ESA начало изучение возможности запуска космического телескопа Euclid, на ракете Falcon-9 в середине или конце 2023 года. В настоящее время проводится технико-экономическое обоснование запуска на данной ракете, которое должно быть завершено к концу месяца, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.
Глава Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер подтвердил, что ESA заключит контракт со SpaceX на запуск телескопа, а также миссии Hera с несколькими космическими аппаратами к околоземному астероиду Диморф в 2024 году, после того, как все другие возможные варианты запуска этих миссий, в заданный период времени, потерпели фиаско.
Для запуска миссии Euclid рассматривалась ракета «Союз», однако доступ к ней для ESA теперь закрыт. Миссию Hera же хотели запустить на новой ракете Ariane 6. Но пока её первый полёт задерживается и теперь ожидается в конце 2023 года или в начале 2024 года. Проблема же запуска миссии заключается в её 17-дневном стартовом окне в октябре 2024 года. Если она пропустит его, следующая возможность представится только в 2025 и 2026 годах, что продлит время в пути для этой миссии с двух до более чем пяти лет.
ESA пришлось искать других подрядчиков для запуска миссий, и они остановились на том варианте, о котором ещё несколько лет назад, пожалуй нельзя было себе даже представить, некогда главных конкурентах европейской Arianespace — компании SpaceX.
Euclid — небольшой космический телескоп видимого и ближнего инфракрасного диапазона массой 2,1 тонны и диаметром главного зеркала в 1,2 метра, который разрабатывается с начала 2010-х годов. Он будет запущен в Точку Лагранжа L2 и призван определить происхождение ускорения расширения Вселенной и природы её тёмной энергии.
Миссия будет измерять гравитационный сдвиг, позволяя измерить форму и красное смещение галактик, а с помощью спектроскопии определить расстояния до них. Всё это должно позволить учёным как бы вернуться на 10 млрд лет назад и охватить период, когда тёмная энергия играла значительную роль в ускорении расширения нашей Вселенной.
Основная миссия телескопа рассчитана на 7 лет. Её стоимость составит более 1 млрд евро.
Основная же цель миссии Hera, стоимость которой оценивается в 290 млн евро — выйти на орбиту астероидной системы Дидим и изучить ударный кратер на его малом астероиде Диморф, который образовался от столкновения с зондом миссии DART в прошлом месяце. Таким образом, SpaceX запустила миссию DART к астероиду, а теперь запустит и миссию по его исследованию.