Минцифры РФ предложило провести с 1 января 2022 года по 31 октября 2024 года эксперимент по экологическому мониторингу реки Волги в районе Ярославской области с помощью данных дистанционного зондирования Земли из космоса, соответствующий проект постановления правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, передает РИА Новости.

«Провести с 1 января 2022 года по 31 октября 2024 года эксперимент по использованию данных инфраструктуры автоматического контроля состояния водных объектов и данных дистанционного зондирования Земли из космоса при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности», — говорится в тексте документа.

В проекте постановления указано, что эксперимент будет проводиться «на участке реки Волги в пределах территории Ярославской области». Участвовать в нем будут Минцифры РФ, Минприроды РФ, Росприроднадзор, «Роскосмос» и на добровольной основе — правительство Ярославской области и компании, «осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду… на которых установлены системы автоматического контроля сбросов загрязняющих веществ».

«Роскосмос», как предполагается, будет в рамках эксперимента проводить космическую съемку бассейна реки Волги в Ярославской области и предоставлять дешифрированные данные дистанционного зондирования Земли и аналитику на основе этих данных.

Минцифры РФ, как говорится в документе, обеспечит финансирование эксперимента, создаст Межведомственный совет по его проведению и будет ежегодно представлять доклады о ходе эксперимента в правительство. Кроме того, Минцифры будет заниматься развитием информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности», которую планируется использовать в эксперименте.

Целью эксперимента, как сообщается в документе, является «проведение контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в рамках экологического надзора в дистанционной форме на водных объектах и формирование практики применения дистанционных методов профилактики и контроля (надзора)». Если во время эксперимента в сточных водах Волги разрешенные «значения негативного воздействия» будут превышены, в отношении компаний будут проводиться «профилактические мероприятия».

После резонансных экологических ЧП, произошедших в последнее время в РФ, эксперты указывали на необходимость совершенствования в стране системы мониторинга состояния водных объектов, в том числе с помощью данных дистанционного зондирования Земли из космоса.