Джаред Айзекман, который возглавил первый полностью частный орбитальный полёт Inspiration4, заказал у SpaceX еще 3 полёта и объявил программу «Polaris». План, который он изложил в интервью журналисту The Washington Post Кристиану Давенпорту (Christian Davenport), является не чем иным, как программой освоения космоса, финансируемой из частных источников, которая направлена на то, чтобы раздвинуть границы космических путешествий с каждым запуском. Перевод материала из газеты приводится в группе SpaceX ВКонтакте.

Подобно программам НАСА «Mercury», «Gemini» и «Apollo» на заре космической эры, программа полётов, получившая название «Polaris» в честь Полярной звезды, будет стремиться методично осваивать неизведанное в смелых, новаторских миссиях. Таким образом, программа должна будет значительно ускорить развитие коммерческих космических полётов, когда частные компании и их представители осваивают территорию, которая когда-то была исключительной зоной интересов крупнейших и мощнейших государств.

Задачей первого полёта, который может состояться к концу этого года, будет отправка экипажа, которая будет включать в себя первый выход в открытый космос частного лица. Второй полёт также будет проведён с использованием космического корабля SpaceX Dragon, который уже стал основной «рабочей лошадкой» НАСА для доставки астронавтов на МКС.

Однако третий полёт в этой серии станет первой пилотируемой миссией космического корабля следующего поколения «Starship», который сейчас разрабатывается SpaceX и который НАСА намеревается использовать для высадки астронавтов на Луну.

В прошлом году Айзекман, основатель и генеральный директор компании по обработке платежей Shift4, профинансировал миссию «Inspiration4». В этот полет продолжительностью трое суток отправились Айзекмана и три других частных астронавта. Миссия собрала более 240 миллионов долларов для Детской исследовательской больницы Св. Луки (St. Jude Children’s Research Hospital).

Корабль достиг высоты 590 км, что выше, чем космический телескоп Хаббла и большинство полетов Шаттлов, и полностью управлялся SpaceX, которая обучала экипаж, предоставляла им скафандры, поддерживала их на орбите и обеспечивала их возврат на Землю.

После полёта Inspiration4 Айзекман намекнул, что, возможно, впереди нас ждёт еще больше, сказав: «Это была чертовски крутая поездка для нас, и мы только начинаем».

В этом интервью Айзекман сказал, что обсуждал программу Polaris со SpaceX ещё перед началом миссии Inspiration4. По его словам, после полёта Inspiration4 он был поражён волшебством прошедшего полета в космос, и очень хотел бы отправиться туда снова. Но у него также были сомнения относительно того, следует ли ему продолжать частные космические полёты, потому что миссия Inspiration4, которая была описана в сериале Netflix «Countdown: Inspiration4 Mission to Space», успешно завершила так много этапов. И он боялся, что не сможет выйти на новый уровень.

«Я люблю космос, и я определенно хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы вернуться туда», — сказал Айзекман, который также является энтузиастом авиации и опытным пилотом. «Я также чувствовал, что мы сделали много вещей с Inspiration4, и я никогда не хотел потенциально отнимать это, если это не могло оказать действительно хорошее влияние на мир».

Он не хотел продолжать, пока не убедился, что дополнительные полёты «послужат более важной цели — открыть космос для всех и помочь сделать человечество многопланетным видом».

Айзекман и SpaceX не раскрыли, сколько будет стоить каждый из планируемых полётов, хотя эта цифра, скорее всего, составляет несколько сотен миллионов долларов. Он также не сказал точно, сколько стоила миссия Inspiration4, за исключением того, что стоимость была «меньше 200 миллионов долларов».

В дополнение к первому коммерческому выходу в открытый космос, Айзекман сказал, что первая миссия Polaris будет стремиться «пойти дальше, чем кто-либо был с тех пор, как мы в последний раз летали на Луну».

Для полёта, который должен будет стартовать из Космического центра Кеннеди во Флориде, потребуется лицензия Федерального управления гражданской авиации (FAA). Но FAA рассматривает только безопасность людей и имущества на Земле, а не риски, которые их деятельность в космосе может представлять для экипажа.

Экипаж также испытает в космосе лазерную технологию спутниковой связи Starlink компании SpaceX. В то время как спутники Starlink теперь передают интернет-сигналы в сельские районы Земли, SpaceX надеется использовать систему для пилотируемых космических полётов на Луну и Марс. Программа также будет сотрудничать с несколькими университетами и исследовательскими институтами, включая Колорадский университет в Боулдере, Авиационный университет Эмбри-Риддла, Лабораторию прикладной физики Университета Джона Хопкинса и Академию ВВС США.

Айзекман сказал, что первая миссия также проведёт исследование до и после выхода в открытый космос, чтобы проверить, как люди справляются с декомпрессионной болезнью и почему она различается. Экипаж также собирал данные о том, как радиация влияет на организм человека и как микрогравитация меняет структуру мозга и глаз астронавтов.

Айзекман будет командиром первого полёта Polaris, известного как «Polaris Dawn». К нему присоединятся Скотт «Кидд» Потит, бывший пилот ВВС, и два ведущих инженера SpaceX, Сара Гиллис и Анна Менон, которые помогают готовить астронавтов к полётам на Dragon. Все четверо познакомились друг с другом во время подготовки миссии Inspiration4, и у них уже есть «крепкое доверие друг к другу, на которое они могут опираться, решая задачи этой миссии», — говорится в заявлении от имени экипажа.

Менон замужем за Анилом Меноном, первым врачом-космонавтом SpaceX, который недавно был официально зачислен НАСА в отряд. Когда пара сказала своему четырехлетнему сыну, что Анил Менон собирается стать астронавтом НАСА, «первыми его словами были: «Мама, когда ты собираешься стать астронавтом?» — рассказала Анна Менон в одном из интервью. Через несколько недель Айзекман предложил ей присоединиться к экипажу Polaris, и теперь она, скорее всего, достигнет космоса раньше своего мужа.

В дополнение к установлению рекорда высоты экипаж Polaris Dawn также стремится совершить выход в открытый космос, который станет первым космическим полётом с частными гражданами. Поскольку у капсулы Dragon нет шлюза, экипаж должен будет надеть герметичные скафандры и постепенно сбросить давление в кабине, прежде чем открыть люк в верхней части капсулы.

Айзекман сказал, что еще не решено, будет ли у всех возможность выйти наружу, и что это одна из многих деталей операции, которые все ещё прорабатываются. Для выхода в открытый космос SpaceX разрабатывает более совершенные скафандры, которые обеспечат безопасность астронавтов в космическом вакууме.

Выход в открытый космос добавил бы дополнительный уровень сложности и риска к начинанию, которое и без того сопряжено с опасностью. Астронавты НАСА проводят месяцы, готовясь к выходу в открытый космос на Международной космической станции, тренируясь под водой в огромном бассейне в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне, чтобы имитировать невесомость космоса. Выход за пределы космической станции считается одним из самых опасных действий, которые может предпринять астронавт, и никогда раньше непрофессиональные астронавты не предпринимали таких попыток.

Тем не менее, команда Polaris заявила, что они уверены, что смогут использовать опыт НАСА и что SpaceX сможет обеспечить их безопасность во время так называемых выходов в открытый космос.

«НАСА так долго совершало выходы в открытый космос, и они получили так много знаний в ходе этого процесса, и мы действительно намерены использовать это», — сказал Гиллис. «Мы поговорили с бывшими астронавтами НАСА и нынешними астронавтами НАСА об их опыте выхода в открытый космос и о том, как они на самом деле добиваются этого. Увидев это воочию, я очень, очень верю в процессы SpaceX и проверку, процесс тестирования и действительно пристальный взгляд, который они рассматривают абсолютно во всём».

Айзекман сказал, что команда поделится более подробной информацией о миссии — и двух последующих — в ближайшие месяцы. По его словам, экипажи для двух последних рейсов еще не подобраны. Но Айзекман сказал, что программа «завершится первым полётом Starship с экипажем».

Starship — это массивный космический корабль, который SpaceX разрабатывает для доставки людей на Луну и Марс. Прошлой весной НАСА заключило со SpaceX контракт почти на 3 миллиарда долларов на помощь в разработке космического корабля, чтобы его можно было использовать для высадки астронавтов на поверхность Луны в рамках программы НАСА Artemis. Космический корабль строится и испытывается в обширном кампусе здесь, в Южном Техасе, который SpaceX называет «Starbase».

Но если Айзекман и его команда полетят на нём первыми, это знаменует фундаментальный сдвиг в пилотируемых космических полётах. Обычно НАСА полагается на своих самых опытных астронавтов для первых испытательных полетов новых ракет с экипажем. Например, во время первого пилотируемого полета ракеты SpaceX Falcon 9 опытные астронавты НАСА Боб Бенкен и Даг Хёрли первыми испытали ее.

Айзекман сказал, что Starship будет летать много раз до первого полёта с экипажем. «Я ожидаю, что в духе SpaceX они собираются совершить очень много полётов и получить много данных, прежде чем первые люди окажутся на борту этого корабля», — сказал он.

По словам Айзекмана, то, что экипаж из частных лиц будет первым, кто полетит на Starship, — это не пренебрежение к НАСА, а скорее ещё один признак того, что исследование космоса претерпевает фундаментальный сдвиг.

«Специально скажу, чтобы не было сомнений — именно НАСА проложило путь для всех нас», — говорит Айзекман. Но американская космонавтика сегодня — это не только НАСА. Есть масса частных граждан, имеющих достаточные средства и желание для того, что воплотить в жизнь главную цель SpaceX».

 

А.Ж.