Число пробоев специальных датчиков, которые фиксируют столкновение с космическим мусором, на МКС за 39 лет существенно увеличилось. Об этом сообщил журналистам в четверг руководитель полета российского сегмента МКС, генеральный конструктор по пилотируемым комплексам и системам России Владимир Соловьев, передаёт ТАСС.
«Когда я летал в 1984 году, в сутки мы фиксировали 5-6 пробоев, сейчас это существенно, на порядки больше. Мы со страшной силой загрязняем орбитальное пространство», — заявил Соловьев.
Он пояснил, что датчики конденсаторного типа представляют собой две пластинки, разделенные изоляцией. Их размер составляет примерно метр на метр. На них фиксируются пробои.
Как уточнил руководитель полета российского сегмента МКС, у ракет всех производителей, в том числе у носителей производства компании Илона Маска, последние ступени остаются на орбите, и летают там около двух лет. «В процессе полета остатки топлива взрываются, и эта ступень многотонная превращается в большое количество кусочков — разных осколков большого и маленького размера. Нам крупно повезло, что этот кусочек был небольшой», — подчеркнул он.
Соловьёв также сказал, что диаметр метеороида, который повредил радиатор пилотируемого корабля «Союз МС-22», составлял около 1-1,5 мм, а не до 1 мм, как сообщалось ранее. 
«15 числа (декабря — прим. ТАСС) у нас произошло соударение с метеороидом. Мы знаем, каких он был размеров, где-то в диаметре около 1-1,5 мм. Ну это чуть меньше спичечной головки», — сказал Соловьев, уточнив, что он летел со скоростью 7,5 км/с.
По словам руководителя полета, в ЦНИИмаш в рамках эксперимента было получено такое же отверстие.
Специалисты Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» после повреждения корабля «Союз МС-22» метеороидом задумались над тем, как создать резервную систему для терморегулирования, сообщил Соловьёв.
Он отметил, что в корабле «Союз МС» много насосов, автоматики. «Сейчас мы думаем, как с минимальными тратами, видоизменениями схемы терморегулирования сделать это резервирование, оно будет обязательно сделано», — подчеркнул Соловьев, который также является генконструктором РКК «Энергия».
По его словам, в перспективном транспортном корабле все системы «будут запараллелены», поскольку он предназначен для полетов на Луну.
Расчеты показали, что температура в корабле «Союз МС-22», у которого поврежден радиатор системы терморегулирования, может повыситься до 60-70 градусов во время возвращения на землю, сообщил Соловьёв.
По его словам, после обнаружения повреждения системы терморегулирования был проведен тест всех систем корабля. Он показал, что все работают штатно, кроме повышения температуры.
«А повышение температуры когда мы посчитали, оказалось катастрофическим. Там очень быстро мы подходили к температуре 60-70 градусов. <…> Дело не только в людях, у нас же еще есть разного рода приборы, у которых при температурах около 40-50 градусов, микросхемы начинают улетать», — заявил Соловьев.

А.Ж.