NASA по-прежнему намерено запустить 19 мая в 22:54 UTC (20 мая в 01:54 ДМВ) космический корабль Starliner. Стыковка с МКС запланирована спустя 24 часа после старта. Корабль доставит на МКС 226 кг грузов и проведёт на станции от 5 до 10 дней, после чего отстыкуется и вернётся на Землю, совершив посадку на полигоне Белые пески в Нью-Мексико. Starliner также возвратит на Землю 272 кг различных грузов.

Однако, как пишет Space News, подготовка к запуску Starliner происходит на фоне всплывших разногласий у подрядчика Boeing, и это грозит программе новыми проблемами.

По данным агентства Reuters, Boeing впервые признал, что в конечном итоге намерен изменить конструкцию клапанной системы двигателей Starliner, чтобы предотвратить повторение проблемы, из-за которой в прошлом году был отложен испытательный полёт.

Инженеры Boeing и NASA в целом согласны с тем, что причиной заедания клапанов является химическая реакция между топливом, алюминиевыми материалами и проникновением влаги с влажной стартовой площадки во Флориде. Однако инженеры и юристы компании Aerojet Rocketdyne (подрядчика по силовым установкам) видят это по-другому, обвиняя чистящее химическое вещество, которое Boeing использовал в наземных испытаниях, во всех проблемах.

«Тестирование для определения первопричины проблемы с клапанами завершено и их работа не выявила проблем, описанных Aerojet», — говорится в заявлении Boeing. Boeing также заявил, что Aerojet не выполнили свои контрактные требования, чтобы сделать силовую установку достаточно устойчивой и противостоять проблемам, вызванным химическими реакциями и повышенной влажностью на стартовой площадке.

Оказалось, что официальные лица Boeing в частном порядке рассматривают объяснение Aerojet по поводу неисправных клапанов как попытку снять с себя ответственность за дорогостоящую задержку Starliner и избежать оплаты переработанной системы клапанов. «Это просто смехотворно! Заставить производителя клапанов или поставщика силовых установок написать: «Да, я облажался!»… этого никогда не произойдет» — сказал один человек, участвовавший в совместном расследовании Boeing и NASA.

Спор с Aerojet является последней иллюстрацией программы Boeing Starliner, которая с 2019 года обошлась только самой компании в $595 млн. Столкнувшись с контрактами NASA с фиксированной ценой, которые оставляют Boeing мало места для манёвра в финансовом плане, компания явно не желает дополнительных расходов и пытается всеми силами отправить корабль в полёт.

Насколько серьёзными окажутся последствия всего этого, пока не может сказать никто.

 

А.Ж.