Анализ состояния глаз Скотта Келли и Михаила Корниенко во время их годичной экспедиции на МКС показал, что из-за долгого нахождения в космосе в некоторых случаях может развиться прогрессирующий отек зрительных нервов. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал JAMA Ophthalmology, передает ТАСС.

“Наблюдения подтвердили наше предположение, что многие проблемы с глазами, зафиксированные в ходе 4-6 месячных экспедиций в космос, в ходе более продолжительных миссий будут проявляться более ярко. Чтобы обеспечить безопасность полетов на другие планеты и на Луну, нужны еще более долгосрочные наблюдения такого рода», – пишут исследователи.

Точно оценивать последствия долгих полетов в космос сложно, поскольку большинство экспедиций на МКС продолжается от четырех до шести месяцев. За это время ученые не могут понять, будут ли усиливаться некоторые неблагоприятные эффекты от нахождения космонавтов в невесомости.

В частности, космических медиков давно интересует так называемый синдром SANS – комплекс проблем с работой глаз, который проявляется, когда человек долго находится в условиях низкой или нулевой гравитации.

Этот синдром диагностируют примерно у 16-20% участников экспедиций на МКС. В результате у них проявляются различные формы отека зрительного нерва, складки в сосудистой оболочке глаз, дальнозоркость и другие нарушения в фокусировке изображения на сетчатке. Большинство этих симптомов исчезает после возвращения на Землю, однако медики пока не могут сказать, насколько они опасны и могут ли они усугубиться при более длительных полетах.

Специалисты из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и их коллеги из NASA получили первые сведения такого рода. В ходе нового исследования они анализировали данные, которые были собраны на МКС во время годичного полета астронавта Скотта Келли и космонавта Михаила Корниенко. Оба участника экспедиции прошли всестороннее обследования глаз до полета и после возвращения. Кроме того, они обследовали себя сами и на борту станции.

Анализ этих наблюдений показал, что продолжительность пребывания в космосе сильно повлияла на проблемы с глазами. В частности, у одного из участников экспедиции через 270 дней на МКС появился отек зрительного нерва, а у второго симптомы SANS возникли практически сразу после выхода в космос. На протяжении всей миссии они постепенно усугублялись.

Результаты этих наблюдений говорят, что для оценки опасности более долгих космических полетов для здоровья глаз нельзя использовать данные, собранные за относительно краткосрочные экспедиции на МКС.

Поэтому ученые предлагают организовать на МКС еще несколько экспедиций длиной в год или более. Они нужны для всестороннего изучения влияния невесомости на здоровье глаз и других органов космонавтов и астронавтов.