Один день без космоса и основанных на его исследовании технологиях стал бы катастрофой для мировой экономики и современного образа жизни. Такое мнение высказал в интервью корреспонденту ТАСС Том Зелибор — контр-адмирал ВМС США в отставке и руководитель авторитетной американской общественной организации Space Foundation, занимающейся популяризацией космических исследований.

«Сегодня космос — это важнейшая инфраструктура, от которой зависит любая другая инфраструктура. Независимо от того, о какой стране идет речь, хотя бы день без доступа в космос и к полученным в ходе его освоения технологиям был бы катастрофическим для безопасности мировой экономики и образа жизни», — отметил глава организации, основанной в 1983 году.

Отставной контр-адмирал считает квинтэссенцией космоса на современном этапе «совокупность интегрированных систем и заинтересованных сторон, которые лучше всего рассматривать как глобальную экосистему, требующую регулирования и сбалансирования для обеспечения устойчивости». Зелибор считает, что «состояние этой экосистемы зависит от трех основных факторов: образования, информации и сотрудничества».

«Космическая экономика в настоящее время равна $424 млрд, но, по прогнозам, в следующем десятилетии она достигнет $1 трлн», — подчеркнул руководитель Space Foundation. По оценке специалистов банка Bank of America, демонстрирующая рост космическая отрасль увеличится более чем в три раза в следующем десятилетии и в стоимостном выражении составит $1,4 трлн. Она продолжает развиваться в значительной степени благодаря рекордным объемам частных капиталовложений, а также новым возможностям инвестирования в компании, занимающиеся космическими полетами, спутниками и многим другим.

«Однако для использования этого потенциала нам необходимо диверсифицировать участников, инвестиции и модели партнерства, которые позволяют осуществлять сотрудничество. Промышленность, финансы, национальная безопасность, научные исследования и другие сферы — все они борются за увеличение числа рабочей силы, необходимой сегодня и в будущем для решения задач в космосе и на Земле. Такая среда столь же богата возможностями, как и конкурентной борьбой и сотрудничеством», — подчеркнул Зелибор.

Он пояснил, что государства и частные компании конкурируют между собой в поиске талантливых специалистов, которые «будут служить движущей силой инноваций, необходимых не только для исследований, но и, что более важно, для новаторских методов лечения и решения связанных с Землей проблем, которые никогда нельзя игнорировать». Space Foundations, пояснил Зелибор, занимается обучением, предоставлением информации и развитием сотрудничества в области исследования космоса.

Современные программы по освоению Луны нельзя называть новой космической гонкой Востока и Запада, считает Зелибор.

Отвечая на вопрос, справедливо ли говорить о новой космической гонке в освоении Луны, он подчеркнул: «История слишком часто провоцирует нас на использование старых понятий и критериев в новые эпохи». «Она [история] пытается упрощенно объяснить то, что происходит, но было бы ошибкой называть происходящее сегодня «космической гонкой» Востока и Запада. Шестьдесят лет назад у нас были две страны, которые соперничали за получение доступа к космическому пространству и превосходство», — отметил он.

Шестьдесят лет спустя, продолжил отставной контр-адмирал ВМС США Зелибор, в мире «восемьдесят пять стран с тысячами компаний и миллионами людей, которые не только сотрудничают, но и соперничают за такую высокую позицию». «Наиважнейшая гонка, которая существует сегодня в любой из этих стран и компаний, — за таланты, которые в конечном итоге будут подпитывать и стимулировать инновации, что послужит исследованию [космоса], а также удовлетворению потребностей на Земле», — отметил глава организации.

Он уверен, что в этой гонке «победителем в конечном счете станет общество». «Это гонка, в которой никто не останется позади, и часть миссии Space Foundation состоит в защите инноваций для улучшения жизни на Земле», — заключил Зелибор.