НАСА продолжает расследование утечки воды в шлем скафандра во время выхода в открытый космос в начале этого года и воздерживается от будущих выходов в открытый космос, пока инженеры не устранят проблему, пишет AstroNews.

Утечка произошла во время последнего выхода в открытый космос с американского сегмента станции 23 марта с участием астронавта НАСА Раджи Чари и астронавта Европейского космического агентства Маттиаса Маурера. В конце почти семичасового выхода в открытый космос Маурер сообщил, что на его визоре скопилась вода, хотя тонкий слой воды, около 20-25 сантиметров в диаметре, не представлял для него непосредственной угрозы.

С момента инцидента НАСА предоставило мало обновленной информации об утечке воды. Однако 12 мая на заседании Консультативной группы НАСА по аэрокосмической безопасности (ASAP) Сьюзан Хелмс, бывший астронавт НАСА, входящая в состав группы, заявила, что в настоящее время агентство «не хочет» проводить выходы в открытый космос, или EVA, из-за продолжающегося расследования.

«НАСА обдумывает меры риска для этих костюмов, которые стареют, EMU в настоящее время не предназначен для запланированных выходов в открытый космос, пока не будет проведено расследование», — сказала она. EMU, или Extravehicular Mobility Unit, — это скафандр, используемый НАСА для выходов в открытый космос на МКС.

На брифинге 17 мая, посвященном предстоящим летным испытаниям Boeing CST-100 без экипажа, Дана Вайгель, заместитель руководителя программы МКС НАСА, подтвердила, что НАСА пока воздерживается от плановых выходов в открытый космос. Расследование не выявило признаков загрязнения воды в скафандре, которые могли бы быть связаны с утечкой из шлема.

По ее словам, сам скафандр не может быть детально осмотрен до возвращения на Землю. НАСА планирует вернуть скафандр во время следующего полета грузового корабля SpaceX Dragon, который стартует к станции в начале июня.

«С точки зрения безопасности, пока мы лучше не поймем, какие причинные факторы могли быть во время последнего выхода в открытый космос с нашим костюмом EMU, мы не будем проводить новые выходы», — сказала она. «Мы не будем проводить плановые выходы, пока у нас не будет возможности действительно рассмотреть и исключить основные виды отказов системы». Это будет сделано в процессе проверки, которую она сравнила с проверкой готовности к полету.

Вайгель сказала, что НАСА будет рассматривать «непредвиденные» выходы в открытый космос, сопоставляя риск, связанный с выходом в открытый космос, с риском, связанным с компонентом станции, для ремонта или замены которого требуется выход в открытый космос. «Мы должны будем рассмотреть соотношение риска и опасности», — сказала она, что будет включать в себя статус расследования и любые меры по устранению проблемы.

По ее словам, миссия «Crew-4» доставила несколько прокладок, предназначенных для размещения внутри шлема для поглощения воды. Еще 16 прокладок будут доставлены в рамках миссии Starliner.

Оценка «нет» для обычных выходов в открытый космос имеет незначительное практическое влияние на работу МКС, поскольку до конца этого года не планировалось никаких выходов в открытый космос для установки второго комплекта новых солнечных батарей. Вайгель не сказал, сколько времени займет расследование.

Инцидент в марте был не столь серьезным, как в 2013 году, когда вода просочилась в шлем астронавта ЕКА, Луки Пармитано, вскоре после начала его выхода в открытый космос. Он смог благополучно вернуться в шлюз, но только после того, как в шлем просочилось около полутора литров воды, что затруднило его дыхание.

Утечки воды были периодической проблемой для скафандров в течение многих лет. «По-прежнему остаются проблемы с обнаружением воды в шлемах скафандров после завершения выхода в открытый космос», — сказал Хелмс на заседании ASAP. Помимо добавления прокладок, по ее словам, инженеры изучают «общий уровень влажности шлема», нормальный для скафандра.

Утечка воды, по ее мнению, является свидетельством того, что срок службы костюмов, прослуживших десятилетия, подходит к концу. Замена скафандров уже давно является предметом озабоченности ASAP и других организаций, включая генерального инспектора агентства. НАСА сосредоточилось на новом скафандре под названием xEMU для лунных миссий «Артемида» и предложило меры по продлению срока службы нынешних скафандров для космических станций до 2028 года.

«Текущий план предусматривает продление срока использования нынешних скафандров EMU до 2028 года, однако становится все более очевидным, что срок службы нынешних скафандров ограничен», — отметила комиссия в своем ежегодном отчете, опубликованном в январе. «Новые костюмы необходимы не только для будущих космических исследований, но и для текущей космической деятельности. НАСА не может поддерживать необходимые текущие операции на низкой околоземной орбите без полностью функциональных скафандров для внекорабельной деятельности».