В начале этого месяца NASA объявило об изменениях в требованиях к будущим частным миссиям астронавтов на космическую станцию. Агентство заявило, что изменения были внесены после опыта полёта миссии Ax-1 компании Axiom Space в апреле этого года и других космических миссий с туристами на орбиту, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.
NASA хочет, чтобы все такие миссии возглавляли бывшие астронавты агентства: «Они, как опытные астронавты, обеспечивают руководство во время предполётной подготовки и в процессе выполнения миссии; связь между экипажем МКС и частными астронавтами; снижение рисков и увеличение уровня безопасности операций на МКС».
«Во-первых, стало ясно, что клиенты не хотят летать с тем, кто не летал на станцию раньше. Во-вторых, NASA намного удобнее иметь кого-то, кто уже был на станции до этого», — заявил Майкл Лопес-Алегрия, командир миссии Ax-1.
Интересно, что незадолго до запуска миссии Ax-1 руководители Axiom заявляли, что ожидают переход к миссиям без участия профессиональных астронавтов к четвёртому полёту космических туристов на станцию. Новые правила NASA по-видимому повлияют на прибыльность будущих миссий. Неизвестно, являются ли текущие миссии с тремя туристами и проф. астронавтом прибыльными на данный момент.
Следующее изменение связано с исследованиями. NASA потребует от частных миссий предоставить планы по исследованиям не менее чем за 12 месяцев до их начала, чтобы просмотреть и сертифицировать их полезные нагрузки. «Исследовательская деятельность изначально не рассматривалась в качестве основной цели частных миссий астронавтов», — заявило агентство.
По-видимому, это связано с тем, что в миссии Ax-1 объём исследований оказался значительно больше, чем было рассчитано в начале, что отражалось на отдыхе и свободном времени туристов. «У нас был чрезвычайно загруженный график. На 25 экспериментов и 30 образовательных мероприятий у экипажа ушло более 100 часов времени. Кроме того, привыкание к невесомости не происходит за одну ночь», — добавляет Лопес-Алегрия.
Исходя из этого, NASA заключает: «Требуется дополнительное время на адаптацию к условиям микрогравитации для членов экипажа перед выполнением основной программы исследований».
Новые требования также включают в себя: «план, в котором описываются СМИ и коммерческая деятельность миссии, а также роли, которые будут играть NASA и компания, предоставляющая пилотируемый корабль».
Одно изменение для следующей миссии на МКС Ax-2 уже учтено компанией: у командира миссии и бывшего астронавта Пегги Уитсон будет больше времени для помощи туристам. «Это поможет снять нагрузку, которую мы возлагаем на экипаж МКС», — говорят в компании.
Сейчас Axiom находятся на завершающей стадии планирования второй миссии на МКС, запуск которой ожидается весной 2023 года. Компания также почти разработала миссию Ax-3. Теперь дело за NASA: время запуска будет определено в зависимости от того, когда агентство будет готово поддержать её со стороны МКС.