Орбитальные телескопы «Хаббл» и «Джеймс Уэбб» получили первые фотографии двойного астероида Дидим (непосредственно сам Дидим и его спутник Диморф) после того, как во вторник со спутником столкнулся зонд DART. Предположительно, это привело к смене курса движения небесного тела. Об этом в четверг сообщается на официальном сайте телескопа «Джеймс Уэбб», передаёт ТАСС.

«Телескоп «Джеймс Уэбб» получил фотографии системы за несколько часов до столкновения и после удара зонда DART. На полученных снимках можно увидеть несколько узких конусов из пыли и частиц, выброшенных с поверхности астероида в момент удара космического аппарата. В свою очередь, снимки с «Хаббла» указали на то, что яркость астероида выросла в три раза после удара», — говорится в сообщении.

Зонд DART является частью проекта Aida, инициированного ЕКА и NASA в мае 2012 года. Он предполагает отправку к системе астероида Дидим двух небольших космических аппаратов, получивших имена DART и Hera. Первый врезался в астероид на скорости около 6,5 километра в секунду в начале этой недели, а второй аппарат прибудет к астероиду в 2026 году для изучения последствий этого столкновения.

Первые научные данные, как отмечают научные команды «Хаббла» и «Джеймса Уэбба», были получены астрономами уже через 15 минут после того, как DART столкнулся с Диморфом. Для получения этих фотографий операторам обеих миссий пришлось разработать специальные алгоритмы, позволявшие им отслеживать движение астероида, который очень быстро перемещается по небосводу по сравнению со звездами.

В общей сложности «Джеймс Уэбб» и «Хаббл» наблюдали за астероидом на протяжении пяти часов после его столкновения с зондом DART, что позволило ученым получить несколько десятков снимков этого небесного тела и всесторонне изучить последствия удара по его поверхности. Эти исследования были проведены как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне электромагнитных волн.

По словам исследователей, полученные ими фотографии указывают на то, что яркость астероида временно выросла примерно в три раза после столкновения, что связано с наличием «шлейфа» из большого числа частиц пыли и мелких обломков астероида. Это скопление пока мешает ученым увидеть поверхность небесного тела, а также определить, сместилась ли орбита Диморфа.

В ближайшие три недели научные коллективы «Хаббла» и «Джеймса Уэбба» планируют провести еще десять сессий наблюдений за Дидимом и Диморфом. Эти замеры помогут ученым понять, как рассеивается облако пыли после столкновений объектов в космосе, а также получить первые точные сведения о том, насколько успешно зонд DART исполнил свою главную задачу.

В октябре 2024 года в космос будет выведена миссия Hera, которая сблизится с астероидом в 2026 году и получит первые детальные фотографии точки столкновения DART и Диморфа. Полученные сведения будут критически важны для проработки дальнейших планов по созданию систем, способных защитить Землю от астероидных ударов.