В перечень первостепенных объектов для изучения с помощью космического телескопа «Джеймс Уэбб», запуск которого намечен на декабрь этого года, войдут 17 ближайших протопланетных дисков из двадцати, изображения которых были получены в 2018 году комплексом радиотелескопов ALMA в пустыне Атакама в Чили. Об этом сообщается на официальном сайте НАСА, передает РИА Новости.

Телескоп «Джеймс Уэбб» — орбитальная инфракрасная обсерватория, которая должна заменить космический телескоп “Хаббл”. «Джеймс Уэбб» будет измерять спектры протопланетных дисков. Это позволит составить представление об их химическом составе, а также дополнить деталями внутреннего строения системы, наблюдаемые ранее комплексом радиотелескопов ALMA в рамках проекта DSHARP (Disk Substructures at High Angular Resolution Project).

Ученые ожидают, что средний инфракрасный диапазон, в котором будет работать телескоп, даст возможность выявить во внутренних частях протопланетных дисков активно формирующиеся каменистые планеты, похожие на Землю, по характерным химическим элементам, из которых они состоят.

«Как только мы переключимся на инфракрасный свет, особенно на диапазон «Джеймса Уэбба» в среднем инфракрасном свете, мы почувствуем многочисленные соединения, несущие эти элементы», — приводятся в пресс-релизе НАСА слова одного из участников исследовательской группы Клауса Понтоппидана (Klaus Pontoppidan) из Научного института космического телескопа в Балтиморе.

Ученые смогут измерить в том числе количества воды, окиси углерода, двуокиси углерода, метана и аммиака в каждом диске, а также оценить с помощью спектроскопии не только содержания таких необходимых для жизни элементов, как кислород, углерод и азот, но и их расположение внутри диска.

«Данные «Джеймса Уэбба» помогут нам определить, где находятся молекулы в общей системе, — объясняет еще один участник исследования Колетт Салик (Colette Salyk) из Вассарского колледжа в штате Нью-Йорк. — Если они горячие, это означает, что они ближе к звезде, если холодные — дальше».

По словам ученых, такое знание очень важно, например, для того, чтобы понять, находится ли вода в потенциально обитаемой зоне, где прочие условия подходят для возникновения жизни.

«Измените химию планет совсем немного, и вы получите совершенно разные миры, — продолжает Салик. — Вот почему нас интересует химия. Мы пытаемся выяснить, как материалы, изначально обнаруженные в системе, могут формировать планеты разных типов».

 

А.Ж.