Ученые обнаружили аномальное развитие эмбрионов перепелов в космосе, а выведенные на орбите птенцы не смогли приспособиться к невесомости, сообщил в интервью РИА Новости заместитель директора по науке Института медико-биологических проблем РАН Владимир Сычёв.

«Мы проводили эксперимент с перепелами на орбитальной станции «Мир» и получили птенцов, однако процент их выведения был меньше, чем на Земле. Но самое главное в другом: у птенцов, которые не вывелись, были аномалии развития», — сказал он.

По его словам, ученым очень трудно понять, с чем это связано, так как в космическом полете множество неблагоприятных факторов, в частности, невесомость и радиация.

«Поэтому было решено провести дополнительные исследования с включением искусственной гравитации», — добавил он.

Сычев рассказал, что эксперимент на «Мире» также показал неспособность птенцов перепелов адаптироваться к невесомости. «На Земле вылупившийся птенец сразу же становится самостоятельным и прямоходящим, поэтому для него ощущение опоры очень важно. Когда он ее не ощущает в космосе, то тут же теряет всякую ориентацию», — пояснил он.

По его словам, в космосе у птенцов очень быстро все заложенные природой безусловные рефлексы пропадают, птенец даже не может питаться и просто погибает. «Космонавты кормили какое-то время птенцов, держа их в руке, но потом их все же приходилось фиксировать», — добавил ученый.

США и Европа проявляют интерес к российскому эксперименту с яйцами перепелов, который планируется провести в 2022 году на Международной космической станции (МКС), сообщил Сычев.

«Он (эксперимент – ред.) интересен американцам и европейцам», — сказал он.

По его словам, эксперимент имеет значение для будущих межпланетных полетов.

«Перепела можно внедрить в биологическую систему жизнеобеспечения для межпланетных полетов. Это один из самых хороших кандидатов. Перепел дает яйца, которые совершенно безвредны, и быстро развивается», — пояснил ученый.

Как сообщалось, в 2022 году в российском модуле «Наука» на МКС (МКС) планируется эксперимент с перепелиными яйцами, которые будут «высиживаться» в инкубаторе в течение двух недель в условиях невесомости и одновременно в условиях земной тяжести, которые будет имитировать центрифуга. Яйца будут фиксироваться на определенных стадиях развития эмбриона – на 3, 7, 10 и 14 сутки, и поэтапно возвращаться на Землю для исследований.