Министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк в интервью Sputnik рассказал о развитии национальной космической программы, разработке первой турецкой вакцины против COVID-19. Он также оценил перспективы совместного с Россией производства С-400 и высказал мнение об исключении Турции из программы F-35.

— Национальная космическая программа, реализуемая Турецким космическим агентством, вызвала широкий отклик общественности. Как шаги, которые будут предприняты в рамках данной программы исследования космоса, повлияют на положение Турции на международной арене? Как работа в области космических исследований повлияет на безопасность Турции? Разрабатываются ли проекты в данном направлении?

— Национальная космическая программа получила широкое одобрение и вызвала интерес как в Турции, так и за ее пределами. Многие страны посылают нам запросы с целью узнать подробности программы и выяснить перспективы совместной работы. Конечно же, нам это приятно. Турция за последние 18 лет нарастила существенный потенциал в области развития космических технологий. На сегодняшний день мы самостоятельно производим спутники связи, спутники наблюдения. Турция добилась значительного прорыва в области развития ракетных технологий, которые имеют огромное значение для обеспечения доступа в космос.

Таким образом, мы совместно с Национальным космическим агентством, ведем работу, направленную на дальнейшее развитие и выведение на качественно новый уровень всех наших ресурсов и возможностей в этой сфере.

Главным направлением деятельности Космического агентства, которые мы создали за последние два года, стала подготовка Национальной космической программы. Представив эту программу, мы объявили всему миру о готовности Турции вывести все свои ресурсы и возможности в высшую лигу. Перед нами стоят важные задачи. Первостепенной задачей и целью Национальной космической программы является осуществление первого контакта с Луной посредством нашего космического аппарата.

Конечно же, Турция на сегодняшний день не обладает возможностью самостоятельно вывести свой космический аппарат на околоземную орбиту. Соответственно, мы намерены осуществить это в рамках международного взаимодействия – это могут быть США, Россия или другие страны. Наш аппарат будет доставлен посредством запуска на околоземную орбиту нашей уникальной национальной ракеты, оснащенной гибридными двигателями, применение которых в настоящее время в мире не слишком широко распространено.

Что это значит? В настоящий момент в мире существует всего 5-6 стран, которые обладают такой возможностью. Мы хотим внести Турцию в список этих стран. Мы стремимся доказать миру, что разработанные нами в космической сфере технологии работают, и, конечно же, мы рассчитываем на то, что они внесут свой вклад в формирующуюся космическую экономику Турции.

Как известно, космическая область – это сфера, которая может использоваться как в гражданских, так и в военных целях. В этой связи нужно подчеркнуть следующее: деятельность Национального космического агентства носит всецело гражданский характер, и направлена на мирное использование космоса. Как я уже сказал, представленная программа призвана продемонстрировать всему миру достижения Турции в области высоких технологий за последние 18 лет, и расширить область сотрудничества нашей страны с другими государствами. Ранее я уже говорил о том, что наша космическая программа вызвала широкий отклик как внутри страны, так и за ее пределами. Мы продолжаем вести работу с нашими международными партнерами. В частности, мы подписали международные соглашения с тремя странами. В настоящее время ведется обсуждение двусторонних соглашений о сотрудничестве с Россией, США и рядом других стран. Путем наращивания международного сотрудничества мы рассчитываем превратить Турцию во влиятельную страну в области мирного использования космоса в рамках вновь активизировавшейся сейчас космической гонки. Разумеется, у этого процесса есть большие экономические преимущества, кроме того, речь идет о престиже и имидже страны, и мы хотим, чтобы Турция добилась этого.

— В 2019 году в Роскосмосе заявили о готовности отправить турецких космонавтов на МКС. Как вы считаете, возможна ли реализация совместного с Россией проекта по подготовке и отправке турецких астронавтов в космос? Есть ли какие-либо инициативы в этом направлении?

— Разумеется, это возможно. Одной из главных целей, формирующих Национальную космическую программу, является отправка турецкого гражданина в космос. Мы хотим подготовить в качестве астронавта нашего ученого, или эксперта из авиационной области, для его дальнейшей отправки в космос и проведения там научно-исследовательской работы. Это весьма перспективное направление с точки зрения привлечения молодежи в научную сферу и область космических исследований. В этом плане миссия космонавта является очень важной. Во всем мире специалисты, побывавшие в космосе, проводившие там работу, вносят существенный вклад в развитие науки, и своим опытом привлекают интерес к развитию данной области в своих странах. Это – одна из наших целей. В настоящее время существуют две страны, которые обеспечивают доступ человека в космос, это США и Россия. Мы ведем переговоры о подготовке космонавтов с обеими странами. Как вы знаете, во время встречи на авиавыставке наш господин президент и господин Путин обсудили вопрос подготовки и отправки космонавтов на МКС, после чего нам была представлена соответствующая инициатива. Мы в настоящее время ведем работу в этом направлении, рассматриваем различные варианты реализации. Мы намерены осуществить эту цель совместно с той страной, взаимодействие с которой принесет Турции максимальный успех в данной области. Россия является одним из ведущих кандидатов. Наши коллеги поддерживают тесный контакт, и мы рассчитываем в ближайшее время получить их предложения.