Сотрудники Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королева разработали проект роботизированного комплекса для автоматического спасения космонавтов, которые оказались в опасной ситуации в открытом космосе. Как сообщили ТАСС в пресс-службе вуза, установка может быть использована на орбитальной станции РОСС, которая должна будет прийти на смену МКС.

«Учеными Самарского университета имени Королева разработан и запатентован роботизированный наноспутниковый комплекс спасения космонавтов. Наша разработка может устанавливаться на борту орбитальных станций и предназначена для спасения космонавта, оказавшегося во время работ в открытом космосе в опасной ситуации — с отстегнувшимся страховочным фалом», — рассказал заведующий межвузовской кафедрой космических исследований Самарского университета имени Королева профессор Игорь Белоконов.

Разработка представляет собой наноспутник-спасатель, который в случае ЧП запустят с борта станции вдогонку за улетающим космонавтом. Такой спасательный комплекс включает автоматизированную систему управления, высокоточное пусковое следящее устройство, электромеханическую лебедку с запасом спасательного троса, устройство отделения наноспутника и сам наноспутник с блоком маневрирования. «Подлетев к космонавту, наноспутник автоматически или с помощью космонавта в ручном режиме произведет стыковку со стыковочным устройством скафандра, блок маневрирования компенсирует вращение космонавта, после чего включится лебедка, наматывающая трос, и спасаемый космонавт будет доставлен на борт корабля», — объяснил Белоконов.

В ближайшее время Самарский университет, возможно, направит в Роскосмос предложение о включении разработки в структуру будущей орбитальной станции.