Американское издание Ars Technica опубликовало статью своего обозревателя Эрика Бергера (Eric Berger) “ Почему Россия запускает новый модуль на МКС, если она собирается отказаться от ее использования?”.

Ниже приводится текст статьи в переводе ИноСМИ:

“В понедельник российская космическая корпорация «Роскосмос» опубликовала фотографии, на которых показан долгожданный модуль космической станции «Наука», собранный с головным обтекателем. Он станет первым значительным дополнительным компонентом к Международной космической станции, созданным Россией за 10 с лишним лет, и он станет для россиян их первым модулем, предназначенным в первую очередь для проведения научных исследований. Об этом свидетельствует и русское название модуля – «Наука».

Это довольно большой модуль, включающий в себя каюту для экипажа, шлюз для проведения научных экспериментов и многое другое. При массе около 24 метрических тонн он примерно на 20% больше, чем крупнейший в российском сегменте станции сервисный модуль «Звезда».

Примечательны сроки этого запуска, запланированного на 15 июля на ракете «Протон». Во-первых, многоцелевой лабораторный модуль «Наука» создан с опозданием на 10 с лишним лет, причиной чего, помимо технических проблем, стала нехватка бюджетного финансирования реализации проекта.

Временами казалось, что модуль вообще никогда не будет запущен.

Кроме того, Россия запускает свой самый большой модуль в то время, когда ее будущее участие в программе Международной космической станции остается под вопросом. Российские официальные лица заявили, что находящееся на орбитальной станции оборудование, большей части которого более 20 лет, стареет и ремонту не подлежит. Русские заявили, что в 2025 году могут выйти из программы и построить новую станцию.

Тогда зачем же запускать новый модуль всего за несколько лет до прекращения работы на МКС? Одной из возможных причин является то, что русские просто стали в позу. Некоторые официальные лица в НАСА в неофициальных беседах высказывали предположения, что это, возможно, является способом получения дополнительного финансирования от США. Благодаря успеху космического корабля «Крю Дрэгон» (Crew Dragon), построенного компанией «СпейсЭкс» (SpaceX), и почти готовности к эксплуатации космического корабля «Старлайнер» (Starliner) компании «Боинг» (Boeing), НАСА больше не направляет «Роскосмосу» сотни миллионов долларов в год на покупку мест в корабле «Союз» для отправки своих астронавтов на МКС. Это был важный источник финансирования российской космической программы.

Однако НАСА хотело бы, чтобы станция летала еще с десяток лет, и для этого агентству нужны русские. Первые компоненты Международной космической станции были запущены в 1998 году, и МКС была спроектирована таким образом, чтобы американский и российский сегменты зависели друг от друга в отношении стабилизации положения в пространстве, мощности и других важнейших ресурсов. В руководстве лица НАСА подозревают, что Россия, возможно, пытается получить от США финансирование на «техническое обслуживание» в обмен на сохранение американского сегмента МКС.

Запуск модуля «Наука» является важной символической победой российской космической программы, поскольку «Роскосмос» все реже осуществляет разработку и запуск нового оборудования. В рамках программы в основном осуществляется обслуживание и запуск старых космических аппаратов, таких как корабль «Союз» и ракета «Протон».

После окончательной установки модуля в головном обтекателе его установят на агрегат транспортирования и отправят на заправку топливными компонентами и сжатыми газами на космодроме Байконур, расположенном в Казахстане. Затем модуль совместят с оборудованием ракеты «Протон» для запуска на МКС, который может состояться уже 15 июля”.