений в организме в невесомости. Гекконы могут цепляться и перемещаться по любой поверхности и не испытывают в невесомости стресса, нервные окончания на их лапах задействованы. Это позволит проверить гипотезу, что значительная часть изменений в организме космонавтов связана с отсутствием нагрузки на нервные окончания ног.

Он подчеркнул, что успех стал возможен благодаря большому объему частных средств, которые были привлечены в проект. Без них не удалось бы провести полный цикл проверок и испытаний оборудования и избежать гибели животных.

«Средств, выделяемых из бюджета через ИМБП непосредственно на проект «Геккон», было примерно в пять раз меньше, чем необходимо — 2 миллиона рублей (вместе с зарплатой) вместо 8 миллионов. Полная удача произошла только из-за того, что еще 80% было вложена в проект сторонними организациями и частными лицами. Это были добровольные частные анонимные пожертвования людей, которые поддерживают российскую науку», — сказал Савельев.