Новые результаты, полученные при помощи бортового инструмента Ultraviolet Spectrograph аппарата НАСА Juno («Юнона»), впервые показывают зарождение рассветных бурь, представляющих собой увеличение яркости планеты рано утром, связанное с уникальными юпитерианскими свечениями атмосферы. Эти гигантские, кратковременные вспышки света происходят близ обоих юпитерианских полюсов, и прежде их удавалось наблюдать лишь при помощи наземных и космических обсерваторий, в основном – при помощи космической обсерватории Hubble («Хаббл») НАСА/ЕКА.

Впервые открытые в 1994 г., рассветные бури представляют собой явление, включающее кратковременное, но мощное увеличение яркости овала, в котором в основном происходит свечение атмосферы Юпитера – вытянутого светового пятна, окружающего каждый из полюсов планеты – в окрестностях того места, где атмосфера появляется из тьмы рано утром на рассвете. До миссии «Юнона» наблюдения свечения юпитерианской атмосферы в ультрафиолетовом диапазоне позволяли рассмотреть это явление лишь с одной стороны, в то время как процессы, протекающие на ночной стороне планеты, увидеть не удавалось.

В результате анализа информации, собранной при помощи зонда «Юнона», группа исследователей во главе с Б. Бонфондом (B. Bonfond) выяснила, что рассветные бури рождаются на ночной стороне гигантской планеты. При вращении планеты зарождающаяся рассветная буря переходит на дневную сторону, где это сложное и невероятно яркое свечение атмосферы становится еще более ярким, испуская от нескольких сотен до нескольких тысяч гигаватт ультрафиолетового света в космос. Это скачкообразное увеличение яркости подразумевает, что рассветные бури выделяют в атмосферу Юпитера примерно в 10 раз больше энергии, чем обычное свечение атмосферы, сообщают авторы.

В своей работе Бонфонд и его группа также отмечают сходство юпитерианских рассветных бурь с земными суббурями, вызываемыми короткими возмущениями магнитосферы нашей планеты. Авторы указывают, что это сходство оказалось довольно неожиданным, поскольку магнитосферы Юпитера и Земли сильно отличаются друг от друга. Изучение этого сходства может дать новые ключи к пониманию магнитосферных явлений, происходящих на обеих планетах, добавляют они.

Исследование опубликовано в журнале AGU Advances, сообщает AstroNews.