5 июня 2022 г. в 02:44:10.460 UTC (05:44:10 ДМВ) с космодрома Цзюцюань выполнен пуск РН “Чанчжэн-2F” (Y14) с пилотируемым космическим кораблём “Шеньчжоу-14”. Корабль пилотирует экипаж в составе Чэнь Дуна (командир), Цай Сюйчжэ и Лю Ян. Для Чэнь Дуна и Лю Ян это уже второй космический старт. Цаё Сюйчжа летит в космос впервые. Лю Ян – первая китаянка, побывавшая на орбите в 2012 году.

Как ожидается, космонавты пробудут на станции около шести месяцев и вернутся на Землю в декабре этого года. Ранее Управление программы пилотируемых космических полетов КНР сообщило, что экипаж «Шэньчжоу-14» завершит строительство орбитальной станции, передаёт ТАСС.

За время их пребывания на орбите к станции будут направлены два лабораторных модуля — «Вэньтянь» (в июле) и «Мэнтянь» (в октябре). Оба модуля оснащены специальным оборудованием для проведения экспериментов и исследований. Кроме того, в модуле «Вэньтянь», как и в основном модуле станции «Тяньхэ», есть три спальных зоны, санитарный узел и кухня, что позволит размещать на станции до шести космонавтов во время смены экипажа.

«Вэньтянь» также оборудован небольшой роботизированной рукой. Ее вес, длина и грузоподъемность значительно меньше параметров руки-манипулятора, установленной на главном модуле станции. При этом точность ее позиционирования в пять раз выше, что позволит осуществлять более сложные операции.

Среди задач, поставленных перед экипажем «Шэньчжоу-14», наблюдение за сближением, стыковкой и перемещением двух лабораторных модулей с главным модулем станции, завершение установки и ввода в эксплуатацию оборудования внутри и снаружи космической станции, выполнение ежедневных задач по обслуживанию станции, а также осуществление внекорабельных работ и проведение научных экспериментов (запланировано около 100). Кроме того, тайконавты проведут нескольких уроков с орбиты для китайских школьников.

Ближе к концу года будет осуществлен запуск к станции космического грузовика «Тяньчжоу-5» и пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу-15». В течение некоторого времени два экипажа будут находиться на станции вместе, после смены тайконавты «Шэньчжоу-14» вернутся на Землю.