Специалисты Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского (ГЕОХИ) РАН совместно с зарубежными коллегами обнаружили фрагмент каменного астероида в лунном грунте, доставленном на Землю более полувека назад, эта находка позволит ученым узнать больше об изменениях интенсивности и состава метеоритных потоков, сообщили РИА Новости в пресс-службе Минобрнауки РФ. Результаты исследования опубликованы в престижном международном научном журнале Nature Astronomy.
Атмосфера эффективно защищает Землю от космических тел, лишь некоторые из них способны преодолеть этот барьер и достичь ее поверхности уже в виде метеоритов. Однако на Луне атмосфера отсутствует, поэтому «космический мусор» свободно достигает ее поверхности, формируя слой пыли – реголита.
Поэтому поверхность Луны, постепенно накапливая метеоритный материал Солнечной системы, содержит информацию об изменениях интенсивности и составе метеоритного потока за всю историю ее существования. Тем не менее, лишь единичные частицы метеоритов были обнаружены в доставленных на Землю образцах лунного грунта. Связано это с тем, что в результате ударного, по сути, взрывного, процесса происходит разброс, перемешивание, плавление и испарение как вещества мишени (реголита), так и вещества метеорита. Поэтому следы «космических пришельцев» на Луне найти очень трудно.
Ученые ГЕОХИ с зарубежными коллегами изучали частицу размерами 200 микрон, найденную еще в конце 1980-х годов в лунном грунте, добытом советской автоматической станцией «Луна-16» из Моря Изобилия, и доставленном на Землю в сентябре 1970 года. Дело в том, что полноценные исследования такой крошечной частицы стали возможны спустя десятилетия благодаря развитию новых аналитических методов.
«Частица попала на поверхность Луны либо в виде микрометеорита, либо как осколок от разрушения более крупного метеорита. А вот время, когда это событие случилось, остается загадкой. Определенно это произошло не раньше излияния базальтов, заполнивших впадину Моря Изобилия примерно 3,4 миллиарда лет назад, а возможно, около 1 миллиарда лет назад», – сказала заместитель заведующего лабораторией метеоритики и космохимии ГЕОХИ, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Светлана Демидова.
Впрочем, нельзя исключить и относительно недавнего падения метеорита на Луну, поскольку фрагмент обнаружен в верхнем слое реголита, и метеориты этого типа распространены в современном метеоритном потоке, полагают ученые.