Физический институт им. П. Н Лебедева Российской академии наук (ФИАН) ведет переговоры с двумя российскими компаниями по поводу создания криогенной машины для использования в проекте «Спектр-М» взамен французского концерна Air Liquide, объявившего об уходе из России. Об этом ТАСС в субботу сообщила замдиректора ФИАН Лариса Лихачева.

«Мы ведем переговоры с двумя российскими компаниями, — отметила Лихачева. — Мне бы не хотелось, чтобы на данном этапе их названия попали в печать. Думаю, мы определимся с тем, какая из двух организаций будет выполнять работу, в конце сентября. Пока мы обсуждаем с обеими компаниями техническое задание, кто из них возьмется за проект».

Как сообщалось, французский концерн проводил научно-исследовательскую работу по подготовке возможности создания криогенной машины для космического использования в соответствии с требованиями ФИАН. 2 сентября Air Liquide объявил о намерении прекратить деятельность в России и передать свой бизнес местному менеджменту. Французский концерн является одним из крупнейших в мире производителей газов, технологий и услуг для промышленности.

По словам замдиректора ФИАН, на данном этапе российские компании готовы создать машину, способную охлаждать зеркало аппарата до 60-70 градусов Кельвина. «А нам надо было, чтобы они создали машину, способную охлаждать до 20 градусов Кельвина (-253,15 градусов Цельсия), — добавила она. — Так, как мы планировали с компанией Air Liquide».

Лихачева уточнила, что сотрудничество с французским концерном находилось на первой стадии опытно-конструкторской работы (ОКР) и уже на этом этапе Air Liquide столкнулся с рядом проблем. «Они попытались создать макет одной машины, которая сможет обеспечить нам 20 градусов. Вроде бы этот макет у них получился, но даже на стадии окончательной разработки этой машины были проблемы из-за сложностей с поставкой комплектующих», — подчеркнула специалист.

Криогенное устройство создается впервые специально под уникальные параметры «Спектра-М». «Мы надеемся, что та российская организация, на которую мы поставили сейчас, сначала сделает машину, охлаждающую до 70-60 градусов Кельвина, поскольку охлаждение у нас на борту планируется в два этапа, и потом возьмется за разработку 20-градусной машины», — отметила Лихачева.

По ее словам, существует возможность, что российская организация сразу приступит к первой стадии ОКР, поскольку уже имеет опыт создания машины, способной охлаждать до 60-70 градусов Кельвина. «Пока нельзя предположить, сколько времени уйдет на создание машины, эти сроки должна обозначить сама организация», — уточнила замдиректора института.

 

А.Ж.