В группе SpaceX ВКонтакте опубликовано официальное заявление компании Astra о причинах аварийного запуска первой миссии с мыса Канаверал:

«10 февраля 2022 года мы запустили ракету 0008 (LV0008). Это был наш первый запуск с полезной нагрузкой наших клиентов и первый запуск с мыса Канаверал. После номинального полёта первой ступени ракеты в процессе разделения произошла аномалия, в результате которой 2-я ступень ракеты не достигла орбиты.

Наше расследование подтвердило, что обтекатель полезной нагрузки не раскрылся полностью до зажигания 2-й ступени из-за проблемы с электрической системой. Механизмы разделения (в нашем обтекателе их 5) сработали в неправильном порядке, что привело к нештатному перемещению створок обтекателя, что в свою очередь привело к отключению электричества. Из-за его отключения последний механизм разделения так и не получил команду на открытие, что не позволило полностью отделить обтекатель до начала работы двигателя 2-й ступени.

Отдельно мы обнаружили программную проблему, из-за которой двигатель 2-й ступени не мог использовать свою систему управления вектором тяги для компенсации возникших проблем. Это привело к нештатному отделению 2-й ступени, что в свою очередь привело к досрочному окончанию миссии.

Основной причиной проблемы с отделением обтекателя была ошибка в сигнальной схеме проводки. Механизм разделения был изготовлен и установлен на ракете точно в соответствии с нашими процедурами, но ошибка в схеме подключения механизмов разделения привела к тому, что два из них (4 и 5 на схеме) поменялись местами. Перед полётом LV0008 мы провели сигнальный тест электрической схемы разделения, чтобы проверить, что система подключена правильно. Этот тест мог бы обнаружить ошибку в сборке, но не смог этого сделать. Перепутанные сигнальные каналы вызвали другую последовательность раскрытия, чем мы ожидали, и это привело к невозможности сбросить обтекатель ракеты. Мы смогли воссоздать режим отказа, проведя несколько экспериментов с лётным оборудованием, что является одним из преимуществ наличия производственного цеха с несколькими ракетами в разных стадиях готовности.

После определения основной причины мы также обнаружили, что наше программное обеспечение для управления полётом уязвимо для такого сбоя в части потери пакетов переданной информации. Именно пропущенная серия сигналов привела к цепочке событий, в результате которых 2-я ступень не смогла компенсировать произошедшее. Хотя мы разработали наше ПО так, чтобы оно было устойчиво к потере части данных, маловероятное сочетание факторов привело к сбою, который мы не предвидели. Мы использовали программно-аппаратный симулятор, чтобы точно понять, что произошло, и с высокой степенью достоверности диагностировали основную причину неудачи.

В процессе расследования мы выявили две проблемы, требующие решения: с проводкой и ПО. Мы уже внесли изменения в электрическую схему и внедрили новый сигнальный тест, который позволит нам идентифицировать подобные проблемы в будущем до запуска. Что касается программного обеспечения, мы сделали три обновления, призванные сделать нашу систему более устойчивой к потере пакетов данных и другим подобным отказам. Благодаря постоянным итерациям и всестороннему тестированию теперь мы уверенны, что наше ПО может устранить сбой, который мы наблюдали в прошедшей миссии.

Выявив основные причины и приняв меры по исправлению всех необходимых вещей, мы готовимся вскоре вернуться на стартовую площадку с нашей ракетой LV0009 — следите за обновлениями!»

Astra отмечает, что эта информация является предварительной, пока расследование не будет полностью закрыто FAA.

 

А.Ж.