Турция получает новый вектор развития. Страна, политический лидер которой вновь вознамерился менять конституцию, да так, чтоб не поправками обойтись, а целиком написать новую, может действительно получить фундаментальный национальный проект. Лунный.

«Турция открывает дверь в «космическое путешествие» своей цивилизации, которая веками была пионером справедливости, нравственности и мира во всем мире», – заявил Реджеп Тайип Эрдоган и пообещал, что страна отправит своего гражданина в космос.

К концу 2023 года Анкара запустит ракету, которая совершит посадку на Луне. Все это – к столетию образования Турецкой республики.

Министр промышленности и технологий Турции Мустафа Варанк сообщил, что президент Эрдоган хочет, чтобы первой в космос от республики полетела женщина. По его словам, для полета будет подготовлена научная программа – это может быть исследование в области естественных наук или испытание специального оборудования. А технологии, разработанные турецкими инженерами, внесут вклад в изучение космоса. Турция также станет важным игроком в сфере космической экономики, отметил Варанк

Турецкий министр добавил, что Анкара ведет переговоры с рядом стран, в том числе, с Россией, по сотрудничеству в этом вопросе. «Роскосмос» заявил, что готов помочь Турции с реализацией этих планов. Тем более, что турецкий космический проект далеко не на нулевой отметке. У страны есть опыт в разработке собственных космических аппаратов: в январе 2021 года при помощи ракеты компании SpaceX она запустила на орбиту свой седьмой спутник.

Вообще, первые научные работы в сфере космических технологий в стране были начаты примерно 20 лет назад. В 2005 году в Турции приняли национальную программу космических исследований. На нее выделили 765 миллионов долларов. Еще на 2010 год планировали начало работ по подготовке турецких астронавтов, а на 2014 год – запуск турецкого челночного корабля. Однако все это осталось по большей части на бумаге.

По сути турецкая космическая программа активно развивается только последние три года. В июне 2018 года Эрдоган заявил о намерении своей страны развивать космические исследования вплоть до отправки в космос турецкого астронавта. В декабре того же года был опубликован указ об образовании национального космического агентства (Turkey Space Agency).

Это спровоцировало критику со стороны оппозиции: мол, будут потрачены большие деньги, в то время как в стране экономический кризис. Но сторонники инициативы согласились с тем, что она поддержит ученых и предотвратит «утечку мозгов».

Кто бы как ни относился к политике Эрдогана, желание развивать космическую программу и кооперироваться с мировыми лидерами в этой отрасли выглядит вполне разумным. А временная отсечка, где сказано про 2023 год, это очень хороший стратегический символ. С учетом того, что именно на это время в стране намечены президентские выборы.

Эксперты по-разному оценивают перспективы выполнения программы – сложности с инфраструктурой, слабые перспективы строительства своего космодрома, малый опыт подобных проектов и т.п. Но разве кого это на Востоке, тем более Ближнем, когда-то смущало? Если программа не решит поставленных целей или даже банально забуксует, то это может стать важным фактором для реализации внутренней политики. В общем, с политической точки зрения вся космическая история беспроигрышна в любом случае.