Ученые Омского государственного технического университета (ОмГТУ) разрабатывают уникальную технологию по извлечению и использованию в полете невырабатываемых жидких остатков ракетного топлива из баков ракет-носителей. Как рассказал в среду ТАСС и. о. заведующего кафедрой «Машиноведение», старший научный сотрудник кафедры «Авиа- и ракетостроение» ОмГТУ Иван Лесняк, извлеченное топливо позволит выводить отработанные ступени ракет на безопасную орбиту, уменьшить на земле площадь падения фрагментов ступеней и повысить массу полезного груза на 5-7%.

«[На ракете-носителе] есть первые ступени, которые падают на землю, и вторые, которые остаются в космосе. Космос сейчас уже засорили так сильно, что ООН ввела обязательное правило сбрасывать остатки топлива, чтобы не происходили взрывы на орбите, так как это приводит к образованию очень большого количества космического мусора. Наша разработка подразумевает, что все баки будут сухие, а остатки топлива будут использоваться на верхних ступенях для их вывода на безопасную орбиту, а на нижних — для уменьшения площади районов падения», — сказал Лесняк.

Он добавил, что существующие системы осушения баков предполагают сброс остатков топлива. «Но таких разработок, как наша, нет. Мы планируем испарять топливо и или сбрасывать его через сопла, за счет этого управляя ступенями, или использовать для этого газовый ракетный двигатель», — уточнил представитель ОмГТУ, отметив, что эти остатки топлива могут использоваться и для увеличения массы полезного груза ракеты-носителя на 5-7%.

По его словам, разрабатываемая система будет иметь как экономический, так и экологический эффект. «Для экологии это снижение нагрузки за счет полной утилизации довольно ядовитого топлива. Конечно, сейчас больше используют более экологичную по сравнению с гептилом смесь керосина с жидким кислородом, но все равно, где керосин прольется, многие годы ничего расти не будет, — рассказал Лесняк. — Для экономики это снижение платы за районы падения, за которые мы тому же Казахстану платим очень большие деньги за каждый квадратный километр».

Разработка технологии ведется по госзаказу за счет грантов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. «Пока все эти исследования в основном фундаментальные. Мы исследуем, каким способом лучше испарить топливо. Недавно, например, выяснили, что при сочетании ультразвука и пониженного давления скорость испарения значительно увеличивается, — рассказал ученый. — Но сейчас пока трудно сказать, когда мы сможем перейти к реальным опытно-конструкторским работам».

 

А.Ж.