Орбитальные полеты туристов в ближайшие 15-20 лет вряд ли станут массовыми из-за высокой стоимости. Такое мнение ТАСС выразил гендиректор компании «Главкосмос» (входит в Роскосмос) Дмитрий Лоскутов.
«Космонавтика пока остается делом затратным, и говорить о массовых орбитальных полетах в ближайшие лет 15-20 вряд ли возможно, полеты на орбиту останутся привилегией государств и тех частных любителей космоса, которые будут способны оплатить подобное путешествие», — сказал Лоскутов.
По словам гендиректора «Главкосмоса», на сегодняшний день ни одна частная космическая компания не выживет без господдержки. Лоскутов напомнил, что в качестве примера коммерциализации космоса приводят SpaceX. «Но глава Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер, анонсируя на днях европейскую программу поддержки космоса, заявил, что SpaceX на сегодняшний день получила доходов в общей сложности на $28 млрд. 56% из них приходится на государственное финансирование (NASA, Минобороны, Федеральная комиссия связи США), 24% — на частные инвестиции, 20% получено от коммерческой деятельности», — отметил он.
В свою очередь Россия, добавил Лоскутов, больше внимания уделяет орбитальным полетам, в то время как в США две компании предлагают туристам совершить суборбитальный полет. «У нас есть серьезные наработки в части пилотируемой космонавтики, поэтому направление суборбитальных полетов, предназначенных больше для развлечения, не получило такого развития, как в США», — пояснил глава компании.
РФ планирует потратить заработанные на коммерческих полетах в космос средства на снижение издержек при выполнении российской пилотируемой программы, включая полеты экипажей к МКС и будущей Российской орбитальной служебной станции (РОСС), сообщил Лоскутов.
В России организацией коммерческих полетов на орбиту, пояснил Лоскутов, с 2020 года по поручению Роскосмоса занимается компания «Главкосмос». Вырученные от этого средства планируется направлять на развитие российской пилотируемой программы. «Это позволит снизить издержки при подготовке и отправке космонавтов на МКС и, в перспективе — к будущей российской орбитальной служебной станции», — отметил Лоскутов.
По словам гендиректора «Главкосмоса», среди преимуществ коммерческого туризма на российских кораблях — конкурентная цена, надежность и «облетанность» ракет и кораблей, эффективная система аварийного спасения, возможность быстрого полета к МКС по сверхкороткой, двухвитковой схеме. «На практике это означает, что участники коммерческого полета доберутся до МКС через три часа после взлета с космодрома. Это позволит им провести больше времени с пользой на станции, а не на пути к ней», — пояснил он.
Кроме того, добавил Лоскутов, «Главкосмос» предлагает осуществить первый в мире выход в открытый космос, совершенный коммерческим участником полета.
Также, по его словам, сейчас в рамках реализации проекта «Вызов», являющегося совместным проектом Роскосмоса, Первого канала и студии Yellow, Black and White, впервые будет отработана подготовка к космическому полету менее чем за четыре месяца. Данный проект предполагает съемки драмы в космосе. Старт корабля «Союз МС-19» с участниками съемок запланирован на 5 октября. В основной экипаж входят космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, в дублирующий — космонавт Олег Артемьев, актриса Алена Мордовина и оператор Алексей Дудин.
А.Ж.