Ученые прорабатывают возможность изменить орбиту астероида с помощью ядерного буксира «Зевс», который создается в России. Об этом сообщил в интервью ТАСС директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Анатолий Петрукович.
«Каждые несколько миллионов лет что-то падает на Землю, это мы видим по остаткам кратеров на Земле. Если такой астероид появляется и мы за несколько десятков лет узнаем что он опасен, то можно на него подействовать и, условно говоря, «чуть-чуть подвинуть». Пусть он дальше кружится по своей орбите, но через несколько десятков лет он уже пройдет мимо Земли», — отметил Петрукович.
По словам директора ИКИ, воздействовать на астероид можно несколькими способами. Среди вариантов — взаимодействие астероида с ядерным буксиром как двух небесных тел, окрашивание части астероида в черный цвет (силы, действующие на астероид, немного изменятся, что может помочь изменить траекторию) или воздействие мощным лазером. «Лазер испаряет часть вещества астероида, эта струя создает реактивную тягу, и направление движения астероида немного изменяется. Именно здесь и может пригодиться уникальная мощность ядерного буксира», — заявил он.
Также, пояснил ученый, есть возможность помочь астероиду «зацепиться» за Землю, перейдя с межпланетной на околоземную орбиту. «Это может быть интересным для освоения космических ресурсов в будущем», — сказал Петрукович.
Перечисленные варианты могут быть использованы по отношению к небольшим астероидам, а те в свою очередь воздействуют на более крупные. «Есть такое понятие космического бильярда. Чтобы убрать большой астероид, вы сначала двигаете маленький, и он потом сталкивается с большим, который сдвигается из-за этого удара», — добавил директор ИКИ.
Контракт на разработку аванпроекта ядерного буксира «Нуклон», который будет использоваться при полетах в дальний космос, был заключен в декабре 2020 года между Роскосмосом и конструкторским бюро «Арсенал» (входит в госкорпорацию). Стоимость контракта составляет более 4,17 млрд рублей. В качестве даты окончания исполнения контракта указано 28 июля 2024 года. Проработкой научной миссии занимается ИКИ РАН.